Решения районных судов

Решение от 14.12.2009 №А55-34404/2009. По делу А55-34404/2009. Самарская область.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области

443045, г.Самара, ул. Авроры,148, тел. 226-56-17, 226-55-26 (факс)

Именем Российской Федерации Решение

гор. Самара

14 декабря 2009 года

Дело №

А55-34404/2009

Резолютивная часть решения оглашена 08 декабря 2009 года.

В полном объеме Решение изготовлено 14 декабря 2009 года.

Арбитражный суд Самарской области

в составе председательствующего по делу судьи Николаевой *.*. ,



рассмотрев 02 – 08 декабря 2009 года заявление Закрытого акционерного общества “Предприятие тепловых сетей - Сервис“

к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области

о признании незаконным и об отмене постановления № 04-1/399 от 26 октября 2009 года

при участии в судебном заседании:

от заявителя – не явился (извещен),

от заинтересованного лица – Коршунова *.*. (доверенность).

Протокол судебного заседания вел судья Николаева *.*.

В соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 08 декабря 2009 года до 09 час. 15 мин. Сведения о месте и времени продолжения судебного заседания размещены на официальном сайте Арбитражного суда Самарской области в сети Интернет по адресу: www.samara.arbitr.ru и на доске объявлений в здании суда.

Установил:

Заявитель - Закрытое акционерное общество “Предприятие тепловых сетей-Сервис“ обратился в арбитражный суд Самарской области с заявлением об отмене постановления о назначении административного наказания от 26 октября 2009 года № 04-1/399, принятого Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области (л.д. 3).



Представитель заявителя в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом (уведомление 78714).

Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области заявленные требования не признает по доводам, изложенным в отзыве.

В соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства.

Исследовав доказательства по делу, проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве, заслушав представителя заинтересованного лица, арбитражный суд находит требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению, исходя при этом из следующего.

При оценке оспариваемого постановления суд исходит из принципа презумпции невиновности и обязанности доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности на орган, принявший оспариваемый акт, установленной пунктом 1 статьи 65, пунктом 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При рассмотрении дела судом проверены все обстоятельства, предусмотренные пунктом 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также иные обстоятельства, имеющие значение по делу.

Как следует из материалов дела, 20 октября 2009 года на основании Распоряжения Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области от 14 октября 2009 года № 04-1/660 осуществлена внеплановая проверка (по жалобе жильцов дома № 30, расположенного по ул. Ново-садовой) деятельности ЗАО “Предприятие тепловых сетей-Сервис“ по соблюдению требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

В ходе проведенной проверки административным органом было установлено, что 20 октября 2009 года в 10 час. 00 мин. в доме № 30 по ул. Ново-Садовой, подвальное помещение жилого дома находится в неудовлетворительном санитарном состоянии (в подъезде № 9):

имеется засор канализационной трубы;

помещение частично затоплено водой, что является нарушением ч. 3 ст. 23 Федерального Закона РФ от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пунктов 9.1, 9.2 СанПиН 2.1.2.1002 «Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям».

Указанная внеплановая проверка была проведена административным органом в присутствии представителя ЗАО “Предприятие тепловых сетей-Сервис“ Павловой *.*. , действовавшей на основании доверенности от 20 октября 2009 года без номера.

По результатам проведенных мероприятий по контролю был составлен Акт проверки от 20 октября 2009 года № 04-1/621 и протокол об административном правонарушении от 21 октября 2009 года № 04-1/494.

На основании протокола об административном правонарушении от 21 октября 2009 года № 04-1/494 административный орган принял Постановление о назначении административного наказания от 26 октября 2009 года № 04-1/399, которым заявителю назначено административное наказание за административное правонарушение, предусмотренное статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения административного штрафа в размере 10 000 руб.

Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в суд с настоящим заявлением.

В соответствии со статьей 11 Федерального Закона РФ от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

Согласно ч.3 ст. 23 Федерального Закона РФ от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержание жилых помещений должно отвечать санитарным правилам.

Содержание жилищного помещения включает в себя комплекс работ и услуг по содержанию общего имущества жилого дома и техническому обслуживанию общих коммуникаций, технических устройств и технических коммуникаций жилого дома, выполняемых в течение всего жизненного цикла здания постоянно с целью поддержания его сохранности и надлежащего санитарно-гигиенического состояния.

Пункт 9 СанПиН 2.1.2.1002-00 «Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям» предусматривает следующие требования:

Не допускается:

использование жилого помещения для целей, не предусмотренных проектной документацией;

хранение и использование в жилых помещениях и в помещениях общественного назначения, размещенных в жилом здании, веществ и предметов, загрязняющих воздух;

выполнение работ или совершение других действий, являющихся источниками повышенных уровней шума, вибрации, загрязнения воздуха, либо нарушающих условия проживания граждан в соседних жилых помещениях;

захламление, загрязнение и затопление подвалов и технических подполий, лестничных пролетов и клеток, чердачных помещений, других мест общего пользования;

использование бытовых газовых приборов для обогрева помещений.

Необходимо:

своевременно принимать меры по устранению неисправностей инженерного и другого оборудования, расположенного в жилом помещении (систем водопровода, канализации, вентиляции, отопления, мусороудаления, лифтового хозяйства и пр.), нарушающих санитарно-гигиенические условия;

обеспечивать своевременный вывоз бытовых отходов, содержать в исправном состоянии мусоропроводы и мусороприемные камеры;

проводить мероприятия, направленные на предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний, связанных с санитарным состоянием жилого здания. При необходимости проводить мероприятия по уничтожению насекомых и грызунов (дезинсекция и дератизация).

Статья 39 Федерального Закона РФ от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусматривает обязательные требования по соблюдению санитарных правил.

В соответствии со ст. 55 Федерального Закона РФ от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» за нарушение санитарного законодательства установлена дисциплинарная, административная, уголовная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 491 от 13 августа 2006 года надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается:

собственниками помещений:

путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации;

путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (при непосредственном управлении многоквартирным домом), - в соответствии со статьей 164 Жилищного кодекса Российской Федерации;

товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (при управлении многоквартирным домом):

путем членства собственников помещений в указанных организациях - в соответствии с разделами V и VI Жилищного кодекса Российской Федерации;

путем заключения собственниками помещений, не являющимися членами указанных организаций, договоров о содержании и ремонте общего имущества с этими организациями - в соответствии с пунктом 2 статьи 138 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 2.1, 3.1.1 - 3.1.3, 3.1.6, 3.1.7 договора управления многоквартирным домом от 23 мая 2008 года без номера, Управляющая компания - ЗАО «Предприятие тепловых сетей-Сервис» на возмездной основе приняла на себя обязательства по:

– обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставлению коммунальных услуг собственнику;

осуществлению управления общим имуществом в многоквартирном доме в соответствии с условиями договора, проведенного конкурса, действующим законодательством с наибольшей выгодой в интересах собственника.

оказанию услуги по содержанию и выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с условиями проведенного конкурса и приложением № 2 к договору;

обеспечению предоставления коммунальных услуг собственникам помещений в многоквартирном доме в соответствии с обязательными требованиями, установленными Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, установленного качества и в необходимом объеме, безопасные для жизни, здоровья потребителей и не причиняющие вреда их имуществу, в том числе: холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, электроснабжение, газоснабжение, отопление;

организации круглосуточного аварийно-диспетчерского обслуживания многоквартирного дома, устранению аварий, а также выполнению заявки собственника либо иных лиц, являющихся пользователями принадлежащих собственнику помещений в сроки установленные законодательством;

организации работы по устранению причин аварийных ситуаций, приводящих к угрозе жизни, здоровью граждан, а также к порче их имущества, таких как: залив, засор стояка канализации, остановка лифтов, отключение электричества, других подлежащих экстренному устранению.

Как следует из приложения № 2 к указанным договорам, Управляющая компания - ЗАО «Предприятие тепловых сетей-Сервис» также приняла на себя, в частности, обязательства по выполнению следующих обязательных работ (оказанию услуг) по содержанию общего имущества в многоквартирном доме:

уборка территорий домовладений;

очистка урн от мусора;

уборка контейнерных площадок;

подметание территории;

аварийное обслуживание на системах водоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, канализации и д.п.;

вывоз ТБО;

вывоз крупногабаритного мусора.

Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. При этом в части 3 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В силу части 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.

Статьями 30 и 39 Жилищного кодекса Российской Федерации также определено, что бремя содержания общего имущества в многоквартирном доме лежит на собственниках жилых помещений в этом доме.

В силу пункта 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации права владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежат собственнику этого имущества. При этом в пункте 2 указанной статьи определено, что собственник вправе по своему усмотрению передавать другим лицам, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом.

В соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (пункт 2 статьи 21); отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 22); содержание жилых помещений должно отвечать санитарным правилам (пункт 3 статьи 23).

Содержание жилищного помещения включает в себя комплекс работ и услуг по содержанию общего имущества жилого дома и техническому обслуживанию общих коммуникаций, технических устройств и технических коммуникаций жилого дома, выполняемых в течение всего жизненного цикла здания постоянно с целью поддержания его сохранности и надлежащего санитарно- гигиенического состояния.

Пункт 3.2.1 договора управления многоквартирным домом от 23 мая 2008 года без номера устанавливает, что управляющая компания вправе самостоятельно определять порядок и способ выполнения своих обязательств по данному договору.

Раздел 4 договора управления многоквартирным домом от 23 мая 2008 года без номера, договор возмездный, собственники дома уплачивают услуги заявителя по управлению дома.

В соответствии с п. 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 491 от 13 августа 2006 года, управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.

Таким образом, Управляющая компания - ЗАО «Предприятие тепловых сетей-Сервис» на возмездной основе взяло на себя бремя по надлежащему содержанию общего имущества собственника жилого дома, и согласно п. 42 Правил несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за поддержание помещений дома в надлежащем санитарном состоянии.

Управляющая компания - ЗАО «Предприятие тепловых сетей-Сервис» является ответственным лицом за содержание жилых домов и прилегающим к ним территорий, расположенных в Октябрьском районе городского округа Самара, а, следовательно, является субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Данный вывод подтверждается позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 18 октября 2007 года № 13601/07, от 18 октября 2007 года № 13600/07, от 12 сентября 2007 года № 10915/07, позицией Федерального арбитражного суда Поволжского округа, изложенной в постановлении от 06 марта 2008 года по делу № А12-15099/07-С6, от 17 января 2008 года по делу № А65-16228/07, от 23 октября 2007 г. по делу N А12-6836/07.

При этом суд отмечает, что в соответствии с частью 1 и 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Факт нарушения ЗАО «Предприятие тепловых сетей-Сервис» санитарных норм и правил подтверждается заявлением жильцов дома, Актом проверки от 20 октября 2009 года № 04-1/621, протоколом об административном правонарушении от 21 октября 2009 года № 04-1/494 и Постановлением о назначении административного наказания от 26 октября 2009 года № 04-1/399.

В соответствие с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В ходе судебного разбирательства судом установлено, что ЗАО «Предприятие тепловых сетей-Сервис» осуществляет свою деятельность в нарушение требование санитарного законодательства Российской Федерации.

Довод заявителя о том, что необходимо в соответствии со ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ЗАО «Предприятие тепловых сетей-Сервис» освободить от наказания в виде штрафа в размере 10 000 руб. и ограничиться устным замечанием в связи с малозначительностью, судом во внимание не принимается по следующим основаниям.

Статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы - нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.

Пункт 18 Постановления Высшего Арбитражного Суда № 10 от 02 июня 2004 года»О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительности судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не является обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учитываются при назначении административного наказания.

Статья 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отнесена к административным правонарушениям, посягающим на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность. Объектом правонарушения, согласно данной статье являются здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения. Законодатель исключает возможность отступления организаций от выполнения требований санитарных правил и гигиенических нормативов, а нарушение таких требований влечет ответственность за совершаемые действия. Пренебрежительное отношение ЗАО «Предприятие тепловых сетей-Сервис» к исполнению своих публично-правовых обязанностей создает существенную угрозу здоровью и санитарно-эпидемиологическому благополучию населения. Тем самым возникает существенная угроза охраняемым отношениям.

Принимая во внимание изложенное, арбитражный суд пришел к выводу о том, что событие административного правонарушения, предусмотренного статьи 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то есть нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта, имело место и материалами дела доказан факт его совершения ЗАО «Предприятие тепловых сетей-Сервис».

Таким образом, на основании изложенного, суд считает, что в удовлетворении заявленных требований необходимо отказать.

Руководствуясь ст. ст.101 - 102, 110 - 112, 167 - 170, 176, 177, 180, 181, 201, 206, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и гл. 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, гор. Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

*.*. Николаева