Решения районных судов

Решение от 2010-03-19 №А41-40066/2009. По делу А41-40066/2009. Московская область.

Решение

г. Москва

«19» марта 2010 г. Дело А41-40066/09

Резолютивная часть решения объявлена 15 марта 2010 г.

Решение изготовлено в полном объеме 19 марта 2010 г.

Арбитражный суд Московской области в составе судьи Суворовой *.*. ,

при ведении протокола судебного заседания судьей Суворовой *.*. ,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью «Феникс-М»

к Отделу противодействия незаконной миграции № 3 УФМС России по Московской области

об отмене Постановления по делу об административном правонарушении от 22.09.2009г. № 2586



в судебном заседании участвуют представители:

от заявителя – не явился, извещен;

от заинтересованного лица – Кирин *.*. , доверенность 31.12.2009,

Установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Феникс-М» (далее – заявитель, ООО «Феникс-М», Общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением об отмене Постановления по делу об административном правонарушении от 22.09.2009г. №2586, вынесенного начальником отдела противодействия незаконной миграции № 3 УФМС России по Московской области (далее – УФМС России по МО), которым Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), за неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) в судебном заседании 09.03.2010 был объявлен перерыв до 15.03.2010.

После перерыва судебное заседание продолжено.

Представитель заявителя в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства.

Дело в соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) рассматривается в отсутствие представителя заявителя, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного заседания.

В заявлении Общество указывает на отсутствие вины во вменяемом ему правонарушении, поскольку им предпринимались все зависящие от него меры, обязывающие иностранного гражданина возвратить отрывную часть бланка – уведомления по окончании срока его пребывания на территории Российской Федерации для дальнейшего исполнения обязанностей по представлению Обществом отрывной части бланка-уведомления в орган миграционного учета.



УФМС России по МО заявленное требование не признало, по основаниям изложенным в отзыве, считает, что оспариваемое Постановление вынесено законно, факт совершения Обществом правонарушения установлен и доказан.

Исследовав материалы административного дела и представленные доказательства, арбитражный суд Установилследующее.

Общество с ограниченной ответственностью «Феникс-М» зарегистрировано в качестве юридического лица 06.12.2007г. Межрайонной инспекцией ФНС №3 по Московской области за основным государственным регистрационным номером 1075038017372.

08 октября 2008 г. между иностранным гражданином – гражданином Республики Узбекистан Махамадинов *.*. и ООО «Феникс-М» заключен трудовой договор.

19 октября 2008 г. между ООО «Феникс-М» и гражданином Махамадиновым *.*. заключен договор № 1910/05 найма части жилого помещения, согласно которому Общество передало гражданину Махамадинову *.*. во временное пользование для проживания часть жилого помещения, принадлежащего Обществу на основании договора аренды жилого помещения.

Гражданин Республики Узбекистан Махамадинов *.*. , 03.08.1989 г.р. поставлен на миграционный учёт сроком пребывания с 09.10.2008г. по 01.07.2009г., что подтверждается выпиской из базы данных УФМС России электронного учета иностранных граждан.

19 октября 2008 г. заявителем отдана иностранному гражданину отрывная часть бланка-уведомления о прибытии, что подтверждается соответствующей распиской Махамадинова *.*. в получении (л.д.22).

Письмом от 29.07.2009 г. № 7581 ОФМС в Пушкинском районе Московской области заинтересованному лицу представлены сведения об организациях, не представивших отрывные части бланков уведомлений о прибытии иностранных граждан в место пребывания по истечении срока постановки на учет по месту пребывания.

Согласно данным сведениям, ООО «Феникс-М» не представило уведомление об убытии гражданина Махамадинова *.*. с территории Российской Федерации.

06 августа 2009 г. на основании Распоряжения №5870 от 04.08.2009г. сотрудниками ОПНМ № 3 УФМС России по МО проведена проверка по соблюдению миграционного законодательства на территории ООО «Феникс-М», расположенного по адресу: Московская область, г. Ивантеевка, ул. Заречная, д.1 с целью выявления и пресечения правонарушений в сфере миграционного законодательства.

При проведении проверки административным органом выявлен факт неисполнения ООО «Феникс-М», организацией принимающей в РФ иностранных граждан, то есть принимающей стороной, обязанности в связи с осуществлением миграционного учета иностранных граждан определенных частью 2 статьи 23 ФЗ-109 от 18.07.2006г. «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ», выразившееся в том, что Общество в установленном порядке, то есть в течение двух рабочих дней, не представило в орган миграционного учета отрывную часть бланка - уведомления о прибытии 09.10.2008г. гражданина Республики Узбекистан Махамадинова *.*. , 03.08.1989 г.р. с указанием в этой части бланка даты убытия 01.07.2009г. об убытии данного иностранного гражданина из места пребывания.

20 августа 2009 года старшим инспектором отделения № 3 ОПНМ № 3 в отношении ООО «Феникс-М» составлен Протокол об административном правонарушении № 2586, из которого следует, что Общество совершило административное правонарушение, предусмотренное частью 4 статьи 18.9 КоАП РФ.

Протокол составлен в присутствии представителей ООО «Феникс-М» Баркова *.*. , действующего по доверенности № 09/13 от 18.08.2009г. и Трохова *.*. , действующего по доверенности № 09/14 от 18.08.2009г. Права, предусмотренные КоАП РФ для лиц, привлекаемых к административной ответственности, представителям Общества разъяснены, копия протокола вручена.

Представитель Общества Барков *.*. , в Протоколе № 2586 от 20.08.2009г. дал объяснения: «С протоколом согласен только в части наступления события, объяснения к протоколу прилагаются на 2-х страницах». Представитель Трохов *.*. с объяснениями представителя Баркова *.*. согласился, о чем имеется соответствующая отметка в данном протоколе.

В объяснениях к Протоколу от 20.08.2009г. № 2586 представитель ООО «Феникс-М» Барков *.*. , действующий по доверенности № 09/13, указал на отсутствие вины Общества в совершенном правонарушении, поскольку «закон предусматривает обязанность представить по убытию иностранного гражданина в орган миграционной службы отрывную часть бланка уведомления. Данная часть бланка-уведомления находится у иностранного гражданина и заявитель не имеет фактической возможности её представить. Обязанность уведомить миграционную службу иными способами закон не предусматривает».

Генеральным директором ООО «Феникс-М» Савочкиным *.*. представлены в миграционную службу письменные объяснения, в которых последний не оспаривал факт события вменяемого Обществу административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.9 КоАП РФ, однако, ссылался на отсутствие вины в его совершении, поскольку отрывная часть бланка-уведомления остаётся у иностранного гражданина, изъять её заявитель не имеет права.

При этом, как полагает руководитель ООО «Феникс-М», уведомить орган миграционной службы иным образом заявитель не может, поскольку такие действия не предусмотрены действующим законодательством. Таким образом, подчеркнул руководитель Савочкин *.*. , Обществом приняты все возможные меры для обеспечения соблюдения норм действующего законодательства, в частности, от иностранного гражданина получена расписка от 19.10.2008 г. с обязательством последнего вернуть отрывную часть бланка-уведомления в день убытия из помещения ООО «Феникс-М».

Кроме того, Общество указало на то, что в пункте 2.6 Договора № 1910/05 от 19.10.2008 г. найма части жилого помещения предусмотрена обязанность нанимателя, то есть гражданина Махамадинова *.*. , в день убытия из нанимаемого помещения отдать наймодателю (ООО «Феникс-М») отрывную часть бланка уведомления о прибытии, которая ранее была выдана на руки нанимателю.

22 сентября 2009 года начальником отдела противодействия незаконной миграции № 3 УФМС России по МО вынесено Постановление по делу об административном правонарушении № 2586, которым ООО «Феникс-М» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.9 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 400 000 рублей (л.д. 11-13).

Постановление по делу об административном правонарушении от 22.09.2009г. №2586 вынесено в присутствии представителей ООО «Феникс-М» Баркова *.*. , действующего по доверенности №09/13 от 18.08.2009г. и Трохова *.*. , действующего по доверенности №09/14 от 18.08.2009г.

Не согласившись с данным Постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о его отмене.

Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и представленные доказательства, арбитражный суд пришел к выводу, что заявленное требование не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое Решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое Решение в полном объеме.

В соответствии со статьей 23.67 КоАП РФ органы, уполномоченные на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 18.9 настоящего Кодекса. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени указанных органов, вправе: руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, его заместители; руководители территориальных органов указанного федерального органа исполнительной власти, их заместители; руководители структурных подразделений территориальных органов указанного федерального органа исполнительной власти, их заместители.

Согласно пункту 1 Положения о Федеральной миграционной службе, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 19.07.2004г. № 928 Федеральная миграционная служба (ФМС России) является федеральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере миграции и осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции.

Пунктом 7 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2006г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 109-ФЗ) определено, что сторона, принимающая иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации (далее - принимающая сторона), - гражданин Российской Федерации, постоянно проживающие в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства, юридическое лицо, филиал или представительство юридического лица, федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, дипломатическое представительство либо консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, международная организация или ее представительство в Российской Федерации либо представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации, у которых иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает (находится) либо в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства работает.

Согласно распечатке из электронной базы данных миграционного учета иностранных граждан, предоставленной ОФМС в Пушкинском районе Московской области, гражданин Республики Узбекистан Махамадинов *.*. , 03.08.1989 г.р. был поставлен на миграционный учет ООО «Феникс-М» по адресу: Московская область, г. Ивантеевка, ул. Трудовая, д.14А, с 09.10.2008г. по 01.07.2009г.

Судом установлено, что гражданин Республики Узбекистан Махамадинов *.*. , 03.08.1989 г.р., состоял в трудовых отношения с ООО «Феникс-М», работал подсобным рабочим, что подтверждается трудовым договором от 08.10.2008 г.

Таким образом, суд полагает, что Общество является принимающей стороной, в связи с чем оно обязано было соблюдать требования, предусмотренные статьей 23 Федерального закона №109-ФЗ.

Миграционный учёт в Российской Федерации иностранных граждан по месту пребывания осуществляется в соответствии со статьями 20 – 23 Федерального закона от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учёте иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» и в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 января 2007 года № 9 «О порядке осуществления миграционного учёта иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».

В соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учёте иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» снятие иностранного гражданина с учёта по месту пребывания осуществляется в случае: убытия иностранного гражданина из места пребывания.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учёте иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» место пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации (далее – место пребывания) – жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства находится и (или) по адресу которых иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учёт по месту пребывания в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;

Учёт иностранного гражданина по месту пребывания – это фиксация в установленном порядке уполномоченными в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учёте иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» органами сведений о нахождении иностранного гражданина или лица без гражданства в месте пребывания.

В соответствии с частью 2 статьи 23 Федерального закона № 109-ФЗ снятие иностранного гражданина с учета по месту пребывания осуществляется органом миграционного учета после получения в установленном порядке от принимающей стороны отрывной части бланка уведомления о прибытии данного иностранного гражданина в место пребывания с указанием в этой части бланка даты убытия данного иностранного гражданина из места пребывания. Отрывная часть бланка уведомления о прибытии данного иностранного гражданина в место пребывания должна быть направлена принимающей стороной в соответствующий орган миграционного учета не позднее чем через два дня со дня убытия данного иностранного гражданина из места пребывания.

Пунктом 39 Порядка осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 № 9 (далее – Порядок) установлено, что при убытии иностранного гражданина из места пребывания принимающая сторона обязана не позднее чем через 2 дня со дня его убытия непосредственно представить либо направить почтовым отправлением в соответствующий территориальный орган Федеральной миграционной службы отрывную часть бланка уведомления о прибытии с указанием в этой части бланка даты убытия этого иностранного гражданина.

Таким образом, вышеперечисленными нормами установлена обязанность принимающей стороны по представлению в орган миграционной службы отрывной части бланка уведомления о прибытии с указанием в этой части бланка даты убытия иностранного гражданина.

При этом нормы права не предусматривают иного способа снятия иностранного гражданина с миграционного учета по истечении срока пребывания, кроме как посредством направления в орган миграционного учета отрывной части бланка уведомления о прибытии данного иностранного гражданина в место пребывания.

Обществом, как принимающей стороной, не исполнена обязанность по направлению отрывной части бланка уведомления о прибытии указанного выше иностранного гражданина в место пребывания в УФМС России по МО не позднее чем через два дня со дня убытия данного иностранного гражданина из места пребывания.

Частью 4 статьи 18.9 КоАП РФ предусмотрена, административная ответственность за неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

УФМС России по Московской области данные обстоятельства доказаны.

В соответствии со статьей 64 АПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.

Согласно статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Факт совершения ООО «Феникс-М» административного правонарушения, подтверждается:

протоколом об административном правонарушении № 2586 от 20.08.2009г.;

объяснениями защитников Общества Баркова *.*. и Трохова *.*. ;

копией сопроводительного письма №7581 от 29.07.2009г. начальника ОУФМС России по Московской области в Пушкинском районе о предоставлении списков организаций, не представивших отрывные части бланков уведомлений о прибытии иностранного гражданина в место пребывания по истечения срока постановки на учет по месту пребывания;

копией выписки из базы данных электронного учета иностранных граждан;

объяснениями законного представителя, генерального директора ООО «Феникс-М» Савочкина *.*.

Вина ООО «Феникс-М» в совершении административного правонарушения также подтверждена исследованными в судебном заседании доказательствами.

Доводы заявителя о невозможности исполнить установленную законом обязанность по снятию иностранного гражданина с миграционного учёта, поскольку Общество не имеет в наличии отрывную часть бланка-уведомления несостоятельны.

Заявитель указал на то, что им предприняты все возможные и необходимые меры по соблюдению действующего законодательства о миграционном учете иностранных граждан.

В обоснование своих доводов ссылается на расписку иностранного гражданина, согласно которой последний предупрежден о необходимости в день убытия из помещения ООО «Феникс-М» сообщить об этом ООО «Феникс-М» и отдать его представителю отрывную часть бланка уведомления о прибытии.

Также, Общество апеллирует к пункту 2.6 Договора №1910/05 от 19.10.2009г. (найма части жилого помещения), в котором установлена обязанность нанимателя, в данном случае гражданина Махамадинова *.*. , в день убытия из нанимаемого помещения сообщить об этом наймодателю (ООО «Феникс-М») и отдать ему отрывную часть бланка уведомления о прибытии, которая ранее ему была выдана на руки.

Суд считает, что вышеперечисленные меры не являются единственно возможными для обеспечения соблюдения норм и правил действующего миграционного законодательства.

Разъяснениями ФМС России от 22.01.2009 г. № СК-1/8-686 предусмотрена возможность осуществления процедуры снятия иностранного гражданина с миграционного учета при отсутствии у принимающей стороны отрывной части бланка уведомления путем направления принимающей стороной в орган миграционного учета мотивированного заявления произвольной формы в установленные законом сроки.

Таким образом, Общество, не имея возможности для соблюдения требований установленных статьей 23 Закона № 109-ФЗ и пунктами 37, 39 Правил № 9 от 15.01.2007г., не предприняло всех зависящих от него мер по уведомлению органов УФМС России об убытии иностранного гражданина Махамадинова *.*.

Ссылка заявителя на то, что законом предусмотрено снятие иностранного гражданина с учета по месту пребывания органом миграционного учета только после получения в установленном порядке от принимающей стороны отрывной части бланка уведомления, судом не принимается.

Закон не ограничивает принимающую сторону, в данном случае ООО «Феникс-М», в возможности уведомления органа миграционного учета об убытии иностранного гражданина с отрывной частью бланка уведомления иным способом.

Судом установлено, что заявитель не предпринял каких-либо мер по реализации этой возможности.

Доказательства обратного суду Обществом не представлено.

Проверяя оспариваемое Постановление в части соблюдения процедуры привлечения к ответственности, судом нарушений не установлено.

Права и законные гарантии, предусмотренные для лица, привлекаемого к ответственности, при производстве по делу об АПН административным органом не нарушены.

Оспариваемое Постановление вынесено с учетом статей 4.1, 4.5 КоАП РФ.

Таким образом, Постановление по делу об административном правонарушении вынесено полномочным лицом в соответствии с установленным КоАП РФ порядком привлечения к ответственности в пределах срока давности привлечения к административной ответственности. Размер административного наказания определен в пределах санкции части 4 статьи 18.9 КоАП РФ с учетом Примечания к статье 18.1 КоАП РФ, а также всех обстоятельств, установленных при вынесении постановления.

В соответствии с частью 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что Решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает Решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 176, 180- 181, 210- 211 АПК РФ, арбитражный суд

Решил:

В удовлетворении заявления Общества с ограниченной ответственностью «Феникс-М» об отмене Постановления по делу об административном правонарушении от 22.09.2009г. №2586, вынесенного начальником отдела противодействия незаконной миграции № 3 Управления Федеральной миграционной службы России по Московской области по части 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, – отказать.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Десятый арбитражный апелляционный суд.

Судья *.*. Суворова