Решения районных судов

Постановление кассации от 2010-03-19 №А53-18045/2006. По делу А53-18045/2006. Российская Федерация.

Постановление

арбитражного суда кассационной инстанции

г. Краснодар Дело № А53-18045/2006 19 марта 2010 г.

Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2010 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 19 марта 2010 г.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Переход *.*. , судей Илюшникова *.*. и Рогальского *.*. , в отсутствие в судебном заседании кредитора – государственного учреждения Ростовского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации» в лице филиала № 4, конкурсного управляющего сельскохозяйственного производственного кооператива (артель) «Победа» Чиликина *.*. , уполномоченного органа – Федеральной налоговой службы России в лице межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Ростовской области, представителя собственника сельскохозяйственного производственного кооператива (артель) «Победа», надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Ростовской области на определение Арбитражного суда Ростовской области от 25.11.2009 (судья Назаренко *.*. ) и Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2010 (судьи Винокур *.*. , Гиданкина *.*. , Николаев *.*. ) по делу № А53-18045/2006, Установилследующее.

В рамках дела о несостоятельности (банкротстве) СПК (артель) «Победа» (далее – кооператив) ГУ Ростовское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала № 4 (далее – фонд) обратилось в арбитражный суд с заявлением о включении в третью очередь реестра требований кредиторов должника 1 066 705 рублей 86 копеек капитализированных платежей.

Определением Арбитражного суда Ростовской области от 02.10.2007 требования фонда признаны установленными, как заявленные после закрытия реестра требований кредиторов кооператива, и подлежащие удовлетворению за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов должника.

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 6 по Ростовской области (далее – налоговая инспекция) обратилась с заявлением о замене фонда на ФНС России в лице налоговой инспекции в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Определением Арбитражного суда Ростовской области от 25.11.2009, оставленным без изменения Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2010, в удовлетворении заявления налоговой инспекции отказано. Суды исходили из того, что лицом, уполномоченным в делах о банкротстве предъявлять требования по капитализированным платежам в отношении застрахованных лиц, является фонд. Правовые основания для применения статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (процессуальное правопреемство) отсутствуют.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить определение от 25.11.2009 и Постановление от 22.01.2010. Заявитель указывает, что по смыслу Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве), капитализированные платежи относятся к обязательным платежам. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 29.05.2004 № 257 (в редакции от 12.08.2009) «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства» (далее – Постановление № 257) уполномоченным органом по представлению в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам, в том числе по капитализированным платежам, является Федеральная налоговая служба.



Отзывы на кассационную жалобу не поступили.

Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела и установлено судами, Решением от 16.04.2007 кооператив признан несостоятельным (банкротом), в отношении его открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим должника утвержден Чиликин *.*.

Определением от 26.10.2009 продлен срок конкурсного производства и полномочия конкурсного управляющего на 3 месяца.

Определением от 02.10.2007 требования фонда признаны установленными, как заявленные после закрытия реестра требований кредиторов кооператива, и подлежащие удовлетворению за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов должника.

Налоговая инспекция заявила ходатайство о процессуальной замене заявителя (фонда) по требованию о включении в реестр требований кредиторов должника капитализированных платежей по обязательному социальному страхованию на ФНС России в лице налоговой инспекции.

В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Федерального закона от 24.07.1998 № 125 «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее – Закон об обязательном страховании) при ликвидации страхователя – юридического лица он обязан внести страховщику капитализированные платежи в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением от 17 ноября 2000 г. № 863 Правительство Российской Федерации утвердило Порядок внесения в Фонд социального страхования Российской Федерации капитализированных платежей при ликвидации юридических лиц – страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее – Порядок).

Названный Порядок регулирует вопросы внесения в Фонд социального страхования Российской Федерации ликвидируемыми (в том числе в связи с признанием их банкротами) юридическими лицами – страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний капитализированных платежей, предназначенных для удовлетворения требований граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, и предоставления обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний застрахованным и лицам, имеющим право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованных в результате наступления страховых случаев.

Как разъяснено в абзаце 2 пункта 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.11.2006 № 57 «О некоторых вопросах установления в деле о банкротстве требований о выплате капитализированных платежей» (далее ? Постановление № 57) при рассмотрении дел о банкротстве должников, являющихся страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, следует учитывать, что порядок капитализации повременных платежей и выплаты должником капитализированной суммы, предусмотренный пунктом 1 статьи 135 Закона о банкротстве, подлежит применению в случае удовлетворения требований граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, не являющихся застрахованными или иными лицами, имеющими право на страховые выплаты по обязательному страхованию.



Если с согласия гражданина, перед которым должник несет ответственность за вред, причиненный жизни или здоровью, и который не является застрахованным или иным лицом, имеющим право на страховые выплаты, принадлежащее ему требование перешло к Российской Федерации, от ее имени предъявить должнику данное требование в виде капитализированных платежей вправе Федеральная налоговая служба как орган, уполномоченный представлять требования Российской Федерации по обязательным платежам и денежным обязательствам в делах о банкротстве (пункт 5 постановления № 57).

Фонд социального страхования Российской Федерации, предоставляющий обеспечение по обязательному социальному страхованию застрахованным и иным лицам, имеющим право на получение страховых выплат, вправе потребовать от должника-страхователя, признанного банкротом, капитализации платежей указанным лицам и выплаты фонду капитализированной суммы.

Соответствующее требование Фонда социального страхования Российской Федерации, основанное на норме пункта 2 статьи 23 Закона об обязательном страховании, не является требованием гражданина-кредитора первой очереди, перешедшим к Российской Федерации, и должно квалифицироваться как требование кредитора третьей очереди. При этом согласия гражданина на предъявление указанного требования Фондом социального страхования Российской Федерации не требуется (пункт 3 постановления № 57).

Следовательно, Фонд социального страхования Российской Федерации в силу закона вправе требовать от должника, признанного банкротом, капитализации платежей и их выплаты.

Уполномоченные органы – федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требования по денежным обязательствам соответственно субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (статья 2 Закона о банкротстве).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 № 257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства» (далее – Постановление № 257) предусматривалось, что впредь до преобразования в Федеральную налоговую службу уполномоченным органом по представлению в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам является Министерство Российской Федерации по налогам и сборам.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2009 № 663 «О некоторых вопросах обеспечения интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве» внесены изменения в Постановление № 257. В частности, пункт 2 изложен в следующей редакции: «Установить, что Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам (в том числе по выплате капитализированных платежей)».

Поскольку Фонд социального страхования Российской Федерации является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации и осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, названное Постановление для него является обязательным.

Постановлением № 257 (в редакции от 12.08.2009) утверждено Положение о порядке предъявления требований по обязательствам перед Российской Федерацией в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве.

Положение, определяющее порядок предъявления и объединения требований по уплате обязательных платежей в бюджеты всех уровней, а также в государственные внебюджетные фонды и требований по денежным обязательствам перед Российской Федерацией в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, разработано в целях обеспечения: подачи федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам, в том числе по выплате капитализированных платежей, заявления о признании должника банкротом; объединения и представления требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам; координации деятельности представителей федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве; учета мнения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления при определении позиции федеральных органов исполнительной власти как кредиторов по обязательным платежам в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве.

Согласно пунктам 12 и 13 Положения одновременно с подачей в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом уполномоченный орган запрашивает у должника информацию о федеральных органах исполнительной власти и государственных внебюджетных фондах, являющихся кредиторами должника, а также направляет уведомление о принятом решении в федеральные органы исполнительной власти и иные органы, указанные в приложении № 2 (в перечне указан также Фонд социального страхования Российской Федерации).

В случае если федеральные органы исполнительной власти и иные органы, указанные в приложении № 2, имеют требования к должнику об уплате обязательных платежей или по денежным обязательствам перед Российской Федерацией, эти органы в недельный срок с даты получения указанного уведомления представляют в уполномоченный орган документы, предусмотренные пунктами 7 и 8 Положения.

Уполномоченный орган вправе запросить у федеральных органов исполнительной власти и органов государственных внебюджетных фондов, а также иных организаций информацию, необходимую для представления требований Российской Федерации по обязательным платежам и денежным обязательствам.

После получения необходимых документов уполномоченный орган предъявляет требования Российской Федерации к должнику в установленном порядке.

Таким образом, с учетом изменений постановления № 257, внесенных 12.08.2009 (вступили в силу с 01.09.2009), интересы Фонда социального страхования Российской Федерации в деле о банкротстве (в том числе о взыскании капитализированных платежей) представляет Федеральная налоговая служба Российской Федерации.

Поскольку на момент вынесения обжалуемых судебных актов действовала измененная редакция постановления, суды при рассмотрении заявления налоговой инспекции должны были руководствоваться указанной нормой.

При указанных обстоятельствах суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты надлежит отменить, заявление налоговой инспекции о процессуальной замене стороны (кредитора в деле о несостоятельности) удовлетворить.

Руководствуясь статьями 284, 286 – 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

Постановил:

определение Арбитражного суда Ростовской области от 25.11.2009 и Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2010 по делу № А53-18045/2006 отменить.

Заявление межрайонной ИФНС № 6 по Ростовской области о процессуальной замене стороны удовлетворить.

Заменить в деле о несостоятельности (банкротстве) СПК (артель) «Победа» кредитора – ГУ Ростовское региональное отделение Фонда социального страхования РФ на ФНС России в лице межрайонной ИФНС № 6 по Ростовской области.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий *.*. Переход

Судьи *.*. Илюшников

*.*. Рогальский