Решения районных судов

Решение от 2010-03-05 №А04-80/2010. По делу А04-80/2010. Амурская область.

Решение г. Благовещенск Дело N А04-80/2010

5 марта 2010 года

Резолютивная часть решения объявлена 1 марта 2010 года. Полный текст решения изготовлен 5 марта 2010 года.

Арбитражный суд Амурской области

в составе: судьи Ко Ф.И.О. br>
при ведении протокола судебного заседания Лещинским П.П.

рассмотрев в судебном заседании заявление индивидуального предпринимателя Ф.И.О. br>
к

Министерству имущественных отношений Амурской области

Администрации города Благовещенска

о признании незаконным бездействия

при участии в заседании:

от заявителя: Мешков Р.В. по доверенности от 15.07.2009 года, паспорт;

от администрации: Зарва А.В. главный специалист по доверенности от 18.12.2009 года № 01-10/6418 удостоверение № 33;

от министерства: Воронов В.Г. по доверенности от 30.12.2009 года № 68, удостоверение № 85.

Установил:

В Арбитражный суд Амурской области обратился индивидуальный предприниматель Архипов Эдуард Александрович (далее по тексту – заявитель, предприниматель) с заявлением о признании незаконным, как не соответствующим ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Земельному кодексу РФ, бездействие Министерства имущественных отношений Амурской области (далее по тексту – ответчик, министерство), выразившееся в не принятии решения по существу заявления № 12527 от 21.10.2009 о выборе земельного участка Ф.И.О. и признании незаконным, как не соответствующим ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Земельному кодексу РФ, бездействие Администрации города Благовещенска (далее по тексту – ответчик, администрация), выразившееся в не принятии решения по существу заявления № 12527 от 21.10.2009 о выборе земельного участка Ф.И.О.

В обоснование заявленных требований указал, что в министерство было подано заявление о выборе земельного участка для строительства многофункционального здания в районе ул. Ленина, 124/1 г. Благовещенска. Письмом министерство уведомило, что данное заявление направлено для рассмотрения в администрацию. Пояснил, что до настоящего времени ответа от министерства и от администрации в его адрес не поступало.



Ответчик – министерство, в отзыве указал, что министерством в адрес Архипова Э.А. направлено информационное письмо о направлении его заявления по выбору земельного участка в администрацию. До настоящего времени акта о выборе земельного участка из администрации в министерство не поступало. Считает, что министерство выполнило все необходимые меры для обеспечения акта выбора земельного участка, факт бездействия выразившийся в непринятии решения по заявлению отсутствует.

Представитель ответчика – администрации, пояснил, что заявление Архипова Э.А. в адрес администрации не поступало, в связи с чем считает администрацию не надлежащим ответчиком.

Исследовав материалы дела, судом установлены следующие обстоятельства.

Архипов Эдуард Александрович зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя Межрайонной ИФНС России № 2 по Амурской о Ф.И.О. государственный регистрационный номер 309281315200011.

21.10.2009 года Архипов Э.А. обратился в Министерство имущественных отношений Амурской области, входящий номер 12527, с заявлением о выборе земельного участка расположенного в городе Благовещенске, в районе улицы Ленина, 124/1 согласно прилагаемой схеме. В заявлении указано, что просит осуществить возможность оформления акта выбора земельного участка с целью строительства одно-пяти этажного здания под многофункциональное административное здание, принять Решение о согласовании места размещения объекта строительства и принять Решение о предоставлении в долгосрочную аренду.

3.11.2009 года Министерство имущественных отношений Амурской области направило в адрес Архипова Э.А. письмо за номером 07-27/9228 «О рассмотрении заявления» в котором указало, что министерство на основании заявления о выборе земельного участка, направило в администрацию города Благовещенска обращение от 30.10.2009 № 07-27/9140 об обеспечении выбора земельного участка для размещения объекта указанного в заявлении. Министерство сообщило, что после получения запрошенной информации работа с заявлением будет продолжена.

Предприниматель не получив ответа от министерства и администрации обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия.

Оценив изложенные обстоятельства, суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению в части по следующим основаниям.

Порядок и правила предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлены нормами статей 30 - 32 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЗК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.

Пунктом 2 указанной статьи на орган местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению выбора земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

Согласно пункту 5 статьи 31 ЗК РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка, а в необходимых случая и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора.

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает Решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (пункт 6 статьи 31 ЗК РФ).

В силу статьи 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Законом Амурской области от 29 декабря 2008 № 166-ОЗ «О регулировании отдельных вопросов в сфере земельных отношений на территории Амурской области» (в редакции действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), Постановлением Губернатора Амурской Области от 26 января 2009 № 15 «Об уполномоченном органе» уполномоченным исполнительным органом государственной власти области, осуществляющим распоряжение в городе Благовещенске, являющемся административно-политическим центром области, земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, определено Министерство имущественных отношений Амурской области.



Нормы Земельного кодекса Российской Федерации устанавливают порядок и правила предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Учитывая изложенное суд считает, что Министерство имущественных отношений Амурской области - уполномоченный исполнительный орган государственной власти области, осуществляющий распоряжение в городе Благовещенске земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, обязано в соответствии с требованиями статей 30 - 32 ЗК РФ принять Решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.

Нормы пункта 7 статьи 31, подпункта 4 пункта 5 статьи 30, пункта 2 статьи 32 ЗК РФ устанавливают сроки принятия решения и выдачи заявителю решения о предварительном согласовании места размещения объекта.

Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением проекта границ земельного участка или об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения (пункт 7 статьи 31 ЗК РФ).

Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, в том числе: принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса (подпункт 4 пункта 5 статьи 30 ЗК РФ).

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает Решение о предоставлении земельного участка для строительства (пункт 2 статьи 32 ЗК РФ).

Следовательно, рассмотрение заявления о выборе земельного участка, в порядке и сроки установленные законодательством, является обязанностью исполнительного органа - Министерства имущественных отношений Амурской области.

В силу статьи 65 АПК РФ министерство не доказало обстоятельства, на которые оно ссылается - выполнение всех необходимых мер для обеспечения акта выбора земельного участка.

В связи с чем, довод ответчика - министерства о том, что министерство выполнило все необходимые меры для обеспечения акта выбора земельного участка, является не обоснованным.

Учитывая изложенное, довод ответчика – министерства, о том, что в адрес Архипова Э.А. направлено информационное письмо о направлении его заявления по выбору земельного участка в администрацию, судом не принимается, так как нормы земельного законодательства предусматривают рассмотрение заявления по существу с принятием решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (пункт 6 статьи 31 ЗК РФ).

Указанные выше нормы законодательства не устанавливают для исполнительного органа обязанности по направлению информационных писем гражданам и юридическим лицам в связи с поступлением заявлений о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.

Судом не принимается ссылка заявителя на статью 11,12 ФЗ № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» по следующим основаниям.

Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.

Порядок и правила предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлены нормами статей 30 - 32 Земельного кодекса Российской Федерации.

Судом исследованы представленные доказательства, в том числе: от министерства - выписка из журнала регистрации корреспонденции, где имеется запись: «03.11.2009 – 0727/9228 Архипов» и «30.10.2009 – 0727/9140 Архипов»; от администрации – «перечень документов от 30.11, 3.11, 6.11, 5.11, 9.11, 10.11, 11.11, 12.11, 13.11, 16.11, 17.11, 18.11, 19.11, 20.11, 23.11, 24.11, 25.11, 26.11, 27.11, 30.11, 01.12, 02.12, 3.11, 4.12, 7.12, 8.12, 9.12, 10.12, 11.12, 14.12, 15.12. 2009 года».

Из журнала регистрации корреспонденции министерства следует, что в адрес Архипова Э.А. и администрации направлены письма за номерами 0727/9228 и 0727/9140.

В то время как из перечня документов администрации не следует, что в адрес администрации поступило письмо № 0727/9140 от 30.10.2009.

Доказательств направления письма в адрес администрации (отметки администрации в случае направления нарочным или почтовой квитанции о приёме почтового отправления в адрес администрации), министерство в нарушение статей 65, 200 АПК РФ не представило.

Суд, оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) материалы дела, считает, что письмо министерства № 0727/9140 от 30.10.2009 адресованное мэру города Благовещенска «о выборе земельного участка и согласовании места размещения объекта» в адрес Администрации города Благовещенска не поступало, следовательно, не могло быть рассмотрено администрацией по существу.

В связи с чем в удовлетворении требований заявителя в части признания незаконным бездействия администрации города Благовещенска, выразившегося в не принятии решения по существу заявления № 12527 от 21.10.2009 года о выборе земельного участка Архипова Э.А., следует отказать.

Таким образом, бездействие Министерства имущественных отношений Амурской области не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Перечисленные обстоятельства в соответствии со статьёй 201 АПК РФ являются основанием для вынесения решения об удовлетворении заявленных требований в части признания незаконным как не соответствующим Земельному кодексу РФ бездействие Министерства имущественных отношений Амурской области, выразившееся в не принятии решения по существу заявления № 12527 от 21.10.2009г. о выборе земельного участка Ф.И.О.

В соответствии со статьёй 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, Решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает Решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. В резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должно содержаться, в частности, указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Поскольку права и законные интересы заявителя были нарушены незаконным бездействием в рассмотрении заявления, суд считает необходимым обязать Министерство имущественных отношений Амурской области обратится в Администрацию города Благовещенска по вопросу выбора земельного участка по заявлению ИП Архипова Э.А. от 21.10.2009г. № 12527.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Согласно статье 101 АПК РФ к судебным расходам относится государственная пошлина.

Заявитель при обращении в суд уплатил государственную пошлину 200 рублей, требования заявителя удовлетворены в части.

На основании статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины в сумме 100 рублей подлежат взысканию с Министерства имущественных отношений Амурской области в пользу ИП Ф.И.О. в остальной части расходы подлежат отнесению на заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 180 АПК РФ, суд

Решил:

Признать незаконным как не соответствующим Земельному кодексу РФ бездействие Министерства имущественных отношений Амурской области, выразившееся в не принятии решения по существу заявления № 12527 от 21.10.2009г. о выборе земельного участка Ф.И.О.

Обязать Министерство имущественных отношений Амурской области обратится в Администрацию города Благовещенска по вопросу выбора земельного участка по заявлению ИП Архипова Э.А. от 21.10.2009г. № 12527.

В остальной части в удовлетворении требований отказать.

Взыскать с Министерства имущественных отношений Амурской области в пользу ИП Ф.И.О. расходы по уплате государственной пошлины 100 рублей.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Шестой Арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск), и (или) в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу в Федеральный Арбитражный суд Дальневосточного округа (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.

Судья В.И. Котляревский