Решения районных судов

Решение от 2009-12-15 №А75-11389/2009. По делу А75-11389/2009. Ханты-Мансийский автономный округ — Югра.

Решение

г. Ханты-Мансийск

15 декабря 2009 г.

Дело № А75-11389/2009

Резолютивная часть решения объявлена 14 декабря 2009 г.

Полный текст решения изготовлен 15 декабря 2009 г.

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе судьи Фёдорова *.*. , при ведении протокола судебного заседания судьёй Фёдоровым *.*. , рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Департамента лесного хозяйства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры к обществу с ограниченной ответственностью «РН-Юганскнефтегаз», о взыскании ущерба, причиненного лесному фонду,

при участии представителей:

от истца – Гранкина *.*. по доверенности от 13.01.2009 № 4,

от ответчика – Шанаурова *.*. по доверенности от 11.11.2008 № 313/08,

Установил:



Департамент лесного хозяйства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее по тексту – Департамент, истец) обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «РН-Юганскнефтегаз» (далее по тексту - ответчик, ООО «РН-Юганскнефтегаз») о взыскании ущерба, причиненного лесному фонду в размере 18 491 200 руб.

Определением арбитражного суда от 17.11.2009 судебное разбирательство назначено на 14.12.2009.

В судебном заседании 14.12.2009 представитель Департамента в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил исковые требования, просил взыскать с ответчика 13 422 756,28 руб.

Ответчик представил суду письменные пояснения, с заявленными требованиями не согласен, по основаниям указанным в ранее представленном отзыве и пояснениях.

Суд, заслушав представителей истца и ответчика, исследовав материалы дела, Установил.

20.05.2009 в адрес Департамента поступило сообщение от гр. Ломакина *.*. о том, что на участке от границы с Нефтеюганским районом до реки М.Волысях обнаружен нефтяной разлив.

25.05.2009 директором Департамента издан приказ № 223-ЛК о проведении внеплановой выездной проверки объектов ООО «РН-Юганскнефтегаз» на территории Ханты-Мансийского участкового лесничества квартала 632, 633 в период с 22.05.2009 по 10.06.2009.

Начальником Ханты-Мансийского участкового лесничества 01.06.2009 направленно извещение на имя руководителя ООО «РН-Юганскнефтегаз». Указанным извещением уполномоченный представитель приглашен явиться 09.06.2009 к 09 часам 00 минут в контору Ханты-Мансийского участкового лесничества для участия в проверке объектов ответчика.

Представитель ООО «РН-Юганскнефтегаз» в указанное время на проверку не явился.

В ходе проверки установлено, что на территории Ханты-Мансийского участкового лесничества, «Нялинское» урочище, в квартале № 633 выдел 25 обнаружен нефтерозлив площадью 1,4 га.



По результатам проверки 09.06.2009 составлен акт проверки № 14, а также акт о лесонарушении № 9.

Как следует из акта о лесонарушении от 09.06.2009 № 9 ООО «РН-Юганскнефтегаз» совершено лесонарушение – «уничтожение и порча почв», ответственность за указанное нарушение предусмотрена пунктом 5 приложения 4 Постановления Правительства РФ от 08.05.2007 № 273 (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.11.2007 № 806).

Претензией от 28.07.2009 № 533/1 ООО «РН-Юганскнефтегаз» предложено в добровольном порядке в срок до 28.08.2009 добровольно возместить причиненный ущерб в размере 18 491 200 руб., исчисленный по акту о лесонарушении от 09.06.2009 № 9. Поскольку в указанный срок сумма ущерба не была перечислена на соответствующий расчетный счет, Департамент обратился с иском в арбитражный суд.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, арбитражный суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований Департамента.

В соответствии со статьей 100 Лесного кодекса Российской Федерации лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке.

При рассмотрении требований об имущественной ответственности за лесонарушения применяются правила об основаниях ответственности, установленные статей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Общими условиями применения гражданско-правовой ответственности является наличие состава правонарушения, включающего противоправное поведение причинителя вреда, наступление вреда, наличие причинной связи с противоправным поведением причинителя вреда, а также его вины.

В соответствии с пунктом 16 Положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 № 394, мероприятия по государственному лесному контролю и надзору проводятся с соблюдением требований действовавшего на момент проведения проверки в отношении ООО «РН-Юганснефтегаз» Федерального закона от 08.08.2001 № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» (далее – Закон № 134-ФЗ).

В соответствии со статьей 7 Закона № 134-ФЗ мероприятия по контролю проводятся на основании распоряжений (приказов) органов государственного контроля (надзора). В распоряжении (приказе) о проведении мероприятия по контролю указываются: номер и дата распоряжения (приказа) о проведении мероприятия по контролю; наименование органа государственного контроля (надзора); фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), уполномоченного на проведение мероприятия по контролю; наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, в отношении которых проводится мероприятие по контролю; цели, задачи и предмет проводимого мероприятия по контролю; правовые основания проведения мероприятия по контролю, в том числе нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке; дата начала и окончания мероприятия по контролю.

Распоряжение (приказ) о проведении мероприятия по контролю либо его заверенная печатью копия предъявляется должностным лицом, осуществляющим мероприятие по контролю, руководителю или иному должностному лицу юридического лица либо индивидуальному предпринимателю одновременно со служебным удостоверением (часть 1).

Согласно статье 11 Закона № 134-ФЗ должностные лица органов государственного контроля (надзора) при проведении мероприятий по контролю обязаны в том числе: соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; проводить мероприятия по контролю на основании и в строгом соответствии с распоряжениями органов государственного контроля (надзора) о проведении мероприятий по контролю в порядке, установленном статьей 8 настоящего Федерального закона.

Статьей 9 Закона № 134-ФЗ предусмотрено, что по результатам мероприятия по контролю должностным лицом (лицами) органа государственного контроля (надзора), осуществляющим проверку, составляется акт установленной формы в двух экземплярах. В акте указываются: дата, время и место составления акта; наименование органа государственного контроля (надзора); дата и номер распоряжения, на основании которого проведено мероприятие по контролю; фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), проводившего мероприятие по контролю; наименование проверяемого юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, фамилия, имя, отчество, должность представителя юридического лица или представителя индивидуального предпринимателя, присутствовавших при проведении мероприятия по контролю; дата, время и место проведения мероприятия по контролю; сведения о результатах мероприятия по контролю, в том числе о выявленных нарушениях, об их характере, о лицах, на которых возлагается ответственность за совершение этих нарушений; сведения об ознакомлении или об отказе в ознакомлении с актом представителя юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также лиц, присутствовавших при проведении мероприятия по контролю, их подписи или отказ от подписи; подпись должностного лица (лиц), осуществившего мероприятие по контролю.

К акту прилагаются акты об отборе образцов (проб) продукции, обследовании объектов окружающей среды, протоколы (заключения) проведенных исследований (испытаний) и экспертиз, объяснения должностных лиц органов государственного контроля (надзора), работников, на которых возлагается ответственность за нарушения обязательных требований, и другие документы или их копии, связанные с результатами мероприятия по контролю (часть 1).

Один экземпляр акта с копиями приложений вручается руководителю юридического лица или его заместителю и индивидуальному предпринимателю или их представителям под расписку либо направляется посредством почтовой связи с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта, остающемуся в деле органа государственного контроля (надзора) (часть 2).

В силу части 1 статьи 13 Закона № 134-ФЗ должностные лица и (или) представители юридического лица и индивидуальные предприниматели и (или) их представители при проведении мероприятий по контролю имеют право: непосредственно присутствовать при проведении мероприятий по контролю, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки; получать информацию, предоставление которой предусмотрено настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами; знакомиться с результатами мероприятий по контролю и указывать в актах о своем ознакомлении, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органов государственного контроля (надзора).

В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Таким образом, Департамент как лицо, требующее возмещения ущерба, должно доказать: факт совершения лесонарушения ООО «РН-Юганскнефтегаз», наличие и размер ущерба, причинную связь между допущенными ответчиком нарушениями и возникшим ущербом, вину ответчика.

Представитель истца в судебном заседании пояснил, что в результате разлива нефти фактически произошла порча почв, в связи с чем ООО «РН-Юганснефтегаз» обязано возместить вред, причиненный лесному фонду.

В силу требований статьи 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые согласно закону или иным нормативным актам должны подтверждаться определенными доказательствами, не могут подтверждаться иными доказательствами.

Между тем, из акта проверки от 09.06.2009 № 14 и акта о лесонарушении от 09.06.2009 № 9 невозможно установить, в чем выразилось уничтожение и порча почв, какие доказательства имеются в подтверждение указанного факта. Отсутствуют акты экспертизы земли, взятия проб или образцов, а также какие-либо иные доказательства проведения исследования земли.

При таких обстоятельствах акт проверки от 09.06.2009 № 14 и акт о лесонарушении от 09.06.2009 № 9 не являются надлежащими доказательствами, подтверждающим факт причинения ущерба ООО «РН-Юганскнефтегаз».

При указанных обстоятельствах, исковые требования истца подлежат отклонению в полном объеме.

Вопрос о взыскании государственной пошлины не рассматривался, поскольку истец на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 337 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено от ее уплаты.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 9, 16, 64, 65, 71, 167, 168, 169, 170, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Решил:

в удовлетворении требований Департамента лесного хозяйства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры о взыскании с общества с ограниченной ответственности «РН-Юганскнефтегаз» ущерба в сумме 13 422 756,28 руб. – отказать полностью.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы Решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в апелляционном порядке в Восьмой арбитражный апелляционный суд. Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца после принятия арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения. Кассационная жалоба может быть подана в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемых решения, постановления арбитражного суда. Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Судья *.*. Федоров