Решения районных судов

Решение от 14.12.2009 №А76-31930/2009. По делу А76-31930/2009. Челябинская область.

Решение

г. Челябинск

«14»декабря 2009 года Дело №А76-31930/2009-65-524

Судья Арбитражного суда Челябинской области *.*. Воронов, при ведении протокола судебного заседания судьей, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Курчатовском районе г. Челябинска к индивидуальному предпринимат Ф.И.О. о взыскании 386, 00 руб., при участии в заседании от заявителя: не явился, извещен; от заинтересованного лица: не явился, извещен.

Установил:

в арбитражный суд Челябинской области обратилось Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Курчатовском районе г. Челябинска (далее – заявитель) с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимат Ф.И.О. (далее – заинтересованное лицо) финансовых санкций в сумме 386 руб.

Представитель заявителя и представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены с соблюдением требований ст. ст. 121-123 АПК РФ, а потому в силу ст. 156 АПК РФ дело рассмотрено судом в отсутствие представителей лиц участвующих в деле.

Исследовав представленные лицами, участвующими в деле, доказательства в их совокупности, суд в ходе судебного разбирательства Установилследующие обстоятельства.

Заинтересованное лицо зарегистрировано в качестве индивидуального предприни Ф.И.О. государственный регистрационный номер 305744827600022.

В соответствии с ч. 1 ст. 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.

Заявителем 17.04.2009 проведена проверка своевременности представления заинтересованным лицом – страхователем сведений индивидуального персонифицированного учета за 2008, по результатам которой составлен акт без №. В ходе проверки установлено нарушение Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» от 01.04.1996 №27-ФЗ (далее: Федеральный Закон № 27-ФЗ), а именно непредставление в установленный срок сведений индивидуального персонифицированного учета за 2008 год. Актом проверки заинтересованное лицо приглашено на рассмотрение материалов проверки на 21.05.2009. Акт проверки направлен заинтересованному лицу по почте.



Заявителем 21.05.2009 принято Решение № 1737 о привлечении заинтересованного лица к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в виде штрафа в размере 386 руб. Пунктом 2 резолютивной части указанного решения заинтересованному лицу предложено перечислить в 14-дневный срок названную сумму финансовых санкций. Решение направлено заинтересованному лицу по почте, что подтверждается почтовым реестром.

В связи с неисполнением добровольно заинтересованным лицом требования об уплате штрафа, заявитель на основании абз.3 ст.17 Федерального закона №27-ФЗ обратился в арбитражный суд.

Арбитражный суд считает требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 5 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001 №167-ФЗ (далее: Федеральный закон № 167-ФЗ) Пенсионный фонд Российской Федерации является страховщиком по обязательному пенсионному страхованию.

В соответствии с абз. 3 ст. 17 Федерального закона №27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов от причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Из анализа ст. 1 Федерального закона №27-ФЗ, в которой даны определения понятий «страхователь» и «физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы», следует, что в целях организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, могут быть отнесены как к категории страхователей, так и к категории физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы.

Согласно п.2 ст. 11 Федерального закона 27-ФЗ страхователь представляет один раз в год, но не позднее первого марта о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, перечисленные в названном пункте.

Доказательства, свидетельствующие о наличии у предпринимателя наемных работников, в материалах дела отсутствуют.

Пунктом 5 ст. 11 Федерального закона №27-ФЗ определен перечень сведений, которые должны представлять в органы Пенсионного фонда Российской Федерации физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы.

Согласно п. 6 ст. 11 Федерального закона №27-ФЗ указанные сведения представляются вместе с копией платежного документа.



Срок представления сведений данной категорией лиц Федеральным законом №27-ФЗ не установлен.

Размер причитающихся за отчетный год платежей физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, установлен Законом.

Обязанность физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, ежегодно представлять сведения, предусмотренные п. 2 ст. 11 Федерального закона №27-ФЗ, не предусмотрена.

Таким образом, арбитражный суд приходит к выводу об отсутствии у Пенсионного фонда оснований для привлечения заинтересованного лица как страхователя к ответственности, предусмотренной абз. 3 ст. 17 Федерального закона №27-ФЗ.

Федеральный закон №27-ФЗ является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании, а правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и осуществлением контроля за их уплатой, регулируются законодательством о налогах и сборах, если иное не предусмотрено Федеральным законом № 167-ФЗ.

Специальными правовыми актами в сфере обязательного пенсионного страхования не установлен порядок привлечения к ответственности, предусмотренной абз. 3 ст. 17 Федерального закона №27-ФЗ, поэтому подлежат применению нормы Налогового кодекса Российской Федерации.

Порядок проведения камеральной налоговой проверки определен в ст. 88 Налогового кодекса Российской Федерации, из п. 5 которой следует, что если налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном статьей 100 Налогового кодекса Российской Федерации.

В пункте 3 ст. 100 Налогового кодекса Российской Федерации перечислены требования к содержанию акта налоговой проверки, в частности, в нем должны быть указаны документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых, а также выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи настоящего Кодекса, в случае если Кодексом предусмотрена ответственность за данные нарушения законодательства о налогах и сборах.

В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом налогового правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, Решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей настоящего Кодекса, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности (п. 8 ст. 101 Налогового кодекса Российской Федерации).

При применении ответственности, предусмотренной абз. 3 ст. 17 Федерального закона №27-ФЗ за непредставление в соответствии с п. 2 ст. 11 указанного закона сведений, заявителю надлежало установить, является ли заинтересованное лицо страхователем – осуществляющим прием на работу лиц по трудовому договору, а также заключившим договоры гражданско-правового характера.

Между тем, ни из акта проверки, ни из решения не усматривается, что заявителем данные обстоятельства устанавливались и исследовались. Таким образом, Решение о привлечении к ответственности принято в отсутствие достаточных доказательств, позволяющих отнести заинтересованное лицо к категории «страхователь» в соответствии с Федеральным законом №27-ФЗ, который является таковым в случае, если он осуществляет прием на работу по трудовому договору, а также заключает договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.

Поскольку Решение о привлечении заинтересованного лица к ответственности принято в отсутствие достаточных доказательств, у заявителя не имелось правовых оснований для привлечения его к ответственности в соответствии с абз.3 ст.17 Федерального закона №27-ФЗ и соответственно взыскания штрафа в судебном порядке.

Руководствуясь ст.ст. 110, 167 – 171, 216 АПК Российской Федерации, арбитражный суд

Решил:

заявителю в удовлетворении требования отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Челябинской области.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Судья: *.*. Воронов