Решения районных судов

Решение от 15.12.2009 №А75-9740/2009. По делу А75-9740/2009. Ханты-Мансийский автономный округ — Югра.

Решение

г. Ханты-Мансийск

15 декабря 2009 г.

Дело № А75-9740/2009

Резолютивная часть решения объявлена 11 декабря 2009 г.

Полный текст решения изготовлен 15 декабря 2009 г.

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе судьи Шабановой *.*. , при ведении протокола заседания судьей Шабановой *.*. , рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Югорск» к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по Березовскому району Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о признании недействительным требования № 34040 от 07.04.2009,

с участием представителей сторон:

от заявителя – Девятьярова *.*. по доверенности от 05.12.2008 № Юр/08/784, Уржумцева *.*. по доверенности от 02.11.2009 № Д/09/09;

от ответчика – Проводникова *.*. по доверенности от 14.04.2009,

Установил:



общество с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Югорск» (далее – ООО «Газпром трансгаз Югорск», Общество) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по Березовскому району Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее – Инспекция ФНС РФ, налоговый орган) о признании незаконным решения об отказе в осуществлении зачета (возврата) налога на нужды образования в сумме 136 199 рублей 58 копеек и обязании налогового органа устранить допущенные нарушения путем внесения изменения в лицевые счета Общества об исключении недоимки и пеней на указанную сумму.

До вынесения судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу ООО «Газпром трансгаз Югорск» уточнил заявленные требования в связи с проведенным актом совместной сверки расчетов по налогу, просит признать незаконным Решение Инспекции ФНС РФ от 12.05.2009 № 1556 об отказе в осуществлении зачета (возврата) налога на нужды образования в сумме 136 199 рублей 58 копеек и обязать налоговый орган осуществить возврат налога на нужды образования в сумме 120 309 рублей 95 копеек на расчетный счет Уральского ЛПУ МГ ООО «Газпром трансгаз Югорск».

В соответствии с пунктом 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.

На основании вышеизложенного, арбитражный суд рассматривает дело по уточненным требованиям.

В судебном заседании представители заявителя поддержали заявленные требования в полном объеме.

Представитель налогового органа заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве.

Как следует из материалов дела, в лицевом счете Общества с 2005 года числиться задолженность по сбору на нужды образовательных учреждений в сумме 136 199 руб. 58 коп.

Общество неоднократно обращалось в Инспекцию ФНС РФ с целью установления действительного размера задолженности. В связи с тем, что выяснить, каким образом возникла недоимка в сумме 136 199 руб. 58 коп., не удалось, ООО «Газпром Трансгаз Югорск» 17.10.2007 уплатило налог, чтобы избежать дальнейшего роста пеней.

Вместе с тем, полагая, что в действительности недоимка в указанном размере отсутствует и не подтверждена документально, Общество письмом № 09/372 от 28.04.2009 обратилось в Инспекцию ФНС РФ с заявлением о возврате излишне уплаченной суммы налога

Решением от 12.05.2009 № 1556 налоговый орган отказал ООО «Газпром трансгаз Югорск» в осуществлении возврата излишне уплаченного налога, указав, что уплата по платежному поручению № 861 от 17.10.2007 зачтена в расчет по сроку уплаты 01.01.2005. Налоговый орган предложил произвести акт сверки по налогу.



19.08.2009 произведена совместная сверка расчетов по оплате сбора на НОУ за 2005-2009 г.г. с указанием разногласий со стороны налогоплательщика относительно имеющейся недоимки.

Полагая, что отказ Инспекции ФНС РФ не соответствует действующему законодательству, нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела и заслушав доводы представителей сторон, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению исходя из следующего.

Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов, пени, штрафов.

В силу пункта 2 статьи 22 НК РФ названное право налогоплательщика обеспечивается соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов.

Подпунктом 7 пункта 1 статьи 32 НК РФ установлено, что налоговые органы обязаны осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном НК РФ.

Порядок зачета и возврата излишне уплаченных сумм налога, сбора, пеней, штрафа определен статьей 78 НК РФ.

Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей (пункт 1).

Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей (пункт 2).

Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.

В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. Результаты такой сверки оформляются актом, подписываемым налоговым органом и налогоплательщиком.

Форма акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (пункт 3).

Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности) (пункт 6).

Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (пункт 7).

Решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась (пункт 8).

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, в 2000 году ООО «Тюменьтрансгаз» (ныне - ООО «Газпром трансгаз Югорск») платежным поручением № 484 от 07.03.2000 уплатило в бюджет муниципального образования – 6 000 000 руб. (т.1 л.д. 41).

Письмом исх.№ 26/1307 от 21.03.2000 Общество просило Инспекцию ФНС РФ зачесть данную сумму в уплату налога на прибыль в доле местного бюджета (т.1 л.д.42).

Согласно письма исх.№ 880 от 31.03.2000 Инспекция ФНС РФ разнесла данную сумму по видам налога и структурным подразделениям Общества, в том числе по сбору на нужды образовательных учреждений за Уральское ЛПУ МГ. В письме указано, что на 10.04.2000 по сбору начислено 77 000 руб., а оплачено 1 000 000 руб., к зачету в налог на прибыль – 923 000 руб. (т.1 л.д. 43-45). Данный факт отражен в реестре начислений и платежей за 2000 г. (т.1 л.д.50).

Ежегодно с 1999 года по 2004 с ответчиком проводилась совместная сверка по налогу на нужды образовательных учреждений.

Из акта сверки расчетов по платежам сбора на нужды образования (далее – сбор на НОУ) и реестра начислений за 2000 год усматривается, что в 2000 году Инспекцией ФНС РФ произведен возврат переплаты по сбору на НОУ в размере 120 309 рублей 95 копеек согласно заключениям № 28 и № 210 от 23.03.2000.

Из писем банков и выписок по счетам, представленным ООО «Газпром трансгаз Югорск», указанная сумма на счета Общества и его структурных подразделений от Инспекции ФНС РФ не поступало.

Заключений о возврате сбора на НОУ от 23.03.2000 № 28 и № 210 и доказательств их направления налогоплательщику налоговым органом в материалы дела не представлено. Как пояснил представитель налогового органа данные документы невозможно представить по причине истечения давности их хранения.

В результате проведенной по определению суда от 25.11.2009 сверки расчетов было установлено, что по заключениям от 23.03.2000 № 28 и № 210 Инспекцией ФНС РФ был произведен зачет переплаты по сбору на НОУ в сумме 120 309 рублей 95 копеек в счет уплаты налога на прибыль в части районного бюджета за Уральское ЛПУ Общества.

Данный факт подтверждается представленными в материалы дела в судебном заседании хронологией расчетов по налогу на прибыль и по сбору на НОУ с 01.01.2000 по 31.12.2000 ООО «Тюменьтрансгаз» (Уральское ЛПУ МГ), списком платежей – возвратов, платежными поручениями № 125 от 24.03.2000, № 210 от 27.03.2000, № 127 от 28.03.2000,№ 135 от 29.03.2000, № 218 от 31.03.2000, № 140, 138 от 04.04.2000

Вместе с тем, как установлено в судебном заседании ООО «Тюменьтрансгаз» в части деятельности Уральское ЛПУ МГ не является плательщиком налога на прибыль. Заявлений о зачете переплаты по сбору на НОУ в счет уплаты налога на прибыль Обществом в налоговый орган не подавалось.

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу о недоказанности Инспекцией ФНС РФ наличия у Общества недоимки по сбору на НОУ в сумме 120 309 рублей 95 копеек и неправомерности отказа в возврате указанной суммы, уплаченной платежным поручением № 861 от 17.10.2007.

Доводов относительно незаконности оспариваемого решения налогового органа в части отказа в осуществлении возврата (зачета) суммы 15 889 рублей 63 копеек Обществом не приведено, соответствующих доказательств не представлено.

При таких обстоятельствах, Решение Инспекции ФНС РФ от 12.05.2009 № 1556 об отказе в осуществлении зачета (возврата) налога подлежит признанию недействительным в части отказа в осуществлении зачета (возврата) налога на нужды образования в сумме 120 309 рублей 95 копеек.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. Согласно статье 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к судебным расходам относится государственная пошлина.

В случае признания обоснованным полностью или частично заявления об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц судебные расходы подлежат возмещению соответственно этим органом в полном размере.

Данный вывод соответствует правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащейся в Постановлении от 13.11.2008 N 7959/08.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 9, 16, 64, 65, 71, 167, 168, 169, 170, 171, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Решил:

требования общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Югорск» удовлетворить частично.

Решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по Березовскому району Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 12.05.2009 № 1556 об отказе в осуществлении зачета (возврата) налога на нужды образования в сумме 136 199 рублей 58 копеек признать недействительным в части отказа в осуществлении зачета (возврата) налога на нужды образования в сумме 120 309 рублей 95 копеек.

Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы по Березовскому району Ханты-Мансийского автономного округа - Югры осуществить возврат налога на нужды образования в сумме 120 309 рублей 95 копеек на расчетный счет Уральского ЛПУ МГ ООО «Газпром трансгаз Югорск».

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по Березовскому району Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в пользу общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Югорск» расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4 224 (четыре тысячи двести двадцать четыре) рубля. В остальной части заявленных требований отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы Решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в апелляционном порядке в Восьмой арбитражный апелляционный суд. Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца после принятия арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения. Кассационная жалоба может быть подана в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемых решения, постановления арбитражного суда. Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Судья *.*. Шабанова