Решения районных судов

Решение от 05 марта 2010 года . По делу А18-1/2010. Республика Ингушетия.

Решение

город Назрань Дело №А18-01/10

Резолютивная часть решения объявлена 02 марта 2010 года.

Решение в полном объеме изготовлено 05 марта 2010 года.

Арбитражный суд Республики Ингушетия в составе судьи Глазуновой И.Н. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Аушевой Х.Б. рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению

Министерства по чрезвычайным ситуациям России по Республике Ингушетия, 386203, РИ, ст. Орджоникидзевская, ул. Ленина, 40

к Управлению Федерального казначейства по Республике Ингушетия, 386102, г. Магас, ул. Горчханова, 7

о признании незаконными действия и обязании принять к исполнению Постановление № 100 от 06.04.2009 года о наложении административного штрафа в сумме 20 000 рублей,

с участием третьего лица Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Ингушетия, РИ, 386140, г. Назрань, ул. Муталиева, 8.

В заседании приняли участие:

от заявителя – Атабаев Р.А. (доверенность б/н от 12.01.2010 г.);

от ответчика – Хамчиев А.О. (доверенность № 14-0162 от 15.01.2010 г.);

от третьего лица – не явился, уведомлен надлежащим образом (уведомление № 00264).

Установил:

Главное управление Министерства по чрезвычайным ситуациям России по Республике Ингушетия (далее управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действия Управления Федерального казначейства по Республике Ингушетия (далее Казначейство) в отказе принятия для исполнения постановления № 100 от 06.04.2009 года о наложении административного штрафа в сумме 20 000 рублей на Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Ингушетия (далее МСХ и П РИ) и обязать управление принять Постановление № 100 от 06.04.2009 года (л.д. 3-5).

Казначейство представило отзыв о несогласии с заявленными требованиями, указав, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится органами Федерального казначейства только на основании исполнительного листа и судебного приказа, выданных судебными органами (л.д. 44).



Определением от 12.01.2010 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Ингушетия (л.д. 1-2).

В судебном заседании представитель заявителя заявленные требования поддержал в полном объеме. Просит требования удовлетворить.

В судебном заседании представитель казначейства заявленные требования не признал по тем доводам, которые изложены в отзыве на заявление. Просит в заявлении отказать.

Третье лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, отзыв на заявление не представило и не обеспечило явку своего представителя.

Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, Решение и действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно статье 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Из материалов дела следует, что Постановлением главного государственного инспектора города Назрани по пожарному надзору Государственного управления Министерства по чрезвычайным ситуациям России по Республике Ингушетия от 06.04.2009 № 100 Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Ингушетия привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.4 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, в виде взыскания штрафа в размере 20 000 рублей (л.д. 7).

31.07.2009 г. судебным приставом – исполнителем Отдела по городу Назрани Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Ингушетия вынесено Постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, в связи с тем, что исполнительный документ в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит исполнению Федеральной службой судебных приставов, так как должник-организация является Федеральным бюджетным учреждением, и исполнительный документ должен быть предъявлен в орган казначейства (л.д. 9).

Сопроводительным письмом от 30.10.2009 № 1/698 Постановление о привлечении к административной ответственности от 06.04.2009 № 100 административным органом направлено для исполнения в Управление Федерального казначейства по Республике Ингушетия (л.д. 10).

09.11.2009 г. Управление Федерального казначейства по Республике Ингушетия возвратило заявителю указанное Постановление со ссылкой на главу 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой органы федерального казначейства исполняют судебные акты по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании исполнительных листов и судебных приказов, расценив представленный документ как документ, исполнение которого органами Федерального казначейства не осуществляется (л.д. 11).

Считая отказ незаконным, управление обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

В соответствии с Положением о государственном пожарном надзоре, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 года № 820, Отделение государственного пожарного надзора является структурным подразделением Министерства по чрезвычайным ситуациям.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.



Порядок исполнения постановления о наложении административного штрафа регламентирован статьей 32.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, в соответствии с частью 5 указанной статьи, при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, должностное лицо, вынесшее Постановление, направляет соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Статьей 7 Федерального закона “Об исполнительном производстве“ N 229-ФЗ от 02.10.2007 года установлено, что в случаях, предусмотренных федеральным законом, требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, исполняются органами, организациями, в том числе государственными органами, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами. Указанные в части 1 статьи 7 органы и организации исполняют требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, на основании исполнительных документов, указанных в статье 12 Закона N 229-ФЗ, в порядке, установленном данным Федеральным законом и иными федеральными законами.

Статьей 12 Федерального закона “Об исполнительном производстве“ N 229-ФЗ от 02.10.2007 года акты органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях также отнесены к числу исполнительных документов.

Лицо, привлеченное к административной ответственности, источником финансирования имеет бюджетные средства.

Статьей 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта. Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных БК РФ. Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федерального бюджетного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 БК РФ, в орган Федерального казначейства по месту открытия должнику как получателю средств федерального бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (далее в настоящей статье - лицевые счета должника).

Порядок исполнения постановлений административных органов по делам об административных правонарушениях о взыскании штрафа с бюджетной организации бюджетное законодательство не регулирует.

Судебный порядок взыскания с бюджетных учреждений задолженности по уплате административных штрафов законодательством Российской Федерации не предусмотрен.

Учитывая положения главы 23 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, относящие наложение административного наказания к полномочиям не только судов, но и административных органов и их должностных лиц, части 5 статьи 32.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, предусматривающей бесспорный порядок исполнения постановлений административных органов, а также статьи 12 Федерального закона N 229-ФЗ “Об исполнительном производстве“, включающей постановления органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях в число исполнительных документов, следует вывод о том, что перечисленные нормы являются специальными по отношению к положениям главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В связи с чем, в случае отсутствия у бюджетного учреждения счетов в Банке России или иных кредитных учреждениях соответствующий исполнительный документ, выдаваемый административным органом, подлежит исполнению органом Федерального казначейства в порядке, предусмотренном статьями 242.3 - 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, следовательно, отказ Казначейства от исполнения постановлений по делу об административном правонарушении противоречит положениям статей 242.1 и 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Согласно разъяснениям Пленума ВАС РФ, данным в Постановлении от 17.05.2007 года N 31, положения статей 239, 242.1, 242.3 - 242.5 БК РФ, предусматривающие, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по обязательствам бюджетных учреждений производится по решению суда на основании направляемого в орган Федерального казначейства исполнительного листа, не могут расцениваться в качестве основания для отнесения к подведомственности арбитражных судов дел о привлечении бюджетных учреждений к административной ответственности за правонарушения, рассмотрение которых в соответствии с главой 23 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации осуществляется административными органами. При неисполнении бюджетным учреждением в добровольном порядке постановления о наложении административного штрафа данное Постановление обращается к исполнению и направляется судебному приставу-исполнителю, который в силу пункта 13 статьи 242.3, пункта 12 статьи 242.4, пункта 12 статьи 242.5 БК РФ осуществляет принудительное взыскание со счетов должника, открытых в учреждении Банка России или в кредитной организации. В случае отсутствия у бюджетного учреждения указанных счетов (учитывая, что нормы законодательства, устанавливающие внесудебный порядок взыскания сумм обязательных платежей и санкций, являются специальными по отношению к положениям главы 24.1 БК РФ) соответствующий исполнительный документ подлежит исполнению органом Федерального казначейства в порядке, предусмотренном статьями 242.3 - 242.5 БК РФ (пункт 2 Постановления).

Таким образом, арбитражный суд приходит к выводу, что оспариваемые действия казначейства по неисполнению постановления административного органа являются незаконными, а заявленное требование подлежит удовлетворению.

На основании вышеизложенного, руководствуясь названными нормативными актами, статьями 167-170, 176, 197, 200-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд

Решил:

Признать незаконными действия Управления Федерального казначейства по Республике Ингушетия, выразившиеся в отказе принятия для исполнения постановления № 100 от 06.04.2009 года о наложении административного штрафа в размере 20 000 рублей на Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Ингушетия, как не соответствующие статьям 242.1 и 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Обязать Управление Федерального казначейства по Республике Ингушетия принять Постановление главного государственного инспектора города Назрани по пожарному надзору Государственного управления Министерства по чрезвычайным ситуациям России по Республике Ингушетия № 100 от 06.04.2009 года о наложении административного штрафа в размере 20 000 рублей на Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Ингушетия для исполнения в порядке, предусмотренном статьями 242.3-242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия; в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, путем подачи соответствующей жалобы через арбитражный суд, принявший Решение.

Судья И.Н.Глазунова