Решения районных судов

Постановление апелляции от 14.12.2009 №А65-27376/2009. По делу А65-27376/2009. Российская Федерация.

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

Постановление апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

14 декабря 2009 г. Дело № А65-27376/2009

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2009 г.

Постановление в полном объеме изготовлено 14 декабря 2009 г.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Семушкина *.*. , cудей Захаровой *.*. , Кувшинова *.*. ,



при ведении протокола секретарем судебного заседания Олениной *.*. ,

с участием в судебном заседании представителей ОАО «Акмай» Каптелинина *.*. (выписка из протокола от 04 июня 2009г.; директор), Логиновой *.*. (доверенность от 10 декабря 2009г. №168), Шарафиева *.*. (доверенность от 10 декабря 2009г. №169),

представитель РО ФСФР России в ВКР не явился, извещен надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании 14 декабря 2009г. в помещении суда апелляционную жалобу ОАО «Акмай», Республика Татарстан, г. Альметьевск, на Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 30 октября 2009г. по делу №А65-27376/2009 (судья Бредихина *.*. ), принятое по заявлению ОАО «Акмай» к РО ФСФР России в ВКР,

о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания,

Установил:

Открытое акционерное общество «Акмай» (далее – ОАО «Акмай», общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе (далее – РО ФСФР России в ВКР) от 15 сентября 2009 г. № 11-09-9534/ап о назначении административного наказания по части 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Решением от 30 октября 2009 г. по делу №А65-27376/2009 Арбитражный суд Республики Татарстан, установив наличие в действиях ОАО «Акмай» признаков состава административного правонарушения, признал оспариваемое Постановление незаконным и отменил его в связи с малозначительностью.

По мотивам, приведенным в апелляционной жалобе, ОАО «Акмай» просит изменить мотивировочную часть решения суда первой инстанции.

РО ФСФР России в ВКР отклонило апелляционную жалобу по основаниям, изложенным в отзыве на нее.



Дело рассмотрено в соответствии с требованиями статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя административного органа, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.

В судебном заседании представители ОАО «Акмай» поддержали апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям.

Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, приведенных в апелляционной жалобе и в отзыве на нее, а также в выступлении представителя ОАО «Акмай», суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Из материалов дела видно, что 24 августа 2009 г. и. о. Альметьевского городского прокурора возбудил в отношении ОАО «Акмай» производство по делу об административном правонарушении по части 2 статьи 15.19 КоАП РФ по факту ненадлежащей публикации годовой бухгалтерской отчетности за 2008 г.

Постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении и иные материалы дела были направлены в РО ФСФР России в ВКР. 15 сентября 2009 г. РО ФСФР России в ВКР вынесло в отношении ОАО «Акмай» Постановление о назначении административного наказания по части 2 статьи 15.19 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 700000 руб.

Основанием для привлечения общества к административной ответственности и вынесения оспариваемого постановления послужили следующие обстоятельства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 92 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. «Об акционерных обществах», пунктами 8.1.1, 8.1.2 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного Приказом ФСФР России от 10 октября 2006 г. № 06-117/пз-н (далее – Положение), открытое акционерное общество с даты его государственной регистрации обязано, в частности, раскрывать информацию в форме годовой бухгалтерской отчетности.

Пунктами 8.3.1, 8.3.3, 8.3.7 Положения предусмотрено, что информация в форме годовой бухгалтерской отчетности должна содержать бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, предусмотренные нормативными актами Российской Федерации, аудиторское заключение, подтверждающее достоверность годовой бухгалтерской отчетности акционерного общества, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту, а также пояснительную записку. Кроме того, раскрытие годовой бухгалтерской отчетности в соответствии с Положением не освобождает открытое акционерное общество от обязанности публиковать годовую бухгалтерскую отчетность в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.

В соответствии с пунктом 8.3.5 Положения акционерное общество, на которое не распространяются требования о раскрытии информации в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах (к числу которых относится и ОАО «Акмай»), обязано опубликовать текст годовой бухгалтерской отчетности на странице в сети Интернет не позднее 45 дней с даты истечения установленного законодательством Российской Федерации срока представления годовой бухгалтерской отчетности, то есть не позднее 15 мая года, следующего за отчетным.

Согласно статье 16 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и Приказу Министерства финансов Российской Федерации от 28 ноября 1996г. №101 «О порядке публикации бухгалтерской отчетности открытыми акционерными обществами» акционерные общества обязаны публиковать годовую бухгалтерскую отчетность не позднее 01 июня года, следующего за отчетным. При этом, публичность бухгалтерской отчетности заключается в ее опубликовании в газетах и журналах, доступных пользователям бухгалтерской отчетности, либо распространении среди них брошюр, буклетов и других изданий, содержащих бухгалтерскую отчетность, а также в ее передаче территориальным органам государственной статистики по месту регистрации организации для предоставления заинтересованным пользователям.

Пунктом 1.2 указанного Приказа также определено, что публикацией бухгалтерской отчетности признается объявление обществом бухгалтерской отчетности в средствах массовой информации для всеобщего сведения.

В свою очередь, согласно статье 30 Федерального закона от 22 апреля 1996г. №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» под раскрытием информации понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам. Раскрытой информацией на рынке ценных бумаг признается информация, в отношении которой проведены действия по ее раскрытию.

Таким образом, публикация бухгалтерской отчетности преследует ту же цель, что и раскрытие информации и является составной частью исполнения открытым акционерным обществом обязанности по раскрытию информации на рынке ценных бумаг.

При этом, обязанность по раскрытию информации в форме годовой бухгалтерской отчетности не исчерпывается размещением соответствующей информации на странице в сети Интернет, а является исполненной должным образом лишь при условии ее публикации в средствах массовой информации и иных печатных изданиях.

Таким образом, утверждение ОАО «Акмай» о том, что общество должным образом исполнило свою обязанность по раскрытию информации в форме годовой бухгалтерской отчетности, опубликовав ее на странице в сети Интернет, является безосновательным.

Суд апелляционной инстанции отклоняет довод ОАО «Акмай» о том, что бухгалтерская отчетность за 2008 г. якобы была своевременно опубликована обществом, с учетом даты проведения общего собрания акционеров ОАО «Акмай».

Пунктом 1.3 Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 28 ноября 1996г. №101 «О порядке публикации бухгалтерской отчетности открытыми акционерными обществами» предусмотрено, что условием для публикации годовой бухгалтерской отчетности является ее проверка и подтверждение независимым аудитором (аудиторской фирмой), а также утверждение общим собранием акционеров.

Таким образом, обязанность по публикации годовой бухгалтерской отчетности должна быть исполнена в срок до 01 июня года, следующего за отчетным, при соблюдении упомянутых требований к подтверждению отчетности.

Утверждение ОАО «Акмай» о том, что общее собрание акционеров общества, в соответствии со статьями 47, 48 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. «Об акционерных обществах», должно быть проведено не позднее шести месяцев после окончания финансового года, а, значит, предельный срок публикации годовой бухгалтерской отчетности определен не 01 июня года, следующего за отчетным, а датой проведения общего собрания акционеров, является безосновательным.

Положения статей 47, 48 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. «Об акционерных обществах» о сроке проведения общего собрания акционеров распространяется на все акционерные общества, в том числе, и на те, для которых отсутствует обязанность по публикации годовой бухгалтерской отчетности. При условии наличия упомянутой обязанности для открытых акционерных обществ дата проведения общего собрания акционеров должна быть согласована с надлежащим исполнением обязанности по публикации годовой бухгалтерской отчетности.

Что касается определения в уставе ОАО «Акмай» даты проведения общего собрания акционеров в срок не ранее, чем через два месяца и не позднее, чем через шесть месяцев после окончания финансового года, то данное положение устава ни при каких обстоятельствах не исключает действие императивной нормы закона о сроке публикации годовой бухгалтерской отчетности.

Более того, из материалов дела видно, что годовая бухгалтерская отчетность ОАО «Акмай» опубликована в газете «Маяк» 19 июня 2009 г. после утверждения общим собранием акционеров общества, которое состоялось 04 июня 2009 г. Однако публикация годовой бухгалтерской отчетности произведена не в полном объеме, с нарушением требований пунктов 2.8, 2.9 Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 28 ноября 1996г. №101 «О порядке публикации бухгалтерской отчетности открытыми акционерными обществами». Впоследствии годовая бухгалтерская отчетность ОАО «Акмай» за 2008 г. в полном объеме опубликована в газете «Знамя труда» лишь 17 августа 2009 г.

Суд апелляционной инстанции отклоняет ссылку ОАО «Акмай» на то, что часть 2 статьи 15.19 КоАП РФ якобы предусматривает административную ответственность за ненадлежащее раскрытие информации, обязанность по раскрытию которой предусмотрена лишь нормативными правовыми актами по рынку ценных бумаг.

В соответствии с частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ эмитент эмиссионных ценных бумаг подлежит административной ответственности, в частности, за нераскрытие или за нарушение порядка и сроков раскрытия информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а равно за раскрытие информации не в полном объеме.

Таким образом, указанная правовая норма не ограничивает ответственность лица неисполнением лишь законодательства о рынке ценных бумаг.

Поскольку Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 28 ноября 1996г. №101 «О порядке публикации бухгалтерской отчетности открытыми акционерными обществами» принят в развитие, в том числе, и статьи 92 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. «Об акционерных обществах», то РО ФСФР России в ВКР правомерно привлекло ОАО «Акмай» к административной ответственности за несвоевременную и неполную публикацию в средствах массовой информации годовой бухгалтерской отчетности общества за 2008 г.

Суд апелляционной инстанции считает безосновательной ссылку ОАО «Акмай» на Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 06 ноября 2001 г. №КА-А40/6358-01, поскольку оно принято в отношении иной совокупности конкретных фактических обстоятельств, установленных в отношении другого лица.

Суд апелляционной инстанции также приходит к выводу о том, что суд первой инстанции, посчитав доказанным факт совершения ОАО «Акмай» события вменяемого ему административного правонарушения, с учетом отсутствия существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, обоснованно признал оспариваемое Постановление незаконным и отменил его.

На основании изложенного судом апелляционной инстанции установлено, что выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном решении, соответствуют обстоятельствам дела и нормам материального права; обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции выяснены и доказаны.

Доводы, приведенные ОАО «Акмай» в апелляционной жалобе, не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

Постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 30 октября 2009 г. по делу №А65-27376/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий *.*. Семушкин

Судьи *.*. Захарова

*.*. Кувшинов