Решения районных судов

Решение от 2010-03-22 №А69-187/2010. По делу А69-187/2010. Республика Тыва.

Решение

г. Кызыл

Дело № А69-187/2010-7

22 марта 2010 г.

Резолютивная часть решения объявлена 17 марта 2010 г. Полный текст решения изготовлен 22 марта 2010 г.

Судья Арбитражного суда Республики Тыва Чамзы-Ооржак *.*. , рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 2 по Республике Тыва к Муниципальному общеобразовательному учреждению средней общеобразовательной школе сумона Кок-Хаак Каа-Хемского кожууна Республики Тыва о взыскании штрафных санкций в сумме 16572 руб.,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Чомбурук *.*. - представитель по доверенности от 01.02.2009 г.,

от ответчика: Монгуш *.*. – представитель по доверенности от 17.03.2010 г.,

Установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы Российской Федерации № 2 по Республике Тыва (далее – налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Республики Тыва с заявлением к Муниципальному общеобразовательному учреждению средней общеобразовательной школе сумона Кок-Хаак Каа-Хемского кожууна Республики Тыва (далее – учреждение) о взыскании штрафных санкций в сумме 16572 руб.



Дело рассматривалось в открытом судебном заседании в порядке, предусмотренном главой 26 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Представителем налогового органа в судебном заседании заявлено ходатайство в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об уменьшении размера заявленных требований и просит в судебном порядке взыскать с ответчика сумму задолженности штрафных санкций по единому социальному налогу в размере 14569 руб. Суд принимает уменьшение размера исковых требований, поскольку это не противоречит закону и не нарушает права других лиц.

В судебном заседании представитель заявителя полностью поддержала заявленные требования с учетом их изменений и пояснила, что учреждением в нарушение п. 7 ст. 243 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация по единому социальному налогу (далее - ЕСН) за 2008 год представлена с нарушением сроков на один день, в связи с чем учреждению начислены штрафные санкции по п. 1 ст. 119 Кодекса в сумме 16572 руб. Требованием № 1556 по состоянию на 25.08.2009 г. учреждению предложено уплатить сумму штрафных санкций сроком до 04.09.2009 г. Поскольку ответчиком до настоящего времени указанная сумма в добровольном порядке не уплачена, то заявитель на основании ст.ст. 31, 46 и 105 Налогового кодекса Российской Федерации просит 14569 руб. взыскать в судебном порядке.

Представитель ответчика в судебном заседании пояснила, что налоговая декларация по ЕСН за 2008 год учреждением представлена 30.03.2009 г., которая была зарегистрирована специалистом налоговой инспекции 31.03.2009 г. При этом доказательств, подтверждающих данное обстоятельство у учреждения не имеется, в связи с чем просили суд учесть отсутствие бюджетного финансирования на 2010 год на уплату штрафных санкций, о чем подтверждает бюджетная смета на 2010 год и снизить сумму штрафа и государственной пошлины.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон налоговой инспекции, арбитражный

суд Установил:

Из материалов дела следует, что Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа сумона Кок-Хаак Каа-Хемского кожууна Республики Тыва зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России № 2 по Республике Тыва 31.12.2002 г. за основным государственным регистрационным номером 1021700564313, о чем подтверждает Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц от 14.01.2010 г.

Как следует из материалов дела, налоговая инспекция провела проверку соблюдения законодательства о налогах и сборах учреждением и Установила факты несвоевременного представления декларации по ЕСН за 2008 год в срок установленный п. 7 ст. 243 Налогового кодекса Российской Федерации.

Результаты проверки отражены в акте от 29.06.2009 г. № 4747, на основании которого налоговой инспекцией вынесено Решение о привлечении учреждения к ответственности за совершение налогового правонарушения от 29.07.2009 г. № 6729.

Налоговая инспекция направила в адрес учреждения требование № 1556 об уплате по состоянию на 25.08.2009 г. налоговых санкций.



В соответствии с указанным требованием учреждению предложено добровольно уплатить в срок до 07.09.2009 г. суммы штрафных санкций по налогам.

Неисполнение ответчиком указанного требования в добровольном порядке послужило основанием для обращения налоговой инспекции в суд с заявлением о взыскании штрафных санкций.

Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что заявленные требования налоговой инспекции подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям:

Пунктом 3 статьи 24 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговые агенты обязаны представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.

Согласно пункту 1 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.

Согласно пункту 2 статьи 230 Налогового кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 31.12.2001 № 198-ФЗ) налогоплательщики представляют налоговую декларацию по налогу по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации, не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Копию налоговой декларации по налогу с отметкой налогового органа или иным документом, подтверждающим предоставление декларации в налоговый орган, налогоплательщик не позднее 1 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом, представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного в пункте 2 настоящей статьи, влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей.

Из материалов дела усматривается, что установленная законом обязанность учреждением не исполнена: декларация по ЕСН за 2008 г. представлена учреждением 31.03.2009 г. при установленном законом сроке представления указанной декларации - до 30.03.2009 г. Сумма налога подлежащая уплате в бюджет составила 331 469 руб., в том числе: в федеральный бюджет – 218 551руб., федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 40068 руб., в территориальный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 72850 руб.

В связи с чем, суд приходит к выводу о наличии в действиях учреждения состава налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации и правомерности начисления учреждению суммы штрафных санкций в размере 16572 руб., в том числе: в федеральный бюджет – 10927 руб., в федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 2003 руб., в территориальный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 3642 руб.

В соответствии с п. 1 ст. 115 НК РФ (в редакции Федерального закона от 27.07.2006 г. № 137-ФЗ) налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании штрафов с организации в порядке и сроки, которые предусмотрены статьями 46 и 47 названного Кодекса.

Согласно п. п. 3, 9 ст. 46 НК РФ Решение о принудительном взыскании сумм налога и пеней принимается налоговым органом после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, пеней, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога, пеней. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя - причитающихся к уплате сумм налога, пеней.

Учитывая совокупность сроков, предусмотренных п. 1 ст. 115 НК РФ, п. п. 3, 9 ст. 46 НК РФ, суд приходит к выводу о соблюдении заявителем срока подачи искового заявления.

При этом статьей 114 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения. Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных статьями главы 16 Кодекса. При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей главы 16 Кодекса за совершение налогового правонарушения.

Обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом и учитываются им при наложении санкций за налоговые правонарушения в порядке, установленном статьей 114 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 4 статьи 112 Кодекса).

Статья 112 Налогового кодекса Российской Федерации содержит открытый перечень обстоятельств, смягчающих ответственность. Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 112 Кодекса судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность иные обстоятельства.

Следовательно, в компетенцию арбитражного суда входит установление обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения, поскольку приведенный в пункте 1 статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации перечень обстоятельств, смягчающих ответственность, не является исчерпывающим, любые иные обстоятельства могут быть признаны судом смягчающими ответственность.

Пунктом 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 № 41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что если при рассмотрении дела о взыскании санкции за налоговое правонарушение будет установлено хотя бы одно из смягчающих ответственность обстоятельств, перечисленных в пункте 1 статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации, суд при определении размера подлежащего взысканию штрафа обязан в соответствии с пунктом 3 статьи 114 Кодекса уменьшить его размер не менее чем в два раза по сравнению с предусмотренным соответствующей нормой главы 16 Кодекса.

Учитывая, что пунктом 3 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации установлен лишь минимальный предел снижения налоговой санкции, суд по результатам оценки соответствующих обстоятельств вправе уменьшить размер взыскания и более чем в два раза. Таким образом, законодателем установлен минимальный предел для уменьшения размера штрафа (не менее чем в два раза), тогда как максимальный предел такого уменьшения не предусмотрен.

С учетом изложенного суд принимает в качестве смягчающих ответственность обстоятельств незначительность пропуска срока подачи налоговой декларации (1 день), совершение правонарушения впервые, а также отсутствие в бюджетной смете учреждения за 2010 г. финансовых средств на уплату штрафных санкций и считает возможным уменьшить размер подлежащего взысканию с учреждения штрафа до 1000 руб.

Поскольку налоговый орган отказался от заявленных требований в сумме 2003 руб., то в этой части производство по делу подлежит прекращению в порядке п. 4 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

На основании ч.3 ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина взыскивается с ответчика в доход бюджета Российской Федерации пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований. Учитывая, что ответчик является муниципальным образовательным учреждением и финансируется из бюджета, то суд считает возможным снизить размер госпошлины до 100 руб., применив положения п.2 ст.333.22 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь ст. ст. 110, п. 4 ст. 150, 167-171, 176 и 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Решил:

Заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации № 2 по Республике Тыва удовлетворить в части:

Взыскать с Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы сумона Кок-Хаак Каа-Хемского кожууна Республики Тыва (ОГРН 1021700564313), находящегося по адресу: 668411, Республика Тыва, с. Кок-Хаак, ул. Центральная, 104, в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации № 2 по Республике Тыва штрафные санкции по единому социальному налогу в сумме 1000 руб. для перечисления в соответствующие бюджеты, в остальной части отказать.

Производство по делу в части взыскания штрафных санкций в сумме 2003 руб. прекратить в связи с отказом истца от иска.

Взыскать с Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы сумона Кок-Хаак Каа-Хемского кожууна Республики Тыва государственную пошлину в доход бюджета Российской Федерации в сумме 100 руб.

Выдать исполнительные листы заявителю.

На Решение может быть подана апелляционная жалоба не позднее месячного срока со дня принятия.

Судья *.*. Чамзы-Ооржак