Решения районных судов

Решение от 2010-02-26 №А35-9300/2009. По делу А35-9300/2009. Курская область.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРСКОЙ ОБЛАСТИ К. Маркса ул., д. 25, г. Курск, 305004

Именем Российской Федерации Решение

г. Курск Дело № А35- 9300/2009

26 февраля 2010 года

Резолютивная часть решения объявлена 11 января 2010 года.

Решение изготовлено в полном объеме 26 февраля 2010 года

Арбитражный суд Курской области в составе судьи Гриневой А.В., при ведении протокола судебного заседания судьей, рассмотрел в судебном заседании дело по иску

Общества с ограниченной ответственностью «ТСЖ Восход»

к Российской Федерации в лице Министерства финансов Курской области,

Третьи лица: Комитет жилищно-коммунального хозяйства Курской области,

Комитет финансов Курской области,

Комитет социального обеспечения Курской области

о взыскании 5184 руб. 39 коп. убытков

при участии в заседании представителей:

от истца: Евстигнеевой В.В. - директора;



от ответчика: не явился, извещен надлежащим образом;

от третьих лиц: Шинаковой Е.В. – по довер. от 09.11.2009 года, Бухариной Ю.А. – по довер. от 12.01.2009 года, Никитина Н.Н. – по довер. от 30.12.2008 года,

Общество с ограниченной ответственностью «ТСЖ Восход» (далее – ООО «ТСЖ Восход») обратилось в Арбитражный суд Курской области с требованием о взыскании с ответчика 16217 рублей 50 копеек убытков, причиненных вследствие реализации определенной категории граждан жилищно-коммунальных услуг на основании Федерального Закона РФ «О ветеранах» от 12.01.1995 г.

В процессе рассмотрения спора к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Комитет финансов Курской области, Комитет жилищно-коммунального хозяйства Курской области, Комитет социального обеспечения Курской области.

Представитель истца в ходе судебного заседания заявленные требования поддержал в полном объеме.

Ответчик в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Ранее в письменном отзыве ответчик заявленные требования отклонил, ссылаясь на отсутствие доказательств противоправного деяния ответчика и непредставление доказательств реально понесенных истцом убытков.

Комитет финансов Курской области в письменном отзыве пояснил, что в 2008г. размер денежных средств, потраченных на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, превысил лимит предоставленной субвенции.

Комитет жилищно-коммунального хозяйства в письменном отзыве пояснил, что истцу было отказано в заключении договора на возмещение социальной поддержки, поскольку на момент обращения истца в Комитет с заявлением, лимит денежных средств был исчерпан.

Комитет социального обеспечения Курской области в письменном отзыве поддержало позицию истца.

Изучив материалы дела, арбитражный

суд Установил:

В соответствии с п.1 ст. 10 Федерального Закона «О ветеранах» №5-ФЗ от 12.01.2005г. меры социальной поддержки, установленные статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

В соответствии с п.п.1, 2 ст. 23.2 Закона «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг и по обеспечению жильем категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, установленных статьями 14, 15, 16, 17, 18, 19 и 21 настоящего Федерального закона. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.

В соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, убытки являются мерой гражданско-правовой ответственности и подлежат взысканию при наличии доказательств, подтверждающих нарушение ответчиком принятых на себя обязательств, причинную связь между понесенными убытками и неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, а также размер убытков.

Постановлением Правительства Российской Федерации №861 от 12.12.2007г. утверждены «Правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан и осуществления расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансирования которых являются указанные субвенции» (далее – Правила).



Указанные Постановление принято в соответствии со статьей 133 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Законом Российской Федерации “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“, Федеральными законами “О ветеранах“, “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, “О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении “Маяк“ и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча“ и “О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне“.

В соответствии с абз. 5 п.3 Правил остаток не использованных субъектом Российской Федерации в отчетном году субвенций, потребность в которых сохраняется, подлежит использованию в очередном финансовом году на те же цели.

Согласно п.4 ст.13 Федерального Закона «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» №204-ФЗ от 24.11.2008г. не использованные в 2008 году иные межбюджетные трансферты, имеющие целевое назначение, полученные бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами из федерального бюджета, подлежат использованию в 2009 году на те же цели. При установлении соответствующим главным распорядителем средств федерального бюджета отсутствия потребности в указанных межбюджетных трансфертах в 2009 году их остаток подлежит возврату в доход федерального бюджета. В случае, если неиспользованный остаток иных межбюджетных трансфертов не перечислен в доход федерального бюджета, указанные средства подлежат взысканию в доход федерального бюджета в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

В соответствии с п.3 Порядка возмещения расходов, понесенных организациями при предоставлении мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством Курской области, утвержденного Постановлением Правительства Курской области от 25.05.2005г. №77, предоставление мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг (за исключением оплаты скидки со стоимости топлива гражданам, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления) и возмещение организациям расходов по их предоставлению производится на основе договора, заключаемого между комитетом социального обеспечения Курской области, комитетом жилищно-коммунального хозяйства Курской области и организацией (предприятием), оказывающей жилищно-коммунальные услуги.

Согласно п.5 указанного Порядка договоры на предоставление мер социальной поддержки, указанных в пунктах 3 и 4 настоящего Порядка, и возмещение расходов, понесенных организациями при их предоставлении, заключаются в пределах средств, предусматриваемых на эти цели в областном бюджете на очередной финансовый год. Распределение объемов бюджетных ассигнований в разрезе организаций осуществляется комитетом социального обеспечения Курской области по представлению комитета жилищно-коммунального хозяйства Курской области.

Комитет социального обеспечения Курской области при получении от комитета финансов Курской области и (или) органа федерального казначейства выписки из лицевых счетов о зачислении на лицевые счета комитета, открытые в комитете финансов Курской области и (или) в органе федерального казначейства, бюджетных средств на возмещение расходов по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, в двухдневный срок информирует комитет жилищно-коммунального хозяйства Курской области и топливоснабжающие организации о поступивших на лицевой счет комитета социального обеспечения Курской области средствах на реализацию соответствующих мер социальной поддержки (п.6 Порядка).

Как усматривается из материалов дела, 16.12.2008г. ООО «ТСЖ Восход» обратилось к Комитету жилищно-коммунального хозяйства Курской области с просьбой о заключении договора на возмещение выпадающих расходов, понесенных в 2008г.

Однако в заключении договора ООО «ТСЖ Восход» было отказано. Основанием для отказа в заключении договора явился тот факт, что договор на возмещение мер социальной поддержки является суммовым, т.е. для каждой организации установлен определенный лимит денежных средств, согласно представленных организацией расчетов, в то время как на момент обращения ООО «ТСЖ Восход» с заявлением (16.12.2008г.) все денежные средства уже были распределены комитетом.

В соответствии с Ведомственной структурой расходов областного бюджета за 2008 год, утвержденной Законом Курской области «Об областном бюджете на 2008 год» №120-ЗКО от 26.11.2007г., Комитет социального обеспечения является главным распорядителем областного бюджета за 2008 год.

С учетом изложенного, Комитет финансов Курской области осуществляет финансирование Комитета социального обеспечения Курской области для перечисления на расчетные счета организаций денежных средств только после предоставления Комитетом платежных поручений.

В соответствии с Федеральным Законом «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» № 198-Фз от 24.07.2007г. субвенция на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан на 2008 год для Курской области составила 269996,5 тыс. руб.

Согласно Закону Курской области «Об исполнении областного бюджета за 2008 год» №36-ЗКО от 26.06.2009г. израсходовано 359838 руб. (с учетом остатка средств субвенции, полученной в 2007 году) субвенции на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан.

Таким образом, оценив представленные документы, суд приходит к выводу о том, что выделенные из федерального бюджета средства оказались недостаточными вследствие непринятия соответствующими государственными органами мер по финансированию расходов, понесенных истцом в связи с реализацией Федерального Закона РФ «О ветеранах» от 12.01.1995 г.

В соответствии со ст. 16 Гражданского кодекса убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответственно субъектом РФ или муниципальным образованием.

Согласно ст.ст. 1069, 1071 Гражданского кодекса РФ вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. При возмещении вреда от имени казны выступает соответствующий финансовый орган.

Истцом в материалы дела представлены доказательства, подтверждающие размер понесенных убытков, в том числе отчеты о количестве лиц, которым были предоставлены меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, и размере понесенных убытков, счета-фактуры, списки лиц, которым предоставлены льготы.

Учитывая, что льготы, предоставленные истцом установлены федеральным законодательством, и материалами дела установлен факт отсутствия финансирования из федерального бюджета для возмещения истцу понесенных убытков, суд считает, что исковые требования о взыскании убытков, причиненных вследствие предоставления льгот гражданам на основании Федерального Закона РФ «О ветеранах» от 12.01.1995 г. являются обоснованными в заявленной сумме, подлежат удовлетворению и должны быть взысканы с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.

Расходы по оплате государственной пошлины суд относит на ответчика. Ответчик от уплаты государственной пошлины освобожден.

Государственная пошлина, уплаченная истцом при обращении в суд, подлежит возвращению.

На основании ст. ст. 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса РФ, Федерального Закона РФ «О ветеранах» от 12.01.1995 г., руководствуясь статьями 16, 110, 167-170, 176 и 180 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

арбитражный суд

Решил:

Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Общества с ограниченной ответственностью «ТСЖ Восход» 16217 рублей 50 копеек убытков, причиненных вследствие реализации определенной категории граждан жилищно-коммунальных услуг на основании Федерального Закона РФ «О ветеранах» от 12.01.1995 г.

Выдать истцу справку на возврат госпошлины в размере 648 руб. 70 коп.

Решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия, по истечении месяца, в срок не превышающий двух месяцев после вступления решения в законную силу – в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в г. Брянске.

Судья А.В. Гринева