Решения районных судов

Решение от 2010-02-11 №А04-8908/2009. По делу А04-8908/2009. Амурская область.

Решение г. Благовещенск

Дело №

А04-8908/2009



11



февраля

2010 г.

Арбитражный суд в составе судьи Иванова А.Н.

при участии секретаря судебного заседания Дидика А.А.

рассмотрев в судебном заседании исковое заявление Муниципального унитарного предприятия «Жилсервис» Бурейского района в лице конкурсного управляющего Ф.И.О. br>
к



Амурской области в лице Министерства финансов Амурской области

о взыскании 947 рублей 09 копеек.

Третьи лица: Министерство финансов Российской Федерации,

Муниципальное учреждение Администрация рабочего поселка Бурея, Муниципальное учреждение Финансовое управление Администрации Бурейского района.

протокол вел секретарь судебного заседания Дидик А.А.

при участии в заседании:

от Муниципального унитарного предприятия «Жилсервис» Бурейского района в лице конкурсного управляющего Казанцевой Н.В. - Терещенко А.А., доверенность от 15.01.2010, паспорт.

от Амурской области в лице Министерства финансов Амурской области-Устинова Т.Н. доверенность № 13-10/1083 от 01.12.2009, удостоверение.

от третьих лиц: от Министерства финансов Российской Федерации -Теркулецкая И.В., доверенность № 09-21/13 от 22.01.2010, удостоверение.

от МУ Администрации рабочего поселка пос. Бурея - не явились, извещен з/п № 26482, вручено 04.02.2010



от МУ Финансового управления Администрации Бурейского района - не явились, извещен з/п № 26484, вручено 29.01.2010.

Резолютивная часть решения оглашена 10.02.2010 г., Решение в полном объеме изготовлено в соответствии со ст.176 АПК РФ 11.02.2010г.

Установил:

В Арбитражный суд Амурской области обратилось Муниципальное унитарное предприятие «Жилсервис» Бурейского района в лице конкурсного управляющего Казанцевой Н.В. (далее – истец, МУП «Жилсервис») с иском к Амурской области в лице Министерства финансов Амурской области (далее – МФ Амурской области, ответчик) о взыскании убытков, понесенных в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг работникам культуры в сумме 947 рублей 09 копеек.

Определением суда от 29.12.2009 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих, самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Министерство финансов Российской Федерации, Муниципальное учреждение Администрация рабочего поселка Бурея, Муниципальное учреждение Финансовое управление Администрации Бурейского района.

Исковые требования обоснованы тем, что 01.01.2007 между истцом (исполнитель) и МУ рабочего поселка Бурея (Заказчик) заключен договор № 24Л/07 о возмещении затрат при предоставлении мер социальной поддержки, согласно условиям которого, Исполнитель взимает плату за жилищно-коммунальные услуги с учетом мер социальной поддержки специалистам культуры, в соответствии с законом Амурской области № 427-ОЗ «О порядке и размерах оказания отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг», а Заказчик обязался возместить затраты, связанные с фактически предоставленными мерами социальной поддержки.

Истец условия договора выполнил в полном объеме.

Решением Арбитражного суда Амурской области от 30.09.2009 Муниципальное унитарное предприятие «Жилсервис» Бурейского района признано несостоятельным (банкротом), в отношении него введена процедура банкротстве - конкурсное производство. Конкурсным управляющим утверждена Ф.И.О. В соответствии с п.2 ст.129 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» конкурсный управляющий обязан предъявлять к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, требования о ее возмещении.

Амурская область в лице Министерства финансов Амурской области в свою очередь обязательства по возмещению выпадающих доходов от предоставления средств социальной поддержки не исполнила. Задолженность заказчика по указанному договору составила 947 рублей 09 копеек, которую истец просит взыскать на основании ст.ст.15, 16, 309, 310, 1069 ГК РФ с Амурской области в лице Министерства финансов Амурской области в качестве убытков, в соответствии с Законом Амурской области от 05.12.2005 № 99-ОЗ «О социальной поддержке граждан отдельных категорий».

В судебном заседании представитель истца настаивал на исковых требованиях в полном объеме, поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика с исковыми требованиями истца не согласен.

Третье лицо - Муниципальное учреждение Администрация рабочего поселка Бурея в отзыве на иск указал, что из областного бюджета на оплату льгот по жилищно-коммунальным услугам в 2007 году для работников культуры поселка Бурея было выделено-87 000 руб., из районного бюджета-23 510 руб.93 коп. Фактически расходы на оплату льгот по жилищно-коммунальным услугам работников культуры поселка Бурея за 2007 год составили – 124 604 руб.76 коп. Кроме того, по состоянию на 01.01.2007 года имелась кредиторская задолженность за 2006 год перед кредиторами, предоставляющими жилищно-коммунальные услуги работникам культуры пос. Бурея в сумме 59 849 рублей. Задолженность перед истцом по оплате жилищно-коммунальных услуг за 2007 год по состоянию на 31.12.2009 года составляет 947 рублей 09 копеек. Требования истца поддерживает в полном объеме, судебное заседание просил провести без участия представителя.

Третье лицо - Муниципальное учреждение Финансовый отдел Администрации Бурейского района в отзыве на иск указало, что на исполнение Закона Амурской области № 99-ОЗ в областном бюджете на 2007 год Бурейскому району должны быть предусмотрены субвенции в сумме 30875,8 тыс. рублей. Требования истца поддерживает в полном объеме, судебное разбирательство по делу просил провести без участия своего представителя.

Дело рассматривается в судебном заседании в порядке ст.156 АПК РФ по имеющимся в деле доказательствам в отсутствие лиц, участвующих в деле.

Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд Установилследующие обстоятельства:

01.01.2007 между МУП «Жилсервис» Бурейского района (исполнитель) и Муниципальным учреждением Администрации рабочего поселка Бурея (Заказчик) заключен договор № 24Л/07 о возмещении затрат при предоставлении мер социальной поддержки.

В соответствии с условиями которого, Исполнитель взимает плату за жилищно-коммунальные услуги с учетом мер социальной поддержки специалистам культуры, в соответствии с законом Амурской области № 427-ОЗ «О порядке и размерах оказания отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг», а Заказчик обязался возместить затраты, связанные с фактически предоставленными мерами социальной поддержки.

Согласно пункта 2.1.1 договора предприятие предоставляет жилищно-коммунальные услуги с учетом мер социальной поддержки, в соответствии с законом Амурской области. Ежемесячно, не позднее 5 числа месяца следующего за истекшим месяцем, направляет «Заказчику» счета на оплату за оказанные услуги (пункт 2.1.2договора). Заказчик обязан ежемесячно возмещать расходы за предоставленные меры социальной поддержки в соответствии с предоставленными счетами (пункт 2.1.1договора).

Истец принятые по договору обязательства исполнил в полном объеме, в течение 2007 года на льготных условиях предоставлял льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг.

Муниципальным учреждением Администрации рабочего поселка Бурея обязательства по оплате выпадающих доходов предприятия за предоставленные меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг исполнены ненадлежащим образом, в связи с чем сумма выпадающих доходов истца составила 947 рублей 09 копеек, которая подтверждается материалами дела, а также актом сверки взаиморасчетов по состоянию на 14.01.2010г. подписанной Муниципальным учреждением Администрации рабочего поселка Бурея без возражений. До настоящего времени указанная сумма истцу не оплачена.

В связи не возмещением расходов за предоставленные льготы работникам культуры согласно Закону Амурской области от 05.12.2005 года № 99-ОЗ «О социальной поддержке граждан отдельных категорий» за 2007 год в сумме 947 рублей 09 копеек истец вынужден был обратиться с настоящим иском в арбитражный суд.

В качестве доказательств предоставления льгот истцом в материалы дела представлены счета-фактуры 21.12.2007 № 908, от 26.12.2007 № 948, выставленные в адрес Бурейского муниципального образования с указанием сумм льгот и приложением списка граждан, которым предоставлены меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, акт сверки взаиморасчетов по состоянию на 14.01.2010, подписанным сторонами без возражений.

Документы, представленные истцом в качестве доказательств по делу, ответчиком не оспорено, равно как и списки граждан, которым предоставлены меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг за 2007 год (работники дома культуры).

В соответствии со ст.71 АПК РФ, суд оценивает предоставленные истцом документы, как надлежащие доказательства предоставления истцом льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг указанных категорий граждан.

Пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции РФ предусмотрено, что Решение вопросов, относящихся к сфере социальной защиты населения, включая установление льгот, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. Это же положение закреплено в пункте 1 статьи 85 Бюджетного кодекса РФ.

Закон Амурской области от 05.12.2005г. № 99-ОЗ «О социальной поддержке граждан отдельных категорий» (далее - Закон 99-ОЗ), устанавливает размеры, условия и порядок возмещения расходов на предоставление социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан.

В пункте «г» пункта 9 статьи 1 Закона № 99-ОЗ, определены категории граждан, имеющих право на получение социальной поддержки, в том числе:

-руководители и специалисты учреждений культуры, а также проживающие с ними нетрудоспособные члены их семей, находящиеся на иждивении (далее - работники культуры).

В приложении № 1 к вышеуказанному закону № 99-ОЗ установлены размеры социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг, в том числе граждан указанным в п.п. «г» п.9 части 1 ст.1 Закона № 99-ОЗ в размере 100% уменьшения оплаты коммунальных услуг.

Пунктом 4 ст.9 Закона № 99-ОЗ предусмотрено, что обеспечение предусмотренных настоящим законом мер социальной поддержки граждан производится на счет областного бюджета. Средства на реализацию передаваемых органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий предусматриваются в составе фонда компенсаций областного бюджета в виде субвенций.

Согласно Закону Амурской области «О внесении изменений в Закон Амурской области «Об областном бюджете на 2007 год» № 420-ОЗ от 13.11.2007г. Амурской областью в части оказания мер социальной поддержки специалистам государственных и муниципальных организаций, учреждений, финансируемых за счет средств областного бюджета и местных бюджетов, проживающим и работающим в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках), по оплате жилья и коммунальных услуг предусмотрено выделение в 2007г. субвенций муниципальному образованию Бурейского района в размере 22 636,00 тыс. рублей.

В соответствии с законом Амурской области от 01.09.2008г. № 92-ОЗ « Об исполнении областного бюджета за 2007 г.» в части субвенций на предоставление работникам учреждений культуры, финансируемых за счет средств бюджетов городских и сельских поселений, мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг муниципальному образованию Бурейского района фактически перечислено субвенций в размере 22 636,00 тыс. рублей, из них работникам культуры из областного бюджета выделено 87 000 рублей из районного бюджета-23 510,93 рублей, сумма фактических затрат составила 882 тыс.рублей, задолженность на конец отчетного периода составила 314.300 рублей.

Доказательств нецелевого использования полученных бюджетом Бурейского района денежных средств не представлено.

Таким образом, суд приходит к выводу, что Муниципальное учреждение Администрация рабочего поселка Бурея не имела возможности направлять средства на реализацию Закона № 99-ОЗ «О социальной поддержке граждан отдельных категорий», поскольку средства на реализацию указанного закона из областного бюджета в 2007 в необходимом количестве не передавалось, а средств, выделенных в порядке субвенций, было недостаточно.

Федеральными законами «О финансовых основах местного самоуправления в РФ», «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» определено, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены материальными и финансовыми средствами.

Статьей 85 Бюджетного кодекса РФ (в ред. до 01.01.2008г.) предусмотрено, что расходные обязательства субъекта Российской Федерации, возникшие в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации или от имени субъекта Российской Федерации договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.

В соответствии со ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные юридическому лицу в результате бездействия государственных органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Согласно ст. 1069 ГК РФ вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В соответствии с п.16 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 г. № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» установлено, что в тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшие товары (выполнившего работы, оказавшие услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя.

Пунктом 17 названного Пленума установлено также, что ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образование обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование.

При удовлетворении соответствующего требований в резолютивной части решения суда должно быть указано на взыскание денежных средств за счет казны соответствующего публично-правового образования.

Поскольку муниципальному учреждению рабочего поселка Бурея в 2007 году в достаточном размере не были выделены средства из областного бюджета на реализацию полномочий в части предоставления социальной поддержки гражданам, согласно Закону от 05.12.2005 № 99-ОЗ «О социальной поддержке граждан отдельных категорий», и Муниципальное учреждение Администрации рабочего поселка Бурея не имело возможности для исполнения обязательств по возмещению истцу выпадающих доходов по договору от 01.01.2007 № 24Л/07, то убытки в сумме 947 рублей 09 копеек, возникшие в результате предоставления в 2007 году работникам культуры, проживающим и работающим в пос. Бурея, льгот по оплате коммунальных услуг, должна нести казна субъекта Амурской области в лице министерства финансов Амурской области на основании ст.136 БК РФ, ст.ст. 16, 1069 ГК РФ.

В качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию выступает главный распорядитель средств соответствующего бюджета (ст.158 Бюджетного Кодекса).

Как установлено судом выше главным распорядителем бюджетных средств по перечислению субвенций на реализацию Закона от 05.12.2005 № 99-О3 является Финансовый департамент администрации области, преобразованный в министерство финансов Амурской области.

Принимая во внимание изложенное, суд считает требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению в сумме 947 рублей 09 копеек за счет средств казны Амурской области.

Госпошлина по иску составляет 500 рублей.

Истцу при подаче иска на основании ст.102 АПК РФ предоставлено отсрочка по уплате госпошлины до вынесения решения, но не более 6 месяцев.

Поскольку ответчик в силу положений статьи 333.37 Налогового кодекса РФ ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины, пошлина взысканию не подлежит.

Руководствуясь ст. ст. 110, 167-170, 180 АПК РФ, суд

Решил:

Взыскать с Амурской области в лице министерства финансов Амурской области за счет средств казны Амурской области в пользу Муниципального унитарного предприятия «Жилсервис» Бурейского района убытки в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг работникам учреждений культуры в сумме 947 рублей 09 копеек.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Шестой Арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск), и ( или) в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу - в Федеральный Арбитражный суд Дальневосточного округа (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.

Судья Иванов А.Н.