Решения районных судов

Решение от 2010-03-09 №А19-8107/2009. По делу А19-8107/2009. Иркутская область.

Решение

г. Иркутск Дело № А19-8107/09-53-6

«09» марта 2010г.

Резолютивная часть решения объявлена 01 марта 2010г. Решение в полном объеме изготовлено 09 марта 2010г.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Коломиновой *.*. ,

при ведении протокола судебного заседания судьей Коломиновой *.*. ,

рассмотрев дело по иску Общества с ограниченной ответственностью «Урало-Сибирская пожарно-техническая компания»

к Государственному учреждению «1 отряд федеральной противопожарной службы по Иркутской области»; Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Иркутской области в лице Министерства финансов Иркутской области;

третье лицо: Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

о взыскании 44 636 659 руб. 64 коп.

при участии:



от истца: не явились;

от ответчиков: (от Государственного учреждения «1 отряд федеральной противопожарной службы по Иркутской области»): Елисеев *.*. – представитель по доверенности, (от Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации): Талаев *.*. – представитель по доверенности; (от Иркутской области в лице Министерства финансов Иркутской области): Самарцева *.*. - представитель по доверенности;

от третьего лица: Сафиуллин *.*. – представитель по доверенности;

Установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Урало-Сибирская пожарно-техническая компания» (далее ООО «УСПТК») обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с исковыми требованиями к Отряду государственной противопожарной службы МЧС России по Иркутской области» (далее ГУ «1 ОФПС по Иркутской области»), к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее РФ в лице Минфина России), к Иркутской области в лице Министерства финансов Иркутской области (далее ИО в лице Минфина ИО), третье лицо: Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее МЧС России) о взыскании 44 636 659 руб. 64 коп., из Ф.И.О. долг, 2 610 659 руб. 64 коп. проценты за пользование чужими денежными средствами.

Истец надлежащим образом уведомленный о дате, времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился.

ГУ «1 отряд федеральной противопожарной службы по Иркутской области» требования истца по существу не оспорил, наличие задолженности объяснил отсутствием финансирования и полагает, что денежные средства по настоящему делу подлежат к взысканию не с него, а с Иркутской области в лице Министерства финансов Иркутской области, как лица, являющегося распорядителем денежных средств областного бюджета и лицом, в чьих интересах заключен государственный контракт.

Иркутская область в лице Министерства финансов Иркутской области требования истца оспорила в полном объеме, представила отзыв, в котором указала, что она не является надлежащим ответчиком по данному делу, в связи с чем на неё не может быть возложена обязанность по оплате.

Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации исковые требования оспорила, представила свои возражения, в которых пояснила, что, являясь главным распорядителем бюджетных средств, несет субсидиарную ответственность по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств.

Изучив исковое заявление, исследовав материалы дела и заслушав представителей сторон, арбитражный суд считает требования ООО «УСПТК» подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.



Между ООО «УСПТК» (поставщик) и Отрядом государственной противопожарной службы МЧС России по Иркутской области (в последствии ГУ «1 отряд федеральной противопожарной службы по Иркутской области») (заказчик) 15 июля 2008г. заключены следующие государственные контракты:

государственный контракт № 1094/047/в на поставку АЦ-7,5-40 (УРАЛ-4320);

государственный контракт № 1113/047/г на поставку ПНС-100 (УРАЛ-5557);

государственный контракт № 1131/047/д на поставку АЛ-30 (АМУР-531300).

По договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием (статья 506 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Как следует из пунктов 1.1 указанных контрактов поставщик передает, а заказчик обязуется принять товар, указанный в приложении № 1, являющимся неотъемлемой частью контракта и уплатить за него определенную контрактом денежную сумму (цену).

Во исполнение условий контрактов истец поставил в адрес ответчика, согласно представленным в материалы дела товарным накладным от 03.10.2008г. № 115, от 07.10.2008г. № 166, от 10.11.2008г. № 113, от 21.08.2008г. № 88, от 25.08.2008г. № 93, от 07.11.2008г. № 116 автотехнику на общую сумму 62 418 000 руб.

Факт получение товара ни одним из ответчиков не оспаривается.

Покупатель оплачивает поставляемые товары с соблюдением порядка и формы расчетов, предусмотренных договором поставки (статья 516 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с условиями заключенных контрактов, оплата производится в следующем порядке: безналичным расчетом путем перечисления денежных средств на расчетный счет, указанный поставщиком в настоящем контракте. Оплата производится по факту поставки (пункты 2.1.3 контрактов) за счет средств областного бюджета (пункты 2.1.4 контрактов).

ООО «УСПТК» в адрес ответчика выставило для оплаты счета-фактуры от 03.10.2008г. № 115, от 07.10.2008г. № 166, от 10.11.2008г. № 113, от 21.08.2008г. № 88, от 25.08.2008г. № 93, от 07.11.2008г. № 116, на общую сумму 62 418 000 руб.

Отряд государственной противопожарной службы МЧС России по Иркутской области после получения товара не оплатил его, в свя Ф.И.О. оплаты (платежные поручения от 19.09.2008г. № 831, от 18.09.2008г. № 832, от 30.09.2008г. № 969 всего на сумму 20 392 000 руб.) образовалась задолженность в размере 42 026 000 руб., за взысканием которой истец обратился в судебном порядке.

Оспаривая заявленные требования ГУ «1 отряд федеральной противопожарной службы по Иркутской области» указал, что контракт заключался в пределах переданных ему государственных полномочий, в интересах Иркутской области с обязанностью оплаты из средств областного бюджета, в связи с чем надлежащим ответчиком по настоящему делу должна выступать Иркутская область в лице Министерства финансов Иркутской области.

Оценив довод ГУ «1 отряд федеральной противопожарной службы по Иркутской области» суд находит его обоснованным.

В случаях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд применяется Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд» № 94-ФЗ от 21.07.2005г. (пункт 2 статьи 1 Закона).

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 названного Закона под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, либо потребности субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков, в том числе для реализации федеральных целевых программ.

Государственными и муниципальными заказчиками могут выступать соответственно государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, а также бюджетные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования (пункт 1 статьи 4 Закона).

Пунктами 2.1.4 названных государственных контрактов предусмотрена оплата поставляемого товара за счет средств областного бюджета.

При этом в качестве стороны по государственным контрактам на поставку автотехники (покупателя) указан отряд государственной противопожарной службы МЧС России по Иркутской области (в настоящее время – ГУ «1 отряд федеральной противопожарной службы по Иркутской области»).

Согласно пункту 1 статьи 525 Гражданского кодекса Российской Федерации поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд (пункт 2 статьи 530).

В соответствии со статьей 532 Гражданского кодекса Российской Федерации при оплате покупателем товаров по договору поставки для государственных или муниципальных нужд государственный или муниципальный заказчик признается поручителем по этому обязательству покупателя.

В силу статьи 26.8 Федерального закона от 06.10.1999г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий с передачей необходимых материальных и финансовых средств, если это не противоречит конституции (уставу), законам и иным нормативным правовым актам субъекта Российской Федерации.

В материалы дела представлено соглашение между Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствии стихийных бедствий и Администрацией Иркутской области о передаче друг другу осуществления части полномочий в решении вопросов защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий, организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера, организации тушения пожаров силами Государственной противопожарной службы, организации осуществления на межмуни Ф.И.О. мероприятий по гражданской обороне, осуществления поиска и спасания людей на водных объектам.

Согласно условий названного соглашения Администрация Иркутской области передает, а МЧС принимает полномочия, реализуемые за счет средств областного бюджета, в том числе по: организации тушения пожаров; обеспечению организационного, правового, финансового, материально-технического сопровождения передаваемых полномочий; выступлению от имени Иркутской области в качестве государственного заказчика Иркутской области на поставку товаров; выступлению в качестве главного распорядителя средств областного бюджета в отношении ассигнований, выделяемых из областного бюджета на осуществление передаваемых МЧС России полномочий. Администрация, в свою очередь, обеспечивает в установленном законом порядке финансовыми и материально-техническими средствами осуществление части полномочий, передаваемых МЧС России.

Заключая 15 июля 2008г. государственные контракты на поставку автотехники стороны исходили из наличия у Отряда государственной противопожарной службы МЧС России по Иркутской области соответствующих полномочий, полученных на основании указанного выше соглашения, о чем свидетельствуют, в том числе цели самого контракта, а также пункт 2.1.4 контракта, согласно которому оплата производится за счет средств областного бюджета.

Таким образом, государственные контракты заключены сторонами в рамках вышеназванного соглашения, и обязательства по оплате товара наряду с получателем товара по данным контрактам должно нести публично-правовое образование – Иркутская область в лице Министерства финансов Иркутской области.

Факт заключения контракта в интересах Иркутской области ни одной из сторон не оспаривается и подтверждается нахождением полученной по контрактам автотехники в собственности Иркутской области (выписка из акта приема-передачи имущества государственной собственности Иркутской области от 29.12.2009г.).

Вместе с тем, несмотря на передачу отдельных полномочий МЧС России и необходимостью их финансирования, денежные средства на исполнение заключенных 15 июля 2008г. государственных контрактов на поставку автотехники, переданы не были, оплата ООО «УСПТК» в полном объеме не была произведена.

Как пояснил представитель ГУ «1 отряд федеральной противопожарной службы по Иркутской области» до него были доведены лимиты финансирования, свидетельствующие о включении сумм по контрактам. Однако, фактически денежные средства не были перечислены ГУ «1 отряд федеральной противопожарной службы по Иркутской области». Все поступившие бюджетные средства в размере 56 888 257 руб. 95 коп., распределены ответчиком по назначению, о чем свидетельствует приобщенная к материалам дела справка об использовании бюджетных средств в 2008г. по статье расходов 310 «Увеличение стоимости основных средств».

В настоящее время соглашение о передаче друг другу части полномочий не действует, Правительство Иркутской области самостоятельно реализует возложенные на него полномочия путем создания областных структур.

ОГПС МЧС России приказом МЧС России переименовано в Государственное учреждение «1 ОФПС по Иркутской области» последнее не включено в реестр бюджетополучателей Иркутской области и не может получать финансирование от Правительства Иркутской области. Таким образом, ГУ «1 отряд федеральной противопожарной службы по Иркутской области» в настоящее время не имеет возможности получить какие-либо денежные средства из областного бюджета на исполнение государственных контрактов от 15 июля 2008г.

При таких обстоятельствах, с учетом изложенного в том числе, заключение контрактов в рамках переданных полномочий и в соответствии с целями и условиями контракта (пункт 2.1.4 контракта) суд считает, что обязанность по оплате стоимости полученной Иркутской областью автотехники в настоящее время не может быть исполнена стороной государственного контракта - ГУ «1 отряд федеральной противопожарной службы по Иркутской области», в связи с чем суд отказывает в удовлетворении исковых требований к нему.

Иркутская область в лице Министерства финансов Иркутской области оспаривая требования истца, пояснила, что она не является стороной государственного контракта, её вина отсутствует, также отметила, что исполнение бюджета 2009г. в настоящее время затруднительно.

Вместе с тем, по мнению суда, недофинансирование или нефинансирование не является основанием для не исполнения ответчиком принятых на себя обязательств.

Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов (статья 309 Гражданского кодекса Российской Федерации). Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается (статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Действующим законодательством не предусмотрена возможность освобождения получателя товара от его оплаты.

Согласно пунктам 4.4 контрактов в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения принятых обязательств по контракту стороны несут ответственность в соответствии с ним и действующим законодательством Российской Федерации.

За пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора, исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором (статья 395 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В связи с неоплатой задолженности истец за период просрочки с 01.09.2008г. по 15.04.2009г., исходя из 11,5 % ставки рефинансирования, согласно представленных в дело расчетов правомерно и обоснованно начислил ответчику проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 2 309 429 руб. 69 коп.

С учетом положения статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд считает возможным применить ставку банковского процента, действующую на день вынесения решения и составляющую 8,5 % (Указание ЦБ РФ от 19.02.2010г. № 2399-У).

Таким образом, проценты за пользование чужими денежными средствами, при ставке рефинансирования 8,5 % составляют 1 700 904 руб. 48 коп. и подлежат взысканию с Иркутской области в лице Министерства финансов Иркутской области в пользу истца.

На дату вынесения решения сторонами не представлены доказательства погашения долга в связи, с чем суд находит требования к Иркутской области в лице Министерства финансов Иркутской области о взыскании 42 026 000 руб. основного долга и 1 700 904 руб. 48 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами законными и подлежащими удовлетворению в силу статей 120, 307, 309, 310, 395, 399, 506, 516 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В удовлетворении остальной части заявленных требований суд считает необходимым отказать.

В порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины суд относит на ответчика. Учитывая тяжелое имущественное положение ответчика, в том числе его доводы о недостаточности денежных средств для исполнения бюджета 2009г. суд уменьшает подлежащую оплате государственную пошлину до 4 000 руб. Оплаченная при подаче иска государственная пошлина в размере 96 000 руб. возвращается истцу из средств Федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 167 - 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Решил:

Исковые требования удовлетворить частично.

Взыскать с Иркутской области в лице Министерства финансов Иркутской области за счет средств казны Иркутской области в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Урало-Сибирская пожарн Ф.И.О. долг в размере 42 026 000 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 1 700 904 руб. 48 коп., расходы по оплате государственной пошлины в размере 4 000 руб.

В удовлетворении остальной части заявленных требований, в том числе к Государственному учреждению «1 отряд федеральной противопожарной службы по Иркутской области» отказать.

Вернуть Обществу с ограниченной ответственностью «Урало-Сибирская пожарно-техническая компания» из средств Федерального бюджета государственную пошлину в размере 96 000 руб.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья *.*. Коломинова