Решения районных судов

Решение от 2010-03-02 №А65-2853/2010. По делу А65-2853/2010. Республика Татарстан.

Решение

г. Казань Дело №А65-2853/2010-СА3-47

02 марта 2010 г. Арбитражный суд Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Насырова А.Р.,

с участием:

от заявителя – Якупов Б.М., по доверенности №686 от 10.02.2010 г., представитель,

от ответчика – Сверигин Р.Р., по доверенности от 25.02.2010 г., представитель,

от лица, ведущего протокол судебного заседания - судья Насыров А.Р.,

рассмотрев по первой инстанции в открытом заседании дело по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Республике Татарстан, г.Казань к ответчику - Обществу с ограниченной ответственностью “Казань-Ассоль“, г.Казань о привлечении к административной ответственности по ч.2 ст.14.1 КоАП РФ,

Установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №5 по Республике Татарстан, г.Казань (далее заявитель) обратилась в суд с заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью “Казань-Ассоль“, г.Казань (далее ответчик) о привлечении к административной ответственности по ч.2 ст.14.1 КоАП РФ.

Представитель заявителя поддержал заявленные требования в полном объеме. Считает, что материалами дела доказан факт осуществления предпринимательской деятельности без лицензии.

Представитель лица, привлекаемого к административной ответственности требования заявителя не признал, просил суд в удовлетворении заявления отказать, указывая что осуществляют только прием ставок и выплату выигрышей, а сам процесс обработки данных по ставкам осуществляет ООО «Росбет». В связи с чем считает, что факт совершения административного правонарушения не доказан.

Как усматривается из представленных по делу документов, 16.12.2009 г. заявителем был проведен осмотр помещения, расположенного по адресу: РТ, г.Казань, ул.Ямашева, д.71А, в котором осуществляется прием ставок на результаты спортивных состязаний и выплата выигрышей ООО “Казань-Ассоль“, г.Казань.

В ходе проверки заявителем установлен факт осуществления ООО “Казань-Ассоль“, г.Казань деятельности в сфере игорного бизнеса (прием платежей (ставок) от физических лиц) без соответствующей лицензии (разрешения).

По результатам проведения проверки заявителем составлен Протокол об административном правонарушении в отношении общества №16-01/208 от 03.02.2010 г. по ч.2 ст.14.1 КоАП РФ.

На основании статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях налоговый орган обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности.



Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителя заявителя и ответчика, суд считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению.

В соответствии с ч.2 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разРешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации определяются Федеральным законом от 29.12.2006 №244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее Федеральный закон №244-ФЗ, Закон), устанавливающим ограничения осуществления данной деятельности в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан.

Пунктом 6 статьи 4 Федерального закона № 244-ФЗ определено, что под деятельностью по организации и проведению азартных игр понимается деятельность, направленная на заключение основанных на риске соглашений о выигрыше с участниками азартных игр и (или) организацию заключения таких соглашений между двумя или несколькими участниками азартной игры.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 5 вышеназванного Закона деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно организаторами азартных игр при соблюдении требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами и исключительно в игорных заведениях, соответствующих установленным требованиям.

В соответствии с ч.2 ст.5 Федерального закона №244-ФЗ от 29.12.2006 деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно в игорных заведениях, соответствующих требованиям, предусмотренным указанным Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов РФ, иными нормативными правовыми актами РФ.

Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона № 244-ФЗ деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах может быть организована вне игорных зон в порядке, установленном настоящей главой.

Букмекерские конторы и тотализаторы (за исключением открываемых в игорных зонах) могут быть открыты исключительно на основании лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, порядок выдачи которых определяется Правительством Российской Федерации.

Согласно статье 2 Федерального закона Российской Федерации от 08.09.2001 №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», лицензия - это специальное разРешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

В соответствии с пп.104 п.1 статьи 17 Федерального закона от 8 августа 2001 года №128-ФЗ деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах подлежит лицензированию.

Положением о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17.07.2007 №451, определен порядок лицензирования деятельности юридических лиц по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах вне игорных зон.

Лицензирование деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах осуществляется Федеральной налоговой службой (пункт 2 Положения о лицензировании).

Как усматривается из представленных в суд материалов административного дела, в ходе проведения заявителем проверки был установлен факт осуществления ООО “Казань-Ассоль“, г.Казань деятельности по проведению азартных игр в букмекерской конторе без оформления соответствующего разрешения (лицензии).

Между тем, в обоснование своих возражений общество указало, что осуществляемая им в пункте приема платежей деятельность не может рассматриваться как деятельность по организации и проведению азартных игр, поскольку в пункте не заключаются пари, не определяются результаты азартной игры, не определяются суммы выигрышей, подлежащих выплате.

Пунктом 1 статьи 4 Федерального закона № 244-ФЗ определено, что азартная игра - основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры.



Организаторами азартных игр могут выступать исключительно юридические лица, зарегистрированные в установленном порядке на территории Российской Федерации (пункт 1 статьи 6 Федерального закона № 244-ФЗ).

Пунктом 6 статьи 4 Федерального закона №244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» определено, что деятельность по организации и проведению азартных игр это деятельность, направленная на заключение основанных на риске соглашений о выигрыше с участниками азартных игр и (или) организацию заключения таких соглашений между двумя или несколькими участниками азартной игры.

Как усматривается из материалов дела, между Обществом с ограниченной ответственностью “РОСБЕТ“, г.Иваново (Букмекер) и Обществом с ограниченной ответственностью “Казань-Ассоль“, г.Казань (Агент) заключен агентский договор №0604 от 05.10.2009г. В соответствии с пунктом 2.1. договора Букмекер поручает, а Агент обязуется выполнять комплекс юридических и иных действий, направленных на информационное и технологическое содействие Клиентам в заключении с Букмекером пари, а Букмекер обязуется принимать и оплачивать услуги Агента в порядке и на условиях, определенных настоящим Договором. (л.д. 20-26).

В материалах дела отсутствуют доказательства того, что пункт приема платежей, организованный обществом, является объектом игорного бизнеса, а именно: в материалах дела отсутствуют доказательства того, что в пункте есть специальное оборудование, позволяющее заключать пари, учитывать ставки, определять результат азартный игры, в связи с чем без Букмекера - ООО “РОСБЕТ“ пункт не может осуществлять свою деятельность.

Как следует из условий агентского договора, все эти функции осуществляет ООО “РОСБЕТ“ в своей кассе букмекерской конторы, расположенной по адресам г.Иваново, ул.Почтовая, д.3, г.Смоленск, ул.Шевченко, д.65, т.е. ООО “Казань-Ассоль“, г.Казань осуществляет деятельность, которая сводится к приему денежных средств по ставкам букмекерской конторы и их выплате в соответствии с расчетами выигрышей, осуществляемыми в кассе букмекерской конторы ООО “РОСБЕТ“, расположенной по адресу г.Иваново, ул.Почтовая, д.3, г.Смоленск, ул.Шевченко, д.65. В соответствии с условиями настоящего договора Букмекер поручает, а Агент обязуется выполнять комплекс юридических и иных действий, направленных на информационное и технологическое содействие Клиентам в заключении с Букмекером пари, а Букмекер обязуется принимать и оплачивать услуги Агента в порядке и на условиях, определенных настоящим Договором работ (п. 2.1 договора). Комплект действий, поручаемых Агенту по настоящему Договору (п. 2.1), включает осуществление Агентом следующих функций: от имени Букмекера заключение пари с Клиентов, избравшим одно или несколько из предлагаемых Букмекером событий (п. 2.2.2 договора); прием от клиентов денежных средств в счет исполнения ими обязательств перед Букмекером по условиям пари (п. 2.2.3. договора); передача Букмекеру для целей счета информации о Клиентах, заключивших пари, суммах внесенных ими денежных средств и иной, согласованной Сторонами информации (п.2.2.4 договора); выплата клиентам денежных средств по поручениям Букмекера (п.2.2.5 договора). Агент в соответствии с настоящим Договором не осуществляет от собственного имени приема Ставок от Клиентов, не принимает на себя иных обязательств по организации и (или) заключению пари, не взимает платы за их проведение и не извлекает дохода от такой деятельности (п.2.3 договора).

Исполнение условий договора подтверждается платежными поручениями, о перечислении денежных средств Букмекеру, платежными поручениями, свидетельствующими о перечислении Букмекером вознаграждения Агенту.

Из материалов дела усматривается, ООО “РОСБЕТ“ осуществляет деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах на основании лицензии №8 от 11.08.2009г., выданной Федеральной налоговой службой, сроком действия с 11 августа 2009 года по 10 августа 2014 года.

Изложенное обстоятельство свидетельствует, что организатором азартной игры фактически являлось ООО “РОСБЕТ“.

При таких обстоятельствах оснований полагать, что ООО “РОСБЕТ“, от имени и за счет которого осуществлял прием платежей и выдачу выигрышей ООО “Казань-Ассоль“, г.Казань, осуществляло деятельность в нарушение пункта 9 статьи 4 и пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 29.12.2006 №244-ФЗ без специального разрешения - лицензии, у суда не имеется.

Согласно частям 5 и 6 статьи 205 АПК РФ по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности. При рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Вместе с тем, достаточных доказательств, подтверждающих наличие события административного правонарушения, а именно, факта осуществления обществом функций букмекерской конторы и тотализатора без лицензии, административным органом в нарушение ст.65 АПК РФ не представлено.

В силу положений ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Согласно статье 27.8 КоАП РФ осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов осуществляется в присутствии представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителя и двух понятых. В случае необходимости применяются фото и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств. Об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов составляется протокол. В протоколе об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов делается запись о применении фото и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств. Протокол об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов подписывается должностным лицом, его составившим, законным представителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем.

Как следует из материалов дела, заявителем протокол осмотра (обследования) №208 от 16.12.2009 г. составлен в отсутствии представителя Общества с ограниченной ответственностью “Казань-Ассоль“. (л.д. 16).

Директор ООО «Атака» Федулов В.В., участвовавший в ходе осмотра не может быть признан судом в качестве представителя Общества с ограниченной ответственностью “Казань-Ассоль“, г.Казань, поскольку он является директором арендатора, тогда как ООО «Казань-Ассоль» является субарендатором единой обособленной части здания, расположенного по адресу: г.Казань, ул.Ямашева, д.71а на основании договора субаренды №43 от 15.10.2009 г.

Таким образом, составление протокола осмотра (обследования) №208 от 16.12.2009 г. в отсутствие представителя ответчика свидетельствует о его неправомерности, в связи с чем суд исключает указанный протокол осмотра (обследования) №208 от 16.12.2009 г. из числа допустимых доказательств по делу, в силу ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ.

Учитывая изложенные обстоятельства в их совокупности, суд считает, что факт совершения административного правонарушения материалами дела не доказан и в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности, отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.1 КоАП РФ, в силу чего заявление удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Арбитражный суд Республики Татарстан,

Решил:

В удовлетворении заявления отказать.

Производство по делу об административном правонарушении в отношении Общества с ограниченной ответственностью “Казань-Ассоль“, г.Казань прекратить.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Одиннадцатый арбитражный апелляцион­ный суд через Арбитражный суд Республики Татарстан.

Судья А.Р. Насыров