Решения районных судов

Решение от 15 декабря 2009 года . По делу А53-22577/2009. Ростовская область.

Решение

г. Ростов-на-Дону

«15» декабря 2009 года

дело № А53-22577/2009

резолютивная часть судебного акта объявлена 14.12.2009 года полный текст судебного акта изготовлен 15.12.2009 года

Арбитражный суд Ростовской области в составе судьи Назаренко *.*. ,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Борисенко *.*. ,

дело по иску (заявлению)

закрытого акционерного общества «Управление механизации № 3»

к заинтересованному лицу управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области

3-лицо ФГУП «Федеральный кадастровый центр «Земля»



о признании с момента совершения незаконными действий Управления Федерального Агентства Кадастра по Ростовской области по внесению в государственный земельный кадастр экономических характеристик: - сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 61:55:01 0302:0012, площадью 21 260 кв. м., по адресу: г. Новочеркасск, ул. Добролюбова, 176 в размере 44 981 482 руб. 80 коп., как не соответствующие Земельному Кодексу РФ, Федеральному закону от 02.01.2000г. № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре», Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000г. № 316, Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 15.02.2007г. № 39, Административному регламенту Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель», утвержденному Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 22.05.2007г. № 215 с момента их совершения; обязании заинтересованное лицо исключить из Государственного кадастра недвижимости указанные экономические характеристики с момента внесения,

при участии:

от заявителя: не явился

от заинтересованного лица: Лавронова *.*.

от 3-а лица: не явился

Установил:

в судебном разбирательстве Арбитражным судом Ростовской области рассматривается заявление закрытого акционерного общества «Управление механизации № 3» к заинтересованному лицу управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области о признании с момента совершения незаконными действий Управления Федерального Агентства Кадастра по Ростовской области по внесению в государственный земельный кадастр экономических характеристик: - сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 61:55:01 0302:0012, площадью 21 260 кв. м., по адресу: г. Новочеркасск, ул. Добролюбова, 176 в размере 44 981 482 руб. 80 коп., как не соответствующие Земельному Кодексу РФ, Федеральному закону от 02.01.2000г. № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре», Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000г. № 316, Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 15.02.2007г. № 39, Административному регламенту Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель», утвержденному Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 22.05.2007г. № 215 с момента их совершения; обязании заинтересованное лицо исключить из Государственного кадастра недвижимости указанные экономические характеристики с момента внесения.

В судебное заседание истец и 3-е лицо не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, в связи с чем, суд рассматривает дело без их участия.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица возражал против заявленных требований, повторив доводы изложенные в письменном отзыве.

Выслушав мнения участников процесса, исследовав материалы дела, суд Установил следующие обстоятельства дела.



Заявитель согласно копии свидетельства о праве собственности от 14.03.2008 года является собственником земельного участка с кадастровым номером 61:55:01 03 02:0012, площадью 21 260 кв.м., расположенного по адресу: г. Новочеркасск, ул. Добролюбова, 176.

Таким образом, заявитель в силу норм содержащихся в Налоговом Кодексе Российской Федерации является плательщиком земельного налога.

В целях уплаты и исчисления суммы налога заявитель обратился в территориальный отдел № 15 Управления Роснедвижимости по Ростовской области о предоставлении по состоянию на 1 января 2009 г. сведений о кадастровой стоимости земельного участка.

Заявителю была выдана справка (кадастровый паспорт) от 20.02.2009 года содержащая кадастровую цену земельного участка с кадастровым номером 61:55:01 03 02:0012, площадью 21 260 кв.м., расположенного по адресу: г. Новочеркасск, ул. Добролюбова, 176. в размере 44 981 482, 80 руб., что в 4, 5 раза превышает кадастровую стоимость земельного участка в 2008 году.

По мнению заявителя новая кадастровая стоимость, указанная в кадастровой выписке от 20.02.2009 года территориальным отделом 15 Управления Роснедвижимости по Ростовской области, утверждена на основании Постановления Администрации Ростовской области от 28.04.2008 г. № 212, которое не опубликовано до настоящего времени, кроме того, по мнению заявителя утверждается новая кадастровая стоимость каждого конкретного земельного участка, чего произведено не было, рыночная стоимость земельного участка не могла увеличиться в 4,5 раза, при новой оценке кадастровой стоимости земельного участка не были соблюдены методические указания по государственной кадастровой оценке земельных участков.

Заявитель ходатайствует о восстановлении пропущенного трех месячного срока на обжалование действий заинтересованного лица, ввиду того, что заявителем предпринимались меры досудебного урегулирования спора и с заинтересованным лицом велась активная переписка.

Рассмотрев данное ходатайство, суд приходит к выводу о том, что срок подачи заявления пропущен по уважительным причинам, в связи с чем, пропущенный срок подачи заявления судом заявителю восстановлен.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, Решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, Решение или совершили действия (бездействие).

Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 316 от 8 апреля 2000 года утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель(далее Правила).

Организаций, осуществляющей проведение государственной кадастровой оценки земель, является Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы (пунктом 1 Правил). С целью проведения работ по оценке привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов Ростовской области проводилась в 2007 году во исполнение постановления Главы Администрации (Губернатора) Ростовской области от 25.04.2007 г. №163 «Об организации работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов». ГКОЗ РО проводилась в соответствии с Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, на основании Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утв. приказом Минэкономразвития России от 15 февраля 2007 г. № 39 и с применением Технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утв. приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29 июня 2007 г. №П/0152 (далее - Технические рекомендации), в которых приводится определенная технологическая последовательность выполнения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов.

Во исполнение п.1 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель и п.4 Административного регламента УФАКОН был заключен государственный контракт №2 от 20 апреля 2007г. на выполнение работ по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов Ростовской области с ФГУП «Федеральный кадастровый центр «Земля» в лице филиала по Южному федеральному округу, выдано техническое задание.

Результатом проведения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов РО в 2007 году явилось: определение кадастровой стоимости земельных участков населенных пунктов Ростовской области в разрезе видов разрешенного использования по состоянию на 01.01.2007г. (п. 1.2., 2.2.1. Методических указаний, п. 3.2-3.7 Технических рекомендаций)определение средних значений удельных показателей кадастровой стоимости в целях реализации пункта 2 Статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации и приказа Минэкономразвития России от 12.08.2006 г. № 222 (п. 3.8 Технических рекомендаций).

Согласно пункту 4 Административного регламента заинтересованное лицо осуществляет проверку результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представление результатов ГКОЗ органу исполнительной власти субъекта РФ на утверждение и только после этих процедур производится внесение сведений о кадастровой стоимости в Государственный земельный кадастр. Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости осуществило проверку результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Ростовской области, что отражено в акте проверки и в письме от 23.09.2008г. № ВК/4104.

Анализ части 2 пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 10 Правил проведения государственной оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (в редакции от 17.09.2007) позволяет сделать вывод, что правомочия по утверждению результатов среднего уровня государственной кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) возложены на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Пункт 10 Административного регламента: «Утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации», содержит ссылку на предоставление на утверждение органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации документов в соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 66 ЗК РФ.

Таким образом, в Земельном кодексе РФ, Правилах проведения государственной оценки земель, а также в Административном регламенте отсутствуют требования об утверждении органами исполнительной власти субъектов РФ кадастровой стоимости конкретных земельных участков.

Кадастровая стоимость земельных участков земель поселений определяется по видам разрешенного использования в соответствии с пунктами 1.2., 2.2.1. Методических указаний, пунктами 3.2-3.7 Технических рекомендаций и используется для налогообложения.

Средние значения удельных показателей кадастровой стоимости по видам разрешенного использования определяются в соответствии с п. 3.8 Технических рекомендаций на основании определенных значений удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков соответствующих видов разрешенного использования в целях реализации пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации и приказа Минэкономразвития России от 12.08.2006 г. № 222 .Согласно п.3.8. Технических рекомендаций при проведении ГКОЗ населенных пунктов средний уровень кадастровой стоимости определяется в виде средних значений удельного показателя кадастровой стоимости (УПКС) по видам разрешенного использования.

УФАКОН были представлены на утверждение органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации результаты государственной кадастровой оценки земли по Ростовской области в виде средних значений удельного показателя кадастровой стоимости. Результаты работ в виде средних значений УПКС утверждены Постановлением Администрации Ростовской области от 28.04.2008г. №212 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ростовской области».

Доводы о неопубликовании Постановления Администрации Ростовской области от 28.04.2008 г. № 212 является необоснованными.

В соответствии со ст. 4 Закона Ростовской области от 29.12.2003 г. № 85-ЗС «О порядке опубликования и вступления в силу Устава ростовской области, областных законов, постановлений Законодательного собрания Ростовской области, правовых актов главы Администрации (Губернатора) Ростовской области и органов исполнительной власти Ростовской области» официальным опубликованием Устава Ростовской области, областного закона, постановления Законодательного Собрания Ростовской области, правового акта Главы Администрации (Губернатора) Ростовской области, органа исполнительной власти Ростовской области считается первая публикация его полного текста в газете «Наше время» или «Собрании правовых актов Ростовской области».

Во исполнение указанных норм Постановление Администрации Ростовской области от 28.04.2008 г. № 212 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ростовской области» опубликовано в сборнике № 4, апрель 2008 г. «Собрание правовых актов Ростовской области».

В соответствии с Приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 г. № 222 утвержденные средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель необходимы для определения кадастровой стоимости тех земельных участков, которые не были объектом проведенной государственной кадастровой оценки земель, то есть являются вновь образованными земельными участками или существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка.

Кроме того, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.02.2008 г. № 52 «О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков» установлено, что территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости бесплатно предоставляют налогоплательщикам земельного налога, признаваемым таковыми в соответствии со ст. 388 Налогового кодекса РФ, сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика в порядке, установленном ст. 14 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости».

Согласно п. 2 указанного постановления сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости.

Доводы заявителя о том, что сами результаты оценки не опубликованы, вследствие чего не могут применяться, судом откланяются, так как вышеуказанные данные размещены в сети интернет по адресу: www.r61.kadastr.ru.

Сведения о кадастровой стоимости земельных участков приложением к Постановлению Администрации Ростовской области от 28.04.2008 г. № 212 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ростовской области» не являются, следовательно официального опубликования в газете «Наше время» или «Собрании правовых актов Ростовской области» не требуют, так как размещаются в сети интернет.

Кадастровая стоимость земельного участка является его экономической характеристикой, официальные сведения о которой отражаются в кадастровом паспорте земельного участка.

В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» сведения о земельных участках вносятся в Единый государственный реестр земель на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и документов, имеющих юридическую силу.

В силу п.3 Постановления Правительства Российской Федерации № 316 от 08.04.2000 г. государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в 3 года.

Доказательств того, что в отношении земельных участков заявителя государственная кадастровая оценка земель проведена чаще одного раза в 3 года суду не представлено.

Доводы заявителя о том, что при перерасчете кадастровой стоимости не были учтены все факторы его стоимости из открытых источников и нарушена методические указания его проведению являются необоснованными, так как не подтверждены документально, расчет кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 61:55:01 03 02:0012, представленный 3-им лицом, не опровергнут.

Доказательств того, что при расчете кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 61:55:01 03 02:0012 не учтены либо не применены какие либо факторы, учитываемые при его оценке, суду заявителем не предоставлено.

Между тем, в данном случае бремя доказывания по опровержению данных обстоятельств лежит по мнению суда именно на заявителе, так как сами по себе действия по внесению новых сведений о кадастровой стоимости земельного участка является обязанностью заинтересованного лица.

При таких обстоятельствах, суд считает, что основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.

Расходы по оплате государственной пошлины распределяются судом в соответствии с требованиями ст. 110 АПК РФ.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы Решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу через суд, вынесший Решение.

Судья *.*. Назаренко