Решения районных судов

Решение от 17.12.2009 №А18-1161/2009. По делу А18-1161/2009. Республика Ингушетия.

Решение

г. Назрань 17 декабря 2009 года Дело №А18-1161/09

Резолютивная часть решения оглашена 11 декабря 2009 года

Решение в полном объеме изготовлено 17 декабря 2009 года

Арбитражный суд Республики Ингушетия в составе судьи Аушева М.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Накастхоевым А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Общества с ограниченной ответственностью «Велрос»

к Комитету по размещению заказов для государственных нужд Республики Ингушетия

о признании недействительным результата аукциона

третьи лица:

Министерство строительства Республики Ингушетия;

Общество с ограниченной ответственностью «Гарант-Строй»

при участии в судебном заседании представителей:

от истца: Гагиев М.А. (Директор ООО «Велрос», 4, выдан Отделением ОФМС России по Республике Ингушетия в Назрановском районе 04.07.08)

от ответчика: Ажигов Б.Х. (доверенность б/н от 02.12.09);

от третьих лиц:

Министерства строительства Республики Ингушетия: Хашагульгов Б.Я. (доверенность №44 от 15.04.09);

ООО «Гарант-Строй»: Исраилов Ю.Я.(доверенность №2 от 10.01.09)



Установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Велрос» (далее – истец, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Ингушетия с иском к Комитету по размещению заказов для государственных нужд Республики Ингушетия о признании результата аукциона от 24 сентября 2009 года на право заключения государственного контракта на выполнение работ по строительству многофункционального спортивного зала в средней школе №1 с.Экажево Назрановского района Республики Ингушетия (далее - открытый аукцион) недействительными. В обоснование своих требований истец ссылается на то, что Комитет по размещению заказов для государственных нужд Республики Ингушетия (далее - Комитет) должен был провести 28 августа 2009 года открытый аукцион. Начальная цена государственного контракта на строительство указанного объекта составляла 44 453 454 рублей. Прием документов осуществлялся до 17 часов 00 минут 17 августа 2009 года. Одним из требований для допуска к участию в конкурсе являлось внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки в размере 5% от начальной стоимости контракта.

14 августа 2009 года при подаче документов Обществу было отказано в их приеме, в связи с тем, что в документацию аукциона, в частности в сводный сметный расчет стоимости строительства, необходимо было внести изменения, что повлекло снятие государственного заказа с торгов и перенос сроков его проведения.

26 августа 2009 года Комитетом повторно размещена информация о проведении открытого аукциона на право заключения государственного контракта, на выполнение работ по строительству многофункционального спортивного зала в средней школе №1 с. Экажево Назрановского района Республики Ингушетия, сумма на строительство указанного объекта составляет 44 453 454 рублей. Аукцион назначен на 24 сентября 2009 года, прием документов - до 17 часов 00 минут 14.09.2009г. При этом, Комитетом не была изменена проектно-сметная документация, не изменены какие либо существенные условия аукциона. По мнению истца, действия уполномоченного органа по отмене ранее назначенного аукциона не позволили Обществу своевременно подать заявку с внесением денежных средств в качестве обеспечения заявки в размере 5% от начальной стоимости контракта. Общество обратилось к руководителю Комитета с просьбой допустить их к участию в аукционе без обеспечения заявки, однако им было отказано. Полагая, что своими действиями Комитет нарушил их права, Общество обратилось с настоящим иском в суд.

В соответствии с Указом Президента Республики Ингушетия от 05.12.2008г. №498 «О Комитете по размещению заказов для государственных нужд Республики Ингушетия» на Комитет возложены функции по информационному обеспечению государственных заказов Республики Ингушетия, опубликование в официальном печатном издании и/или размещение на сайте своевременно и в полном объеме информации и документов по размещению заказов включая извещение о проведении открытого аукциона извещение об отказе в проведении открытого аукциона, извещение об изменении документации об аукционе привлечение специализированной организации проведение процедуры размещения заказа и т.д.

В ходе предварительного судебного заседания судом установлено, что Указом Президента Республики Ингушетия №213 от 14.10.2009г. «О ликвидации Комитета по размещению заказов для государственных нужд Республики Ингушетия» Комитет ликвидирован, Правительству Республики Ингушетия поручено обеспечить ликвидационные мероприятия.

Постановлением Правительства Республики Ингушетия от 03.11.09 №374 «О мероприятиях по ликвидации Комитета по размещению заказов для государственных нужд Республики Ингушетия» образована ликвидационная комиссия, состоящая из 10 человек, ликвидационной комиссии поручено осуществить мероприятия по ликвидации Комитета.

Согласно пунктам 2 и 3 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие Решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с настоящим Кодексом, другими законами. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде.

Таким образом, в качестве ответчика по настоящему делу выступает Ликвидационная комиссия.

Определениями Арбитражного суда Республики Ингушетия от 03.11.09 и от 04.12.09 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Общество с ограниченной ответственностью «Гарант-Строй» и Министерство строительства Республики Ингушетия.

В судебном заседании представитель Общества поддержал заявленные требования в полном объеме, просит признать недействительными протоколы №142 ПРОА-2009 от 17.09.09 и №142 ПТОА-2009 от 24.09.09 заседания комиссии по рассмотрению заявок и по результатам открытого аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по строительству многофункционального спортивного зала в средней школе №1 с. Экажево. Одновременно с этим, истец просит признать незаконными действия Комиссии - органа исполнительной власти Республики Ингушетия, по отмене аукциона, назначенного на 28.08.09.

Представитель Ликвидационной комиссии считает заявленные требования незаконными и необоснованными, поскольку Обществом не были внесены денежные средства в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе, что является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе.

Представители третьих лиц возражают по существу заявленных требований по доводам, аналогичным доводам Ликвидационной комиссии.

Изучив материалы дела, исследовав доказательства, суд считает, что в удовлетворении исковых требований следует отказать полностью, по следующим основаниям.

Материалы дела свидетельствуют, что извещением от 26.08.09 о проведении открытого аукциона, размещенном на официальном сайте: www. goszakazri.ru., Комитетом был объявлен открытый аукцион на право заключения государственного контракта на выполнение работ по строительству многофункционального спортивного зала в средней школе №1 с.Экажево Назрановского района Республики Ингушетия на общую сумму 44 453 454 рублей. Аукцион назначен на 24 сентября 2009 года, прием документов осуществлялся до 17 часов 00 минут 14.09.2009г.



Заказчиком - Министерством строительства Республики Ингушетия утверждена документация об аукционе на выполнение строительно-монтажных работ по объекту «Многофункционального спортивного зала в средней школе №1 с.Экажево Назрановского района Республики Ингушетия».

Одним из требований, установленной в аукционной документации, к участникам размещения заказа для допуска к участию в конкурсе являлось внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки в размере 5% от начальной стоимости контракта.

В соответствии с протоколом №142ПРОА-2009 от 17 сентября 2009 г. рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе на право заключения государственного контракта на выполнение работ по строительству многофункционального спортивного зала СШ№1 были представлены заявки от ООО «ПМК -7», ООО «Декор», ООО «Гарант-Строй», ООО «Темп». ООО «Стройсервис», ООО «Остов», ООО «Инг-Трейд», ООО «Бам» и ООО «ИнгСтройПром».

К участию в аукционе были допущены ООО «Гарант-Строй» и ООО «Стройсервис», остальным участникам отказано в допуске к участию в аукционе ввиду несоблюдения ими требований статей 12, 35 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон №94-ФЗ, Закон).

Указанный протокол также размещен на официальном сайте www. goszakazri.ru.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона №94-ФЗ участниками размещения заказов являются лица, претендующие на заключение государственного или муниципального контракта. Участником размещения заказа может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.

По смыслу нормативных предписаний статьи 8 Закона лицо становится участником размещения заказа с момента публикации (размещения на сайте) извещения о проведении торгов. С указанного момента и до даты подачи предложения (заявки) на участие в конкурсе (аукционе) лицо, имеющее намерение претендовать на заключение государственного (муниципального) контракта, является потенциальным участником размещения заказа, поскольку он может подать или не подать предложение (заявку) на участие в торгах.

При этом лицо, участвующее в размещении заказа, становится участником конкурса лишь по результатам рассмотрения уполномоченным органом (конкурсной комиссией) заявок претендентов на участие в конкурсе (ч. 2 ст. 27 Закона).

Частью 1 статьи 57 Федерального закона №94-ФЗ предусмотрено, что любой участник размещения заказа имеет право обжаловать в судебном порядке действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника размещения заказа.

По смыслу приведенных нормативных положений государственный контроль осуществляется в целях восстановления публичного порядка и нарушения гражданских прав. Вместе с тем ничем не ограниченный контроль может мешать реализации общественных отношений, охраняемых законом. Поэтому ограниченный круг субъектов обжалования (по определенному юридическому интересу в исходе дела) призван исключить необоснованные жалобы, способные внести неоправданную дезорганизацию в правоотношения, породить те или иные злоупотребления в сфере размещения заказа. В связи с этим статус подателя заявления, его соответствие определенным требованиям закона и четкий юридический интерес добросовестного участника хозяйственного оборота имеют принципиальное значение при решении вопросов о наличии правовых и фактических оснований для соответствующего обжалования и о законности его последствий.

Поскольку истец не подавал заявку на участие в открытом аукционе, и не принимал в нем участия, он не может быть признан заинтересованным лицом, которое имеет право требовать защиты своих нарушенных прав и законных интересов избранным им способом.

Указанные обстоятельства являются основанием для отказа в удовлетворении исковых требований Общества.

Судом не принимаются доводы истца о том, что письмо №17 от 14.09.09, направленное им в Комитет с просьбой допустить его к участию в открытом аукционе без внесения 5% суммы от начальной стоимости контракта, является свидетельством наличия у него статуса участника торгов, ввиду следующего.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 12 Федерального закона №94-ФЗ одним из оснований для отказа в допуске к участию в конкурсе является невнесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе, если требование обеспечения таких заявок указано в извещении о проведении открытого конкурса. При этом, действующее законодательство не дает право заказчику, уполномоченному органу делать какие либо исключения для отдельных участников конкурса.

Судом также отклоняются доводы Общества о незаконности действий Комитета по снятию государственного заказа с торгов и перенос сроков его проведения по следующим основаниям.

Как усматривается из представленных документов, извещением о проведении открытого аукциона, опубликованном в газете «Ингушетия» № 128-129 от 28.07.2009г., Комитетом был объявлен открытый аукцион на право заключения государственного контракта на выполнение работ по строительству многофункционального спортивного зала в средней школе №1 с.Экажево Назрановского района Республики Ингушетия на общую сумму 44 453 454 рублей.

Информация о проведении указанного аукциона была размещена также на официальном сайте: www. goszakazri.ru. Основанием для размещения соответствующего заказа послужило письмо Министерства строительства Республики Ингушетия №1428 от 03.07.09, являющегося заказчиком торгов.

Согласно извещению о проведении открытого аукциона дата окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе 17.08.09, дата и время проведения аукциона 28 августа 2009 года в 17 час. 00 мин.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 34 названного Федерального закона документация об аукционе разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом.

Министерство строительства Республики Ингушетия своим письмом №1572 от 03.08.09 отозвало свою заявку в связи с допущенными ошибками в проектно-сметной документации и отказалось от проведения аукциона 28 августа 2009 года.

В соответствии с частью 4 статьи 33 Федерального закона N 94-ФЗ заказчик, уполномоченный орган, официально опубликовавшие и разместившие на официальном сайте извещение о проведении открытого аукциона, вправе отказаться от его проведения не позднее чем за десять дней до даты окончания подачи заявок на участие в аукционе. Извещение об отказе от проведения открытого аукциона опубликовывается и размещается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией соответственно в течение пяти рабочих дней и двух дней со дня принятия решения об отказе от проведения открытого аукциона в порядке, установленном для опубликования и размещения на официальном сайте извещения о проведении открытого аукциона. В течение двух рабочих дней со дня принятия указанного решения заказчик, уполномоченный орган обязаны направить соответствующие уведомления всем участникам размещения заказа, подавшим заявки на участие в аукционе. В случае, если установлено требование обеспечения заявки на участие в аукционе, заказчик, уполномоченный орган возвращают участникам размещения заказа денежные средства, внесенные в качестве обеспечения таких заявок, в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения об отказе от проведения открытого аукциона.

У суда отсутствуют и ответчиком не представлены доказательства опубликования извещения об отказе от проведения открытого аукциона 28.08.09. Таким образом, в нарушение положений статьи 33 Федерального закона №94-ФЗ Комитетом не было опубликовано извещение об отказе от проведения открытого аукциона, назначенного на 28.08.09.

Согласно ч.5 ст. 10 Федерального закона № 94-ФЗ нарушение предусмотренных настоящим Федеральным законом положений о размещении заказа является основанием для признания судом, арбитражным судом недействительным размещения заказа по иску заинтересованного лица или по иску уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Таким образом, у ответчика имелась возможность в арбитражный суд, с иском о признании размещения заказа недействительным в любой момент с даты размещения извещения о проведении открытого аукциона от 24.09.09. Однако, истец своим правом не воспользовался, кроме того данные нарушения не препятствовали истцу обратиться в Комитет с заявкой на участие в открытом аукционе и не повлияли на результаты открытого аукциона от 24.09.09. Отсутствие у истца денежных средств в период с 26.08.09 по 14.09.09 для обеспечения заявки на участие в конкурсе не является основанием для признания судом недействительным результатов аукциона.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 167 – 170 и 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Решил:

В случае подачи апелляционной жалобы Решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течении двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через Арбитражный суд Республики Ингушетия.

Судья М.А.Аушев