Решения районных судов

Решение от 2009-12-24 №А20-3232/2009. По делу А20-3232/2009. Кабардино-Балкарская Республика.

Именем Российской Федерации

Решение г.Нальчик Дело № А20-3232/2009

«24» декабря 2009 года

Резолютивная часть решения объявлена «21» декабря 2009 года

Полный текст решения изготовлен «24» декабря 2009 года

Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики в составе судьи *.*. Бейтуганова,

при ведении протокола судебного заседания судьей *.*. Бейтугановым,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества завод железобетонных изделий «Югэлеваторстрой», г.Нальчик об оспаривании постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Южном федеральном округе, г.Ростов-на-Дону от 28.10.2009 о привлечении к административной ответственности

при участии в судебном заседании представителей ОАО ЗЖБИ «Югэлеваторстрой»: Тхагапсоева *.*. – по доверенности от 14.09.2009, Макоева *.*. – генерального директора;

Установил:

открытое акционерное общество «Завод железобетонных изделий «Югэлеваторстрой», г.Нальчик (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением об оспаривании постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Южном федеральном округе (РО ФСФР России в ЮФО) от 28.10.2009 о привлечении Общества к административной ответственности по части 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.



Заявление мотивировано тем, что при вынесении оспариваемого постановления РО ФСФР в ЮФО допущены нарушения норм процессуального законодательства.

В судебном заседании представитель Общества уточнил требование и просит признать незаконным и отменить Постановление №58-09-502/пн от 28.10.2009 по делу об административном правонарушении №58-09-642/ап.

Суд принял заявленное уточнение, поскольку оно не нарушает прав и законных интересов третьих лиц и рассматривает дело по существу с учетом принятых уточнений – о признании незаконным и отмене постановления №58-09-502/пн от 28.10.2009.

Представитель Общества поддержал заявление и просит его удовлетворить и отменить оспариваемое Постановление, применив срок давности привлечения к административной ответственности, а также учесть малозначительность.

По ходатайству РО ФСФР России в ЮФО в судебном заседании 14.12.2009 судом объявлялся перерыв, по окончании которого судебное заседание продолжено 21.12.2009.

РО ФСФР России в ЮФО направило в суд материалы административного дела и отзыв, в котором просит отказать в удовлетворении заявления Общества. При этом, своего представителя РО ФСФР России в ЮФО (извещено 07.12.2009 уведомлением №96994) в суд не направило, что в силу пункта 3 статьи 156 и пункта 2 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и с учетом сроков рассмотрения дел данной категории, не является препятствием для рассмотрения дела в данном судебном заседании.

Рассмотрев представленные доказательства, выслушав доводы представителей Общества, суд считает, что Постановление РО ФСФР России по КБР от 28.10.2009 №58-09-502/пн подлежит отмене по следующим основаниям.

На основании акта от 18.08.2009 о выявлении административного правонарушения должностным лицом РО ФСФР России по ЮФО 13.07.2009 возбуждено дело в отношении ОАО «ЗЖБИ «Югэлеваторстрой» по признакам состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрено частью 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно – в установленный законодательством Российской Федерации срок Общество не опубликовало список аффилированных лиц за 2-й квартал 2009 года на странице в сети Интернет, а также не опубликовало в ленте новостей сообщение о публикации в сети Интернет данного списка аффилированных лиц, то есть не исполнило обязанность по раскрытию информации на рынке ценных бумаг.

По данному факту 23.09.2009 составлен протокол об административном правонарушении №58-09-622/пп-ап, а 28.10.2009 вынесено Постановление №58-09-502/пн о привлечении Общества к административной ответственности по части 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 700 000 рублей.

Не согласившись с указанным Постановлением о наложении административного штрафа, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.



Частью 3 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что Постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

В силу части 1 статьи 207 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях, о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе и федеральном законе об административных правонарушениях.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое Решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела (часть 6 статьи 210 АПК РФ).

Статьей 30 Федерального закона от 22.04.1996 №39-ФЗ “О рынке ценных бумаг“ установлено, что состав, порядок и сроки раскрытия информации, а также представления отчетности профессиональными участниками рынка ценных бумаг определяются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

В силу части 1 статьи 92 Федерального закона от 26.12.1995 №208-ФЗ “Об акционерных обществах“ (далее – Закона №208-ФЗ) открытое акционерное общество обязано раскрывать, в частности, годовой отчет, годовую бухгалтерскую отчетность.

В соответствии с пунктом 4 статьи 93 Закона №208-ФЗ общество обязано вести учет его аффилированных лиц и представлять отчетность о них в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Пунктом 8.5.1 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 10.10.2006 №06-117/пз-н предусмотрено, что акционерные общества обязаны раскрывать информацию об аффилированных лицах в форме списка аффилированных лиц.

Следует обратить внимание на то, что пунктом 14 Приказа ФСФР России от 23.04.2009 № 09-14/пз-н, вступившим в силу 01.07.2009, раздел 8.5 Положения изложен в новой редакции.

Согласно пункту 8.5.3 названного Положения акционерное общество обязано опубликовать на странице в сети Интернет текст списка аффилированных лиц, составленного на дату окончания отчетного квартала, не позднее 2 рабочих дней с даты окончания отчетного квартала.

Пунктом 8.5.4 Положения установлено, что текст списка аффилированных лиц акционерного общества должен быть доступен на странице в сети Интернет в течение не менее 3 лет с даты истечения срока, установленного Положением для его опубликования в сети Интернет, а если он опубликован в сети Интернет после истечения такого срока - с даты его опубликования в сети Интернет.

Не позднее 1 дня с даты опубликования на странице в сети Интернет текста списка аффилированных лиц акционерное общество обязано опубликовать в ленте новостей сообщение об этом (пункт 8.5.5 Положения в редакции Приказа ФСФР России от 23.04.2009 №09-14/пз-н).

Таким образом, с даты вступления в силу пункта 14 Приказа ФСФР России от 23.04.2009 №09-14/пз-н (с 01.07.2009), акционерное общество должно отражать в ленте новостей сообщение об опубликовании текста списка аффилированных лиц на странице в сети Интернет.

Следовательно, при таких обстоятельствах, поскольку эмитент является открытым акционерным обществом, Общество обязано было разместить на сайте список аффилированных лиц за 2-й квартал 2009 года не позднее 02.07.2009 и в срок до 03.07.2009 включительно должно было опубликовать сообщение о размещении данного списка в сети Интернет.

Между тем, из имеющегося в материалах административного дела списка аффилированных лиц, представленного в РО ФСФР России в ЮФО 03.07.2009 следует, что ОАО ЗЖБИ «Югэлеваторстрой» разместило на сайте www.ugelevatorstroy.ru список аффилированных лиц общества за 2-й квартал 2009 года. Однако, в нарушение пункта 8.5.5 вышеназванного Положения общество не опубликовало в ленте новостей сообщение о публикации на странице в сети Интернет списка аффилированных лиц за 2-й квартал 2009 года в установленный срок. Данные обстоятельства не оспариваются самим обществом и опровергающих данный вывод доказательств в судебном заседании не представлено.

В соответствии с частью 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нераскрытие или нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда, специализированным депозитарием акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда либо лицом, оказывающим услуги по публичному представлению раскрываемой информации, порядка и сроков раскрытия информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а равно раскрытие информации не в полном объеме, и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации – влечет административную ответственность в виде наложения штрафа на юридических лиц в размере от 700 000 рублей до 1 000 000 рублей.

Таким образом, на основании правового анализа приведенных доказательств, в их совокупности с применением положений статей 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражным судом установлено и материалами дела доказано наличие в действиях ОАО «ЗЖБИ «Югэлеваторстрой» состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Наряду с этим судом отклоняется довод Общества о том, что административным органом пропущен срок давности для привлечения ОАО ЗЖБИ «Югэлеваторстрой» к административной ответственности за данное правонарушение ввиду следующих обстоятельств.

В соответствии с Федеральным законом №9-ФЗ от 09.02.2009 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью, о рынке ценных бумаг и об инвестиционных фондах», вступившим в законную силу с 13.04.2009, внесены дополнения в часть 1 статьи 4.5 Кодекса российской Федерации об административных правонарушениях. Так, согласно данным изменениям, Постановление по делу об административном правонарушении, связанным с нарушением законодательства об акционерных обществах, о рынке ценных бумаг не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

Как следует из материалов дела, административное правонарушение совершено Обществом 06.07.2009, а Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено 28.10.2009.

Названное правонарушение связано с нарушением законодательства об акционерных обществах и о рынке ценных бумаг, в связи с чем срок давности привлечения Общества к административной ответственности по части 2 статьи 15.19 КоАП РФ не истек.

Кроме того, при рассмотрении дела судом проверен порядок привлечения общества к административной ответственности и нарушений процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, при производстве по делу об административном правонарушении РО ФСФР России по ЮФО не допущено.

Вместе с тем суд считает возможным на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях освободить Общество от административной ответственности, ограничившись устным замечанием по следующим основаниям.

Так согласно статье 2.9 Кодекса при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит исключений применения приведенной нормы в отношении какого-либо административного правонарушения.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Как разъяснил Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 18 Постановления Пленума от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.

То обстоятельство, что правонарушение, предусмотренное частью 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, посягает на правоотношения связанные с лицензируемой деятельностью, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями само по себе не свидетельствует о наличии при каждом таком правонарушении существенной угрозы общественным отношениям.

При этом, доказательств нарушений прав потребителей, угрозы здоровью населения и ущерба экономическим интересам государства административным органом в ходе проверки не выявлено и в ходе рассмотрения дела в суде не представлено.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 21 Постановления от 24.03.2005 № 5 “О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях“ (с изменениями от 25.05.2006) указал, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Согласно пункту 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10, установив при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности малозначительность правонарушения, суд, руководствуясь частью 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает Решение об отказе в удовлетворении требований административного органа, освобождая от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения, и ограничивается устным замечанием, о чем указывается в резолютивной части решения.

Установлено, что Общество является организацией, занимающейся выпуском железобетонных изделий для строительства. В штате Общества состоят 70 работников со среднемесячной заработной платой 6 300 руб. и задолженность по выплате заработной платы составляет 970 209 руб. Кредиторская задолженность Общества перед контрагентами составляет 4 076 651 руб., которая образовалась, в том числе, в связи с мировым финансовым кризисом и резким спадом спроса на выпускаемую продукцию. Указанные обстоятельства подтверждаются представленными Обществом в материалы дела доказательствами: бухгалтерский баланс по состоянию на 30.11.2009, справка о кредиторской задолженности на 01.12.2009, справки от 21.12.2009 о численности работников и о задолженности по заработной плате.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что штраф в сумме 700 000 рублей для Общества является существенным и может привести к фактическому прекращению деятельности и банкротству предприятия, то есть к ущемлению законных прав и интересов работников общества (граждан Российской Федерации), в то время как задачами административного наказания в соответствии со статьей 1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является защита личности, охрана прав и свобод граждан, юридических лиц, государства, предупреждение административных правонарушений, но не путем ликвидации предприятия.

При этом административным органом не подтверждено документально, что неопубликование Обществом в установленный срок в ленте новостей сообщения в сети Интернет о публикации списка аффилированных лиц за 2-й квартал 2009 года в данном случае повлекло за собой или может повлечь в будущем какие-либо негативные последствия, как не подтверждено и то, что в данном конкретном случае действиями Общества причинен существенный вред охраняемым общественным отношениям в сфере рынка ценных бумаг.

Таким образом, оценив характер и степень общественной опасности административного правонарушения, допущенного Обществом, учитывая отсутствие у заявителя сведений об отягчающих вину обстоятельствах, а также тот факт, что вменяемое административное правонарушение не создает существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и не причинило вреда интересам граждан, общества и государства, суд расценивает совершенное правонарушение, как малозначительное и на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях считает возможным освободить ОАО ЗЖБИ «Югэлеваторстрой» от административной ответственности, ограничившись устным замечанием.

В связи с данными обстоятельствами, оспариваемое постановления РО ФСФР России по ЮФО от 28.10.2009 №58-09-502/пн о привлечении ОАО завод железобетонных изделий «Югэлеваторстрой» к административной ответственности в виде штрафа в размере 700 000 руб. следует отменить.

Принимая во внимание изложенное, руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

Признать незаконным и отменить Постановление Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Южном федеральном округе (РО ФСФР России в ЮФО) от 28.10.2009 №58-09-502/пн о привлечении открытого акционерного общества «Завод железобетонных изделий «Югэлеваторстрой» (ИНН 0721055180) к административной ответственности по части 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части назначения наказания в виде штрафа в размере 700 000 (семьсот тысяч) рублей. Освободить открытое акционерное общество «Завод железобетонных изделий «Югэлеваторстрой», г.Нальчик от административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с малозначительностью правонарушения и ограничиться устным замечанием. Решение может быть обжаловано в Шестнадцатый арбитражный суд апелляционной инстанции в течение 10 дней со дня его принятия через Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики.

Судья *.*. Бейтуганов