Решения районных судов

Решение от 2010-03-23 №А73-14478/2009. По делу А73-14478/2009. Хабаровский край.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ Именем Российской Федерации Решение г. Хабаровск Дело № А73 -14478/2009

23 марта 2010 г.

Резолютивная часть решения объявлена 16 марта 2010 года. Полный текст решения изготовлен 23 марта 2010 года

Арбитражный суд Хабаровского края в составе: судьи Стёпиной С.Д.,

при ведении протокола судебного заседания секретарём Иванишко Н.Г.,

рассмотрел в заседании суда дело по иску Межрайонной ИФНС № 3 по Хабаровскому краю

к ФГУ «Анастасьевская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны РФ, Управление дальневосточного военного округа, Министерство обороны РФ

3-и лица- Управление ФНС по Хабаровскому краю

о взыскании 22 698 143руб. 11 коп.

в судебном заседании приняли участие:

от Межрайонной ИФНС № 3 по Хабаровскому краю - Сириченко Л.И. по доверенности № 03-31 от 11.01.2010г., старший инспектор юридического отдела; Рудь В.И. по доверенности № 03-31 от 11.01.2010г, главный инспектор отдела выездных проверок;

от Анастасьевской КЭЧ - Ложкин И.Г. по доверенности от 30.07.2009г;

от Управления ФНС по Хабаровскому краю - Пискунова Е.А. по доверенности № 29/07 от 01.03.2010, главный инспектор правового отдела;

от Министерства обороны РФ - Ложкин И.Г. по доверенности от 05.02.2010г. №156а;

от Управления Дальневосточного военного округа - Быкова С.Н. по доверенности № 29/07 от 01.03.2010, юрисконсульт

Установил:



Межрайонная ИФНС № 3 по Хабаровскому краю обратилась в арбитражный суд Хабаровского края с иском о взыскании с Анастасьевской квартирно-эксплуатационной части 22 698 143 руб. 11 коп., составляющих недоимку в сумме 16 572 025 руб., пени в сумме 4 842 840руб. 11 коп., штрафа в сумме 1 283 278руб.

В качестве соответчиков по делу привлечены Министерство обороны РФ, Управление Дальневосточного военного округа.

Третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление ФНС по Хабаровскому краю.

В судебном заседании представители Межрайонной ИФНС № 3 по Хабаровскому краю исковые требования поддержали в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске. Налоговым органом заявлено ходатайство об уточнении наименования ответчика - Федеральное государственное учреждение «Анастасьевская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны РФ.

Представитель ответчика в судебном заседании и отзывах на иск, требования признал в части взыскания недоимки по водному налогу, пени по налогу на доходы физических лиц. В части взыскания налоговым органом налога на прибыль, налога на добавленную стоимость требования не признал, поскольку в период 2006- 27.06.2007г. учреждение не являлось юридическим лицом.

При определении объекта обложения по налогу на добавленную стоимость не признается объектом налогообложения выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти, в рамках выполнения возложенных на них законодательством РФ исключительных полномочий.

Представитель УФНС по Хабаровскому краю поддержала требования налогового органа.

В отзыве и в судебном заседании представители Министерства обороны РФ, Управления Дальневосточного военного округа требования налогового органа в части взыскания недоимки по налогу на прибыль, налогу на добавленную стоимость отклонили, по основаниям, изложенных в отзывах.

Рассмотрев материалы дела, суд Установил.

Межрайонной ИФНС № 3 по Хабаровскому краю проведена выездная налоговая проверка Анастасьевской квартирно-эксплуатационной части по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты, удержания, перечисления налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций, транспортного налога, единого социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 01.01.2006г. по 31.12.2007г; налога на добавленную стоимость, водного налога, налога на доходы физических лиц за период с 01.01.2006г. по 30.09.2008г.

Составлен акт выездной налоговой проверки № 6дсп от 30.03.2009г.

По результатам рассмотрения акта, возражений налогоплательщика, решения о продлении срока рассмотрения материалов проверки, решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля, заместителем начальника Межрайонной ИФНС № 3 по Хабаровскому краю 03.06.2009г. вынесено Решение № 14-16/01/6545479 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в виде штрафа в сумме 1 283 278руб. Данным Решением начислены пени в сумме 5 227 939руб, предложено уплатить недоимку в сумме 17 108 511 руб.

По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Анастасьевской КЭЧ Управлением ФНС по Хабаровскому краю вынесено Решение от 27.07.2009г. № 10-04-03/384/17009 об изменении решения Межрайонной ИФНС № 3 по Хабаровскому краю в части недоимки и пени. Сумма недоимки составила 16 572 025руб., пени - 4 842 840руб. 11 коп, штраф - 1 283 278руб.

Требованием № 1034 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 31.07.2009г. налогоплательщику предложено в срок до 16.08.2009г. уплатить недоимку, пени, штраф.

В связи с неоплатой ответчиком сумм недоимки, пени, штрафа Межрайонная ИФНС № 3 по Хабаровскому краю обратилось с настоящим иском в арбитражный суд.



Исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителей сторон, суд считает требования подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.

В соответствии со ст.9 НК РФ участниками налоговых правоотношений являются организации и физические лица, признаваемые согласно с настоящим Кодексом налогоплательщиками или плательщиками сборов.

В силу ст. 11 НК РФ организации это юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории РФ.

Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из единого государственного реестра юридических лиц (п.3 ст. 49 ГК РФ).

Статьей 51 ГК РФ предусмотрено, что юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определённом законом о государственной регистрации юридических лиц. Юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.

С указанного момента организации признаются налогоплательщиками, и на них возлагается обязанность уплачивать законно установленные налоги (ст.19, подп.1 п.1 ст.23 НК РФ).

Порядок регистрации юридических лиц установлен Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, основанием для взыскания 22 698 143 руб. 11 коп. явилось Решение Межрайонной ИФНС № 3 по Хабаровскому краю от 03.06.2009г. № 14-16/01/6545479, измененное Решением Управлением ФНС по Хабаровскому краю от 27.07.2009г. № 10-04-03/384/17009, вынесенное по результатам проверки ответчика за период с 01.01.2006 по 31.12.2008г. и неисполненное в установленный срок требование № 1034.

Согласно свидетельству о внесении записи в ЕГРЮЛ серии 27 № 000959242 Анастасьевская КЭЧ зарегистрирована в качестве юридического лица 05.02.2003 года за основным государственным регистрационным номером 1032700248877.

18 августа 2005 года (свидетельство серии 27 № 001389448) регистрация признана недействительной по решению регистрирующего органа, государственный номер записи 2052700119965.

Согласно свидетельству о внесении записи в ЕГРЮЛ серии 27 № 001484554 Анастасьевская КЭЧ вновь зарегистрирована в качестве юридического лица 27 июня 2007 года за основным государственным регистрационным номером 1072720001375, ИНН 2720006112.

На основании вышеизложенного суд считает, что у налогового органа отсутствуют основания для взыскания предъявленных к взысканию сумм недоимки, пеней, штрафов за период 2006г. - 27.06.2007г.

Налог на добавленную стоимость.

В ходе проведения проверки налоговым органом установлено, налогоплательщиком в течение проверяемого периода, оказывая физическим и юридическим лицам жилищно-коммунальные услуги (услуги по техническому обслуживанию жилищного фонда, по водоснабжению, газоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, горячему водоснабжению, газоснабжению, электроснабжению, вывозу бытовых отходов), услуг по временному размещению и проживанию граждан в гостинице (общежитии) не включала в налоговую базу при исчислении налога на добавленную стоимость суммы платежей за оказанные населению жилищно-коммунальные услуги.

Согласно подп.4 п. 2 ст.146 НК РФ не признаются объектом обложения НДС выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определённой сфере деятельности в случае, если обязанность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством РФ, законодательством субъектов РФ, актами органов местного самоуправления.

Из указанной нормы следует, что данное положение применяется только в случае, когда государственный орган имеет в данной сфере услуг исключительные полномочия.

В соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» в систему органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

Министерство обороны РФ входит в структуру федеральных органов исполнительной власти, утверждённую Указом Президента РФ от 20.05.2004 № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти».

Пунктом 1 Положения о Министерстве обороны РФ, утверждённого Указом Президента РФ от 16.08.2004 № 1082 Министерство обороны является федеральным органом исполнительной власти.

В структуру Минобороны РФ входят службы Минобороны РФ и им равные подразделения, центральные органы военного управления, не входящие в службы и им равные подразделения, и иные подразделения.

Министерство обороны РФ осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов, иные органы военного управления (п.5 Положения).

Минобороны РФ осуществляет полномочия по расквартированию и обустройству войск (сил), управление и распоряжение жилищным фондом, закрепленным за министерством в соответствии с его назначением (подп.68 п.7 Положения).

Эти же положения закреплены в Положении о квартирно-эксплуатационной службе и квартирном довольствии Советской Армии и Военно-Морского Флота, введенным в действие Приказом Министра обороны СССР от 22.02.1977 № 75.

Согласно постановлению Правительства РФ от 19.03.2000 № 221 к объектам военной инфраструктуры относятся специальные технологические комплексы, здания и сооружения, предназначенные для управления войсками…, военные городки, производственные предприятия, общественные здания и сооружения Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, обеспечивающих оборону и безопасность РФ.

Анастасьевской КЭЧ в оперативное управление переданы жилые дома, здания насосных станций, котельных, хлораторных, бойлерных и пр., предназначенные для достижения целей, определенных Положением о Минобороны РФ.

В соответствии с Приказом Министра обороны СССР № 75 от 22.02.1977, введено в действие Положение о квартирно-эксплуатационной службе и квартирном довольствии Советской Армии и Военно-Морского Флота, согласно которому общее руководство квартирно-эксплуатационной службой осуществляет КЭУ Министерства обороны РФ.

В военных округах - КЭУ (КЭО) военных округов. В районах (гарнизонах) - КЭЧ районов (гарнизонов).

Согласно приказу Минобороны РФ № 324 от 12.09.2003 созданы федеральные государственные учреждения, в том числе и Управление Дальневосточного военного округа, в состав которого входит Дальневосточное квартирно-эксплуатационное управление (КЭУ ДВО).

В силу Положения Анастасьевской квартирно-эксплуатационной части, утвержденного начальником КЭУ Дальневосточного военного округа, учреждение является подразделением квартирно-эксплуатационного управления Дальневосточного военного округа, подчиняется КЭУ ДВО, имеет в пользовании и распоряжении на праве оперативного управления закреплённое федеральное имущество, финансируемое из государственного бюджета по бюджетным статьям Министерства обороны РФ.

Следовательно, Анастасьевская квартирно-эксплуатационная часть района является федеральным государственным учреждением, входящим в состав федеральных органов исполнительной власти.

На основании вышеизложенного, суд считает, что жилищно-коммунальные услуги, оказываемые Анастасьевской КЭЧ, не облагаются налогом на добавленную стоимость, т.к. не являются объектом налогообложения по НДС денежные средства, полученные ответчиком в результате оказания жилищно-коммунальных услуг.

Подразделения квартирно-эксплуатационной службы Министерства обороны выполняют государственные функции и исключительные полномочия по расквартированию и обустройству войск (сил), управление и распоряжение жилищным фондом, закрепленным за Минобороны РФ, в соответствии с его назначением, а также организуют строительство и эксплуатацию объектов военной и социальной инфраструктур в Вооруженных Силах.

Содержание подразделений квартирно-эксплуатационной службы Министерства обороны за счет средств, поступающих от ЖКУ, является формой финансирования и материально-технического обеспечения государственного органа исполнительной власти, применяемой наряду со сметно-бюджетным финансированием организаций Минобороны РФ.

С учетом изложенного, суд приходит в выводу о том, что, предоставление жилищно-коммунальных услуг осуществлено Анастасьевской КЭЧ в рамках реализации исключительных полномочий Министерством обороны РФ, т.е. органом, входящим в систему органов государственной власти, вследствие чего средства, полученные за оказанные услуги, в силу подп. 4 п.2 ст.146 НК РФ не облагаются налогом на добавленную стоимость.

Налог на прибыль.

Налоговым органом установлены нарушения п.1,5 ст.38 НК РФ, п.1 ст.39 НК РФ, п.2 ст.249 НК РФ в части формирования доходов, получаемых налогоплательщиком в результате услуг связи, коммунальным услугам, транспортным расходам, работы, услуги по содержанию имущества в части капитального и текущего ремонта.

По расчетам (показателям) представленным ответчиком в материалы дела по налогу на прибыль за период с 27.06.2007 по 31.12.2007г. признан убыток в сумме 148 983руб. 90коп. Расчет налогового органа по налогу на прибыль в материалы дела представлен не был.

Водный налог.

Налогоплательщик согласен с недоимкой по водному налогу с 27.06.2007г. в сумме 34 192руб. (3,4 кварталы 2007г.), 70156руб. (1,2,3 кварталы 2008г), всего сумма недоимки по водному налогу 104 438руб.

Также не оспаривает налогоплательщик начисление пени по налогу на доходы физических лиц, за уплату удержанного налога в более поздние по сравнению с установленными п.6 ст.226 НК РФ сроки.

В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по госпошлине отнести на стороны пропорционально удовлетворенным требованиям. Суд, согласно ст.333.22 НК РФ исходя из имущественного положения ответчика, уменьшает госпошлину до 2000 руб.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 167-170, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Решил:

Требования Межрайонной ИФНС № 3 по Хабаровскому краю удовлетворить частично.

Взыскать с ФГУ «Анастасьевская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны РФ в бюджет недоимку по водному налогу в сумме 104348ркб., причитающие на указанную сумму пени, штраф, причитающуюся сумму пени по налогу на доходы физических лиц.

В остальной части требований отказать.

Взыскать с ФГУ «Анастасьевская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны РФ в доход федерального бюджета госпошлину в сумме 2000 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев с даты вступления решения в законную силу.

Судья С.Д. Стёпина