Решения районных судов

Постановление апелляции от 2010-02-18 №А40-125274/2009. По делу А40-125274/2009. Российская Федерация.

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

127994, г. Москва, проезд Соломенной Сторожки, д. 12

адрес веб-сайта: http://9aas.arbitr.ru

Постановление

№ 09АП-599/2010-АК

г. Москва

18.02.2010 г.

Резолютивная часть постановления объявлена 16.02.2010 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 18.02.2010 г.

Дело № А40-125274/09-94-927

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего судьи Москвиной Л.А.

судей Гончарова В.Я., Свиридова В.А.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Манохинй И.А., Коваленко В.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО «Евразия XXI»

на Решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.11.2009 г.



по делу № А40-125274/09-94-927, принятое судьей Ерохиным А.П.

по заявлению ООО «Евразия XXI»

к Департаменту земельных ресурсов города Москвы

о признании незаконными действий

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Киселев В.А. по доверенности от 21.11.2009 г.

от ответчика: Монахова А.А. по доверенности от 28.12.2009 г.

Установил:

ООО «Евразия XXI» (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконными действий Департамента земельных ресурсов г. Москвы (далее – ответчик), выраженные в отказе принять в режиме «одного окна» заявление общества от 07.07.2009 г. с просьбой подготовить и выдать договор аренды земельного участка, расположенного по адресу: г. Москва, 23 км МКАД, владение 6, площадью 2000 кв.метров, кадастровый номер 77:05:0011008:18, отвечающее требованиям Постановления Правительства Москвы № 168 -ПП от 13.03.2007 г. «О порядке работы в режиме «одного окна» Департамента земельных ресурсов г. Москвы» (в редакции, действовавшей на момент подачи 07.07.2009 г. ООО «Евразия XXI» заявления); о признании неисполнения Департаментом земельных ресурсов г. Москвы обязанностей, предусмотренных Постановлениями Правительства г. Москвы: № 168 -ПП от 13.03.2007 г. «О порядке работы в режиме «одного окна» Департаментом земельных ресурсов г. Москвы», № 949-ПП от 30.10.2007 г. «Об утверждении Положения о Департаменте земельных ресурсов г.Москвы», № 46-ПП от 27.01.2009 г. «Об изменении порядка принятия решений о предоставлении земельных участков и внесении изменений в правовые акты Правительства Москвы об образовании, предоставлении земельных участков и арендной плате за землю» по оформлению земельно-правовых отношений, а именно: подготовке и выдаче договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: г. Москва, 23 км МКАД, владение 6, площадью 2000 кв. метров, кадастровый номер 77:05:0011008:18 с ООО «Евразия XXI», явившееся следствием незаконного отказа в приеме заявления ООО «Евразия XXI» от 07.07.2009 г. с просьбой подготовить и выдать договор аренды земельного участка, расположенного по адресу: г. Москва, 23 км МКАД, владение 6, площадью 2000 кв. метров, кадастровый номер 77:05:0011008:18, незаконным; об обязании Департамент земельных ресурсов г. Москвы принять заявление ООО «Евразия XXI» с просьбой подготовить и выдать договор аренды земельного участка, расположенного по адресу: г. Москва, 23 км МКАД, владение 6, площадью 2000 кв.метров, кадастровый номер 77:05:0011008:18 на условиях и в порядке, установленном Постановлениями Правительства г. Москвы: № 168 -ПП от 13.03.2007 г. «О порядке работы в режиме «одного окна» ДЗР г. Москвы», N 949-ПП от 30.10.2007 г. «Об утверждении Положения о Департаменте земельных ресурсов г.Москвы», №N 46-ПП от 27.01.2009 г. «Об изменении порядка принятия решений о предоставлении земельных участков и внесении изменений в правовые акты Правительства Москвы об образовании, предоставлении земельных участков и арендной плате за землю» в редакциях, действовавших на момент подачи ООО «Евразия XXI» заявления от 07.07.2009 г., а также об обязании Департамент земельных ресурсов Правительства г. Москвы, в течение 30 дней, со дня вступления решения в законную силу, оформить земельно-правовые отношения с ООО «Евразия XXI» надлежащим образом, подготовить проект договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: г. Москва, 23 км МКАД, владение 6, площадью 2000 кв. метров, кадастровый номер 77:05:0011008:18 и направить его заявителю с приложением перечня документов, требуемых от заявителя для государственной регистрации договора.

Решением от 30.11.2009 г. суд отказал в удовлетворении заявленных требований, мотивировав свои выводы отсутствием оснований для признания действий ответчика незаконными, не соответствующими действующему градостроительному и земельному законодательству и нарушающими права и законные интересы общества с сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Не согласившись с принятым Решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддерживает в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просит отменить Решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт в удовлетворении заявленных требований

В судебном заседании представитель ответчика поддерживает Решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил Решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы – отказать.

Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст. 266, 268 АПК РФ.

Изучив все представленные в деле доказательства, выслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.



Как видно из материалов дела, 07.07.2009 г. общество обратилось в Департамент земельных ресурсов г. Москвы в режиме «одного окна» с заявлением о подготовке и выдаче договора аренды земельного участка с кадастровым номером 77:05:0011008:18, находящегося по адресу: г. Москва, 23 км МКАД, владение 6, на котором расположено принадлежащее ООО «Евразия XXI» на праве собственности капитальное нежилое здание.

Рассмотрев указанное заявление общества, Департамент земельных ресурсов г. Москвы 07.07.2009 г. вынес Решение № 26 об отказе в приеме документов в режиме «одного окна» в связи с тем, что в представленных документах в нарушении Постановления Правительства г. Москвы № 168-ПП от 13.03.2007 г. «О порядке работы в режиме «одного окна» Департамента земельных ресурсов г. Москвы» (в редакции Постановления Правительства г.Москвы от 25.03.2008 г. № 203-ПП) и п. 5 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации отсутствуют: кадастровый паспорт земельного участка (оригинал); приказ либо протокол о назначении генерального директора.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения кооператива в Арбитражный суд г. Москвы с настоящим заявлением.

Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, Решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу ч. 4 ст. 198 АПК РФ заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда организации стало известно о нарушении ее прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Срок, предусмотренный в ч. 4 ст.198 АПК РФ, заявителем соблюден.

В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, Решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, Решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верхового Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» указано, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так, и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.

Принимая оспариваемое Решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права и на их основании сделал обоснованный вывод об отсутствии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.

Согласно пункту 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.03.2005 г. № 11 рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.

В соответствии с п.п. 5, 6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 24.07.2007 г. № 212-ФЗ) для приобретения прав на земельный участок юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана).

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, в месячный срок со дня поступления заявления принимает Решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с пунктом 2 статьи 28 настоящего Кодекса, а в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

В случае, если земельный участок, необходимый для использования здания, строения, сооружения не сформирован в установленном порядке, как это имеет место в настоящем случае, т.е. не осуществлен государственный кадастровый учет такого земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

В силу положений п. 3 ст. 33, п. 2 ст. 35, п. 7 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации границы и размер земельного участка необходимого для использования здания, строения, сооружения определяются в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка и фактически используемой площади.

Как следует из материалов дела, испрашиваемый обществом в аренду земельный участок по адресу: г. Москва, 23 км МКАД, владение 6, в установленном порядке не сформирован и на кадастровом учете не состоит.

В нарушение ч. 1 ст. 65 АПК РФ, доказательств обратного заявителем не представлено.

Вместе с тем, учитывая заявительный характер изготовления кадастровой карты (плана) земельного участка и проекта границ земельного участка, отсутствие таких документов является самостоятельным основанием для отказа в признании незаконным бездействия ответчиков.

Доводы заявителя об отсутствии у ответчика соответствующих полномочий судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку порядок организации работы Департамента земельных ресурсов города Москвы (далее - Департамент) по приему документов, имеющих непосредственное отношение к заявителям (физическим, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям), подготовке, согласованию и выдаче запрашиваемых заявителями документов определен Регламентом подготовки документов Департаментом Земельных Ресурсов города Москвы в режиме «одного окна» являющимся Приложением 1 к постановлению Правительства Москвы от 13.03.2007 г. № 168-ПП.

Согласно п. 2.1. данного Регламента заявители обращаются в соответствующее (по адресу земельного участка) территориальное подразделение службы “одного окна“ Департамента и представляют заявление на подготовку и выдачу запрашиваемого документа (приложение 3 к настоящему постановлению), а также необходимый комплект документов (приложение 2 к настоящему постановлению). В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Земельного кодекса Российской Федерации город Москва осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности города Москвы.

Законом города Москвы от 19.12.2007 г. № 48 «О землепользовании в городе Москве», предусмотрено, что решения о предоставлении земельных участков из земель, находящихся в собственности города Москвы, принимаются Правительством Москвы или уполномоченным им органом исполнительной власти города Москвы и являются основанием для оформления правоустанавливающих документов на землю. Правомочия собственника земельных участков от имени города Москвы осуществляют Правительство Москвы и уполномоченный им орган исполнительной власти города Москвы в соответствии с установленным порядком управления и распоряжения землями города Москвы.

Положением о Департаменте земельных ресурсов города Москвы, утв. Постановлением Правительства Москвы от 30.10.2007 г. № 949-ПП предусмотрено, что Департамент земельных ресурсов г. Москвы является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, который обеспечивает проведение государственной политики в области земельных отношений, осуществляет учет и мероприятия по управлению землями на территории города Москвы, земельными участками, находящимися в собственности города Москвы, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в пределах переданных Правительством Москвы полномочий, а также иными землями, находящимися в собственности города Москвы (п. 1.1 Положения).

Согласно ч. 3 ст.201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает Решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Исходя из изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что заявителем не приведены правовые основания заявленного требования и не представлены допустимые доказательства в обоснование приведенных доводов, в связи с чем, основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.

Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела, правильно оценены доводы сторон и вынесено законное и обоснованное Решение, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции.

Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 АПК РФ, арбитражный суд

Постановил:

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.11.2009 по делу № А40-125274/09-94-927 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.

Председательствующий: Л.А. Москвина

Судьи: В.А. Свиридов

В.Я. Гончаров