Решения районных судов

Решение от 2010-02-12 №А65-35798/2009. По делу А65-35798/2009. Республика Татарстан.

Решение

г. Казань Дело №А65-35798/2009-СА2-34

«12» февраля 2010 года

Резолютивная часть решения оглашена 09 февраля 2010 года. Полный текст решения изготовлен 12 февраля 2010 года.

Арбитражный суд Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Егоровой *.*.

при ведении протокола судебного заседания судьей Егоровой *.*. ,

с участием представителей:

от заявителя: не явился,

от ответчика: не явился,

от второго ответчика: Гарифуллина *.*. по доверенности от 26.01.2010 г. №10,

от третьего лица – ИФНС России по Кировскому району г. Казани: Махиянова *.*. по доверенности от 14.01.2010 г.,



от третьего лица – ООО «Феникс-консалтинг»: не явился,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Закрытого акционерного общества «Реставрация», г. Казань, к Обществу с ограниченной ответственностью «Феникс-консалтинг», г. Казань, Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г.Перми о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Перми №2095903099675 от 25.08.2009 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ООО «Феникс-Консалтинг», и обязании МРИ ФНС России №18 по РТ внести соответствующую запись в ЕГРЮЛ,

Установил:

Закрытое акционерное общество «Реставрация», г. Казань (далее - заявитель) обратилось с заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью «Феникс-консалтинг», г. Казань, Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Перми (далее - ответчик) о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Перми №2095903099675 от 25.08.2009 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ООО «Феникс-Консалтинг», и обязании МРИ ФНС России №18 по РТ внести соответствующую запись в ЕГРЮЛ.

Определением от 18.01.2010 г. судом принят отказ от заявленных требований в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Феникс-консалтинг» и по ходатайству заявителя в порядке ст.ст.46, 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) указанное юридическое лицо привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, а Межрайонная инспекция ФНС России №18 по РТ в качестве второго ответчика.

Заявитель и ответчик, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

Ответчик представил отзыв, в котором указал, что государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ООО «Феникс-консалтинг», осуществлена в соответствии с нормами действующего законодательства и оснований для отказа в указанной регистрации у регистрирующего органа не имелось, так как представленные на регистрацию документы соответствовали требованиям, установленным ст.17 Федерального закона от 08.08.2001 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Представитель второго ответчика в судебном заседании заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.

ООО «Феникс-консалтинг» в судебное заседание не явилось, считается извещенным в соответствии со ст.123 АПК РФ, ходатайств не заявило, отзыв не представило.

Суд рассмотрел дело в порядке, предусмотренном ст.156 АПК РФ.



Как следует из материалов дела, Обществом с ограниченной ответственностью «Феникс-консалтинг» на основании принятого решения единственного участника общества от 12.08.2009 №4 18 августа 2009 года в адрес Инспекции ФНС России по Дзержинскому району г. Перми было подано заявление формы №Р13001 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (сведения об изменении места нахождения юридического лица: 420033, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Музыкальная, д.11).

Ответчиком на основании положений Федерального Закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Федеральный Закон №129-ФЗ) было принято Решение №1800 от 25.08.2009 г. о государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, связанных с внесением изменений в учредительные документы, о чем внесена соответствующая запись в Единый государственный реестр юридических лиц в связи со сменой местонахождения ООО «Феникс-консалтинг» за №2095903099675.

Регистрационное дело было направлено в регистрирующий орган по новому адресу юридического лица – в Межрайонную Инспекцию ФНС России №18 по РТ.

При постановке на учет регистрирующим органом были осуществлены контрольные мероприятия, направленные на уточнение места нахождения юридического лица, в результате которых заявителю, являющемуся собственником нежилого здания, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Музыкальная, д.11, стало известно о том, что по указанному адресу зарегистрировано ООО «Феникс-консалтинг».

Посчитав, что государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ООО «Феникс-консалтинг», осуществлена ответчиком с нарушением положений Федерального Закона №129-ФЗ, поскольку каких-либо договоров аренды либо купли-продажи здания, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Музыкальная, д.11, заявителем с указанным юридическим лицом не заключалось, а регистрация ООО «Феникс-консалтинг» нарушает права и законные интересы заявителя как собственника помещения, последний обратился в Арбитражный суд РТ с заявлением о признании решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г.Перми №2095903099675 от 25.08.2009 недействительным.

Суд, заслушав представителя второго ответчика, рассмотрев материалы дела, пришел к следующим выводам.

В силу статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Наименование и место нахождения юридического лица указываются в его учредительных документах.

Пунктом 1 статьи 4 Федерального Закона №129-ФЗ установлено, что в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иные сведения о юридических лицах и соответствующие документы.

Из подпункта «в» пункта 1 статьи 5 Федерального Закона №129-ФЗ следует, что в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся, в том числе, сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом.

Пункт 1 статьи 17 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» предусматривает, что для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются:

подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации (форма №13001). В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;

Решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;

изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица;

документ об уплате государственной пошлины.

Пункт 2 статьи 17 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» предусматривает, что для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.

Проанализировав содержание п.1 ст.25 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», суд считает, что законом не предусмотрена обязанность регистрирующего органа проверять достоверность сведений, указанных в заявлении о государственной регистрации.

Основания для отказа в государственной регистрации определены в статье 23 указанного Федерального закона, в частности, основанием для отказа является непредставление определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов. Других оснований, связанных с достоверностью сведений, указанных в заявлении юридического лица, закон не содержит. В соответствии с п.4 ст.9 Закона регистрирующий орган не вправе требовать представления других документов кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом.

Соответственно, поскольку при подаче ООО «Феникс-консалтинг» в регистрирующий орган заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, им были соблюдены вышеназванные условия, у ответчика не было законных оснований для отказа в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы Общества.

Согласно статье 18 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в случае внесения изменений в сведения о юридическом лице в связи с переменой места нахождения юридического лица регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ соответствующую запись и пересылает регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту нахождения юридического лица, что и было сделано ответчиком в данном случае.

Представление юридическим лицом недостоверных сведений в регистрирующий орган в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 25 Федерального закона №129-ФЗ является основанием для привлечения его к ответственности, установленной законодательством Российской Федерации, или для обращения регистрирующего органа в суд с требованием о ликвидации этого юридического лица в соответствии с п.п.16 п.1 ст.31 Налогового Кодекса РФ, но это не влечет недействительности решения о регистрации изменений и записи в ЕГРЮЛ.

Требования заявителя не подлежат удовлетворению также и в силу того, что предмет заявленных требований не соответствует основаниям. Единственным основанием признания недействительным решения о государственной регистрации изменений, внесенных в учредительные документы ООО «Феникс-консалтинг», заявителем указывается представление в регистрирующий орган недостоверных сведений, касающихся нового места нахождения юридического лица.

Однако указанное основание признания недействительной государственной регистрации изменений, внесенных в учредительные документы ООО «Феникс-консалтинг», не может само по себе свидетельствовать о незаконности произведенной государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, поскольку в данном случае требования главы 6 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», регламентирующих порядок государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, были соблюдены Обществом при обращении в налоговый орган с соответствующим заявлением, а у последнего отсутствовали законные основания для отказа в регистрации вносимых изменений.

Из материалов дела следует, что заявителем при указанной государственной регистрации выступила Носкова *.*. , являющаяся директором ООО «Феникс-консалтинг», полномочия которой подтверждены нотариально. Ее подпись на представленном в налоговый орган заявлении свидетельствовала, что все сведения, содержащиеся в заявлении, достоверны и соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям.

Кроме того, Обществом на регистрацию был представлен договор аренды нежилого помещения от 14.08.2009 г. №11, в соответствии с которым, ЗАО «Реставрация» (арендодатель), являющееся собственником нежилого здания, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Музыкальная, д.11 (свидетельство о государственной регистрации права - л.д.20), предоставляет ООО «Феникс-консалтинг» (арендатор) за плату во временное пользование нежилое помещение площадью 15 кв.м. по указанному адресу для использования его под офис (л.д.36-38).

Указанный договор незаключенным или недействительным в установленном законом порядке признан не был и сохраняет свое действие по настоящее время.

Соответственно, доводы заявителя о том, что о факте регистрации ООО «Феникс-консалтинг» на территории принадлежащего ему на праве собственности здания, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Музыкальная, д.11, он узнал лишь при проведении налоговым органом соответствующих контрольных мероприятий, не находят своего документального подтверждения и опровергаются заключенным договором аренды нежилого помещения.

Иных оснований признания решения о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ООО «Феникс-консалтинг», заявителем не указывалось ни в заявлении, ни в процессе рассмотрения настоящего дела.

Таким образом, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований о признании решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г.Перми №2095903099675 от 25.08.2009 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ООО «Феникс-Консалтинг», недействительным, поскольку действия налогового органа по указанной государственной регистрации и принятию соответствующего решения являются законными и не нарушают законных интересов заявителя.

Кроме того, суд также считает необходимым отметить следующее. Как следует из предмета заявленных требований, заявитель просит признать недействительным Решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Перми №2095903099675 от 25.08.2009 (Решение №1800 от 25.08.2009 г.) о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ООО «Феникс-Консалтинг» (сведения об изменении места нахождения юридического лица). Однако, изменения в учредительные документы указанного юридического лица вносились и по причине смены состава участников общества, в связи с чем было принято Решение №1804 от 25.08.2009 г. о внесении в ЕГР юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, не связанных с внесением изменений в учредительные документы. Следовательно, признание недействительным решения №1800 от 25.08.2009 г. без признания недействительным решения №1804 от 25.08.2009 г. приведет к таким негативным последствиям как содержание в Едином государственном реестре юридических лиц недостоверной информации в отношении участников Общества, что в свою очередь может повлечь нарушение прав граждан, юридических лиц и органов государственной власти, обратившихся в регистрирующий орган за информацией в отношении интересующего их юридического лица.

Суд считает необходимым также отметить то обстоятельство, что в соответствии с ч.4 ст.198 АПК РФ заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений, действий (бездействия) незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Из материалов дела следует, что заявитель обратился в суд с настоящим заявлением 15.12.2009 г. (согласно даты регистрации входящей корреспонденции), ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обжалование решения ответчика от 25.08.2009 г. с указанием уважительных причин пропуска установленного срока ни в заявлении, ни в процессе рассмотрения настоящего дела заявлено не было, что также является самостоятельным основанием для отказа в иске (Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ №9316/05 от 31 января 2006 года и №16228/05 от 19 апреля 2006 года).

В части заявленных требований в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Феникс-консалтинг» производство по делу подлежит прекращению на основании п.п.4 ч.1 ст.150 АПК РФ в связи с отказом заявителя от иска.

В соответствии со ст.110 АПК РФ, поскольку заявленные требования удовлетворению не подлежат, то госпошлина в сумме 2 000 руб. относится на заявителя.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 33, 110, 150, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Татарстан

Решил:

В удовлетворении заявления Закрытого акционерного общества «Реставрация», г.Казань, к Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Перми, Межрайонной инспекции ФНС России №18 по Республике Татарстан, г. Казань, о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Перми №2095903099675 от 25.08.2009 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ООО «Феникс-Консалтинг», и обязании МРИ ФНС России №18 по РТ внести соответствующую запись в ЕГРЮЛ отказать.

В части заявленных требований в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Феникс-консалтинг» производство по делу прекратить.

Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Татарстан в месячный срок.

Судья *.*. Егорова