Решения районных судов

Решение от 17 декабря 2009 года . По делу А41-33296/2009. Московская область.

Решение

г. Москва

«17» декабря 2009 г. Дело № А41-33296/09

Резолютивная часть решения оглашена 10 декабря 2009 г.

Текст решения в полном объеме изготовлен 17 декабря 2009 г.

Арбитражный суд Московской области в составе:

Председательствующего судьи Севостьяновой Н.В.,

судей (заседателей)

протокол судебного заседания вела судья Севостьянова Н.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Фирма «Агра»

к Администрации Одинцовского муниципального района Московской области

о признании незаконными действия органа местного самоуправления

при участии в заседании:

от заявителя: Севостьянова Г.В., представитель по доверенности №05/09 от 26.08.2009г.

от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен

Установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Фирма «Агра» (далее - ООО «Фирма «Агра», заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области к Администрации Одинцовского муниципального района Московской области (далее – Администрация, заинтересованное лицо) со следующими требованиями:

Признать незаконными действия Администрации Одинцовского муниципального района Московской области выразившиеся в отказе Обществу с ограниченной ответственностью «Фирма «Агра» в предоставлении земельного участка, под объектом недвижимости принадлежащем Обществу с ограниченной ответственностью «Фирма «Агра».

Обязать Администрацию Одинцовского муниципального района Московской области направить Обществу с ограниченной ответственностью «Фирма «Агра» договор купли-продажи на земельный участок площадью 517 кв.м., с кадастровым номером 50:20:0030109:0050, местоположение: Московская область, г. Одинцово, Коммунальный проезд, д.4, стр.1 по цене земли с учетом 10-кратной ставки земельного налога за единицу площади, в течение 10 дней.

В судебном заседании представитель заявителя требования поддержала представила дополнительные документы.

Представитель Администрации в судебном заседании не явился.

Дело рассматривалось в соответствии с ч.3 ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствии представителя заинтересованного лица - Администрация Одинцовского муниципального района Московской области, извещенного о месте и времени рассмотрения заявления надлежащим образом.

Выслушав доводы заявителя, исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд Установил следующее.

Как следует из материалов дела, ООО «Фирма «Агра» является собственником объекта недвижимости, расположенного на земельном участке площадью 517 кв.м., с кадастровым номером 50:20:0030109:0050, местоположение: Московская область, г. Одинцово, Коммунальный проезд, д.4, стр.1., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 09.08.2008г. серии 50 НВ № 731531 (л.д. 26).

16.03.2009г. заявитель обратился в Администрацию Одинцовского муниципального района Московской области (исх. № 09-АГ от 13.03.2009г.) о предоставлении в собственность земельного участка площадью 517 кв.м., с кадастровым номером 50:20:0030109:0050, расположенного по адресу: Московская область, г. Одинцово, Коммунальный проезд, д.4, стр.1 (л.д. 9).

14.04.2009г. письмом №2.23/27775юр у заявителя Администрация Одинцовского муниципального района Московской области запросила дополнительные документы.

21.04.2009г. письмами вх. 4611/юр, от 23.04.2009г. вх. 4733/юр, от 17.06.2009г. вх.6886/юр заявитель представил в адрес Администрации Одинцовского муниципального района Московской области, запрашиваемые дополнительные документы.

Администрация Одинцовского муниципального района Московской области письмом №2.23/4611юр. От 08.07.2009г. отказала в представлении испрашиваемого земельного участка ООО «Фирма «Агра» указав, что испрашиваемый земельный участок планируется использовать для муниципальных нужд, а именно магистральной улицы общегородского значения (л.д. 13).

Считая незаконными действия (бездействия) Администрации Одинцовского муниципального района Московской области, выразившиеся в отказе, в представлении испрашиваемого земельного участка, заявитель обратился с настоящим заявлением в суд.

Исследовав материалы дела и представленные суду доказательства в полном объеме, арбитражный суд пришел к выводу, об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.

Согласно подпункту 1 статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации одной из задач судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.

Статья 4 названного Кодекса предусматривает, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов органов местного самоуправления, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создаёт иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Осуществляя по своему усмотрению гражданские права, граждане и юридические лица самостоятельно избирают способ защиты нарушенного или оспоренного права, поэтому при обращении с настоящими требованиями, заявитель был обязан в порядке статей 41, 65 АПК РФ представить доказательства нарушения его прав и законных интересов, подлежащих судебной защите.

Такие доказательства заявителем суду представлены.

В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.

Пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что орган местного самоуправления на основании заявления собственника здания, строения, сооружения в месячный срок принимает Решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора. Отказ в выкупе земельного участка или предоставлении его в аренду не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом (пп. 5 п. 3 ст. 28).

Исходя из смысла названных норм следует, что выбор между выкупом земельного участка или приобретением права аренды основывается только на волеизъявлении собственника объектов недвижимости.

Орган местного самоуправления не вправе препятствовать заявителю в реализации предоставленных законом прав.

Суд, Установил, что спорный земельный участок не является изъятым из оборота по основаниям, предусмотренным ст. 27 Земельного кодекса РФ.

Таким образом, для реализации права на приобретение в собственность земельных участков заявитель должен подтвердить только право собственности на объекты недвижимости.

Право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации (п. 2 ст. 8, ст. 219 ГК РФ).

Согласно ст. ст. 2, 4 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» установлено, что вещные права на недвижимость подлежат государственной регистрации, которая является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

В силу п.3 ст.35 Земельного кодекса Российской Федерации собственник задания, строения, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу. В случае, если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, применяются правила, установленные пунктом 1 статьи 36 настоящего Кодекса.

Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены Кодексом, федеральными законами.

Исключительный характер права на приватизацию земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения не имеет право на приватизацию земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением (пункт 5 Постановления от 24.03.2005г. №11 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации).

В силу пункта 10 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», распоряжение земельными участками государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов. Таким образом, в соответствии с п. 5. 6 ст. 36 ЗК РФ, орган местного самоуправления обязан в месячный срок со дня поступления заявления о приобретении в собственность земельного участка принять Решение о предоставлении этого земельного участка в собственность, и в месячный срок со дня принятия решения о предоставлении земельного участка в собственность подготовить проект договора купли-продажи направить его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

Статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Следовательно, Общество правомерно обратилось Администрации Одинцовского муниципального района Московской области с заявлением о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность.

В соответствии с пунктом 4 ст. 28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

Согласно сообщению №20/014/2009-107 от 18.03.2009г. Управления Федеральной регистрационной службы по Московской области следует, что сведения о правах и каких-либо ограничениях на земельный участок площадью 517 кв.м., с кадастровым номером 50:20:0030109:0050 в Едином государственном реестре прав записи о регистрации прав отсутствуют.

Вместе с тем, Решение о резервировании испрашиваемого заявителем земельного участка в официальных средствах массовой информации органов местного самоуправления опубликовано было.

Согласно пункту 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, перечень документов прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (Приказ Минэкономразвития России от 30.10.2007 № 370). Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.

Судом установлено, что заявителем были представлены в Администрацию все необходимые документы, предусмотренные указанным Перечнем документов, утвержденные Приказом Минэкономразвития РФ от 30.10.2007 №370.

Сведений о наличии каких-либо ограничений в обороте, запрета приватизации испрашиваемого земельного участка в государственном земельном кадастре не содержится, законом или судом не установлено.

В порядке п. 7 и п. 8 ст. Земельного кодекса Российской Федерации местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает Решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.

Порядок определения цены (стоимости) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной стоимости на территории Московской области, регулируется ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001г. №137-ФЗ «О введении в действие земельного кодекса РФ» и ст.12 Закона Московской области от 07.06.1996г. №23/96-ОЗ «О регулировании земельных отношений в Московской области», согласно которым до 1 января 2010 года собственники зданий, строений, сооружений приобретают земельные участки, находящиеся в государственной ли муниципальной собственности, по цене установленной субъектами РФ, а именно в размере, равном десятикратному размеру ставки земельного налога на единицу площади земельного участка (пп.3 п.3 ст.12 Закона Московской области от 07.06.1996 №23/96-ОЗ).

При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах: двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек; двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.

Из смысла данной нормы права следует, что по своему содержанию указанный порядок приобретения земельных участков является льготным по отношению к порядку, установленным пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001г. №137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“ (в ред. Федерального закона от 24.07.2007г. № 212-ФЗ).

Как следует из материалов дела 19.02.2008г. на основании договора купли-продажи нежилых зданий №1, Дополнительного соглашения 01 от 26.02.2008г. Постановления Главы городского поселения Одинцово №189 от 01.07.2008г., №143 от 28.05.2008г., Заявитель приобрел объект недвижимого имущества расположенного на испрашиваемом земельном участке. Данный объект недвижимости был введен Администрацией в эксплуатацию в 2006г.

При таких обстоятельствах суд считает, что ООО «Фирма «Агра» имеет право приобрести спорные земельные участки по льготной цене.

При изложенных обстоятельствах суд считает, что у заинтересованного лица не было достаточных оснований, предусмотренных действующим законодательством для отказа ООО «Фирма «Агра» в предоставлении за плату в собственность испрашиваемого им земельного участка, поскольку надлежащих доказательств резервирования спорного земельного участка для государственных или муниципальных нужд не имеется.

Следовательно, отказ Администрации Одинцовского муниципального района Московской области в предоставлении в собственность спорного земельного участка №2.23/4611юр. От 08.07.2009г. лишает ООО «Фирма «Агра» права на приобретение спорного земельного участка в собственность (ст. 36 ЗК РФ).

В силу нормативного единства ст. 65 и п.5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания законности принятия оспариваемого решения, наличия у органа местного самоуправления или лица надлежащих полномочий на вынесение оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на лицо, которое приняло данное Решение.

Материалами дела не подтверждается факт наличия достаточных оснований, предусмотренных земельным законодательством, для принятия Администрацией Одинцовского муниципального района Московской области решения об отказе в предоставлении за плату в собственность ООО «Фирма «Агра» испрашиваемого им земельного участка.

Согласно п.2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт органов местного самоуправления, не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает Решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействий) незаконными.

При указанных обстоятельствах арбитражный суд признает требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 176, 197, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Решил:

Заявленные требования удовлетворить.

Признать незаконными действия Администрации Одинцовского муниципального района Московской области выразившиеся в отказе Обществу с ограниченной ответственностью «Фирма «Агра» в предоставлении земельного участка, под объектом недвижимости принадлежащем Обществу с ограниченной ответственностью «Фирма «Агра».

Обязать Администрацию Одинцовского муниципального района Московской области направить Обществу с ограниченной ответственностью «Фирма «Агра» договор купли-продажи на земельный участок площадью 517 кв.м., с кадастровым номером 50:20:0030109:0050, местоположение: Московская область, г. Одинцово, Коммунальный проезд, д.4, стр.1 по цене земли с учетом 10-кратной ставки земельного налога за единицу площади, в течение 10 дней.

Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке в Десятом арбитражном апелляционном суде.

Судья Н.В. Севостьянова