Решения районных судов

Решение от 04.12.2009 №А57-22725/2009. По делу А57-22725/2009. Саратовская область.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

410002, г. Саратов, Бабушкин взвоз,1

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Решение

г. Саратов Дело № А57-22725/2009

Резолютивная часть решения объявлена 01 декабря 2009 года

В полном объеме Решение изготовлено 04 декабря 2009 года

Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Дружининой Н.В.,

при ведении протокола судебного заседания судьей

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению закрытого акционерного общества «Автоштамп», г. Саратов

Заинтересованные лица: Федеральная служба финансово-бюджетного надзора Территориальное управление в Саратовской области, г. Саратов



Саратовская таможня Федеральной таможенной службы г. Саратова

о признании незаконным постановления о назначении административного наказания

№ 247 от 18.09.2009г.

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя – Кочетыгов С.А. – доверенность от 01.09.2009г. № б/н

Попова А.Н. – по доверенности от 01.09.2009г.

от заинтересованных лиц: от Федеральной службы финансово-бюджетного надзора ТУ в Саратовской области – Студенцева Н.Н. – доверенность от 12.01.2009г. № 60-01-31/26

от Саратовской таможни – не явился

Установил:

В Арбитражный суд Саратовской области обратилось с заявлением закрытое акционерное общество «Автоштамп», г. Саратов (далее ЗАО «Автоштамп», г. Саратов) Заинтересованные лица: Федеральная служба финансово-бюджетного надзора Территориальное управление в Саратовской области, г. Саратов о признании незаконным постановления № 247 от 18.09.2009г. о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 6 ст. 15.25 Кодекса об административных правонарушениях в Российской Федерации в виде взыскания штрафной санкции в размере 40000 руб.



Определением Арбитражного суда Саратовской области от 21.10.2009г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Саратовская таможня Федеральной таможенной службы, г. Саратов.

В судебном заседании представитель заявителя заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель административного органа заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве, указав на отсутствие со стороны Управления нарушений норм действующего законодательства.

В судебное заседание не явился представитель Саратовской таможни Федеральной таможенной службы, г. Саратов, извещенный надлежащим образом о дне, времени и месте судебного заседания.

Суд на основании ч. 1 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривает данное дело по имеющимся доказательствам.

В судебном заседании объявлялся перерыв с 24.11.2009г. по 01.12.2009г. до 12 час. 10 мин.

Как видно из материалов дела ЗАО «Автоштамп» (Продавец) заключило контракт № 08-13 от 16.01.200 Ф.И.О. (Покупатель) (Республика Казахстан) на поставку подшипников. В филиале АК Сберегательного банка Российской Федерации Заводское отделение № 6976 оформлен паспорт сделки от 18.01.2008 № 08010011/1481/1322/1/0.

Согласно ГТД № 10413070/071108/0007106 ЗАО «Автоштамп» должно было осуществить экспортную поставку товарно-материальных ценностей-подшипников в ассортименте, на сумму 329 396 руб. 09 коп. в режиме «реэкспорт», датой выпуска (условного выпуска - графа «D») таможенными органами вывозимых с таможенной территории Российской Федерации товаров первоначально было указано 12.11.2008г. Однако фактической отправки товарно-материальных ценностей произведено не было в связи с получением от ИП Дик Е.П. письма исх. № 98 от 12.11.2008г.

В письме ИП Дик Е.П. обратилась с просьбой отгрузку товарно-материальных ценностей в её адрес приостановить и уведомила ЗАО «Автоштамп» о невозможности оплаты в согласованные договором сроки.

20.11.2008г. ЗАО «Автоштамп» на имя начальника Саратовского таможенного поста исх. №01-02/0441 был направлен запрос о возможности аннулирования транзитной ГТД

№ 10413070/071108/0007106, в связи с чем в экземпляр декларанта 21.11.2008г. была внесена запись об отзыве вышеуказанной ГТД.

Саратовская таможня исх. № 17-02-00/1358 от 21.11.2008г. сообщила о невозможности отзыва ГТД № 10413070/071108/0007106. На данное письмо Саратовской таможни заявитель 26.11.2008г. обратился исх. № 01-02/451 для получения разъяснений относительно поставки товаров в режиме «реэкспорт».

На исх. №01-02-451 от 26.11.2008г. заявителем был получен ответ Саратовской таможни исх. №09-21/18679 от 11.12.2008г. о невозможности отзыва ГТД № 10413070/071108/0007106.

В связи с общим изменением веса, количества мест товаров, а также изменения номеров грузовых контейнеров ЗАО «Автоштамп» обратилось в Саратовскую таможню исх. № 01-02/498 от 11.12.2008г с запросом о внесении корректировки в электронную копию грузовой таможенной декларации, которые были внесены Саратовской таможней 16.12.2008г.

Саратовская таможня исх. № 17-02-09/1455 от 17.12.2008г. уведомила заявителя о внесении соответствующих изменений в электронную копию ГТД № 10413070/071108/0007106.

После оформления всех товаросопроводительных документов товарно-материальные ценности по ГТД № 10413070/071108/0007106, 19.12.2008г. были отправлены ИП Дик Е.П. со станции Саратов II Приволжской железной дороги. Справка о подтверждающих документах по ГТД № 10413070/071108/0007106 была предоставлена в банк паспорт сделки 23.12.2008г., то есть в течение пяти дней с момента фактически состоявшейся отгрузки товарно-материальных ценностей.

Территориальное управление Федеральной службы в ходе проведения проверки соблюдения валютного законодательства вынесла определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования

№ 247 от 10.07.2009г. и 29.07.09 исх. № 60-01-31/1609 направило в адрес ЗАО «Автоштамп» приглашение прибыть 10.08.2009г. для дачи пояснений по факту предоставления справки о подтверждающих документах по ГТД № 10413070/071108/0007106.

Представитель ЗАО «Автоштамп» прибыл в указанное в приглашении время в Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Саратовской области и в его присутствии был составлен протокол об административном правонарушении № 247 от 10.08.2009г.

Представителем заявителя в протоколе были представлены объяснения по существу дела, в которых, на основании вышеуказанных документов сообщалось об отсутствие события административного правонарушения.

10.08.2009г. Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Саратовской области на основании определения о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении № 247 рассмотрение дела об административном правонарушении было назначено к рассмотрению на 18.08.2009г.

В ходе рассмотрения дела 18.08.2009г. было указано на отсутствие события административного правонарушения - несвоевременного предоставления справки о подтверждающих документах, в связи с чем руководителем Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Саратовской области рассмотрение дела было отложено до 18.09.2009г. в связи с необходимостью получения дополнительной информации и направления запроса в Саратовскую таможню исх. № 60-01-28/1759 от 18.08.2009г.

На основании полученного ответа Саратовской таможни исх. № 11-04/18/13609 от 28.08.2009г. при рассмотрении дела об административном правонарушении Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Саратовской области было вынесено Постановление о назначении административного наказания № 247 от 18.09.2009г., в котором ЗАО «Автоштамп» было признано виновным в совершении административного правонарушения по части 6 ст. 15.25 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и назначен административный штраф в размере 40000 руб.

При вынесении постановления о назначении административного наказания № 247 от 18.09.2009г. административный орган посчитал, что заявителем допущен пропуск срока предоставления в банк паспорта сделки и подтверждающих документов, срок предоставления которых Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Саратовской области определён, как не позднее 27.11.2008г., то есть не позднее 15 дней от даты выпуска (условного выпуска), первоначально указанного в графе «D» таможенной декларации № 10413070/071108/0007106.

По правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Исследовав представленные в материалы дела документы, оценив доводы приведенные сторонами, суд пришел к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п. 6 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое Решение, устанавливает имелись ли законные основания для привлечения к административное ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значений для дела.

В соответствии с п. 7 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении и проверяет оспариваемое Решение в полном объеме.

Часть 6 ст. 15.25 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации предусматривает административную ответственность за несоблюдение установленного порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок.

ЗАО «Автоштамп» считает, что при вынесении оспариваемого постановления и назначении административного штрафа административным органом неверно истолкованы нормы действующего законодательства и сделан ошибочный вывод о наличии события административного правонарушения по следующим основаниям:

Положение Центрального Банка Российской Федерации от 01.06.2004г. № 258-П «О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций», издано на основании Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» №173-Ф3 от 10.12.2003г.

Согласно Положения Центрального Банка, Банк России устанавливает порядок представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций, осуществляемых резидентами с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, предусматривающим вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации или ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации, выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, а также порядок осуществления уполномоченными банками контроля за проведением указанных валютных операций.

Пункт 2.1. Положения Центрального Банка устанавливает, что в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент представляет в банк паспорта сделки (ПС) документы, подтверждающие вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации. Ни Положение ЦБ, ни Федеральный закон от 10 декабря 2003г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» не устанавливают особого толкования терминов и определений относительно вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации.

При этом пункт 2 ст. 1 Федерального закона от 10.12.2003г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» прямо устанавливает, что используемые в нём институты, понятия и термины гражданского и административного законодательства Российской Федерации, других отраслей законодательства Российской Федерации применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства Российской Федерации.

Согласно п.п. 9 ст. 11 Таможенного кодекса Российской Федерации от 28.05.2003г.

№ 61-ФЗ под вывозом товаров с таможенной территории Российской Федерации понимается подача таможенной декларации или совершение действий, непосредственно направленных на вывоз товаров, а также все последующие предусмотренные Кодексом действия с товарами и (или) транспортными средствами до фактического пересечения ими таможенной границы.

Абзац второй п.п. 9 ст. 11 Таможенного кодекса Российской Федерации устанавливает, что под действиями, непосредственно направленными на вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации, относятся вход (въезд) физического лица, выезжающего из Российской Федерации, в зону таможенного контроля, въезд автотранспортного средства в пункт пропуска через Государственную границу Российской Федерации в целях убытия его с таможенной территории Российской Федерации, сдача транспортным организациям товаров либо организациям почтовой связи международных почтовых отправлений для отправки за пределы таможенной территории Российской Федерации, действия лица, непосредственно направленные на фактическое пересечение таможенной границы товарами и (или) транспортными средствами вне установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации мест.

Таким образом, законодательно установлено, что процедура вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации является длящейся процедурой, предусматривающей наряду с подачей таможенной декларации осуществление и иных действий, направленных для перемещения товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации. Подача же таможенной декларации является свидетельством о намерении произвести вывоз товаров с территории Российской Федерации и предполагает осуществление декларантом других действий, непосредственно направленных на фактическое пересечение товарами таможенной границы Российской Федерации.

В соответствии с п. 2.2., 2.4. Положения Центрального Банка Российской Федерации подтверждающие документы представляются резидентом в банк ПС одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах, в установленном банком ПС порядке и в согласованный с банком ПС срок, не превышающий: 15 календарных дней, исчисляемых со дня, следующего за датой выпуска (условного выпуска) таможенными органами ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации или вывозимых с таможенной территории Российской Федерации товаров, определяемой по отметкам таможенного органа о выпуске (условном выпуске) товаров в таможенной декларации (в случае представления грузовой таможенной декларации на бланке установленной формы - графа «D»), которые в соответствии с нормативными правовыми актами в области таможенного дела подлежат декларированию таможенным органам путем подачи таможенной декларации.

В соответствии с пунктом 2.3. Положения Центрального Банка Российской Федерации, указанные в пункте 2.2 Положения Центрального Банка Российской Федерации документы представляются резидентом в банк ПС в соответствии с требованиями, установленными частью 5 статьи 23 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле», то есть могут быть представлены только документы, действительные на день представления агентам валютного контроля и при наличии оригиналов документов.

Таким образом, в банк ПС требуется представить не только таможенную декларацию, но и действительные оригиналы документов, подтверждающих фактический вывоз товаров и исполнение резидентом условий внешнеторгового контракта, на который открыт паспорт сделки.

В свою очередь, порядок заполнения справки о подтверждающих документах в соответствии с Положением Центрального Банка Российской Федерации определяет в графе 1 в формате ДД.ММ.ГГГГ дата выпуска (условного выпуска) таможенными органами ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации или вывозимых с таможенной территории Российской Федерации товаров, определяемая по отметкам таможенного органа о выпуске (условном выпуске) товаров в таможенной декларации (в случае представления грузовой таможенной декларации на бланке установленной формы - графа “D“), которые в соответствии с нормативными правовыми актами в области таможенного дела подлежат декларированию таможенным органам путем подачи таможенной декларации.

ЗАО «Автоштамп» добросовестно выполнило все предусмотренные процедуры: подав 07.11.2008г. ГТД № 10413070/071108/0007106 в Саратовскую таможню, 16.12.2008г. закончило её оформление и 19.12.2008г. передало задекларированный груз грузоперевозчику. Затем, в течение 15 дневного срока, а именно 23.12.2008г. представило заполненную в соответствии с Положением Центрального Банка в банк ПС справку о подтверждающих документах и оригиналы подтверждающих документов, подтверждающих вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации.

Таким образом, суд приходит к выводу, что в его действиях заявителя отсутствует состава вменяемого ему административного правонарушения.

В соответствии с п. 1 ст. 1.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации лицо подлежит ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Поэтому основным условием для привлечения лица к административной ответственности является наличие его вины в совершении данного административного правонарушения.

Часть 2 ст.2.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации регламентирует, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно п. 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.04 г. № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных ч.2 ст.26.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

Как отмечено в указанном Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.05.07 г. № 16234/06, вина юридического лица определяется в соответствии с ч. 2 ст. 2.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, согласно которой юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В ходе судебного разбирательства судом установлено, что в действиях ЗАО «Автоштамп», г. Саратов отсутствует состав административного правонарушения, так как товар фактически не был вывезен с территории таможенного органа, а следует и отсутствует вина ЗАО «Автоштамп», г. Саратов.

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что ЗАО «Автоштамп»,

г. Саратов не правомерно привлечено Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Саратовской области к административной ответственности по ч. 6 ст. 15.25 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и Постановление по делу об административном правонарушении

№ 247 от 18.09.2009г. является незаконным.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

Заявленные требования удовлетворить.

Признать незаконным и отменить Постановление № 247 от 18.09.2009г. по делу об административном правонарушении, принятое Федеральной службой финансово-бюджетного надзора ТУ в Саратовской области, г. Саратов в отношении Закрытого акционерного общества «Автоштамп», г. Саратов по ч. 6 ст. 15.25 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации в виде административного штрафа в размере 40000 руб.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить.

Решение арбитражного суда может быть обжаловано в апелляционную или кассационную инстанцию в порядке, предусмотренном статьями 257, 273 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья арбитражного суда

Саратовской области Н.В. Дружинина