Решения районных судов

Решение от 17.12.2009 №А41-18474/2009. По делу А41-18474/2009. Московская область.

Решение

г. Москва

«17» декабря 2009 г. Дело № _А41-18474/09

Резолютивная часть решения объявлена 10 декабря 2009г.

В полном объеме Решение изготовлено 17 декабря 2009г.

Арбитражный суд Московской области в составе:

председательствующего ___судьи Жоголевой Е.Н._____________________________________ судей (заседателей) __________________________________________________ протокол судебного заседания вел __судья Жоголева Е.Н._______________________________

рассмотрев в судебном заседании дело по иску (заявлению) НП «ИНСЭР»

к _ Администрации Дмитровского МР МО

об обязании заключить договор купли-продажи

__________________________________________________

при участии в заседании представителей сторон согласно протоколу.

__________________________________________________

Установил:

НП «ИНСЭР» обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к Администрации Дмитровского МР МО об обязании заключить договор купли- продажи

земельного участка (кадастровый номер 50:04:0160419:1), площадью 178074 кв.м. по адресу: Московская область, Дмитровский район, сельское поселение Габовское, деревня Удино, оздоровительный лагерь «Звонкие горны» на условиях заявления о предоставлении в собственность земельного участка по цене 1 926 716,16 (Один миллион девятьсот двадцать шесть тысяч семьсот шестнадцать) рублей 16 коп.



Истец настаивает на исковых требованиях по мотивам, изложенным в исковом заявлении.

Ответчик с иском не согласен, по мотивам, изложенным в отзыве.

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, и исследовав представленные доказательства, арбитражный суд Установилследующее.

Некоммерческое партнерство «Институт социально-экономического развития Центрального федерального округа (ИНСЭР)» является собственником объектов недвижимости, расположенных на земельном участке, площадью 178074 кв.м. по адресу: Московская область, Дмитровский район, сельское поселение Габовское, деревня Удино, оздоровительный лагерь «Звонкие горны» (далее - земельный участок).

На указанном земельном участке располагается 22 объекта недвижимости, принадлежащих НП «ИНСЭР» на праве собственности. Объекты недвижимости приобретены в порядке приватизации на аукционе, проводимом ФГУП «ВПК-Сервис» (договор купли-продажи объектов недвижимости №3А/2006 от 14.04.2006г.).

Право собственности НП «ИНСЭР» на указанные объекты недвижимости зарегистрированы 16.08.2006г.

С момента приобретения объектов недвижимости НП «ИНСЭР» является плательщиком земельного налога на указанный земельный участок, что подтверждается платежными поручениями.

Таким образом, по мнению истца, он имеет исключительное право на приватизацию земельного участка в порядке ст.36 Земельного кодекса РФ.

Постановлением Главы администрации Дмитровского муниципального района Московской области от 05.06.2008г. №2784-П НП «ИНСЭР» утвержден проект границ земельного участка.

Земельному участку присвоен кадастровый номер: 50:04:0160419:1.

В соответствии с ч.5 ст.36 Земельного кодекса Российской Федерации НП «ИНСЭР» 25.11.2008г. обратилось с соответствующим заявлением о приобретении права собственности на указанный земельный участок на имя Главы администрации Дмитровского муниципального района Московской области Гаврилова В.В. (исх. №1-14/280 от 25.11.2008г.).

К заявлению были приложены все необходимые документы, предусмотренные Перечнем документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения (утв. Приказом Минэкономразвития РФ от 30.10.2007г. №370).

В соответствии с п.4 ст.28 ФЗ от 21.12.2001г. №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» отказ в выкупе земельного участка не допускается, за исключением случаев, указанных в данном пункте. Однако испрашиваемый в собственность земельный участок не подпадает ни под одно из указанных в п.4 ст.28 ФЗ изъятий.

В своем заявлении НП «ИНСЭР» просило в установленный законом месячный срок, с даты получения заявления, направить в адрес НП «ИНСЭР» проект договора купли-продажи земельного участка (ч.6 ст. 36 ЗК РФ).

Направленное ответчику заявление о выкупе земельного участка содержало в себе существенное условие данного договора - выкупную цену земельного участка.



В соответствии с п. 1.1 ч.1 ст.36 ЗК РФ покупную цену земельного участка, находящегося в государственной собственности, собственникам зданий, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной органами исполнительной власти. Цена не должна превышать кадастровую стоимость участка (п. 1.2 ст. 36 ЗК РФ).

НП «ИНСЭР» имеет право приобрести указанный земельный участок, по цене, устанавливаемой Правительством Московской области в размере, равном десятикратному размеру ставки земельного налога за единицу площади земельного участка (земельный участок . располагается в д.Удино, численность населения которой не превышает 500 тыс. человек). В соответствии с абз.4 ч.2 ст.2 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» от 20.10.2001г. № 137-ФЗ стоимость выкупаемого земельного участка устанавливается от трех до десятикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.

Цена определена в соответствии с ч.2 ст. 12 Закона Московской области от 07.06.1996г. №23/96-03 «О регулировании земельных отношений в Московской области» (в ред. Закона Московской области от 12.03.2008г. №16/2008-03) в десятикратном размере ставки земельного налога, и составила 1.926.716, 16 рублей.

Однако ответчик в установленный законом месячный срок не направил проект договора купли-продажи указанного земельного участка. При этом в письме от 08.12.2008г. №4075/03-41, подписанном Первым заместителем Главы Администрации Дмитровского муниципального района Московской области Н.М.Бубновым фактически отказано в выкупе земельного участка по причине отсутствия в кадастровом паспорте земельного участка сведений о категории данного земельного участка, рекомендовано предварительно обратиться в заявлением об отнесении земельного участка к определенной категории, после чего заявление может быть рассмотрено по существу.

НП «ИНСЭР» не раз обращалось с таким ходатайством в Администрацию Дмитровского муниципального района Московской области (исх. №1-14/135 от 19.05.2008г, вх. №1799 от 20.05.2008г.).

В данном обращении НП «ИНСЭР» просило в соответствии с ч.4 ст.14 ФЗ №172-ФЗ от 21.12.2004г. «О переводе земель..» присвоить участку категорию земель «Земли населенных пунктов». В ответ на обращение письмом №1264 от 19.06.2008г. НП «ИНСЭР» для выпуска соответствующего постановления было предложено предоставить кадастровый паспорт или выписку, а при наличии правоустанавливающих документов - их копии. При этом 05.06.2008г. в постановлении Администрации №2784-П от 05.06.2008г. «Об утверждении проекта границ земельного участка», для выпуска которого были предоставлены все имеющиеся правоустанавливающие документы, которые также перечислены в указанном постановлении, оказалось, что и в Постановлении «категория земель не определена». НП «ИНСЭР» обратилось в очередной раз с просьбой установить категорию земли (исх. №1-14/162 от 25.06.2008г.), однако ответ получен не был.

Требуемые ответчиком документы для издания распорядительного акта об отнесении земельного участка к категории были предоставлены ответчику 19.11.2008г. (письмо №1-14/274 от 19.11.2008г. прилагается). Однако на указанное обращение Администрация Дмитровского района МО так и не ответила, распорядительный документ издан не был.

Истец полагает, что сложившаяся ситуация существенно нарушает его права и законные интересы, как собственника объектов недвижимого имущества.

НП «ИНСЭР» выполнило предусмотренную законом процедуру по обращению и требование в очередной (третий) раз обратиться с тем же ходатайством существенно затягивает выкуп земельного участка по льготной цене до 01.01.2010г., чем нарушает права и законные интересы НП «ИНСЭР».

В соответствии с ч.5 ст.36 ЗК РФ Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных перечнем (утв. Приказом Минэкономразвития России №370 от 30.10.2007г.). Таким образом, по мнению истца, он выполнил все требования, предусмотренные законом для выкупа земельного участка, на который он имеет преимущественное право.

Действующее законодательство (ст.36 ЗК РФ) не содержит основания для отказа в выкупе земельного участка в связи с тем, что категория земельного участка не определена.

Кроме этого, из ч.5, 6 ст.14 Федерального закона от 21.12.2004г. №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», на нормы которых ссылается ответчик, явствует, что при необходимости нормативный правовой акт органа местного самоуправления об отнесении земельного участка к землям определенной категории в зависимости от цели использования принимается таким органом без каких-либо дополнительных обращений.

Заявитель вновь 31.03.2009г. направил в Администрацию Дмитровского района Московской области заявление о выкупе земельного участка, к которому приложил документы по Перечню и подписанный со своей стороны договор купли-продажи указанного земельного участка.

Договор содержит все существенные условия, а именно: индивидуальный определенный объект - земельный участок (кадастровый номер 50:04:0160419:1); цена участка 1 926716,16 (Один миллион девятьсот двадцать шесть тысяч семьсот шестнадцать) рублей 16 коп. Кроме этого, заявитель обладает исключительным правом на приватизацию указанного земельного участка, поскольку в его собственности находятся объекты недвижимости (22 объекта), приобретенные им на торгах у ФГУП «ВПК-Сервис» (ч.1 ст.36 ЗК РФ).

Однако, до настоящего времени Администрация Дмитровского района Московской области не направила подписанный договор купли-продажи заявителю.

Таким образом, ответчик своими действиями существенно нарушил права истца на приобретение в собственность земельного участка, находящегося под объектами недвижимости истца.

Данное обстоятельство и послужило основанием, для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, Арбитражный суд Московской области считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ установлено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.

В месячный срок со дня поступления указанного заявления исполнительный орган государственной власти: или орган местного самоуправления, принимает Решение о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду.

Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

Таким образом, на основании правил статьи 36 Земельного кодекса, рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.

Если сторона, для которой в соответствии с Гражданским кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться, в суд с требованием о понуждении заключить договор (пункт 4 статьи 445 Гражданского Кодекса Российской Федерации).

Истец обратился к ответчику за выкупом спорного земельного участка, и утверждает, что Ответчик бездействует, чем существенно нарушает его права.

Однако судом установлено, что всоответствии с п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 года №137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» органы местного самоуправления осуществляют управление и распоряжение земельными участками, относящимися к неразграниченной государственной собственности. Кроме того, согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 2 ст. 11 Земельного кодекса РФ органы местного самоуправления муниципальных районов осуществляют распоряжение земельными участками, являющимися муниципальной собственностью муниципальных районов.

Из представленных свидетельств о государственной регистрации права на объекты недвижимого имущества, принадлежащие истцу следует, что они приобретены на основании Договора №3А/2006 купли-продажи недвижимого имущества от 14.04.2006 года, заключенного с Федеральным государственным унитарным предприятием «ВПК -Сервис» в соответствии с Распоряжением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 20.02.2006 года № 21-р «О даче согласия федеральному государственному унитарному эксплуатационному предприятию «ВПК-Сервис» и протоколом №4 «Об итогах аукциона».

В соответствии со статьями 2, 18, 20 от 14.11.2002 года №161-ФЗ «О государственных и муниципальных предприятиях» унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником, распоряжение таким имуществом осуществляется с согласия собственника имущества - в данном случае - Федерального агентства по управлению федеральным имуществом.

Таким образом, истцом объекты недвижимого имущества приобретены из собственности Российской Федерации (федеральной собственности).

Согласно п. 1 ст. 3.1. Федерального закона от 25.10.2001 года №137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации.

Статьей 209 Гражданского кодекса РФ предусмотрено право собственника на владение, распоряжение и использование имущества. Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 года №432, предусмотрено что функции по управлению федеральным имуществом, функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества осуществляет Росимущество.

Таким образом, в силу вышеприведенных норм действующего законодательства органом, уполномоченным на распоряжение испрашиваемым истцом земельным участком является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, а не Администрация Дмитровского муниципального района Московской области, в связи с чем, ответчиком права истца не нарушены, стороной по договору купли-продажи земельного участка ответчик являться не может.

Таким образом, требования истца не обоснованны, не подтверждаются материалами дела, и не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.102, 110, 112, 167-170, 176 АПК РФ, суд

Решил:

В удовлетворении исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Десятом арбитражном апелляционном суде в течение месяца со дня изготовления решения в окончательном виде.

Судья Е.Н.Жоголева