Решения районных судов

Постановление кассации от 16.12.2009 №А05-3719/2009. По делу А05-3719/2009. Российская Федерация.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАД Ф.И.О. д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

Постановление

16 декабря 2009 года

Дело №

А05-3719/2009

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Абакумовой И.Д., судей Кузнецовой Н.Г. Корпусовой О.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества «Вельское лесоперевалочное предприятие» на Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2009 (судьи Ралько О.Б., Виноградова Т.В., Кудин А.Г.) по делу № А05-3719/2009,

Установил:

открытое акционерное общество «Вельское лесоперевалочное предприятие» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – налоговая инспекция), после уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) о возврате из федерального бюджета излишне уплаченных в 2004 году лесных податей в части минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, в сумме 2362 руб. 84 коп. и излишне уплаченной в 2004 году арендной платы за пользование лесным фондом в части минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, в сумме 116 671 руб. 50 коп.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечен Департамент лесного комплекса Архангельской области (далее – Департамент).

Решением Арбитражного суда Архангельской области от 23 июля 2009 года заявление удовлетворено и на инспекцию возложена обязанность совершить действия по возврату обществу из федерального бюджета излишне уплаченных в 2004 году лесных податей в части минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, в сумме 2362 руб. 84 коп. и излишне уплаченной в 2004 году арендной платы за пользование лесным фондом в части минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, в сумме 116 671 руб. 50 коп.

При рассмотрении дела в апелляционном суде, заявитель отказался от требований в части возврата 24 398 руб. излишне уплаченной арендной платы за пользование лесным фондом и 2362 руб. 84 коп. лесных податей.

Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2009 Решение суда первой инстанции отменено.

Производство по делу в части возврата 24 398 руб. излишне уплаченной арендной платы за пользование лесным фондом и 2362 руб. 84 коп. лесных податей прекращено. В остальной части в удовлетворении заявления отказано.

Общество не согласилось с Постановлением суда апелляционной инстанции в части отказа в удовлетворении требований о возврате из бюджета 92 273 руб. 50 коп. излишне уплаченной арендной платы за пользование лесным фондом в части минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню. В кассационной жалобе общество указывает, что в 2004 году в соответствии с Федеральным законом от 23.12.2003 №186-ФЗ «О федеральном бюджете на 2004 год» арендная плата за пользование лесным фондом в части минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, зачислялась в федеральный бюджет и была включена в налоговые доходы. А приказом Федеральной налоговой службы от 05.12.008 №ММ-3-1/643 «О порядке осуществления территориальными органами Федеральной налоговой службы бюджетных полномочий главных администраторов доходов и администраторов доходов бюджетов бюджетной системы РФ» полномочия по возврату излишне уплаченных платежей возложены на территориальные органы Федеральной налоговой службы. Поэтому, является неправомерным вывод суда апелляционной инстанции о том, что налоговая инспекция не является участником гражданско-правовых отношений по уплате арендной платы, и статья 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) в данном деле применению не подлежит.

Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.

Суд кассационной инстанции проверил законность и обоснованность постановления суда апелляционной инстанции в пределах доводов кассационной жалобы.

Как видно из материалов дела для проведения совместной сверки расчетов налоговая инспекция направила обществу акты от 15.12.2008 №№ 863 и 880, в которых сообщила об обнаружении факта излишней уплаты обществом в федеральный бюджет лесных податей в размере 2362 руб. 84 коп. и арендной платы за пользование участками лесного фонда в сумме 116 671 руб. 50 коп.

Общество 26.01.2009 обратилось в налоговый орган с заявлением о возврате указанных сумм переплаты.

Налоговая инспекция рассмотрела заявление и вынесла решения от 03.02.2009 №№ 128 и 130 об отказе в возврате излишне уплаченных лесных податей в размере 2362 руб.84 коп. и арендной платы за пользование участками лесного фонда - 116 671 руб. 50 коп. в связи с пропуском трехлетнего срока, установленного пунктом 7 статьи 78 НК РФ.

Суд первой инстанции обязал налоговую инспекцию произвести возврат указанных сумм. Суд апелляционной инстанции, с учетом отказа от части заявленных требований, отказал в удовлетворении заявления, посчитав, что налоговую инспекцию нельзя обязать возвратить из бюджета арендную плату, которая не является налогом (сбором).

Суд кассационной инстанции считает вывод суда апелляционной инстанции правомерным.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.08.96 №115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 23.12.2004 №174-ФЗ) и приложением 11.1 к этому закону, Федеральное агентство лесного хозяйства является администратором поступлений платежей за пользование лесным фондом в части минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, и на него как администратора возложены полномочия по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, по начислению, учету, принятию решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей. Функции администратора названных платежей возложены на Федеральное агентство лесного хозяйства с 01.01.2005 также и Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2005 год» в соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона и приложением №1 к нему.

На основании приведенных нормативных актов Министерством финансов Российской Федерации изданы приказы от 10.12.2004 №114н «Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» и от 16.12.2004 №116н, которым утвержден «Порядок учета федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации» (далее - Порядок). В приложении № 11 к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства Российской Федерации от 10.12.2004 №114н (далее - Указания) также Федеральное агентство лесного хозяйства названо главным распорядителем средств федерального бюджета - администратором поступлений в бюджет Российской Федерации, а пунктом 18 Порядка установлено, что возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.

Поскольку налоговая инспекция с 01.01.2005 не является администратором средств, излишне уплаченных в федеральный бюджет заявителем, суд апелляционной инстанции правомерно отказал обществу в удовлетворении заявления и разъяснил порядок возврата излишне внесенных платежей в части минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню.

Кассационной инстанцией отклоняется довод общества о том, что денежные средства, уплаченные им в 2004 году, учтены в доходах федерального бюджета как налоги, а следовательно, возврат этих денежных средств должен быть произведен территориальным налоговым органом. В материалы дела представлены доказательства, что спорные суммы зачислены в доход федерального бюджета не как налоговые платежи, а как арендная плата за пользование лесным фондом, в части минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, зачисляемая в федеральный бюджет. Средства, зачисляемые на этот код, в соответствии с экономической классификацией доходов (пункт 4 раздела II Указаний) относятся к доходам от собственности, а не налоговым платежам.

При таких обстоятельствах Постановление суда апелляционной инстанции вынесено с соблюдением норм материального и процессуального права, оснований для его отмены не имеется.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

Постановил:

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2009 по делу № А05-3719/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества «Вельское лесоперевалочное предприятие» – без удовлетворения.

Председательствующий

И.Д. Абакумова

Судьи

О.А. Корпусова

Н.Г. Кузнецова