Решения районных судов

Решение от 2009-12-22 №А62-9380/2009. По делу А62-9380/2009. Смоленская область.

Решение

г. Смоленск Дело № А62-9380/2009

22 декабря 2009 года

Резолютивная часть решения оглашена 17 декабря 2009 года

Мотивированный текст решения изготовлен 22 декабря 2009 года

Арбитражный суд Смоленской области в составе: судьи Алмаева Р.Н.

при ведении протокола судебного заседания судьей Алмаевым Р.Н., рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Рославльского межрайонного прокурора к Обществу с ограниченной ответственностью «Альфа»

о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч.2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

при участии:

от заявителя: Павленко Н.В. – прокурор отдела прокуратуры Смоленской области, (удостоверение)

от лица, привлекаемого к административной ответственности: Емельянинков Ю.А. – представитель (доверенность, паспорт).

Установил:

Рославльский межрайонный прокурор (далее по тексту – Прокурор или заявитель) обратился в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением о привлечении ООО «Альфа» (далее по тексту - Общество или ответчик) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Как следует из материалов дела, 26.10.2009 в ходе проведения проверки соблюдения требований законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Рославльского района Смоленской области, Прокурором установлено, что в лотерейном клубе, расположенном по адресу: Смоленская область, г. Рославль, ул. Советская, д. 82, принадлежащим Обществу осуществлялась деятельность по проведению азартных игр с использованием игровых автоматов, а именно: в указанном лотерейном клубе имеется два зала, в которых находятся 64 единицы игрового оборудования. Игровой автомат имеет табло (монитор) и панель управления. На каждом игровом автомате, с левой стороны от монитора, скотчем наклеена бирка, из содержания которой следует, что данный игровой автомат является лотерейным оборудованием «Золото азарта», указан идентификационный пятизначный номер, на трех аппаратах бирки отсутствуют. Кроме того, на каждом аппарате наклеены порядковые номера от 1 до 64.

Оператор - кассир лотерейного клуба Лукьянцева Н.А. пояснила, что в лотерейном клубе проводится розыгрыш региональной стимулирующей лотереи «Календарь удачи» следующим образом: посетитель лотерейного клуба приобретает карманный календарик с изображением г. Смоленска за 100, 500 и 1000 рублей. Приобретение календарика является обязательным условием для того, чтобы начать игру на «лотерейном оборудовании». На эту же сумму пробивается кассовый чек. После чего оператор-кассир на указанном посетителем «лотерейном оборудовании» - игровом автомате «выставляет» определенную сумму, равную стоимости календарика. После чего посетитель начинает игру на «лотерейном оборудовании», в котором имеется специальная компьютерная программа, которая и определяет выигрыш. При наличии по показаниям оборудования у участника любого отличного от нуля значения призовых очков кратного 10, игрок считается выигравшим, и при желании, может забрать у оператора сумму выигрыша в рублях, эквивалентную количеству призовых очков в соотношении 1:1.

На момент проведения проверки в лотерейном клубе осуществляли игру посетители Марченков Д. и Колбасов П., Савин Ю. Так Марченков Д. пояснил, что он со своим другом Колбасовым П. пришли в зал игровых автоматов, расположенных в задании кафе «Встреча», чтобы поиграть, заплатили оператору деньги в сумме 100 рублей. Оператор взяла у них деньги, выдала чек, никаких лотерейных билетов, календариков не выдала, правила проведения лотереи не объясняла, включила игровой автомат, после чего он стал играть на игровом автомате, о том, что в данном зале находится лотерейный клуб и проводится розыгрыш лотереи, он не знал, так как считал, что это зал игровых автоматов.

В лотерейном клубе Общества лотерейные билеты отсутствуют. Условия стимулирующей лотереи «Календарь удачи» утверждены директором ООО «Гамма» Кругликовым К.М. Согласно данным условиям, для того, чтобы стать участником лотереи, необходимо приобрести сувенирную полиграфическую продукцию (карманный календарик) с оригинальной символикой г. Смоленска, а так же указанием благоприятных дней, рассчитанных по лунному календарю номиналом 100 рублей, благоприятных дней, рассчитанных с учетом знаков зодиака номиналом 500 рублей, с указанием основных православных праздников – номиналом 1000 рублей. Либо приобрести электронную копию вышеуказанной сувенирной продукции номиналом 100 рублей, путем отправки СМС сообщения с текстом «777» на номер 1126 стоимостью 0,3 доллара США (П.7.1 Правил). Лицо, купившее полиграфическую продукцию, в качестве подтверждения заключения договора получает от организатора (оператора) кассовый чек либо иной документ строгой отчетности, свидетельствующий о произведенной оплате, после чего получает право на участие в розыгрыше лотереи на специальном лотерейном оборудовании, установленном в месте продажи полиграфической продукции. В случае приобретения сувенирной продукции путем отправки СМС сообщения, в качестве подтверждения заключения договора приобретателю направляется персональный идентификационный код. Сотрудник организатора (оператора) лотереи вводит в лотерейное оборудование начальное количество призовых очков, равное стоимости приобретенной полиграфической продукции в соотношении 1:1. либо, в случае приобретения сувенирной продукции путем отправки СМС сообщения и после предъявления полученного от организатора (оператора) лотереи персонального идентификационного кода – равное 50, после чего полученный код уничтожается. Организатор (оператор) лотереи, при проведении розыгрыша призового фонда использует специальное лотерейное оборудование, функционирующее на основе принципа случайного принципа определения выигрышных комбинаций, посредством которого определяются призовые очки участников лотереи. При наличии по показаниям лотерейного оборудования у участника лотереи любого свыше 100 значения призовых очков, последний считается выигравшим. Размер денежного выигрыша участника лотереи определяется исключительно работником организатора (оператора) лотереи путем математических вычислений исходя из равенства 1 (одно) призовое очко=95 копеек с последующим округлением полученной суммы в большую или меньшую сторону по правилам математики до суммы кратной 10 рублям (п.п. 7.2-7.5. Правил). То есть, для участия в лотереи необходимо приобрести карманный календарик, в подтверждение чего посетителю выдается кассовый чек.



По данному факту Прокурором 01.12.2009 в порядке статьи 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вынесено Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, в котором изложенные нарушения квалифицированы по части 2 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В целях привлечения Общества к административной ответственности Прокурор в порядке статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В судебном заседании представитель прокурора требования, изложенные в заявлении, поддержал в полном объеме.

Общество в отзыве на заявление предъявленные требования не признало, полагает, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Представитель Общества в судебном заседании доводы возражений Общества полностью поддержал.

Оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела документы, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, суд находит требования заявителя неподлежащими удовлетворению в связи со следующим.

Частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разРешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

Частью 2 статьи 9 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ “О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации“ определено, что игорные зоны создаются на территориях Алтайского края, Приморского края, Калининградской области, Краснодарского края и Ростовской области.

Судом установлено, что деятельность по организации азартных игр осуществлялась Обществом на территории Смоленской области.

Федеральным законом от 29.12.2006 N 244-ФЗ “О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации“ установлены ограничения осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан.

Указанные ограничения вступили в силу с 01.01.2007 и касаются введения новых требований, в том числе к организаторам азартных игр и игорным заведениям.

В силу части 6 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ “О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации“ деятельность игорных заведений, не отвечающих требованиям, установленным частями 1, 2 данной статьи, должна быть прекращена до 01.07.2007.

Исходя из содержания части 1 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ “О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации“ организаторы азартных игр, имеющие соответствующие лицензии и отвечающие требованиям, установленным части 6 статьи 6 указанного закона, вправе продолжить свою деятельность до 30.06.2009 в игорных заведениях при условии соответствия их требованиям, установленным частями 1, 3 - 5 статьи 8, частями 2, 3 статьи 15, частью 2 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ “О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации“.

При этом согласно части 4 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ “О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации“ игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном указанным Федеральным законом.

Таким образом, право организатора азартных игр продолжить до 30.06.2009 свою деятельность вне игорных зон после вступления в силу Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ “О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации“ возникает лишь в отношении имеющихся у него по состоянию на 01.01.2007 игорных заведений, то есть в тех местах осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр, где такая деятельность осуществлялась.

Следовательно, с 01.01.2007 открытие новых игорных заведений вне игорных зон запрещено, и не подлежит лицензированию либо открытию на основании специального разрешения вне игорных зон.



С 01.07.2009 деятельность по организации и проведению азартных игр вне игорных зон не подлежит лицензированию и является запрещенной (кроме деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах), следовательно, нарушение прямого запрета на осуществление такой деятельности не может быть квалифицировано как осуществление деятельности без специального разрешения (лицензии) либо с нарушением условий, предусмотренных специальным разРешением (лицензии) (кроме выявления нарушений при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах), так как с 01.07.2009 положения подпунктов 76 и 77 пункта 1 статьи 17 Федерального закона N 128-ФЗ от 08.08.2001 «О лицензировании отдельных видов деятельности», предусматривающих лицензирование определенных видов деятельности по организации и проведению азартных игр, утратили силу, а Федеральным законом от 29.12.2006 N 244-ФЗ “О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации“ предусмотрен прямой запрет.

Исходя из изложенного, проведение прямо запрещенной деятельности, на которую не может быть в силу закона выдано специальное разРешение (лицензия), не подлежит квалификации как осуществление такой деятельности без лицензии.

На основании изложенного, предъявленные Прокурором требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 202-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

Судья Р.Н. Алмаев