Решения районных судов

Постановление апелляции от 2010-03-09 №А56-80174/2009. По делу А56-80174/2009. Российская Федерация.

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

Постановление

г. Санкт-Петербург

09 марта 2010 года

Дело №А56-80174/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 03 марта 2010 года

Постановление изготовлено в полном объеме 09 марта 2010 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:



председательствующего *.*. Загараевой,

судей *.*. Будылевой, *.*. Горбачевой,

при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи *.*. Пряхиной,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-1668/2010) Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Красносельском районе Санкт-Петербурга на Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.12.2009 г. по делу № А56-80174/2009 (судья *.*. Никитушева), принятое

по иску (заявлению) Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Красносельском районе Санкт-Петербурга

к ООО “Простор-СПб“

о взыскании штрафных санкций

при участии:

от истца (заявителя): *.*. Позняк, доверенность от 01.10.2008 г. № 04-30/2008;

от ответчика (должника): не явился (извещен, уведомление № 106340);



Установил:

Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Красносельском районе Санкт-Петербурга (далее – Управление, заявитель) обратилось в арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью “Простор-СПб“ (далее – ООО “Простор-СПб“, Общество, ответчик) о взыскании штрафа за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в размере 504 руб.

Решением суда первой инстанции от 08.12.2009 г. в удовлетворении требований отказано.

В апелляционной жалобе Управление просит Решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение норм материального права.

Податель жалобы в обоснование своей позиции ссылается на то, что в НК РФ не содержится норм, обязывающих оформлять Решение одновременно с рассмотрением возражений к акту проверки, 08.09.2009 г. Решение было оформлено; страхователь был заблаговременно и достоверно извещен о времени и месте рассмотрения материалов проверки, имел возможность представить возражения, но своим правом не воспользовался; Решение о привлечении к ответственности вынесено с учетом сроков и с соблюдением процедуры, установленных НК РФ.

Представитель Общества в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, в связи с чем апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителя Общества.

Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.

Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлен факт нарушения Обществом сроков представления в органы Пенсионного фонда Российской Федерации сведений, предусмотренных статьей 11 Федерального закона от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон № 27-ФЗ), за 2008 год.

Факт нарушения подтвержден актом камеральной проверки от 15.07.2009 г. № 1430, направленным Обществу почтовым отправлением. Рассмотрение акта назначено на 11.08.2009 г., состоялось в тот же день, о чем свидетельствует, в частности, акт от 11.08.2009 г. № 8. Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения акта проверки, на его рассмотрение не явилось и возражений не представило.

Решением Управления от 08.09.2009 г. № 1261 Общество привлечено к ответственности по статье 17 Закона № 27-ФЗ за непредставление сведений индивидуального (персонифицированного) учета в виде взыскания штрафа в размере 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 504 руб. На основании названного решения в адрес ответчика направлено требование от 08.09.2009 г. № 1430 об уплате штрафа в срок до 01.10.2009 г.

Поскольку в указанный срок Общество добровольно не уплатило 504 руб. штрафа, Управление в порядке статьи 17 Закона № 27-ФЗ обратилось в арбитражный суд с заявлением о его взыскании.

Суд первой инстанции отказал Управлению в удовлетворении заявленного требования.

Суд апелляционной инстанции считает, что Решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, Общество в силу статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ (далее - Закон № 167-ФЗ) является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.

В соответствии со статьей 2 Закона № 167-ФЗ Закон № 27-ФЗ является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании, устанавливающий правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.

Под индивидуальным (персонифицированным) учетом согласно статье 1 Закона № 27-ФЗ понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 2 статьи 11 названного закона страхователи обязаны представлять один раз в год, но не позднее 1 марта следующего года, в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения о страховом стаже, сумме заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования, сумме начисленных страховых взносов по каждому работающему у него застрахованному лицу, а также другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии.

Дополнительно к указанным сведениям страхователь один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за отчетным, представляет сведения об уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц.

За непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, к страхователям в соответствии со статьей 17 Закона № 27-ФЗ применяются финансовые санкции в виде взыскания в судебном порядке 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно пункту 3 статьи 2 Закона № 167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля их уплаты, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.

Поскольку законодательными актами в сфере обязательного пенсионного страхования не установлен порядок привлечения к ответственности, такие правоотношения регулируются главой 14 Кодекса.

Как следует из статьи 100.1 НК РФ, порядок рассмотрения дел о выявленных в ходе мероприятий налогового контроля налоговых правонарушениях установлен в разных его статьях в зависимости от вида мероприятий налогового контроля.

Дела о правонарушениях, выявленных в ходе камеральной или выездной налоговой проверки, рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101 Кодекса, а выявленных в ходе иных мероприятий налогового контроля в порядке, предусмотренном статьей 101.4 НК РФ.

Таким образом, Управление рассмотрело материалы о привлечении Общества к ответственности в порядке, установленном статьей 101.4 Кодекса, и привлекло его к ответственности на основании указанной нормы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 101.4 НК РФ при обнаружении фактов, свидетельствующих о правонарушениях, должностным лицом должен быть составлен в установленной форме акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим такое правонарушение. Акт вручается лицу, совершившему правонарушение, под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения (пункт 4 статьи 101.4 Кодекса).

Пунктом 5 статьи 101.4 НК РФ предусмотрено право лица, совершившего правонарушение, в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт правонарушения, в течение 10 дней со дня получения акта представить в соответствующий орган письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям.

Из пунктов 6 и 7 статьи 101.4 НК РФ следует, что по истечении срока, указанного в пункте 5 данной статьи, в течение 10 дней руководитель (заместитель руководителя) уполномоченного органа рассматривает акт, в котором зафиксированы факты нарушения конкретных норм действующего законодательства, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим правонарушение. Акт рассматривается в присутствии привлекаемого к ответственности лица или его представителя. О времени и месте рассмотрения акта уполномоченный орган извещает лицо, совершившее правонарушение, заблаговременно. Неявка извещенного надлежащим образом лица, привлекаемого к ответственности за совершение правонарушения, или его представителя не лишает возможности руководителя (заместителя руководителя) уполномоченного органа рассмотреть акт в отсутствие этого лица.

В пункте 8 статьи 101.4 НК РФ указано, что по результатам рассмотрения акта и приложенных к нему документов и материалов руководитель (заместитель руководителя) уполномоченного органа выносит Решение о привлечении лица к ответственности за совершенное правонарушение либо об отказе в привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение.

Согласно пункту 12 статьи 101.4 Кодекса несоблюдение должностными лицами уполномоченного органа требований, установленных Кодексом или нарушение существенных условий процедуры рассмотрения акта и иных материалов мероприятий налогового контроля, может являться основанием для отмены принятого таким органом решения вышестоящим органом или судом.

К таким существенным условиям отнесено обеспечение возможности лица, в отношении которого составлен акт, участвовать в процессе рассмотрения материалов лично и (или) через своего представителя, и обеспечение этому лицу возможности представить объяснения.

Основаниями для отмены решения уполномоченного органа вышестоящим органом или судом могут являться иные нарушения процедуры рассмотрения материалов, если только такие нарушения привели или могли привести к принятию неправильного решения.

При рассмотрении настоящего дела суд первой инстанции Установилподтвержденное материалами дела нарушение Обществом установленного срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Это нарушение отражено в акте Управления, где указаны дата, время и место рассмотрения материалов проверки, направленном Обществу по почте. Решение о привлечении Общества к ответственности принято Управлением более поздней датой.

Суд первой инстанции, посчитав дату принятия решения датой рассмотрения материалов проверки, признал, что Управление нарушило права Общества, не известив последнего о времени и месте принятия решения. По мнению суда, такое нарушение является грубым нарушением прав Общества на представление возражений и объяснений относительно фактов, касающихся привлечения его к ответственности.

Апелляционная инстанция считает такой вывод суда ошибочным, основанным на неправильном применении норм материального права.

Судом не учтено, что из положений статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе ее пункта 8, не следует, что Решение о привлечении лица к ответственности за совершенное правонарушение либо об отказе в привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение должно быть вынесено в день рассмотрения материалов проверки или в иной день с извещением лица, привлекаемого к ответственности, о времени и месте принятия решения.

Иных нарушений процедуры рассмотрения материалов проверки, которые могли привести к принятию Управлением неправильного решения, судом не установлено, факт совершения нарушения подтвержден материалами дела.

Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции находит, что при рассмотрении спора суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права, в связи с чем обжалуемый судебный акт подлежит отмене.

Исходя из результата рассмотрения настоящего дела, положений статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также подпунктов 1, 12 и 4 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ (в редакции на момент рассмотрения спора и подачи апелляционной жалобы) с Общества подлежит взысканию в доход федерального бюджета 1 500 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой (500 руб.) и апелляционной (1 000 руб.) инстанций.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

Постановил:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу № А56-80174/2009 от 08.12.2009 отменить.

Взыскать с ООО «Простор - СПб», зарегистрированного за ОГРН 1037819001450, в пользу Пенсионного фонда Российской Федерации штрафные санкции в размере 504 рубля, а также в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 рублей.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.

Председательствующий

*.*. Загараева

Судьи

*.*. Будылева

*.*. Горбачева