Решения районных судов

Решение от 2009-12-17 №А08-8937/2009. По делу А08-8937/2009. Белгородская область.

Решение

г. Белгород

Дело № А08­­­­­­­­­­­­­­­­-8937/2009-16

17 декабря 2009 г.

резолютивная часть оглашена 10 декабря 2009 года

Арбитражный суд Белгородской области в составе:

судьи Танделовой З.М

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Карнауховой И.П.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ОАО «Белгородская сбытовая компания»

к ИФНС России по г. Белгороду

3-е лицо: Автономная некоммерческая организация информационного обеспечения «Деловой вестник»

о признании недействительным решения от 06.07.2009 г. № 6479

при участии в судебном заседании представителей: заявителя - Берлетова В.В. по дов. от 21.08.2009 № 15/3209; ИФНС России по г. Белгороду Чиркова В.Ф. по дов. № 45 от 10.12.2007 г.; 3-его лица – Балыкова А.С. по дов. от 10.12.2009 года.

Установил:

Открытое акционерное общество “Белгородская сбытовая компания“ (далее - Общество, Заявитель, ОАО «БСК») обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением об отмене решения Управления Федеральной налоговой службы России по Белгородской области (далее - Управление) от 20 августа 2009 N 179 о привлечении к налоговой ответственности по п. 1 ст.119 НК РФ. Сослалось на то, что по результатам камеральной налоговой проверки Инспекцией ФНС России по г. Белгороду ( далее – налоговый орган, Инспекция) было принято Решение от 06.07.2009 г. № 6479 о привлечении Общества к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 119 НК РФ в виде взыскания штрафа в размере 112 029, 90 рублей. Не согласившись с указанным Решением № 6479 от 06.07.2009 г., Общество обжаловало его в Управление ФНС по Белгородской области, которое Решение нижестоящего налогового органа изменило и уменьшило размер штрафа до 56 014,95 рублей.

12 октября 2009 года Общество обратилось с заявлением о замене ответчика Управления Федеральной налоговой службы России по Белгородской области на надлежащего ответчика Инспекцию ФНС России по г. Белгороду с уточнением предмета заявления, которым просило признать недействительным Решение Инспекции ФНС России по г. Белгороду от 06.07.2009 г. № 6479, измененное Решением Управления Федеральной налоговой службы России по Белгородской области от 20 августа 2009 N 179 .



Определением от 12 октября 2009 года заявление удовлетворено.

14 октября 2009 года Общество обратилось с заявлением об исключении Управления из числа лиц, участвующих в деле и привлечении в качестве 3-го лица без самостоятельных требований Автономной некоммерческой организации информационного обеспечения «Деловой вестник» ( далее – оператор связи), указывая на то, что Решение по делу может повлиять на обязанности указанного лица по отношению к Обществу, так как представление налоговой декларации происходило через него по электронным каналам связи.

Определением от 14 октября 2009 года к участию в деле привлечена в качестве третьего лица Автономная некоммерческая организация информационного обеспечения «Деловой вестник» (далее – АНО ИО «Деловой Вестник».

В обоснование заявленного требования сослалось на то, что декларация по единому социальному налогу за 2008 год им своевременно представлена для передачи в налоговую инспекцию 30.03.2009 г. по телекоммуникационным каналам связи. В с перебоями в работе Интернет- провайдера, в момент отправки продолжающимися с 15 час. 35 мин. 30 мая 2009 года по 19 час.15 мин. 31 марта 2009 года, налоговая декларация была получена налоговым органом в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи 31.03.2009 г..

Инспекция в отзыве и в суде требование не признала, указывая на то, что налогоплательщик обоснованно привлечен к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку представил налоговую декларацию по единому социальному налогу за 2008 год 31 марта 2009 года, то есть с нарушением установленного законом срока. Порядок обработки налоговых деклараций представленных по телекоммуникационным каналам связи с применением электронно-цифровой подписи регламентируется Административным регламент ФНС России по исполнению государственной функции по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлению форм налоговых деклараций (расчетов) и разъяснению Порядка их заполнения, утвержденный Приказом Минфина России от 18.01.2008 N 9н (далее - Административный регламент) и Временным регламент обмена электронными документами с ЭЦП по телекоммуникационным каналам связи в унифицированной сист Ф.И.О. обработки налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности при представлении их налогоплательщиком через специализированного оператора связи, утвержденный Приказом ФНС России от 06.02.2008 N ММ-3-6/50 (далее - Временный регламент).

Пунктом 1 Временного регламента определено, что представленный налогоплательщиком электронный документ с ЭЦП считается принятым налоговым органом с момента получения налогоплательщиком из налогового органа заверенного ЭЦП налогового органа протокола входного контроля, содержащего информацию о приеме. Согласно протокола входного контроля датой отправки Обществом налоговой декларации является 31 марта 2009 года. Общество в заявлении указывает на наличие с Оператором связи договора присоединения, согласно которому Оператор несет ответственность вследствие существенного нарушения связи, временное снижение качества связи и (или) отказ оборудования Оператора, поэтому Общество не лишено права обратиться к Оператору связи за возмещением причиненных ему убытков в связи с отсутствием связи с клиентами.

Представитель 3-его лица - АНО ИО «Деловой Вестник» заявленное требование поддержал, указывая на отсутствие вины как налогоплательщика, так и 3-его лица, специализированного оператора связи в несвоевременном представлении налоговой декларации Общества по единому социальному налогу за 2008 год, так как в период с 15 час. 35 мин. 30 мая 2009 года по 19 час.15 мин. 31 марта 2009 года имелись перебои в работе Интернет- провайдера, что подтверждается официальным письмом последнего и является обстоятельством, не зависящим от воли сторон (форс-мажор).

Выслушав объяснения представителей сторон и 3 - его лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, по результатам камеральной налоговой проверки представленной ОАО «БСК» декларации по единому социальному налогу за 2008 год, налоговым органом вынесено Решение от 06.07.2009 г. № 6479 о привлечении общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 112 029, 90 руб.

Решение налогового органа мотивировано нарушением обществом срока представления налоговой декларации, фактическим представлением декларации в налоговый орган 31 марта 2009 года при законодательно установленном сроке представления 30 марта 2009 года.

По результатам рассмотрения апелляционной жалобы УФНС России по Белгородской области в решении от 20.08.2009г. № 179 размер штрафа, начисленного Обществу, уменьшил в два раза и составил 56014,95руб.

Согласно пункту 2 статьи 109 Налогового кодекса Российской Федерации, лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при отсутствии вины в совершении налогового правонарушения.

Согласно нормам статей 65, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, возлагается на орган, который принял Решение.

На основании пункта 2 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика по установленной форме на бумажном носителе или в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 6 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.



Пунктом 7 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщики по истечении налогового периода представляют налоговые декларации в налоговые органы не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налоговым периодом по единому социальному налогу признаются год (статья 240 Налогового кодекса РФ).

Таким образом, срок представления налоговой декларации по единому социальному налогу за 2008 год установлен не позднее 30 марта 2009 года.

В соответствии с пунктом 2 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация может быть представлена налогоплательщиком в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи. При передаче налоговой декларации по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки.

К основным нормативно-правовым документам, регламентирующим порядок представления информации с использованием каналов электронной связи, относятся Гражданский и Налоговый кодексы РФ; Федеральные законы: от 21.11.1996 N 129-ФЗ “О бухгалтерском учете“, от 10.01.2002 N 1-ФЗ “Об электронной цифровой подписи“, от 20.02.1995 N 24-ФЗ “Об информации, информатизации и защите информации“, от 07.07.2003 N 126-ФЗ “О связи“.

Порядок представления налоговой отчетности в электронном виде определяется Минфином России, однако до его утверждения согласно Письму Минфина России от 24.12.2007 N 03-01-13/9-269 действуют Порядок представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденный Приказом МНС России от 02.04.2002 N БГ-3-32/169, и Методические рекомендации об организации и функционировании системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденные Приказом МНС России от 10.12.2002 N БГ-3-32/705@, которые регламентируют взаимодействие налоговых органов и налогоплательщиков при представлении налоговой отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Согласно пункту 4 раздела 2 данного Порядка датой представления налоговой декларации в электронном виде является дата ее отправки, зафиксированная в подтверждении специализированного оператора связи.

Из материалов дела следует, что налоговая декларация по единому социальному налогу в электронном виде, имеющим уникальный идентификатор изначального документа: 3F7EC641E8A7A98B6E7E1D6B63466F00B4DBC18F7AE13D30EBB3ECDF557DE40B передана Обществом 30 марта 2009 года в 17 час.58 мин. (л.д.107).

В связи с перебоями в работе Интернет- провайдера, в момент отправки продолжающимися с 15 час. 35 мин. 30 мая 2009 года по 19 час.15 мин. 31 марта 2009 года налоговая декларация была получена налоговым органом в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи 31 марта 2009 года (л. д.113).

Сбой в работе Интернет - провайдера в указанный период времени подтверждается письмами специализированного оператора связи № 192 от 29 мая 2009 года в адрес руководителя ИФНС России по г. Белгороду ( л.д.138), № 240 от 7 июля 2009 года в адрес УФНС России по Белгородской области с приложением списка 46 организаций, отправивших налоговую отчётность 30 марта 2009 года ( в том числе и ОАО «БСК»), но получивших подтверждение оператора связи 31 марта 2009 года в связи с перебоями в работе Интернет-провайдера.

Наличие перебоем в работе Интернет- провайдера в вышеуказанный период времени налоговым органом не отрицается.

При изложенных обстоятельствах суд считает доказанным факт своевременной отправки Обществом налоговой декларации.

В соответствии со статьей 106 Налогового кодекса Российской Федерации правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Кодексом установлена ответственность.

Согласно пункту 1 статьи 108 Кодекса никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, чем по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Кодексом.

По смыслу статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации ответственность за непредставление или несвоевременное представление налоговых деклараций наступает, когда обязанное лицо не представило в установленный срок налоговую декларацию, которая необходима для осуществления налогового контроля.

Налоговым органом не представлено суду доказательств, опровергающих доводы Общества о своевременном представлении налоговой декларации для передачи по телекоммуникационным каналам связи, сбоев на магистральных каналах связи, принятии Обществом всех зависящих от него мер для своевременной отправки декларации, а также наличия иных доказательств, подтверждающих вину налогоплательщика, в соответствии с пунктами 2, 3 статьи 110 Налогового кодекса Российской Федерации.

Вина Общества судом не установлена.

Налогоплательщиком исполнена обязанность по представлению в установленный срок налоговой декларации по единому социальному налогу за 2008 год.

Факт её неполучения налоговой инспекцией не может быть основанием для привлечения предпринимателя к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации.

В нарушение требований пункта 3 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации, в решении налогового органа 06.07.2009 г. № 6479 не указаны причины пропуска ОАО «БСК» срока представления налоговой декларации по декларации по единому социальному налогу за 2008 год и доводы, приводимые налогоплательщиком в свою защиту, результаты проверки доводов специализированного оператора связи по поводу несвоевременного предоставления налоговой декларации.

Руководствуясь ст. ст. 110,167-170,201 АПК РФ, суд,

Решил:

Заявленное требование удовлетворить полностью.

Признать недействительным Решение Инспекции ФНС России по г. Белгороду от 06.07.2009 г. № 6479 о привлечении к налоговой ответственности ОАО «Белгородская сбытовая компания» по п. 1 ст.119 НК РФ, как несоответствующее пункту 2 статьи 109 Налогового кодекса РФ.

Решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд (394 006 г. Воронеж ул. Платонова, дом 8) в месячный срок путём подачи апелляционной жалобы в Арбитражный суд Белгородской области.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного и кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на интернет – сайте Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда по адресу: http://19aas.arbitr.ru/, информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы – на интернет - сайте Федерального арбитражного суда Центрального округа по адресу: http://fasco.arbitr.ru/

Судья З.М. Танделова