Решения районных судов

Решение от 14 сентября 2010 года . По делу А62-2593/2010. Смоленская область.

Решение Дело № А62-2593/2010

г. Смоленск 14 сентября 2010 года

Резолютивная часть решения объявлена 14 сентября 2010г.

Текст решения в полном объеме изготовлен 20 сентября 2010г.

Арбитражный суд Смоленской области в составе

Председательствующего по делу - судьи Либеровой *.*. ,

при ведении протокола судебного заседания судьей Либеровой *.*. , рассмотрев в судебном заседании суда первой инстанции дело №А62-2593/2010 по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Смоленской области

к Администрации г. Смоленска

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Федеральное государственное унитарное предприятие «Почта России», Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области, ФГКЭУ «Смоленская КЭЧ района» Минобороны России

о признании права федеральной собственности,

при участии в судебном заседании:



от истца: Гончаровой *.*. , по доверенности от 22.12.2009г. №02-16967/ГЕ;

от ответчика: не явился, извещен надлежаще, просит рассмотреть дело без его участия;

от третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:

ФГУП «Почта России» - Кутыревой *.*. , юриста по доверенности №67-01/133746 от 27.01.2010г.;

от КЭЧ – Стасевой *.*. , юриста по доверенности от 13.01.2010г.;

от Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области: не явился, извещен надлежаще, просит рассмотреть дело без его участия;

Установил:

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Смоленской области (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с требованием о признании права федеральной собственности на объект недвижимого имущества:

помещение отделения почтовой связи-30, общей площадью – 109,9 кв.м., расположенное по адресу: г. Смоленск, переулок Зои Космодемьянской, д. 4.

В обоснование своих требований истец указал, что на основании пункта 6 раздела IV Приложения №1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономном области, автономных округов, городов Москвы и Санкт – Петербурга и муниципальную собственность», имущество предприятий связи относится исключительно к федеральной собственности.



Согласно статье 24 Федерального закона от 17.07.1999г. №176-ФЗ «О почтовой связи» имущество организаций федеральной почтовой связи, включая средства почтовой связи, является федеральной собственностью.

В 1973 году возведен и введен в эксплуатацию дом №4, расположенный по адресу: г. Смоленск, переулок Зои Космодемьянской, д. 4.

В указанном доме в подвальном помещении находится отделение почтовой связи, которое располагалось по вышеуказанному адресу и в момент разграничения собственности Российской Федерации в 1991г., что подтверждается телефонным справочником 1985г. - 1992г. с указанием адресов расположения почтовых отделений связи. Других документов у истца не сохранилось.

В 2009г. проведена техническая инвентаризация объекта, согласно которой, площадь помещения, занимаемая отделением почтовой связи, составляет 109,9 кв.м.

Отсутствие правоустанавливающих документов на спорный объект препятствует истцу осуществлять полномочия собственника и государственной регистрации объекта, в связи с чем, он просит признать право федеральной собственности в судебном порядке.

В судебном заседании представитель истца поддержал требование о признании права федеральной собственности на заявленное спорное имущество.

Ответчик - Администрация г. Смоленска, в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело без его участия, в связи, с чем суд, руководствуясь статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассматривает дело без его участия. В отзыве на исковое заявление Администрация г. Смоленска, считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 26.07.2005г. №1035-р на основании предложения Смоленского городского Совета и Минэкономразвития России, согласованное с Минобороны России и Администрацией Смоленской области, о передаче в муниципальную собственность г. Смоленска относящихся к федеральной собственности и находящихся в оперативном управлении Смоленской кваритирно - эксплуатационной части военного округа Министерства обороны РФ объектов, расположенных в г. Смоленске, в муниципальную собственность был передан жилой дом по переулку Зои Космодемьянской в г. Смоленске, с нежилым помещением, расположенным в подвальном помещении жилого дома.

В силу пункта 1 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004г. №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» право муниципальной собственности на жилой дом по переулку Зои Космодемьянской, 4, в том числе и на спорное подвальное помещение, возникло с момента принятия решения о передаче объекта.

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - ФГУП «Почта России» и ФГКЭУ «Смоленская КЭЧ района» Минобороны России не возражали против удовлетворения исковых требований, поддержали доводы, изложенные в отзывах.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области в судебное заседание не явилось, извещено надлежаще, в связи с чем суд, руководствуясь статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассматривает дело без его участия. В отзыве на исковое заявление третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, не возражало против удовлетворения исковых требований.

Оценив в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ все имеющиеся в материалах дела документы, суд полагает, что предъявленные требования подлежат удовлетворению исходя из следующего.

В соответствии с пунктом 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, указанные в Приложении 1 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.

В соответствии с пунктом 1 названного постановления объекты собственности, указанные в приложении 1 к постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.

Приложением 1 к Постановлению от 27.12.1991 №3020-1 предусмотрено, что к федеральной собственности относятся объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства России в целом и развитие других отраслей народного хозяйства, в том числе и предприятия связи (пункт 6 раздела IV).

Статьей 24 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ “О почтовой связи“ определено, что имущество организаций федеральной почтовой связи, включая средства почтовой связи, является федеральной собственностью и приватизации не подлежит.

Здания, сооружения, нежилые помещения являются средствами почтовой связи (статья 2 указанного Закона).

Согласно названной статье организации федеральной почтовой связи – это организации почтовой связи, являющиеся государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями, созданными на базе имущества, находящегося в федеральной собственности.

Таким образом, право федеральной собственности на спорное недвижимое имущество определяется в силу прямого указания закона.

Из материалов дела следует, что нежилое помещение отделения почтовой связи располагалось в спорном помещении с момента ввода дома в эксплуатацию (с 1973г.), на момент разграничения государственной собственности оно находилось во владении и пользовании отделения почтовой связи.

Доводы ответчика о нахождении спорного объекта в муниципальной собственности не могут быть приняты во внимание в силу следующего.

В соответствии с пунктом 4 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации №10, Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации №22 от 29 апреля 2010г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», по смыслу частей 2, 3 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации или частей 2, 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные при рассмотрении дела по иску о праве на имущество, не имеют обязательного характера для лиц, не участвовавших в деле. Такие лица могут обратиться в суд с самостоятельным иском о праве на это имущество. В то же время при рассмотрении названного иска суд учитывает обстоятельства ранее рассмотренного дела о праве на спорное имущество, независимо от того, установлены ли они судебным актом суда общей юрисдикции или арбитражного суда. Если суд придет к иным выводам, нежели содержащимся в судебном акте по ранее рассмотренному делу, он должен указать соответствующие мотивы.

Решением Арбитражного суда Смоленской области по делу №А62-597/2007 по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Смоленской области к Администрации города Смоленска, третье лицо – Смоленская квартирно-эксплуатационная часть МВО МО РФ, суд обязал безвозмездно принять в муниципальную собственность объекты недвижимости, в том числе и жилой дом, в котором располагается отделение почтовой связи.

Однако, судом к участию в деле не привлекалось ФГУП «Почта России» и не исследовался вопрос о том, кем и на каком праве используется нежилое помещение в указанном жилом доме №4 по ул. Зои Космодемьянской в г. Смоленске.

Отделение почтовой связи по акту приема-передачи в муниципальную собственность спорный объект фактически не передавало, то есть оно фактически не выбывало из владения отделения почтовой связи, а следовательно, не утрачивало право федеральной собственности, приобретенное в с илу закона.

С учетом вышеизложенного выводы Арбитражного суда Смоленской области по делу №А62-597/2007 не влияют на оценку обстоятельств установленных при рассмотрении настоящего спора.

Кроме того, то обстоятельство, что спорное помещение, находящееся в подвале жилого дома, также не свидетельствует об отнесении спорного помещения к иному уровню собственности.

Объекты жилого и нежилого фонда, находящиеся в ведении соответствующих Советов народных депутатов, отнесены к муниципальной собственности, собственности Москвы и Санкт-Петербурга согласно пункту 1 Приложения N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 “О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность“.

Однако с момента начала реализации гражданами права на приватизацию жилья, предусмотренного Законом РСФСР от 04.07.1991 N 1541-1 “О приватизации жилищного фонда в РСФСР“, жилой дом, в котором была приватизирована хотя бы одна квартира (комната), утрачивал статус объекта, находящегося исключительно в муниципальной собственности.

Поэтому правовой режим подвальных помещений, как относящихся или не относящихся к общей долевой собственности нескольких собственников помещений в таких жилых домах, должен определяться на дату приватизации первой квартиры в доме.

В данном случае почтовое отделение располагалось в жилом доме на дату принятия Закона РСФСР от 04.07.1991 N 1541-1 “О приватизации жилищного фонда в РСФСР“, то есть указанные правоотношения не связаны с датой первой приватизации жилья в жилом доме.

Кроме того, если по состоянию на указанный момент подвальные помещения жилого дома были предназначены (учтены, сформированы) для самостоятельного использования в целях, не связанных с обслуживанием жилого дома, и не использовались фактически в качестве общего имущества домовладельцами, то право общей долевой собственности домовладельцев на эти помещения не возникло.

Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного суда Российской Федерации от 19.05.2009г. №489-О-О, из части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации не следует, что помещение должно быть предназначено для обслуживания всех или нескольких помещений и иметь исключительно технический характер.

Иных критериев, в том числе критерия наличия иных полезных свойств у помещения, который используется в судебной практике для исключения нежилых помещений из состава общего имущества собственников помещения в многоквартирном доме, часть 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации не содержит.

При этом помимо нежилых помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме, могут быть и иные нежилые помещения, которые предназначены для самостоятельного использования, являются недвижимыми вещами как самостоятельными объектами гражданских прав, в силу чего их правовой режим отличается от правового режима помещений, установленного в пункте 1 статьи 290 ГК Российской Федерации и части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.

При определении состава имущества, находящегося в общей собственности собственников помещений в многоквартирном доме, в частности при отнесении конкретных нежилых помещений либо к категории предназначенных для самостоятельного использования, либо к категории общего имущества, следует, как указано в пункте 3 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491) использовать сведения о правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом, содержащиеся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (пункт 3).

Решение о передаче спорного объекта в муниципальную собственность в установленном законом порядке не принималось.

Включение помещения отделения почтовой связи, расположенного по адресу: г. Смоленск, ул. Зои Космодемьянской, 4 в реестр муниципальной собственности и регистрации права муниципальной собственности являются незаконными и нарушающими права и законные интересы Российской Федерации, в частности право владения и пользования помещением, право самостоятельно, по своему усмотрению, использовать нежилое помещение.

В силу статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации права владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежат его собственнику.

В соответствии с пунктом 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации к государственной собственности в Российской Федерации относится имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность).

В настоящее время спорное имущество в полном объеме находится в пользовании ФГУП «Почта России».

Отсутствие в реестре федеральной собственности соответствующей записи о данном объекте не свидетельствует об отсутствии права на него.

Согласно пункту 1 статьи 6 Закона о регистрации права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.

В связи с изложенным, включение в реестр муниципальной собственности спорного нежилого помещения и последующая регистрация права собственности муниципального образования на него совершены в нарушение закона, а потому не повлекли прекращения права собственности Российской Федерации на это помещение.

Согласно статье 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем признания права.

В силу статьи 2 Закона о регистрации зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Удовлетворение требования истца, в чьем фактическом владении находится спорное имущество о признании права федеральной собственности на это имущество, влечет восстановление нарушенного права истца в отношении спорного имущества.

Вопрос о распределении государственной пошлины по делу судом не рассматривался, поскольку в данном случае истец и ответчик освобождены от ее уплаты на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 168-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Решил:

признать право федеральной собственности на объект недвижимого имущества: - помещение отделения почтовой связи-30, общей площадью – 109,9 кв.м., расположенное по адресу: г. Смоленск, переулок Зои Космодемьянской, д. 4.

Лица, участвующие в деле, вправе обжаловать настоящее Решение суда в течение одного месяца после его принятия в апелляционную инстанцию - Двадцатый апелляционный арбитражный суд (г. Тула), и в течение двух месяцев после вступления решения суда в законную силу в кассационную инстанцию – Федеральный арбитражный суд Центрального округа (г. Брянск), апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Смоленской области.

Судья *.*. Либерова