Решения районных судов

Решение от 2009-12-17 №А32-27881/2009. По делу А32-27881/2009. Краснодарский край.

г. Краснодар Дело № А32-27881/2009-3/558 17 декабря 2009 года

Арбитражный суд Краснодарского края в составе:

судьи Посаженникова М.В., при ведении протокола судебного заседания судьей Посаженниковым М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению:

общества с ограниченной ответственностью «Компания «Скит-Юг», г. Армавир Краснодарского края,

к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Армавиру Краснодарского края, г. Армавир Краснодарского края,

о признании ненормативного акта недействительным в части

при участии в заседании:

от заявителя: не явился, уведомлен надлежащим образом;

от ответчика: не явился, уведомлен надлежащим образом;

Установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Компания «Скит-Юг» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Армавиру Краснодарского края о привлечении общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения от 19.09.2008 № 14-21/100 в части доначисления к уплате в бюджет земельного налога в размере 124 194 рублей, пени по земельному налогу в размере 3 343,68 рубля и привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа за неуплату земельного налога в размере 24 838,80 рубля.

Основания заявленных требований изложены в заявлении. В судебном заседании представитель заявителя отсутствовал, уведомлен надлежащим образом. Представитель ответчика в судебном заседании отсутствовал, в отзыве на заявление против удовлетворения заявленных требований возражал, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемого решения.

Исследовав материалы дела, суд Установилследующее.

Общество с ограниченной ответственностью «Компания «Скит-Юг» имеет статус юридического лица и состоит на налоговом учете в ИФНС.

Налоговым органом проведена выездная налоговая проверка общества по вопросам соблюдения организацией налогового законодательства за период с 01.01.2005 по 31.03.2008.

По результатам налоговой проверки ИФНС составлен акт выездной налоговой проверки от 28.07.2008 № 14-21/076, на основании которого 19.09.2008 принято Решение № 14-21/100 о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Указанным Решением заявителю, в том числе доначислен к уплате в бюджет земельный налог в размере 124 194 рублей, пени по земельному налогу в размере 3 343,68 рубля.

Кроме этого, Решением налогового органа общество, в том числе привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа за неуплату земельного налога в размере 24 838,80 рубля.

Общество, не согласившись с Решением налоговой инспекции, обратилось в Управление ФНС России по Краснодарскому краю с апелляционной жалобой на Решение ИФНС России по г. Армавиру Краснодарского края.

Однако УФНС Решением от 17.11.2008 № 27-13-753-1390 отказало обществу в удовлетворении жалобы.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Принимая Решение по делу, суд руководствовался следующим.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации и статьями 23, 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы, представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

Пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Согласно пункту 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

В соответствии с пунктом 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.

Пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Согласно пункту 3 статьи 391 Кодекса налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

В оспариваемом решении налогового органа указано, что в 2003 году заявитель приобрел в собственность объекты недвижимости (здания складов), расположенные в промзоне г. Армавира, на земельном участке, находящемся в бессрочном пользовании у ОАО «Армавирснабсбыт» на основании государственного акта на право собственности на землю от 28.12.1993 серии КК-2 № 0197.

Право собственности на здания складов подтверждено свидетельствами о государственной регистрации прав от 10.02.2003 № 23 АА 842068, № 23 АА 842067.

Постановлением главы г. Армавира от 08.12.2006 № 3682 «Об утверждении границ земельных участков в Промзоне 16» ООО «Компания Скит-Юг» выделен земельный участок площадью 7 920 м2 и утверждены проекты границ земельного участка, находящегося под зданиями приобретенных обществом складов.

Указанные обстоятельства, согласно доводам налогового органа, свидетельствуют о наличии у заявителя обязанности по уплате земельного налога.

Вместе с тем в соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации права на земельный участок подлежат государственной регистрации, которая в силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

В связи с этим за исключениями, оговоренными в пунктах 4 и 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 № 54 «О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога», плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок. Поэтому обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.

В пункте 4 Постановления Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 № 54 дано разъяснение, согласно которому в силу пункта 1 статьи 6 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу данного Закона, признаются юридически действительными и при отсутствии их государственной регистрации, которая проводится по желанию правообладателей. При этом, как следует из пункта 9 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», имеют равную юридическую силу с записями в реестре.

Поэтому на основании пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиком земельного налога признается также лицо, чье право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения на земельный участок удостоверяется актом (свидетельством или другими документами) о праве этого лица на данный земельный участок, выданным уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте и на момент издания такого акта.

Поскольку при универсальном правопреемстве (реорганизация юридических лиц, за исключением выделения, а также наследование) вещные права на земельные участки, упомянутые в пункте 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации, переходят непосредственно в силу закона, правопреемники становятся плательщиками земельного налога независимо от регистрации перехода соответствующего права (пункт 5 Постановления от 23.07.2009 № 54).

Таким образом, из указанных норм права и разъяснений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации следует, что право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком не переходит в силу закона в порядке сингулярного правопреемства по договору купли-продажи объектов недвижимости, расположенных на этом участке. Названное вещное право возникает у приобретателя только после его государственной регистрации.

Указанная правовая позиция согласуется с выводами Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа, изложенными в постановлении от 07.10.2009 по делу № А32-26584/2008.

Следовательно, государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права, поэтому плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок.

Указанный вывод содержится в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23.11.2009 по делу № А63-13288/2008-С4-20.

Вместе с тем судом установлено и не оспаривается налоговым органом, что права ООО «Компания «Скит-Юг» в отношении земельного участка, на котором расположены принадлежащие ему объекты недвижимости, надлежащим образом оформлены только 22.01.2009 (свидетельство о праве собственности на земельный участок от 22.01.2009 серии 23-АЕ № 633380).

В связи с чем у налогового органа отсутствовали достаточные правовые основания для доначисления заявителю к уплате в бюджет земельного налога за 2007 год в размере 124 194 рублей, пени по земельному налогу в размере 3 343,68 рубля и привлечения организации к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа за неуплату земельного налога в размере 24 838,80 рубля.

Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, Решение или совершили действия (бездействие).

В судебном заседании налоговый орган не доказал законность решения о привлечении общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения от 19.09.2008 № 14-21/100 в оспариваемой части, в связи с чем заявленные организацией требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167-170, 200-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

Решение Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Армавиру Краснодарского края от 19.09.2008 № 14-21/100 – признать недействительным в части доначисления к уплате в бюджет земельного налога в размере 124 194 рублей, пени по земельному налогу в размере 3 343 рублей 68 копеек и привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа за неуплату земельного налога в размере 24 838 рублей 80 копеек.

Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Армавиру Краснодарского края (Краснодарский край, г. Армавир, ул. Дзержинского, 62) в пользу общества с ограниченной ответственностью «Компания Скит-Юг» (Краснодарский край, г. Армавир, тер. Промзона 16, 48, ИНН 2302044294, ОГРН 1022300638315) судебные расходы в размере 2 000 рублей, уплаченные по платежному поручению от 14.11.2008 № 207.

Выдать исполнительный лист.

Решение суда может быть обжаловано в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня его принятия.

Судья М.В. Посаженников