Решения районных судов

Решение от 2010-03-17 №А65-34505/2009. По делу А65-34505/2009. Республика Татарстан.

Решение

г. Казань Дело № А65-34505/2009-СА1--19

Резолютивная часть решения объявлена 10 марта 2010 года.

Полный текст решения изготовлен 17 марта 2010 года.

Арбитражный суд Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Шайдуллина *.*.

с участием:

от заявителя – Минеева *.*. – по доверенности от 29.01.2010;

от ответчика – Хафизов *.*. - по доверенности от 13.01.2010;

от третьего лица – Карпов *.*. – по доверенности от 31.12.2009; Шауклис *.*. – по доверенности от 31.12.2009;

лица, ведущего протокол судебного заседания – судья Шайдуллин *.*. ,

рассмотрев 10 марта 2010 г. в открытом судебном заседании дело по заявлению Государственного бюджетного учреждения Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан «Елабужское лесничество», г. Елабуга, к Администрации Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, г. Набережные Челны о признании недействительным постановления Главы Тукаевского муниципального района РТ № 1358 от 14.09.2009 г. «О предоставлении в собственность земельных участков» в части выделов 2, 6, 15, 16, 18 в квартале 120 общей площадью 34,5 га Татарстанского участкового лесничества ГБУ МЛХ РТ «Елабужское лесничество», о признании недействительным договор купли-продажи земельного участка находящегося в государственной собственности № 351 от 16.09.2009 г. и о рекомендации ОАО «КАМАЗ» оформить договор аренды лесных участков в Министерстве лесного хозяйства РТ в целях организации детских дошкольных учреждений,



Установил:

Государственное бюджетное учреждение Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан «Елабужское лесничество» (далее по тексту – заявитель, ГБУ) обратилось в суд с заявлением к Администрации Тукаевского муниципального района Республики Татарстан о признании недействительным постановления Главы Тукаевского муниципального района РТ № 1358 от 14.09.2009 г. «О предоставлении в собственность земельных участков» в части выделов 2, 6, 15, 16, 18 в квартале 120 общей площадью 34,5 га Татарстанского участкового лесничества ГБУ МЛХ РТ «Елабужское лесничество», о признании недействительным договора купли-продажи земельного участка находящегося в государственной собственности № 351 от 16.09.2009 г. и о рекомендации ОАО «КАМАЗ» оформить договор аренды лесных участков в Министерстве лесного хозяйства РТ в целях организации детских дошкольных учреждений.

В предварительном судебном заседании заявитель заявил о замене ненадлежащего ответчика и о привлечении в качестве надлежащего Главу Тукаевского муниципального района, просил привлечь в качестве третьего лица ОАО «КАМАЗ», заявил отказ от требования в части рекомендации КАМАЗу заключить договор аренды лесных участков.

Определением суда от 04 февраля 2010 г. о назначении дела к судебному разбирательству суд произвел замену ненадлежащего ответчика надлежащим, привлек в качестве третьего лица ОАО «КАМАЗ», прекратил производство по делу в части требования о рекомендации КАМАЗу заключить договор аренды лесных участков, выделил в отдельное производство исковое требование о признании недействительным договора купли – продажи земельного участка № 351 от 16.09.2009 г.

В судебном заседании представитель заявителя требование поддержал в полном объеме, по изложенным в заявлении основаниям. При этом указал, что на основании Распоряжения Совета Министров РСФСР № 913-р от 14.06.1976 г., спорные земельные участки изъяты из состава земель совхоза «Камский» и переданы в гослесфонд. Земельные участки находятся в федеральной собственности согласно статье 17 Земельного кодекса РФ, статье 8 Лесного кодекса РФ. Также сослался на Постановление Кабинета Министров РТ № 280 от 26.05.1998 г. «О лесном фонде, ранее находившемся во владении сельскохозяйственных организаций». Представил для приобщения к материалам дела дополнительные документы.

Представитель ответчика требование не признал, по изложенным в отзыве основаниям. В отзыве и пояснениях по делу ответчик указал, что в соответствии с п.2 ст. 214 Гражданского кодекса РФ земля и другие природные ресурсы не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц, либо муниципальных образований являются государственной собственностью. Согласно п.10 ст. 3 ФЗ № 137 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» от 25.10.2001 года, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и дорожной деятельности.

Представители третьего лица с требованием заявителя не согласились, ссылаясь на установленную законом обязанность произвести переоформление права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право собственности. Представил для приобщения к материалам дела Государственный акт на право пользования землей серии А-1 № 898287.

Из материалов дела следует, что на основании Государственного акта на право пользования землей серии А-1 № 898287 от 27 июня 1979 года, выданного Исполнительным комитетом Тукаевского районного Совета депутатов трудящихся, за Дирекцией Камского объединения по производству большегрузных автомобилей КамАЗ Минавтопрома СССР закреплено в бессрочное и бесплатное пользование 211,6 га земли для строительства детских дошкольных учреждений. В качестве правовых оснований закрепления земельных участков и выдачи Государственного акта сам Акт ссылается на Распоряжение Совета Министров ТАССР от 11 февраля 1971 № 177 (6,1 га) и Решение Совета Министров РСФСР от 1 декабря 1976 года за № 1934Р (205,5 га).

27 мая 2009 года ОАО «КАМАЗ» обратился к Главе Тукаевского муниципального района с заявлением об оформлении в собственность земельных участков общей площадью 668,72 га, расположенных в Малошильнинском сельском поселении, в том числе, и на основании Государственного акта на право пользования землей серии А-1 № 898287 от 27 июня 1979 г.

Распоряжением Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района от 25 июня 2009 № 2032 утверждена схема расположения земельного участка, закрепленного Государственным актом на право пользования землей серии А-1 № 898287, на кадастровой карте соответствующей территории общей площадью 923 434 кв.м., уточненной в результате межевания, предоставленного ОАО «КАМАЗ» для строительства детских дошкольных учреждений, расположенных по адресу: Тукаевский муниципальный район, Малошильнинское сельское поселение.



Федеральным государственным учреждением «Земельная кадастровая палата» по РТ произведена постановка на государственный кадастровый учет пяти земельных участков общей площадью 92.34 га., категория земель - земли промышленности, разрешенное использование - строительство детских дошкольных учреждений с присвоением земельным участкам уникальных кадастровых номеров: 16:39:000000:558, площадь 142617 кв.м.; 16:39:101201:4231, площадь 108633 кв.м.; 16:39:101201:4232, площадь 49115 кв.м.; 16:39:101201:4230, площадь 75811 кв.м.; 16:39:000000:540, площадь 547248 кв.м.

Затем, после постановки на государственный кадастровый учет пяти земельных участков общей площадью 923 434 кв.м., Главой Тукаевского муниципального района издано Постановление «О предоставлении в собственность земельных участков» от 14 сентября 2009 № 1358. На основании указанного постановления 16 сентября 2009 г. между Советом Тукаевского муниципального района и ОАО «КАМАЗ» заключен договор купли-продажи земельных участков за № 351.

Таким образом, право постоянного бессрочного пользования земельными участками переоформлено на право собственности путем выкупа (заключения Договора купли-продажи № 351 от 15.10.2009 г.) по Постановлению Главы Тукаевского Муниципального района РТ № 1358 14.09.2009 г.

Заявитель, считая, что Постановление Главы Тукаевского муниципального района «О предоставлении в собственность земельных участков» от 14 сентября 2009 № 1358 не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, «так как часть предоставленных земель расположена на территории ГЛФ в кв. 120 части выделов 2,6,15,16, 18 общей площадью 34.5 га Татарстанского участкового лесничества ГБУ «Елабужское лесничество» министерства лесного хозяйства Республики Татарстан», обратился в суд с заявлением о признании указанного постановления частично недействительным, а именно в части включения в него земельные участки с кадастровыми номерами 16:39:101201:4232 (площадь 49115 кв.м.), 16:39:101201:4230 (площадь 75811 кв.м.), 16:39:000000:540 (площадь 547248 кв.м.).

Рассмотрев представленные по делу документы, заслушав доводы представителей сторон и лица, участвующего в деле, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявления о признании частично недействительным постановления Главы Тукаевского муниципального района «О предоставлении в собственность земельных участков» от 14 сентября 2009 № 1358 в силу следующих обстоятельств.

В соответствии со статьей 14 Земельного кодекса РСФСР 1970 года, действовавшего на момент предоставления земельного участка дирекции строящегося автомобильного завода, предоставление земельного участка находящегося в пользовании, другому землепользователю, производится только после изъятия данного участка в порядке, установленном статьями 33-35 Земельного кодекса РСФСР (1970 года).

Согласно Распоряжения СМ ТАССР № 177 от 11.02.1971 г. и Решения СМ РСФСР № 1934-р от 01.12.1976 г., в соответствии со статьями 13, 14, 34 Земельного кодекса РСФСР (1970 года), из состава земель совхоза «Камский» изъяты земельные участки площадью 6,1 га, 205,5 га и отведены (переданы) дирекции строящегося автомобильного завода «КАМАЗ» для строительства детских дошкольных учреждений. На момент издания Распоряжения СМ РСФСР 913-р от 14.06.1979 г., на которое ссылается заявитель, спорные земельные участки находились в составе земель на праве бессрочного постоянного пользования ПО «КАМАЗ», у ПО «КАМАЗ» не изымались и в гослесфонд не передавались.

В соответствии с пунктом 9 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее – федеральный закон № 137-ФЗ), государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные юридическим лицам до введения в действие Федерального закона от 25.10.2001 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», имеют равную юридическую силу с записями в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним.

Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона № 137-ФЗ распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона № 137-ФЗ и статьей 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридические лица обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность по своему желанию до 1 января 2012 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.

В силу статьи 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

Порядок приобретения в собственность земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, предусмотрен статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с пунктом 1 которой юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, приобретают права на эти участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Как установлено пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта (плана).

В силу пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса РФ в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом “О государственном кадастре недвижимости“.

Во исполнение установленной пунктом 2 статьи 3 Федерального закона № 137-ФЗ обязанности ОАО «КАМАЗ» 27 мая 2009 г. обратилось к ответчику с заявлением о переоформлении права постоянного бессрочного пользования земельными участками, на основании выданных ранее государственных актов, на право собственности.

В целях уточнения и согласования границ земельных участков Руководителем Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района РТ вынесено Постановление № 2032 от 25.06.2009 г. «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории», в соответствии с которым утверждена схема расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории общей площадью 923 434 кв.м., уточненной в результате межевания, предоставленного ОАО «КАМАЗ» для строительства детских дошкольных учреждений.

Судом установлено, что Федеральным государственным учреждением «Земельная кадастровая палата» по РТ в период 25-27 августа 2009 года произведена постановка на государственный кадастровый учет пяти земельных участков общей площадью 923 434 кв.м., категория земель - земли промышленности, разрешенное использование - строительство детских дошкольных учреждений с присвоением земельным участкам кадастровых номеров: 16:39:000000:558, площадь 142617 кв.м.; 16:39:101201:4231, площадь 108633 кв.м.; 16:39:101201:4232, площадь 49115 кв.м.; 16:39:101201:4230, площадь 75811 кв.м.; 16:39:000000:540, площадь 547248 кв.м.

Согласно пункту 8 статьи 36 Земельного кодекса РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает Решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 5 настоящей статьи.

Таким образом, оспариваемое Постановление Главы Тукаевского муниципального района РТ от 14.09.2009 г. № 1358 «О предоставлении в собственность земельных участков» принято в порядке, установленном статьей 36 Земельного кодекса РФ, во исполнение требований пункта 2 статьи 3 Федерального закона 137-ФЗ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 197 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, Решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 4 статьи 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, Решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, Решение и действие (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно пункту 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт органа местного самоуправления соответствует закону или иному правовому акту и не нарушает права и законные интересы заявителя, суд принимает Решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Из указанного следует, что основанием для признания судом акта органа местного самоуправления недействительным является одновременное наличие сразу двух перечисленных обстоятельств: несоответствие такого акта закону, или иным нормативно-правовым актам и нарушение им прав и интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

В качестве правовых оснований своих требований заявитель в своем заявлении ссылается на распоряжение Совета Министров РСФСР от 14.06.1979 № 913-р, в соответствии с которым, по мнению заявителя, произведена приемка в гослесфонд Елабужского мехлесхоза земельные участки из земель совхозов Минсельхоза РСФСР «Ильбухтинский» площадью 58 га и «Камский» площадью 384,7 га Тукаевского района ТАССР, в соответствии с чем были внесены изменения в книгу учета гослесфонда и материалы лесоустройства.

Судом установлено, что на момент издания указанного распоряжения Совета Министров РСФСР от 14.06.1979 № 913-р спорные земельные участки находились в постоянном (бессрочном) пользовании у ПО «КАМАЗ», у него не изымались и к совхозам «Ильбухтинский» и «Камский» отношения не имели.

Заявитель в судебном заседании 10 марта 2010 г. в качестве правовых оснований своих требований сослался на: Постановление Кабинета Министров РТ от 14.04.1995 № 210 «О приведении статуса отдельных категорий земель лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Республики Татарстан»; Постановление Кабинета Министров РТ от 10.11.1994 № 550 «Об утверждении плана мероприятий по реализации Лесного кодекса Республики Татарстан и Программы подготовки нормативных актов, предусмотренных Лесным кодексом Республики Татарстан»; Постановление Кабинета Министров РТ от 26.05.1998 № 280 «О лесном фонде, ранее находившемся во владении сельскохозяйственных организаций»; Постановление лавы администрации Тукаевского района от 11.11.1997 № 775«О лесном фонде, ранее находившемся во владении сельскохозяйственных организаций»; письма Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан; акты приема-передачи земельных участков в состав государственного лесного фонда, согласно которым, якобы, земельный участок площадью 211,6 га, ранее предоставленный в постоянное (бессрочное) пользование КАМАЗу, обратно был передан в состав государственного лесного фонда.

Однако, из указанных заявителем документов, приобщенных по его ходатайству к материалам дела, не следует, что ОАО «КАМАЗ» когда-либо и кому-либо передал какой-либо земельный участок.

В силу пункта 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия органами местного самоуправления оспариваемых актов, возлагается на соответствующий орган.

Ответчиком в качестве доказательств обстоятельств, послуживших основанием для принятия постановления от 14.09.2009 № 1358 «О предоставлении в собственность земельных участков» представлены: государственный акт на право пользования землей серии А-1 № 898287; заявление ОАО «КАМАЗ» о переоформлении права постоянного пользования земельным участком на право собственности; распоряжение руководителя Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района от 25.06.2009 № 2032 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории»; кадастровые планы земельных участков, которые сформированы и поставлены на кадастровый учет по результатам межевания земельного участка, находившегося в постоянном пользовании у ОАО «КАМАЗ».

Таким образом, в ходе судебного разбирательства несоответствие оспариваемого постановления какому-либо закону или иному нормативному правовому акту не установлено, заявителем не представлено доказательств того, что спорные земельные участки относятся к лесному фонду.

Кроме того, согласно статье 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами. Согласно статье 8 Лесного кодекса Российской Федерации, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Порядок участия Российской Федерации в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, определен статьей 125 Гражданского кодекса РФ.

Согласно пункту 6.10 Постановления № 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» от 05.06.2008 г. «Обращаться в суды с исками и в правоохранительные органы с заявлениями от имени Российской Федерации в защиту имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации по вопросам приватизации, управления и распоряжения федеральным имуществом, а также признания движимого имущества бесхозяйным» предоставлено Росимуществу.

Заявитель по делу - ГБУ МЛХ РТ «Елабужское лесничество» не является федеральным органом исполнительной власти и уполномочено на осуществление функций по оперативному управлению лесным фондом, не может являться надлежащим истцом в отношении защиты имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации.

В силу вышеизложенных обстоятельств, Постановление Главы Тукаевского муниципального района РТ № 1358 от 14.09.2009 г. «О предоставлении в собственность земельных участков» Главой Тукаевского Муниципального района РТ не нарушает права и законные интересы ГБУ МЛХ РТ «Елабужское лесничество» и соответствует требованиям законодательства, правовых оснований для удовлетворения требований заявителя о признании постановления Главы Тукаевского муниципального района РТ № 1358 от 14.09.2009 г. «О предоставлении в собственность земельных участков» недействительным, не имеется.

При таких обстоятельствах и избранном заявителем способе защиты прав и законных интересов, требования заявителя удовлетворению не подлежат.

Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по плате государственной пошлины подлежат отнесению на заявителя.

Однако, в связи с тем, что заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины, оснований для отнесения на него расходов по уплате государственной пошлины у суда не имеется.

Руководствуясь статьями 110, 112, 167-169, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Татарстан,

Решил:

В удовлетворении заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в месячный срок в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Самара) через арбитражный суд Республики Татарстан.

Судья *.*. Шайдуллин