Решения районных судов

Решение от 2010-03-25 №А46-3126/2010. По делу А46-3126/2010. Омская область.

Решение город Омск Дело № А46-3126/2010

25 марта 2010 года

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 25 марта 2010 года

Арбитражный суд Омской области в составе судьи Чернышёва В.И.

при ведении протокола судебного заседания секретарём Чемисовой Л.С.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Омской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта

о привлечении к административной ответственности Открытого акционерного общества «Любинское автотранспортное предприятие»

при участии в судебном заседании:

от заявителя – Пцарик Н.Н. (доверенность от 01.09.2009 № 20-А, ого лица – Новиков Н.И. (тором),

Установил:

Управление государственного автодорожного надзора по Омской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее – УГАДН по Омской области, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с требованием о привлечении Открытого акционерного общества «Любинское автотранспортное предприятие» (далее – Общество, ОАО «Любинское АТП», заинтересованное лицо) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, на основании протокола об административном правонарушении № 010875 от 03.03.2010.

В судебном заседании представитель УГАДН по Омской области заявленное требование поддержал в полном объеме.

Общество письменный отзыв в порядке статьи 131 АПК РФ не представило, но в судебном заседании признало вину в совершении вменяемого правонарушения.

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей сторон, суд Установилследующее.

Открытое акционерное общество «Любинское автотранспортное предприятие» зарегистрировано в качестве юридического лица Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Любинскому району Омской области 21.08.2002 за основным государственным регистрационным номером 1025501701631 и выдано свидетельство серии 55 № 001810933.

03.03.2010 государственным инспектором УГАДН по Омской области проведена проверка соблюдения требований транспортного законодательства РФ Открытым акционерным обществом «Любинское автотранспортное предприятие», осуществляющим перевозки пассажиров автомобильным транспортом, на основании лицензии серии ДА № 012013, выданной Министерством транспорта РФ на основании решения УГАДН по Омской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 27.05.2002 № 823/л, регистрационный номер которой АСС-55-021669 от 27.05.2002 со сроком действия до 20.06.2012.



В результате проверки установлено осуществление Открытым акционерным обществом «Любинское АТП» предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разРешением (лицензией), а именно:

не организовано проведение послерейсовых медицинских осмотров водителей (Колосов В.А., Яковец В.Н., Ладыгин В.А., Шалыгин А.А., Сиволобов В.В. и др.) – в путевых листах при проведении предрейсовых мед. осмотров отсутствует расшифровка подписи мед. работника;

допускаются к управлению автобусами водители с непрерывным стажем работы на автобусе менее 3-х последних лет (водитель Гаврюченко С.Л.);

допускаются на международных перевозках пассажиров транспортные средства, не оборудованные тахографом – (автобус марки ПАЗ-32053, рег. знак АЕ 138 55);

не обеспечено соблюдение режима труда и отдыха водителей – допускается превышение нормального числа рабочих часов (при норме 166 часов в январе 2010 года водитель Чистяков А.А. отработал 181 час., Ладыгин А.А. – 180 час., Данильченко С.И. – 183 час.), кроме этого, допускается продолжительность работы водителей без предоставления выходных дней от 5 до 7 дней (Имантов В.С. с 24.01.2010 по 30.01.2010, Ладыгин П.А. с 17.01.2010 по 23.01.2010, Данильченко С.И. с 18.01.2010 по 23.01.2010, Колосов В.А. с 18.01.2010 по 22.01.2010);

на должность механика контрольно-технического пункта назначен специалист Сальников Ю.В., не отвечающий квалификационным требованиям и не прошедший в установленном порядке аттестацию на право занятия соответствующей должности специалиста, отвечающего за обеспечение безопасности дорожного движения.

По результатам проверки был составлен протокол об административном правонарушении № 010875 от 03.03.2010, на основании которого УГАДН по Омской области обратилось в Арбитражный суд Омской области с требованием о привлечении Открытого акционерного общества «Любинское автотранспортное предприятие» к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Суд находит, что предприниматель подлежит привлечению к административной ответственности в силу следующего.

Согласно статье 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Обстоятельства, подлежащие выяснению при рассмотрении дела об административном правонарушении, определены в статье 26.1 КоАП РФ.

Согласно статье 26.2. КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.



Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.

По положениям статьи 26.11. КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

В силу части 2 статьи 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать конституцию РФ и законы.

Согласно статье 2 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.09.2001 № 128-ФЗ лицензия - это специальное разРешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

В соответствии с подпунктом 62 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, подлежит лицензированию.

При осуществлении лицензируемого вида деятельности лицензиат обязан соблюдать лицензионные требования и условия, то есть совокупность установленных Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий (статья 2 названного закона).

В силу пункта 1 статьи 20 Федерального закона 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны:

организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения;

соблюдать установленный законодательством РФ режим труда и отдыха водителей;

создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения;

организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей, мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;

анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств;

обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения;

обеспечивать исполнение установленной федеральным законом обязанности по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Техническое обслуживание и ремонт транспортных средств в целях содержания их в исправном состоянии должны обеспечивать безопасность дорожного движения (пункт 1 статьи 18 указанного закона).

Согласно статье 23 названного закона медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств, проведении предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств, оказании медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, обучении участников дорожного движения, должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации и других специализированных подразделений, а также населения приемам оказания доврачебной помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях (пункт 1 статьи 23 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.95 № 196-ФЗ).

Порядок лицензирования перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), осуществляемых юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями (далее - перевозки пассажиров) определяется «Положением о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 № 637.

Из материалов дела усматривается, что в ходе проведения проверки заявителем был выявлен факт нарушения ОАО «Любинское АТП» подпунктов «б», «в», «г», «д», «е» пункта 4 указанного Положения.

В соответствии с подпунктами «б», «в», «г», «д», «е» пункта 4 названного Положения к числу лицензионных требований и условий при осуществлении перевозок пассажиров относится соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров, соблюдение лицензиатом установленных статьёй 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров, наличие у лицензиата (соискателя лицензии) должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность, соответствие должностных лиц и специалистов лицензиата (соискателя лицензии) квалификационным требованиям. Предъявляемым при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом, утверждаемым Министерством транспорта Российской Федерации, а также наличие у лицензиата (соискателя лицензии) водителей, имеющих необходимые квалификацию и стаж работы и прошедших медицинское освидетельствование.

В соответствии с пунктом 2.2 Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утверждённых Приказом Министерства транспорта РФ от 30.03.1994 № 15, владельцы лицензий назначают на должности исполнительных руководителей и специалистов, связанные с обеспечением безопасности движения, лиц, прошедших специальную подготовку, подтвержденную соответствующими документами. Лица, занимающие должности, связанные с обеспечением безопасности движения, проходят периодическую аттестацию на право занятия этих должностей в установленном порядке (совместный приказ Министерства транспорта Российской Федерации и Министерства труда Российской Федерации от 11.03.1994 № 13/11 «Об утверждении положения о порядке проведения аттестации лиц. занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов организаций и их подразделений, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов»).

Разрабатывают для всех работников, деятельность которых влияет на обеспечение безопасности дорожного движения, должностные инструкции, устанавливающие их обязанности по предупреждению дорожно-транспортных происшествий, и осуществляют контроль за их исполнением.

В соответствии с пунктами 2.3.1, 2.3.7 Требований обеспечение надёжности водительского состава обеспечивается за счет: подбора и распределения водителей для работы на различных категориях транспортных средств, маршрутах и видах перевозок с учётом их квалификации, опыта и стажа работы, дисциплинированности, обеспечения своевременного прохождения водителями медицинского освидетельствования, контроля состояния водителей перед выездом на линию.

Регулярное проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей согласно пункту 2.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утверждённого Приказом Минтранса Российской Федерации от 08.01.1997 № 2, относится к основным требованиям по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности. В соответствии со статьёй 23 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» владельцы автобусов обязаны организовать проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей автобусов. В случаях, когда водитель начинает рабочий день (смену) или заканчивает его вне производственных территорий владельца автобусов (при осуществлении междугородных перевозок, на маршрутах большой протяженности, специальных перевозок, при смене водителей на линии и т.п.), владелец автобуса обязан обеспечить проведение указанных медосмотров через автовокзалы, автостанции и иных юридических лиц, обладающих соответствующей базой (пункт 2.3.2 указанного Положения).

Основные требования к организации деятельности по обеспечению требований безопасности движения в организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, определены пунктом 2.2 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утверждённого Приказом Министра транспорта РФ от 09.03.1995 № 27.

Пунктом 3.3.2 Положения установлено, что для поддержания и контроля состояния здоровья водителей в процессе их трудовой деятельности организация обеспечивает соблюдение режима труда и отдыха водителей в соответствии с нормами, определяемыми трудовым законодательством и Положением о рабочем времени и времени отдыха: с учетом этих норм должны быть составлены графики работы водительского состава, расписания и графики движения транспортных средств в городском, пригородном и междугородном сообщении, организованы контроль за соблюдением установленного режима работы водителей, ведение документации по учету рабочего времени и времени отдыха.

В соответствии с пунктом 3.3.3 названного Положения организация обязана обеспечить контроль за состоянием здоровья водителей, не допускать к управлению транспортными средствами лиц, находящихся в состоянии опьянения или в болезненном состоянии, для чего необходимо организовать проведение предрейсовых, межрейсовых и послерейсовых (в зависимости от условий работы) медицинских осмотров водителей транспортных средств в порядке, определяемом Министерством здравоохранения Российской Федерации, обеспечить учет и анализ данных медосмотров водителей с целью выявления водителей, склонных к злоупотреблению алкогольными напитками, употребляющих наркотические средства, страдающих хроническими заболеваниями.

Пунктом 3 Положения о порядке проведения аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов организаций и их подразделений, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов, утверждённого приказом Министерства транспорта РФ и Министерства труда РФ от 11.03.1994 №13/11, установлено, что аттестация исполнительных руководителей и специалистов организаций проводится один раз в пять лет. Аттестация проводится после повышения квалификации аттестуемого, как правило, в учебных заведениях, указанных в Перечне, который определяется Министерством транспорта РФ, согласно Приказу от 11.03.94 N 13/11 «О порядке проведения аттестации лиц. занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов организаций и их подразделений, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов».

В соответствии с п. 2.3.1 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утверждённого Приказом Министра транспорта РФ от 08.01.1997 № 2, к управлению автобусами, осуществляющими междугородние, международные перевозки, перевозки детей до 16 лет, могут быть допущены водители, имеющие непрерывный стаж работы в качестве водителя автобуса не менее трёх последних лет.

На основании пункта 5.4. Положения об обеспечении безопасности перевозки пассажиров автобусами, утверждённого приказом Министерства транспорта РФ № 2 от 08.01.1997 № 2, приказа Министерства транспорта РФ № 75 от 18.07.2000 «О внесении изменений в положение об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами», а также постановления Правительства РФ от 03.07.1996 № 922 «О повышении безопасности междугородных и международных перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом» автобусы с числом мест более 20, изготовленные после 1 января 1998 г. и используемые на междугородних автобусных маршрутах, должны быть оборудованы тахографами - контрольными устройствами для непрерывной регистрации пройденного пути и скорости движения, времени работы и отдыха водителя».

Правила использования тахографов на автомобильном транспорте в Российской Федерации утверждены приказом Минтранса РФ от 07.07.1998 № 86 «Об утверждении правил использования тахографов на автомобильном транспорте в Российской Федерации».

Согласно пункту 4 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утверждённого Приказом Министерства транспорта России от 20 августа 2004 г. № 15, графики работы (сменности) на линии составляются работодателем для всех водителей ежемесячно на каждый день (смену) с ежедневным или суммированным учётом рабочего времени и доводятся до сведения водителей не позднее чем за один месяц до введения их в действие. Графиками работы (сменности) устанавливается время начала, окончани Ф.И.О. работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха. График работы (сменности) утверждается, работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

В силу пункта 7 Положения нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю. Для водителей, раб Ф.И.О. рабочей недели с двумя выходными днями, нормаль Ф.И.О. работы (смены) не может превышать 8 часов, а для рабо Ф.И.О. рабочей недели с одним выходным днем - 7 часов.

Пунктами 8, 9 Положения предусмотрено, что в тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц. Продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов. Суммированный учет рабочего времени вводится работодателем с учетом мнения представительного органа работников. При суммированном учете рабочего врем Ф.И.О. работы (смены) водителей не может превышать 10 часов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 10, 11, 12 Положения.

Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждены приказом Министерства транспорта российской Федерации от 18.09.2008 № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов». Согласно пункту 16 Обязательных реквизитов даты и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя проставляются медицинским работником, проводившим соответствующий осмотр, и заверяются его штампом и подписью с указанием фамилии, имени и отчества.

Неисполнение Обществом указанных требований транспортного законодательства может быть квалифицировано по части 3 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях как осуществление предпринимательской деятельности юридическим лицом с нарушением условий, предусмотренных специальным разРешением (лицензией), которое влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Совершение Обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, подтверждается протоколом об административном правонарушении № 010875 от 03.03.2010, актом проверки № 143 от 03.03.2010, объяснениями генерального директора ОАО «Любинское АТП» Новикова Н.И. от 03.03.2010. копией трудовой книжки Гаврюченко С.Л., путевыми листами №№ 000553 от 04.02.2010, 000711 от 13.02.2010 и др. табелями учёта рабочего времени за январь, февраль 2010 года,

Требования УГАДН по Омской области о привлечении Общества к ответственности за совершение административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, обоснованы материалами дела и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167-170, статьёй 206 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Арбитражный суд Омской области именем Российской Федерации

Решил:

Привлечь Открытое акционерное общество «Любинское автотранспортное предприятие», расположенное по адресу: 646160, р.п. Любинский Любинского района,ул. Восточная, 68, зарегистрированное в качестве юридического лица Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Любинскому району Омской области 21.08.2002 за основным государственным регистрационным номером 1025501701631, к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в сумме 30 000 рублей 00 копеек.

Указанную сумму административного штрафа перечислить по следующим реквизитам: УФК по Омской области, город Омск (УГАДН по Омской области), ИНН 5503017264, КПП 550301001, ГРКЦ ГУ Банк России по Омской области, город Омск, р/счет 40101810100000010000, БИК 045209001, код штрафа 10611690040040000140, ОКАТО 52401000000.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восьмой арбитражный апелляционный суд (644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д. 42) в течение десяти дней со дня принятия решения (изготовления его в полном объёме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа (625010, г. Тюмень, ул. Ленина, д. 74) в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший Решение.

Судья В.И. Чернышёв

Информация о движении дела размещена на сайте суда по адресу www.omsk.arbitr.ru