Решения районных судов

Решение от 2010-03-05 №А73-1312/2010. По делу А73-1312/2010. Хабаровский край.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации Решение г. Хабаровск № дела А73-1312/2010

05 марта 2010 года

Арбитражный суд в составе судьи Паниной А.А.

при ведении протокола судебного заседания судьей

рассмотрел в заседании суда дело по иску общества с ограниченной ответственностью «ДВ-Цемент»

к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги»

о взыскании 3 109 руб. 50 коп.

при участии

от истца – не явился

от ответчика – Козерод И. В. по доверенности от 15.10.09. № 852 (до перерыва)

ООО «ДВ-Цемент» обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к ОАО «РЖД» о взыскании 56 890 руб. 80 коп. пеней за просрочку доставки груза, отправленного по ж/д накладным №№ ЭЯ 950111, ЭА 118226, ЭА 297003, ЭА 251319, ЭА 327783, ЭА 192651, ЭЯ 843273, ЭА 004352, ЭЯ 964545, ЭЯ 905589, ЭА 042234, ЭЯ 995770, ЭЯ 848563, ЭА 251455, ЭА 052127, ЭА 097887, ЭА 380909, ЭА 218114, ЭА 271576, ЭА 155692.

Определением от 01.02.2010 г. исковые требования ООО «ДВ-Цемент» к ОАО «РЖД» о взыскании пеней за просрочку доставки груза по железнодорожной накладной № ЭЯ 843273 выделены в отдельное производство.

Истец, уведомленный надлежащим образом, в судебное заседание не явился. Требования мотивированы доставкой груза по указанному документу с просрочкой, что является основанием для взыскания пеней.

Ответчик с иском не согласился по основаниям, изложенным в отзыве. В возражениях указал на необходимость увеличения срока доставки на 3 суток на основании п. 6.6 Правил исчисления сроков доставки груза и п. 10 Правил очистки и промывки вагонов и контейнеров после выгрузки. В случае удовлетворения иска ходатайствовал о применении ст. 333 ГК РФ, указав на отсутствие у истца каких-либо убытков, связанных с несвоевременностью доставки груза.

В судебном заседании в порядке ст. 163 АПК РФ объявлялся перерыв с 03.03.10. до 05.03.10.



Заслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела,

суд Установил:

От ж/д станции Первая речка ДВЖД в адрес грузополучателя ООО «ДВ - Цемент» на станцию назначения Старый ключ ДВЖД 25.07.09. направлен вагон порожний из-под муки № 52402773 с оформлением ж/д накладной № ЭЯ843273. Срок доставки по накладной истекает 28.07.09.

Согласно отметке в накладной груз на станцию прибыл 07.08.09.

Полагая, что грузоперевозчиком допущена просрочка в доставке груза, истец направил в его адрес претензию № 12/09юр(жд) от 15.09.2009 г. на уплату неустойки. Общая сумма неустойки, исчисленной истцом в отношении спорного вагона, составила 3 109 руб. 50 коп. (9 % провозной платы за 10 суток просрочки).

Отклонение претензии явилось основанием для обращения истца с настоящим иском.

Учитывая представленные доказательства, суд признал иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 792 ГК РФ перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами.

В силу ст. 793 ГК РФ в случае ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную, в том числе, транспортными уставами и кодексами.

Согласно ст. 97 УЖТ за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов перевозчик уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью 1 ст.29 УЖТ обстоятельств.

Сроки доставки грузов и правила исчисления таких сроков утверждены в Правилах исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС РФ от 18.06.2003г. № 27 (далее по тексту «Правила № 27»).

В ст. 33 УЖТ РФ указано, что груз считается доставленным в срок, если до истечения указанного в транспортной ж/д накладной вагоны с грузом поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам ж/д путей необщего пользования. В то же время в абз. 2 ст. ст. 33 УЖТ РФ установлена возможность грузоотправителей, грузополучателей и перевозчика предусматривать в договорах иной срок доставки.

В соответствии с п. 10 Правил № 27 порожние вагоны, не принадлежащие перевозчику, считаются доставленными в срок, если он прибыл на железнодорожную станцию назначения до истечения срока доставки и может быть передан в распоряжение грузополучателя, о чем перевозчик уведомляет грузополучателя.

Правилами предусмотрено, что в случае задержки груза в пути следования по указанным в них основаниям о причинах такой задержки груза и о продолжительности этой задержки перевозчик составляет акт общей формы; в графе накладной «Отметки перевозчика» и в дорожной ведомости делается отметка определенного правилами содержания, которая удостоверяется подписью уполномоченного представителя и календарным штемпелем перевозчика.

Накладная содержат отметку о задержке порожнего вагона на станции Угловая на промывку с указанием на продление срока доставки на 3 суток.



Ст. 44 УЖТ РФ определяет, что вагоны должны быть очищены внутри и снаружи после выгрузки грузов. Правила очистки и промывки вагонов и контейнеров после выгрузки, утвержденные приказом МПС РФ № 46 от 18.06.2003, не предусматривают возможности продления срока доставки груза вследствие его промывки. Промывка вагона в пути следования не предусмотрена и Правилами № 27 в качестве основания срока доставки груза.

Представленный ответчиком договор № НЮ 660 от 14.03.2006 г., на который имеется указание в накладной, во-первых, заключен с лицом, не являющимся ни грузоотправителем, ни грузополучателем, а во-вторых, не содержит соглашения о продлении срока доставки в случае промывки вагона в пути следования.

При изложенном доводы ответчика о необходимости продления срока доставки по накладной на 3 суток судом отклонены.

Поскольку судом установлено, что порожний вагон № 52402773 доставлен с просрочкой в 10 суток и перевозчиком не представлены доказательства обстоятельств, с которыми Правила связывают увеличение сроков доставки груза, требования истца являются правомерными.

В отношении ходатайства ответчика о снижении размера неустойки суд пришел к следующему.

В силу п. 42 постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой ГК РФ», при решении вопроса об уменьшении неустойки на основании ст. 333 ГК РФ необходимо иметь в виду, что размер неустойки может быть уменьшен судом только в том случае, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства.

В соответствии с п. 3 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.07.1997 № 17 «Обзор практики применения арбитражными судами ст. 333 ГК РФ», доказательства, подтверждающие явную несоразмерность неустойки последствиям нарушения обязательств, представляются лицом, заявившим ходатайство об уменьшении неустойки.

Поскольку размер предъявленной к взысканию неустойки определён в соответствии со ст. 97 УЖТ РФ, и ответчиком не представлено доказательств того, что размер пени явно несоразмерен последствиям нарушения обязательства по своевременной доставке груза, а также учитывая, что размер взыскиваемых пеней является соразмерным по отношению к уплаченному тарифу, суд не нашел оснований для применения ст. 333 ГК РФ.

Согласно ст. 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине возлагаются на ответчика.

Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Решил:

Взыскать с открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в пользу общества с ограниченной ответственностью «ДВ-Цемент» 3 109 руб. 50 коп. неустойки.

Взыскать с открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в доход федерального бюджета 500 руб. расходов по госпошлине.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его вынесения в Шестой арбитражный апелляционный суд и в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья А.А. Панина