Решения районных судов

Решение от 23 августа 2010 года . По делу А29-4637/2010. Республика Коми.

Решение

г. Сыктывкар

20 августа 2010 года

Дело № А29-4637/2010

(дата оглашения резолютивной части решения)

23 августа 2010 года

(дата изготовления решения в полном объеме)

Арбитражный суд Республики Коми в составе: _______________________________

судьи Макаровой *.*. __________________________________________________

при ведении протокола судебного заседания судьей Макаровой *.*. _____________

рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Сыктывкарская жилищно-коммунальная компания – Орбита», г. Сыктывкар__________________________________________________



к Администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар», г. Сыктывкар__________________________________________________

о взыскании 84 417 руб. 04 коп. ____________________________________________

при участии в заседании: _________________________________________________

от истца: Ястремская *.*. – по доверенности от 01.10.2009г.____________________

от ответчика: Потапов *.*. – по доверенности от 23.12.2009г.__________________

Установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Сыктывкарская жилищно-коммунальная компания – Орбита» обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании с муниципального образования городского округа «Сыктывкар» в лице Администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» за счет казны муниципального образования городского округа «Сыктывкар» 84 417 руб. 04 коп. задолженности по оплате услуг по управлению, текущему ремонту и содержанию общего имущества многоквартирного дома, а также по оплате коммунальных услуг за период с июня 2008 года по апрель 2010 года.

В судебном заседании объявлялся перерыв с 19.08.2010г. до 20.08.2010г.

Ответчик исковые требования не признает; возражения по существу заявленных требований изложены в отзыве.

Как следует из материалов дела, по результатам открытого конкурса по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами 01.06.2008г. между ООО «Сыктывкарская жилищно-коммунальная компания – Центр» (управляющая организация) и собственниками помещений в многоквартирных домах №№ 121 и 126 по ул. Тентюковской (собственник) были заключены договоры управления многоквартирными домами № 63к/08 и № 66к/08, согласно которым управляющая организация по заданию собственника за плату, указанную в пункте 4 договора, обязуется осуществлять комплекс работ и услуг по управлению многоквартирными домами, включающий оказание услуг и выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставление коммунальных услуг собственнику и пользующимся его помещениями в многоквартирных домах лицам.



Перечень и периодичность выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества были установлены в приложениях № 4 к договорам; коммунальные услуги, которые управляющая организация обязана оказывать собственнику и пользующимся помещениями в многоквартирных домах лицам, включали электроснабжение, отопление, снабжение холодной водой, снабжение горячей водой, водоотведение, центральное газоснабжение (пункты 3.1.2 договоров).

В соответствии с пунктом 4.1 договоров цена договоров определяется как сумма платы за жилое помещение и платы за коммунальные услуги.

Согласованная сторонами указанных договоров плата за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме составляла 15 руб. 51 коп. за 1 кв. м общей площади жилья.

Пунктами 4.5.2 договоров предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами, осуществляющими государственное регулирование тарифов на территории Республики Коми, а также решениями и постановлениями органов местного самоуправления МО ГО «Сыктывкар», приятыми ими в пределах своей компетенции.

Согласно приложениям № 1 к договорам управления многоквартирными домами № 63к/08 и № 66к/08 от 01.06.2008г. квартира № 30 в доме № 121 по ул. Тентюковская и квартира № 47 в доме № 126 по ул. Тентюковская являются муниципальной собственностью.

Указанные договоры были заключены сроком на 1 год (пункты 9.2).

Пунктом 9.9 договоров предусмотрено, что договор пролонгируется на три месяца, если другая управляющая организация, отобранная органом местного самоуправления для управления многоквартирными домами на основании открытого конкурса, не приступила к исполнению договора управления.

По результатам открытого конкурса по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами 01.09.2009г. между ООО «Сыктывкарская жилищно-коммунальная компания – Орбита» (управляющая организация) и и собственниками помещений в многоквартирных домах №№ 121 и 126 по ул. Тентюковской (собственник) были заключены договоры управления многоквартирными домами № 63к/08 и № 66к/08, согласно которым управляющая организация по заданию собственника за плату, указанную в пункте 4 договора, обязуется осуществлять комплекс работ и услуг по управлению многоквартирными домами, включающий оказание услуг и выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, обеспечение коммунальными услугами собственника и пользующимися его помещениями в многоквартирных домах лицам посредством заключения договором с ресурсоснабжающими организациями.

Указанные договоры заключены сроком на 3 года (пункты 9.2);

Перечень и периодичность выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества были установлены в приложениях № 4 к договорам; коммунальные услуги, которые управляющая организация обязана оказывать собственнику и пользующимся помещениями в многоквартирных домах лицам включали электроснабжение, отопление, снабжение холодной водой, снабжение горячей водой, водоотведение, центральное газоснабжение (пункты 3.1.2 договоров).

В соответствии с пунктом 4.1 договоров цена договоров определяется как сумма платы за жилое помещение и платы за коммунальные услуги.

Согласованная сторонами указанных договоров плата за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме составляла 18 руб. 61 коп. за 1 кв. м общей площади жилья.

Пунктами 4.5.2 договоров предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами, осуществляющими государственное регулирование тарифов на территории Республики Коми, а также решениями и постановлениями органов местного самоуправления МО ГО «Сыктывкар», приятыми ими в пределах своей компетенции.

Согласно приложениям № 1 к договорам управления многоквартирными домами № 63к/08 и № 66к/08 от 01.06.2008г. квартира № 30 в доме № 121 по ул. Тентюковская и № 47 в доме № 126 по ул. Тентюковская являются муниципальной собственностью.

Помимо приложений № 1 к договорам, то, что указанные квартиры являются муниципальной собственностью, подтверждается выпиской из реестра объектов жилищного фонда, являющихся муниципальной собственностью муниципального образования «Город Сыктывкар» № 01-06/21861 от 02.07.2010г., и Постановлением Главы администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» № 2/505 от 20.02.2007г.

01.12.2009г. между ООО «Сыктывкарская жилищно-коммунальная компания – Центр» (цедент) и ООО «Сыктывкарская жилищно-коммунальная компания – Орбита» (цессионарий) был заключен договор уступки права требования (цессии), по условиям которого цедент уступает, а цессионарий принимает права требования взимания задолженности к должникам ООО «Сыктывкарская жилищно-коммунальная компания – Центр» за оказанные жилищно-коммунальные услуги к собственникам и нанимателям жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, находящихся на управлении ООО «Сыктывкарская жилищно-коммунальная компания – Центр» согласно приложению № 1.

По указанному договору к ООО «Сыктывкарская жилищно-коммунальная компания – Орбита» перешло право требования задолженности за жилищно-коммунальные услуги в общей сумме 5 725 367 руб. 85 коп., в том числе с собственников и нанимателей жилых помещений в домах № 121 и № 126 по ул. Тентюковская.

В ходе исполнения принятых на себя обязательств по договорам управления многоквартирными домами, ООО «Сыктывкарская жилищно-коммунальная компания – Орбита» на основании справок МУП «Расчетный центр» было установлено, что квартира № 30 в доме № 121 по ул. Тентюковская и квартира № 47 в доме № 126 по ул. Тентюковская свободны от проживания, что явилось основанием для обращения в арбитражный суд с иском о взыскании задолженности по оплате услуг по управлению, текущему ремонту и содержанию общего имущества многоквартирного дома, а также по оплате коммунальных услуг с собственника указанных квартир.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 26 Устава муниципального образования «город Сыктывкар», принятого Советом муниципального образования городского округа «Сыктывкар» 18.01.2006г., к ведению городского округа относятся вопросы владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.

В силу подпункта 5 пункта 1 статьи 33, пункта 1, подпункта 4 пункта 6 статьи 44 Устава администрация городского округа является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, к компетенции которого относится управление и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования, в порядке и пределах полномочий, установленных Советом городского округа.

Таким образом, при взыскании задолженности по оплате услуг по управлению, текущему ремонту и содержанию общего имущества многоквартирного дома, а также по оплате коммунальных услуг в части муниципальной собственной от имени муниципального образования должна выступать Администрация МО ГО «Сыктывкар».

В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно статье 153 Жилищного кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у:

нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора;

арендатора жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения соответствующего договора аренды;

нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения такого договора;

члена жилищного кооператива с момента предоставления жилого помещения жилищным кооперативом;

собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.

До заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.

Пунктами 4.4.1, 4.5.5. договоров, ссылками на которые истец обосновывает свои требования по настоящему делу, предусмотрено, что собственники несут бремя расходов по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капительному ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с долями в праве общей долевой собственности на это имущество.

Обязанность по внесению платы за помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателей и арендаторов жилых помещений, а также пользователей нежилых помещений в соответствии с договорами найма (аренды) и иными договорами, на основании которых возникает право пользования помещениями.

Таким образом, в силу вышеуказанных норм действующего законодательства и условий договоров управления многоквартирными домами ООО «Сыктывкарская жилищно-коммунальная компания – Орбита» вправе предъявить требование об уплате задолженности по оплате услуг по управлению, текущему ремонту и содержанию общего имущества многоквартирного дома, а также по оплате коммунальных услуг либо к собственникам помещений, либо к иным лицам, занимающим указанные помещения на законных основаниях (на основании договоров социального найма, найма, аренды и т.д.); правовые основания для предъявления требований к лицам, фактически проживающим в жилом помещении, при отсутствии права пользования указанным помещением, у управляющей организации отсутствуют.

На управляющую организацию не может быть возложена обязанность вместо собственника, ненадлежащим образом осуществляющего контроль за принадлежащим ему имуществом, выявлять лиц, незаконно проживающих в жилых помещениях, устанавливать, кто и в течение какого периода проживал (проживает) в указанных помещениях, а затем доказывать указанные обстоятельства при взыскании задолженности в судебном порядке.

В силу вышеизложенного довод ответчика о том, что истец должен предъявлять требования к лицам, фактически проживающим в жилых помещениях, несостоятелен, не основан на нормах действующего законодательства.

В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Доказательства того, что спорные жилые помещения предоставлены в пользование по договорам социального найма, найма, аренды и т.д. ответчиком не представлены; кроме того, если в отношении квартиры № 30 в доме № 121 по ул. Тентюковская имеются сведения о проживающих в ней лицах, то утверждение истца о том, что квартира № 47 в доме № 126 по ул. Тентюковская свободна от проживания администрацией МО ГО «Сыктывкар» документально не опровергнуто.

Истцом в материалы дела представлены доказательства фактического оказания услуг по управлению, текущему ремонту и содержанию общего имущества многоквартирного дома, а также по приобретению у ресурсоснабжающей организации (ОАО «Территориальная генерирующая компания № 9) тепловой энергии (договоры, акты приема-передачи, счета-фактуры, платежные документы).

Доказательства неисполнения или ненадлежещего исполнения ООО «Сыктывкарская жилищно-коммунальная компания – Центр» и ООО «Сыктывкарская жилищно-коммунальная компания – Орбита» обязательств по договорам управления многоквартирными домами ответчиком не представлены.

Право ООО «Сыктывкарская жилищно-коммунальная компания – Орбита» требовать оплаты услуг, оказанных до 01.09.2009г. основано на договоре уступки права требования (цессии) от 01.12.2009г.

В соответствии со статьей 382 Гражданского кодекса Российской Федерации право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или перейти к другому лицу на основании закона.

Для перехода к другому лицу прав кредитора не требуется согласие должника, если иное не предусмотрено законом или договором.

Если должник не был письменно уведомлен о состоявшемся переходе прав кредитора к другому лицу, новый кредитор несет риск вызванных этим для него неблагоприятных последствий. В этом случае исполнение обязательства первоначальному кредитору признается исполнением надлежащему кредитору.

Истцом не представлены доказательства уведомления администрации МО ГО «Сыктывкар» о состоявшемся переходе прав, что, однако, в силу вышеуказанной нормы не влечет недействительность договора уступки права требования; доказательства исполнения обязательств первоначальному кредитору ответчик не представил.

Истцом к взысканию предъявлена стоимость услуг по управлению, текущему ремонту и содержанию общего имущества многоквартирного дома, а также услуг по отоплению жилого помещения, тарифы на которые установлены на 1 кв. м площади и которые к числу услуг, предусмотренных пунктом 54 постановления Правительства Российской Федерации № 307 от 23.05.2006г. «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», в отношении которых при временном отсутствии потребителя в жилом помещении, осуществляется перерасчет (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение и газоснабжение) не относятся.

Поскольку в жилых домах и в жилых помещениях отсутствуют приборы учета, размер платы за отопление был определен истцом в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации № 307 от 23.05.2006г., с учетов нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Решением Совета муниципального образования «Город Сыктывкар» № 3/09-63 от 30.09.2003г., и тарифов на тепловую энергию, поставляемую ОАО «Территориальная генерирующая компания № 9» (ресурсоснабжающая организация) на розничный (потребительский) рынок Республики Коми, утвержденных приказами Службы Республики Коми по тарифам № 53/5 от 06.11.2007г., № 73/28 от 31.10.2008г. и № 110/8 от 09.12.2009г.

Стоимость услуг по управлению, текущему ремонту и содержанию общего имущества многоквартирного дома определена истцом исходя из тарифов, установленных по результатам конкурсов по отбору управляющей организации, в договорах управления многоквартирным домом.

Представленный истцом расчет судом проверен и представляется правильным.

Вопреки требованиям части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, несмотря на неоднократные предложения суда, контррасчеты суммы задолженности ответчиком не представлены.

Довод ответчика о том, что истец не направлял ему счетов, а до обращения в суд не предъявил претензию и ссылка на пункт 2 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса РФ, представляются суду несостоятельными, поскольку в данном случае ни законом, ни договором претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора не установлен, а не предъявление управляющей организацией счетов на оплату услуг, не освобождает собственника от исполнения обязанности по их оплате. Кроме того, в ходе судебного разбирательства ответчик намерения оплатить услуги при представлении истцом счетов не выразил.

Исходя из вышеизложенного, исковые требования ООО «Сыктывкарская жилищно-коммунальная компания – Орбита» подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на ответчика; однако, Администрация МО ГО «Сыктывкар», являющаяся органом местного самоуправления, в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины освобождена.

Руководствуясь статьями 110, 167 – 171, 176 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

Решил:

Взыскать с муниципального образования городского округа «Сыктывкар» в лице Администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» за счет казны муниципального образования городского округа «Сыктывкар»

в пользу Общества с ограниченной ответственностью Общества с ограниченной ответственностью «Сыктывкарская жилищно-коммунальная компания – Орбита» 84 417 руб. 04 коп. задолженности.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия во Второй арбитражный апелляционный суд.

Судья Арбитражного суда

Республики Коми *.*. Макарова