Решения районных судов

Решение от 05 марта 2010 года . По делу А18-1318/2009. Республика Ингушетия.

Решение

город Назрань Дело №А18-1318/09

Резолютивная часть решения объявлена 02 марта 2010 года.

Решение в полном объеме изготовлено 05 марта 2010 года.

Арбитражный суд Республики Ингушетия в составе судьи Глазуновой И.Н. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Аушевой Х.Б. рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению

Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Ингушетия, 386202, РИ, ст. Орджоникидзевская, ул. Сейнароева, 122

к Управлению Федерального казначейства по Республике Ингушетия, 386102, г. Магас, ул. Горчханова, 7

с участием третьих лиц: Управления Федеральной службы судебных приставов Республики Ингушетия, РИ, 386140, г. Назрань, ул. Фабричная, 23;

Муниципального учреждения «Администрация сельского поселения Али-Юрт» Назрановского муниципального района Республики Ингушетия, РИ, 386125, с. Али-Юрт, ул. Советская, 12

о признании действий Управления Федерального казначейства по Республике Ингушетия незаконными и обязании взыскать административный штраф.

В заседании приняли участие:

от заявителя – Балаев А.С. (доверенность № 2 от 01.03.2010 г.);

от ответчика – Хамчиев А.О. (доверенность № 14-0162 от 15.01.2010 г.);

от третьих лиц: администрации – не явился, надлежащим образом извещен (расписка от 01.02.2010 г. – л.д. 77);

от УФССП РИ – не явился, надлежащим образом извещен (уведомление № 00750).

Арбитражный



суд Установил:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Ингушетия (далее Росприроднадзор) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании действий Управления Федерального казначейства по Республике Ингушетия (далее Казначейство) незаконными и обязании взыскать административные штрафы с Администрации села Али-Юрт в размере 10 000 рублей, 30 000 рублей, 60 000 рублей (л.д. 3-4, 31-32).

Казначейство представило отзыв о несогласии с заявленными требованиями, указав, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится органами Федерального казначейства только на основании исполнительного листа и судебного приказа, выданных судебными органами (л.д. 48-49, 81).

Определением от 28.12.2009 года к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Администрация села Али-Юрт (далее администрация), Управление Федеральной службы судебных приставов Республики Ингушетия (далее УФССП по РИ).

Определением от 18.01.2010 года произведено процессуальное правопреемство Администрации села Али-Юрт на Муниципальное учреждение «Администрация сельского поселения Али-Юрт» Назрановского муниципального района Республики Ингушетия.

Определением от 05.02.2010 года производство по делу в части признания незаконными действий Управления Федерального казначейства по Республике Ингушетия по неисполнению постановлений о наложении административных штрафов от 27.02.2009 года, от 27.03.2009 года, принятых мировым судьей судебного участка № 6 Республики Ингушетия, и обязании их исполнить - на основании пункта первого части первой статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прекращено.

В судебном заседании представитель заявителя заявленные требования поддержал в полном объеме. Просит требования удовлетворить.

В судебном заседании представитель казначейства заявленные требования не признал по тем доводам, которые изложены в отзыве и в дополнении к отзыву. Просит в заявлении отказать.

Третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, отзывы на заявление не представили и не обеспечили явку своих представителей.

Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, Решение и действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно статье 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 24 ноября 2008 г. N 207-ФЗ “О мерах по организации местного самоуправления в Республике Ингушетия и Чеченской Республике“ органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований на территориях Республики Ингушетия и Чеченской Республики приступают к исполнению полномочий, установленных законодательными актами Российской Федерации, с 1 января календарного года, следующего за годом, в котором избран в правомочном составе представительный орган соответствующего муниципального образования. С указанного дня администрации районов и населенных пунктов Республики Ингушетия и Чеченской Республики прекращают исполнять полномочия органов местного самоуправления на территориях вновь образованных муниципальных образований.

Согласно части 5 статьи 3 названного закона со дня, начиная с которого органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований на территориях Республики Ингушетия и Чеченской Республики приступают к исполнению полномочий, установленных законодательными актами Российской Федерации, указанные органы являются правопреемниками администраций районов и населенных пунктов Республики Ингушетия и Чеченской Республики, ранее исполнявших полномочия органов местного самоуправления на территориях указанных муниципальных образований, в том числе в отношениях, осуществлявшихся в соответствии с законодательством Российской Федерации с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Республики Ингушетия, органами государственной власти Чеченской Республики, органами государственной власти иных субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления муниципальных образований иных субъектов Российской Федерации, юридическими и физическими лицами.



Из материалов дела следует, что Постановлением заместителя главного государственного инспектора Росприроднадзора по Республике Ингушетия от 09.12.2008 № 15-В Администрация села Али-Юрт привлечена к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, в виде взыскания штрафа в размере 30 000 рублей (л.д. 37-38).

18.02.2009 г. судебным приставом – исполнителем Отдела по Назрановскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Ингушетия на основании постановления о привлечении к административной ответственности в отношении Администрации села Али-Юрт возбуждено исполнительное производство № 26/16/800/4/2009 на взыскание административного штрафа.

Постановлением от 20.05.2009 г. указанное исполнительное производство окончено в связи с тем, что Администрация села Али-Юрт открытых расчетных счетов в банках и иных кредитных организациях не имеет, имеет счета в федеральном казначействе (л.д. 36).

Сопроводительным письмом от 22.10.2009 № 6/4-9/973 Постановление о привлечении к административной ответственности от 09.12.2008 № 15-В административным органом направлено для исполнения в Управление Федерального казначейства по Республике Ингушетия (л.д. 6).

27.10.2009 г. Управление Федерального казначейства по Республике Ингушетия возвратило заявителю указанное Постановление со ссылкой на главу 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой органы федерального казначейства исполняют судебные акты по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании исполнительных листов и судебных приказов, расценив представленный документ как документ, исполнение которого органами Федерального казначейства не осуществляется (л.д. 7).

Считая отказ незаконным, Росприроднадзор обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Порядок исполнения постановления о наложении административного штрафа регламентирован статьей 32.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, в соответствии с частью 5 указанной статьи, при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, должностное лицо, вынесшее Постановление, направляет соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Статьей 7 Федерального закона “Об исполнительном производстве“ N 229-ФЗ от 02.10.2007 года установлено, что в случаях, предусмотренных федеральным законом, требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, исполняются органами, организациями, в том числе государственными органами, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами. Указанные в части 1 статьи 7 органы и организации исполняют требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, на основании исполнительных документов, указанных в статье 12 Закона N 229-ФЗ, в порядке, установленном данным Федеральным законом и иными федеральными законами.

Статьей 12 Федерального закона “Об исполнительном производстве“ N 229-ФЗ от 02.10.2007 года акты органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях также отнесены к числу исполнительных документов.

Лицо, привлеченное к административной ответственности, источником финансирования имеет бюджетные средства.

Статьей 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта. Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных БК РФ. Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федерального бюджетного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 БК РФ, в орган Федерального казначейства по месту открытия должнику как получателю средств федерального бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (далее в настоящей статье - лицевые счета должника).

Порядок исполнения постановлений административных органов по делам об административных правонарушениях о взыскании штрафа с бюджетной организации бюджетное законодательство не регулирует.

Судебный порядок взыскания с бюджетных учреждений задолженности по уплате административных штрафов законодательством Российской Федерации не предусмотрен.

Учитывая положения главы 23 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, относящие наложение административного наказания к полномочиям не только судов, но и административных органов и их должностных лиц, части 5 статьи 32.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, предусматривающей бесспорный порядок исполнения постановлений административных органов, а также статьи 12 Федерального закона N 229-ФЗ “Об исполнительном производстве“, включающей постановления органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях в число исполнительных документов, следует вывод о том, что перечисленные нормы являются специальными по отношению к положениям главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В связи с чем, в случае отсутствия у бюджетного учреждения счетов в Банке России или иных кредитных учреждениях соответствующий исполнительный документ, выдаваемый административным органом, подлежит исполнению органом Федерального казначейства в порядке, предусмотренном статьями 242.3 - 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, следовательно, отказ Казначейства от исполнения постановлений по делу об административном правонарушении противоречит положениям статей 242.1 и 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Согласно разъяснениям Пленума ВАС РФ, данным в Постановлении от 17.05.2007 года N 31, положения статей 239, 242.1, 242.3 - 242.5 БК РФ, предусматривающие, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по обязательствам бюджетных учреждений производится по решению суда на основании направляемого в орган Федерального казначейства исполнительного листа, не могут расцениваться в качестве основания для отнесения к подведомственности арбитражных судов дел о привлечении бюджетных учреждений к административной ответственности за правонарушения, рассмотрение которых в соответствии с главой 23 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации осуществляется административными органами. При неисполнении бюджетным учреждением в добровольном порядке постановления о наложении административного штрафа данное Постановление обращается к исполнению и направляется судебному приставу-исполнителю, который в силу пункта 13 статьи 242.3, пункта 12 статьи 242.4, пункта 12 статьи 242.5 БК РФ осуществляет принудительное взыскание со счетов должника, открытых в учреждении Банка России или в кредитной организации. В случае отсутствия у бюджетного учреждения указанных счетов (учитывая, что нормы законодательства, устанавливающие внесудебный порядок взыскания сумм обязательных платежей и санкций, являются специальными по отношению к положениям главы 24.1 БК РФ) соответствующий исполнительный документ подлежит исполнению органом Федерального казначейства в порядке, предусмотренном статьями 242.3 - 242.5 БК РФ (пункт 2 Постановления).

Доводы представителя Казначейства о пропуске годичного срока исполнения постановления по административному делу (на момент рассмотрения дела в суде) не могут быть приняты судом во внимание, поскольку Постановление было направлено для исполнения в установленные законом сроки.

Таким образом, арбитражный суд приходит к выводу, что оспариваемые действия казначейства по неисполнению постановления административного органа являются незаконными, а заявленное требование подлежит удовлетворению.

На основании вышеизложенного, руководствуясь названными нормативными актами, статьями 167-170, 176, 197, 200-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд

Решил:

Признать незаконными действия Управления Федерального казначейства по Республике Ингушетия, выразившиеся в отказе принятия для исполнения постановления № 15-В от 09.12.2008 года о наложении административного штрафа в размере 30 000 рублей на Администрацию села Али-Юрт, как не соответствующие статьям 242.1 и 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Обязать Управление Федерального казначейства по Республике Ингушетия взыскать административный штраф по постановлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Ингушетия № 15-В от 09.12.2008 года в порядке, предусмотренном статьями 242.3-242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия; в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, путем подачи соответствующей жалобы через арбитражный суд, принявший Решение.

Судья И.Н.Глазунова