Решения районных судов

Решение от 2010-03-16 №А09-973/2010. По делу А09-973/2010. Брянская область.

Решение

город Брянск Дело №А09-973/2010

16 марта 2010 года

Арбитражный суд Брянской области

в составе: судьи Малюгова *.*.

при ведении протокола судебного заседания судьёй Малюговым *.*.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ИП Кусаировой *.*.

к Комитету природопользования и охраны окружающей среды, лицензирования отдельных видов деятельности Брянской области

об оспаривании постановления № 4 о назначении административного наказания от 02.02.2010г.

при участии в заседании:

от заявителя: Кусаирова *.*. - предприниматель



от ответчика: Щербак *.*. - ю/к ( доверенность № 6-ои-лп от 06.01.10г.)

Установил:

Индивидуальный предприним Ф.И.О. обратилась в Арбитражный суд Брянской области с заявлением к Комитету природопользования и охраны окружающей среды, лицензирования отдельных видов деятельности Брянской области (далее – административный орган, ответчик, Комитет) об оспаривании постановления № 4 о назначении административного наказания от 02 февраля 2010г.

Ответчик требования заявителя не признал по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Изучив материалы дела, заслушав доводы сторон, арбитражный суд Установилследующее:

На основании распоряжения председателя Комитета от 14.01.2010г. № 4 административным органом была проведена плановая проверка соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды предпринимателем Кусаировой *.*.

В ходе проверки Комитетом было установлено, что предприниматель не осуществляет согласование расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду, не производит плату за негативное воздействие на окружающую среду в установленные сроки, что является нарушением требований статьи 16 Федерального Закона № 7-ФЗ от 10.01.2002г. «Об охране окружающей среды», ст.23 Федерального Закона № 89-ФЗ от 24.06.1998г. «Об отходах производства и потребления», о чем указано в акте № 4 проверки соблюдения требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды от 21.01.2010г.

Усмотрев в действиях заявителя признаки состава правона­рушения, предусмотренного статьёй 8.41КоАП РФ, Комитетом составлен протокол № 4 об административном правонарушении от 22 января 2010г.

Постановлением № 4 от 02.02.2010г. предприниматель Ф.И.О. в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьёй 8.41 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в сумме 3 000 руб.

Заявитель, полагая, что указанное Постановление административного органа не основано на законе, нарушает его права и законные интересы, обратился в суд с настоящим заявлением.



Обосновывая свои требования, заявитель приводит довод о том, что оплата за негативное воздействие на окружающую среду должна осуществляться лицом, размещающим отходы. Между ИП Кусаировой *.*. и МУП «Жирятинское ЖКУ» был заключен договор на оказание услуг по захоронению твердых бытовых отходов. В связи с чем, предприниматель не обязана осуществлять плату за негативное воздействие на окружающую среду.

По мнению Комитета, ИП Кусаирова *.*. осуществляет деятельность, в процессе которой образуются отходы, а значит, является лицом, ответственным за размещение своих отходов. В этой связи она обязана исчислять и вносить в установленные сроки платежи за негативное воздействие на окружающую среду.

Оценив имеющиеся в деле доказательства, суд находит требования заявителя подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям:

Статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды“ (далее- Закон № 7-ФЗ) негативное воздействие на окружающую среду определяется как воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

Согласно ст.14 Закона № 7-ФЗ к методам экономического регулирования в области охраны окружающей среды относится, в том числе, установление платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Статьей 16 Закона № 7-ФЗ установлено, что негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами. К видам негативного воздействия на окружающую среду относится, в том числе, размещение отходов производства и потребления.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления“ ( далее- Закон № 89-ФЗ) отходы производства и потребления (далее - отходы) определяются как остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства, а размещение отходов - хранение и захоронение отходов.

В силу п.1 ст.23 Закона № 89-ФЗ плата за размещение отходов взимается с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который согласно пункту 1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).

В соответствии с пунктом 1.4 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26.01.1993 (зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 24.03.1993 N 190), плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ; размещение отходов.

Следовательно, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе об охране окружающей среды. (Постановление Президиума ВАС РФ от 17.03.2009 г. N 14561/08).

Статьей 8.41 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей

Объектом правонарушения являются общественные отношения, связанные с взиманием платежей за негативное воздействие на окружающую среду.

Следовательно, субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст.8.41 КоАП РФ является лицо, осуществляющее деятельность, в результате которой произошло негативное воздействие на окружающую среду и допустившее просрочку платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Таким образом, объективная сторона административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена ст.8.41КоАП РФ, состоит в бездействии, выразившимся в не перечислении установленной платы в обусловленный срок.

То есть, при установлении события административного правонарушения по признакам указанной статьи КоАП РФ административный орган обязан исследовать факт воздействия хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды лицом, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.

В соответствии со ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат:

наличие события административного правонарушения;

лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;

виновность лица в совершении административного правонарушения.

Выяснение указанных обстоятельств осуществляется административным органом на основе полученных законным путем доказательств, которыми в прочем числе являются объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания свидетелей, документы, сведения, истребуемые административным органом в процессе производства по делу. Кроме того, в качестве меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении может быть применен осмотр помещений, территорий и находящихся там вещей и документов.

Согласно п. 1, 2 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами.

Вместе с тем, административный орган, отразив в протоколе и постановлении, что в процессе деятельности индивидуальным предпринимателем плата за негативное воздействие на окружающую среду с 2007 года не производилась, не Установилв результате какого вида деятельности и, каким образом, осуществлялось негативное воздействие на окружающую среду, а также не обосновал связь такой деятельности с негативным воздействием на окружающую среду, не Установил, какие суммы за негативное воздействие на окружающую природную среду подлежали внесению, но фактически не внесены. Также из представленных материалов административного дела не усматривается, какие объекты и как эксплуатируются заявителем, не зафиксировано, какие отходы и где размещались предпринимателем, а также, каким образом, они воздействовали на окружающую среду. Соответствующие доказательства административным органом не исследовались.

Таким образом, административным органом не представлено бесспорных доказательств, свидетельствующих о совершении заявителем правонарушения, административная ответственность за совершение которого предусмотрена ст.8.41 КоАП РФ.

Из анализа положений статей 65, 210 АПК РФ в их связи и неразрывной совокупности следует, что по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое Решение.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о не выполнении административным органом комплекса мер, предусмотренных КоАП РФ для обеспечения дела надлежащими доказательствами, свидетельствующими о наличии события и состава административного правонарушения, совершенного заявителем, и как следствие о недоказанности обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, что в соответствии с п.1 и п.2 ст.24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

При таких обстоятельствах заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 167-170, 180, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Решил:

Заявление предпринима Ф.И.О. удовлетворить.

Признать незаконным и отменить Постановление Комитета природопользования и охраны окружающей среды, лицензирования отдельных видов деятельности Брянской области от 02.02.2010г. № 4 о назначении административного наказания Кусаировой *.*.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Двадцатый арбитражный апелляционный суд (г.Тула).

СУДЬЯ *.*. МАЛЮГОВ

Решение вступает в законную силу 31.03.2010 года.