Решения районных судов

Решение от 17 декабря 2009 года . По делу А75-9543/2009. Ханты-Мансийский автономный округ — Югра.

Решение

г. Ханты-Мансийск

17 декабря 2009 г.

Дело № А75-9543/2009

Резолютивная часть решения объявлена 10 декабря 2009 г.

Полный текст решения изготовлен 17 декабря 2009 г.

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе судьи Шабановой Г.А., при ведении протокола заседания судьей Шабановой Г.А. рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Обского муниципального предприятия жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования «Октябрьский район» к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре о признании недействительным решения № 738 от 22.05.2009,

с участием представителей сторон:

от заявителя – представитель не явился,

от ответчика – Баранков К.В. по доверенности от 30.07.2009,

Установил:

Обское муниципальное предприятие жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования «Октябрьский район» (далее – Предприятие, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее – Инспекция ФНС РФ, налоговый орган) о признании недействительным решения о взыскании налогов, сборов, пеней штрафов от 22.05.2009 № 738.

В обоснование заявленных требований Предприятие ссылается на нарушение налоговым органом процедуры принудительного взыскания налоговых платежей, установленной статьями 46-47, 69-70 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), а также права на обжалование ненормативного акта.

Инспекция ФНС РФ с заявленными требованиями не согласна по основаниям, изложенным в отзыве.

Как следует из материалов дела, 22.05.2009 Инспекцией НФС РФ вынесено Решение № 738 о взыскании налога, сбора, пеней и штрафов за счет имущества Предприятия. Согласно указанному решению подлежит взысканию задолженность по уплате налогов в сумме 116 353 рублей и пени в сумме 69 152 рублей 31 копейки

Не согласившись с указанным Решением, Предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.

Суд, заслушав доводы представителя налогового органа, исследовав материалы дела, не находит оснований для удовлетворения заявленных требований, исходя из следующего

Пунктом 1 статьи 45 НК РФ предусмотрена обязанность налогоплательщика самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса (пункт 2 статьи 45 НК РФ).

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 69 НК РФ при наличии у налогоплательщика недоимки ему направляется требование об уплате налога. Требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.

Согласно пункту 4 названной статьи, требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.

Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

Требование об уплате налога должно быть исполнено налогоплательщиком в течение 10 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Пунктами 5 и 6 статьи 69 НК РФ предусмотрено, что требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете. Форма требования утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Требование об уплате налога может быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования. Если указанными способами требование об уплате налога вручить невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В силу положений статьи 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (пункт 1).

Требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 10 дней с даты вступления в силу соответствующего решения (пункт 2).

Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении сроков направления требования об уплате сбора, а также пеней и штрафа (пункт 3).

Статьей 46 НК РФ предусмотрено, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (пункт 1).

Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика-организации, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика-организации (пункт 2).

Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика-организации в течение шести дней после вынесения указанного решения (пункт 3).

В соответствии с пунктом 7 статьи 46 НК РФ при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 47 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 47 НК РФ в случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 46 настоящего Кодекса, налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса.

Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика-организации производится путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об исполнительном производстве», с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Согласно пункту 8 статьи 47 НК РФ положения, предусмотренные настоящей статьей, применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога, а также штрафов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, 04.03.2009 Инспекцией ФНС РФ составлен акт № 47863 о выявлении недоимки у налогоплательщика, согласно которому у Предприятия имеется недоимка по НДС по сроку уплаты 20.02.2009 в сумме 109 972 рублей (т. 1 л.д.35).

27.03.2009 Инспекцией ФНС РФ составлен акт № 48089 о выявлении недоимки у налогоплательщика, согласно которому у Предприятия имеется недоимка по НДС по сроку уплаты 20.03.2009 в сумме 109 971 рубль (т. 1 л.д.36).

Данные суммы указанны налогоплательщиком в налоговой декларации, представленной в налоговый орган, в качестве сумм, подлежащих уплате в бюджет

В связи с тем, что Предприятие указанные в декларациях суммы налогов в установленный срок не уплатило, Инспекцией ФНС РФ направлены требования № 7567 от 04.03.2009, № 7787 от 27.03.2009, об уплате вышеуказанных сумм налогов и начисленных на них пени по состоянию на дату направления требования в сумме 47 695 рублей 22 копейки и в сумме 28 525 рублей 59 копеек соответственно (т.1 л.д. 43-44,45-46).

Согласно представленным налоговым органом расчетам, пени начислены за несвоевременную уплату вышеназванного налога, суммы к уплате по которому исчислены самим налогоплательщиком в налоговой декларации, а также на задолженность прошлых периодов, в отношении которой Инспекцией ФНС РФ принимались меры принудительного взыскания.

В подтверждение направления данных требований в адрес Предприятия Инспекцией ФНС РФ в судебное заседание представлены реестры почтовых отправлений со штампами органа связи. Из указанных реестров следует, что требование № 7567 от 04.03.2009, №7 787 от 27.03.2009, были направлены 06.03.2009 (список 1) и 31.03.2009 (список 4) соответственно, по почте заказными письмами по юридическому адресу Предприятия, указанному в Выписке из ЕГРЮЛ, и в силу пункта 6 статьи 69 Налогового кодекса РФ считаются полученными по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Таким образом, ссылки Предприятия на неполучение требований № 7567 от 04.03.2009, № 7787 от 27.03.2009 и нарушении права на их обжалование признаются судом несостоятельными.

Из пункта 7 статьи 46 и пункта 1 статьи 47 НК РФ следует, при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика на основании решения руководителя налогового органа в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса.

Таким образом, налоговый орган вправе принять Решение о взыскании налогов (сборов), пеней и штрафов за счет имущества налогоплательщика без вынесения решения о взыскании задолженности за счет денежных средств на счетах в банках в случае, если располагает доказательствами, подтверждающими отсутствие денежных средств на счетах налогоплательщика в банках, или отсутствия информации о данных счетах.

Согласно Сведениям об открытых (закрытых) счетах в кредитных организациях (т.1 л.д.56) расчетный счет № 40703810600190000046 в ЗАО «Тюменьагропромбанк» был открыт Предприятием 09.12.2003 и закрыт 28.11.2008. Из представленных Инспекцией ФНС РФ документов следует, что в период с 02.11.2004 по 31.10.2008 операции по данному расчетному счету приостанавливались по решениям налогового органа. Кроме того, Инспекцией ФНС РФ к указанному счету были направлены инкассовые поручения на сумму более 15 миллионов рублей.

Расчетный счет № 40702810691000000109 в ОАО «СКБ-Банк» открыт Предприятием 09.05.2009. Сведения об открытии указанного счета поступили в Инспекцию ФНС РФ 03.06.2009.

Следовательно, в период с 28.11.2008 по 03.06.2009, в том числе на момент принятия оспариваемого решения (22.05.2009) у Инспекции ФНС РФ отсутствовали сведения о счетах Предприятия в кредитных организациях. Соответственно, налоговый орган правомерно принял Решение о взыскании задолженности за счет имущества без вынесения решения в порядке статьи 46 НК РФ.

Сумма задолженности, подлежащая взысканию за счет имущества налогоплательщика, указана в оспариваемом решении налогового органа в пределах сумм, указанных в требованиях № 7567 от 04.03.2009, № 7787 от 27.03.2009, а также уплаченных (взысканных) сумм НДС на дату его вынесения.

Обоснованность взыскания подтверждена представленными Инспекцией ФНС РФ в ходе судебного разбирательства документами, в том числе налоговыми декларациями, выписками по лицевым счетам, расчетами пени.

Доказательств уплаты налогов в установленные сроки, отсутствие недоимки, наличие расчетного счета в кредитной организации и денежных средств на нем в период принятия налоговым органом оспариваемого решения Предприятием не представлено.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о соблюдении Инспекцией ФНС РФ порядка принудительного взыскания налоговых платежей в общей сумме 116 353 рублей и пени в сумме 69 152 рублей 31 копейки за счет имущества налогоплательщика, предусмотренного налоговым законодательством.

При подаче искового заявления, определением арбитражного суда от 08.09.2009 о принятии заявления к производству Обскому МП ЖКХ МО «Октябрьский район» была предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины за рассмотрение заявления в сумме 2 000 рублей, определением арбитражного суда о принятии обеспечительных мер от 08.09.2009 Обскому МП ЖКХ МО «Октябрьский район» была предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины за рассмотрение заявления о принятии обеспечительных мер в сумме 1 000 рублей. Следовательно, на основании статей 101, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина подлежит взысканию с Обского МП ЖКХ МО «Октябрьский район» в доход федерального бюджета в размере 3 000 рублей.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 9, 16, 64, 65, 71, 167, 168, 169, 170, 171, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Решил:

требования Обского муниципального предприятия жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования «Октябрьский район» оставить без удовлетворения.

Взыскать с Обского муниципального предприятия жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования Октябрьский район в доход федерального бюджета 3 000 рублей.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы Решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в апелляционном порядке в Восьмой арбитражный апелляционный суд. Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца после принятия арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения. Кассационная жалоба может быть подана в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемых решения, постановления арбитражного суда. Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Судья Г.А. Шабанова