Решения районных судов

Решение от 2010-03-01 №А52-6654/2009. По делу А52-6654/2009. Псковская область.

Решение

город Псков Дело №А52-6654/2009

01 марта 2010 года

Арбитражный суд Псковской области в составе судьи Орлова *.*. , при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Неговора *.*. , рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью «Промэкс»

к Государственному комитету Псковской области по имущественным отношениям

третье лицо:

Администрация города Пскова

о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в собственность земельного участка

при участии в заседании:

от заявителя: Панчишин *.*. – представитель, дов. от 30.11.2009;



от ответчика: Умникова *.*. – консультант юридического отдела, дов. от 15.06.2009;

от третьего лица: Васильева *.*. – начальник отдела правового обеспечения, дов. от 21.07.2009.

Общество с ограниченной ответственностью «Промэкс» (далее – Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Государственного комитета Псковской области по имущественным отношениям (далее – Комитет) от 10.11.2009 №1/4-4021 об отказе в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 60:27:060348:35, расположенного в г.Пскове, по ул. Грямячая, д.5. В порядке устранения допущенных нарушений прав и законных интересов Общество просит обязать ответчика предоставить спорный земельный участок.

Представитель ответчика требование не признал, указывает на отсутствие оснований для предоставления в собственность земельного участка в связи с разрушением здания, которое располагалось на спорном участке.

Представитель Администрации города Пскова указывает на возможность предоставления земельного участка при соблюдении требований законодательства к охране объектов культурного наследия.

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд

Установил:

28.08.2009 Общество обратилось в Государственный комитет Псковской области по имущественным отношениям с заявлением о выкупе земельного участка с кадастровым номером 60:27:060348:35, площадью 483 кв.м., расположенного в г.Пскове, по ул. Грямячая, д.5.

Письмом от 10.11.2009 Комитет указал на отсутствие оснований для предоставления в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в собственность испрашиваемого земельного участка в связи с непредставлением документов, подтверждающих наличие на земельном участке объекта недвижимости.

Заявитель просит признать отказ Комитета незаконным, поскольку на спорном земельном участке располагается приобретенный Обществом объект недвижимости – индивидуальный жилой дом.



Ответчик с требованием не согласен, указывает на то, что Обществом в настоящее время осуществляется строительство нового объекта недвижимости.

Представитель Администрации города Пскова пояснил, что приобретенный заявителем объект недвижимости (индивидуальный жилой дом) был расположен на двух земельных участках, спорный земельный участок был предоставлен правопредшественнику заявителя на праве аренды, по разрешению органов местного самоуправления заявителем осуществляется реконструкция жилого дома.

Суд считает требование заявителя неподлежащим удовлетворению с учетом следующего.

В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

В силу пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений, имеют исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков, в порядке и на условиях, которые установлены данным Кодексом, федеральными законами.

Порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения, регламентирован пунктами 5 - 8 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган, обладающий правом предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в течение месяца со дня поступления заявления о приобретении прав на земельный участок принимает Решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, на праве постоянного (бессрочного) пользования; в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

В соответствии со статьей 1 Закона Псковской области от 29.12.2005 №518-оз «Об отдельных положениях регулирования земельных отношений на территории Псковской области» (далее - Закон №518-оз) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городе Пскове, за исключением предоставления для строительства в границах застроенной территории, в отношении которой принято Решение о развитии, осуществляется администрацией области или уполномоченным ею органом исполнительной власти области, в том числе в случае предоставления земельных участков в границах территорий объектов культурного наследия и в границах зон охраны объектов культурного наследия;

Во исполнение этого положения Закона администрацией Псковской области принято Постановление от 06.12.2007 №435 «О порядке принятия решений по распоряжению земельными участками в городе Пскове, государственная собственность на которые не разграничена» (далее – Порядок).

В соответствии с пунктами 29, 33 Порядка заинтересованные в представлении земельного участка лица подают заявления в Комитет с приложением соответствующих документов, Решение о предоставлении земельного участка оформляется актом Комитета.

Сторонами не оспаривается и подтверждается письмом Государственного комитета Псковской области по культуре от 10.11.2008 №1990 (т.1, л.д.88), что спорный земельный участок является объектом культурного наследия, поскольку содержит в себе культурный слой – объект археологического наследия достопримечательное место «Посад».

Из материалов дела следует, что до 06.08.2008 гражданам Комаровой *.*. и Андющенко *.*. принадлежал на праве общей долевой собственности индивидуальный жилой дом с кадастровым номером 60:27:060348:0026:3297-А, расположенный в г.Пскове, по ул. Грямячая, д.5.

Права на земельный участок, на котором располагался дом, были распределены следующим образом:

земельный участок с кадастровым номером 60:27:060348:0026 общей площадью 595 кв.м., на котором фактически располагалась часть индивидуального жилого дома, принадлежал на праве собственности гр. Комаровой *.*. (т.1, л.д. 15, 20);

земельный участок с кадастровым номером 60:27:060348:0035 общей площадью 483 кв.м., на котором фактически располагалась другая часть индивидуального жилого дома, использовался гр. Андрющенко И.Н на праве аренды (т.1, л.д. 17-19).

Основания для разделения земельного участка, на котором располагался единый объект недвижимости, не являются предметом настоящего спора и судом не оцениваются, поскольку затрагивают права физических лиц - правопредшественников Общества.

Заявителем по договорам купли-продажи долей в праве собственности на жилой дом от 06.08.2008 с гр. Андрющенко *.*. и гр. Комаровой *.*. приобретены все доли на индивидуальный жилой дом с кадастровым номером 60:27:060348:0026:3297-А, в связи с чем Общество стало единоличным собственником жилого дома (т.1, л.д. 27-30).

Одновременно заявителем был приобретен в собственность земельный участок с кадастровым номером 60:27:060348:0026 общей площадью 595 кв.м. (т.1, л.д. 26).

В соответствии с правилами статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации к заявителю перешло право аренды на земельный участок с кадастровым номером 60:27:060348:0035 общей площадью 483 кв.м., в связи с чем Администрацией города Пскова и Обществом оформлен договор аренды от 02.10.2008 №3260 (т.1, л.д. 35-37).

14.11.2008 Администрацией города Пскова утвержден градостроительный план от 06.10.2008 №212-1195 названных выше земельных участков в целях осуществления реконструкции индивидуального жилого дома под блокированный жилой дом, и 19.11.2008 Обществом получено разРешение на строительство №220 (т.1, л.д. 111, т.2, л.д.. 1-20)

28.08.2009 Общество обратилось в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 60:27:060348:0035.

Исследовав и оценив обстоятельства дела суд не находит оснований для удовлетворения требования заявителя.

Свое требование о приобретении земельного участка в собственность заявитель основывает на положениях статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которым право на приобретение земельного участка в собственность предоставлено гражданам и юридическим лицам, которые имеют в собственности или на ином вещном праве здания, строения, сооружения, расположенные на этом участке.

Системное толкование статей 35 и 36 Земельного кодекса Российской Федерации позволяет прийти к выводу о том, что собственник здания, строения, сооружения вправе испрашивать в собственность или в аренду земельный участок с целью эксплуатации таких объектов.

Из материалов же дела следует, что в собственности Общества на дату обращения с заявлением в уполномоченный орган отсутствовал такой объект недвижимости как индивидуальный жилой дом. В частности, из уведомлений Управления Федеральной Регистрационной службы по Псковской области от 15.12.2009 следует, что Общество 24.09.2009 обращалось с заявлениями о прекращении права на индивидуальный жилой дом и регистрацией права собственности на объект незавершенного строительства (т.1, л.д. 125,126). При этом из кадастрового плана, выполненного государственным предприятием Псковской области «Бюро технической инвентаризации», следует, что по состоянию на 16.09.2009 на спорном земельном участке располагается незавершенный строительством объект недвижимости со степенью готовности 50% (т.1, л.д. 109).

Доводы заявителя о демонтаже индивидуального жилого дома после обращения с заявлением в Комитет о приобретении в собственность земельного участка судом не принимаются, как неподтвержденные. Подписание актов выполненных работ по демонтажу дома в октябре 2009 года само по себе не является достаточным доказательством указанных выше обстоятельств при наличии в материалах дела доказательств, противоречащих доводам заявителя.

В статье 39 Земельного кодекса Российской Федерации установлен специальный порядок, при котором в случае разрушения здания, строения, сооружения от пожара, стихийных бедствий, ветхости права на земельный участок, предоставленный для их обслуживания, сохраняются за лицами, владеющими земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, при условии начала восстановления в установленном порядке здания, строения, сооружения в течение трех лет. Уполномоченные органы вправе продлить этот срок.

По смыслу статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с положениями статьи 39 нахождение объекта недвижимого имущества в разрушенном состоянии означает, что его собственник в силу прямого указания закона сохраняет за собой в целях восстановления разрушенного объекта ранее предоставленный правовой титул на землю, на котором расположен указанный объект. После восстановления разрушенного объекта недвижимого имущества собственник может воспользоваться исключительным правом, предусмотренным пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.

По смыслу статьи 39 Земельного кодекса Российской Федерации условия сохранения прав за арендаторами и субарендаторами земельных участков в случае разрушения здания, строения, сооружения определяются договором аренды (субаренды) земельных участков.

Указанные выше нормы не только предоставляют определенные гарантии собственнику разрушенного объекта недвижимости, но и возлагают на него обязанность по восстановлению объекта недвижимости в установленный законом (договором) срок с риском наступления неблагоприятных последствий для собственника разрушенного объекта недвижимости в случае невыполнения такой обязанности.

В соответствии со статьей 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, высказанной в постановлении Президиума от 01.12.2009 №6811/2009, отсутствие в собственности земельного участка под разрушенными объектами не ограничивает прав собственника таких объектов как субъекта гражданского оборота.

Доказательств иного заявителем не представлено.

Поскольку отказ Комитета в предоставлении заявителю земельного участка с кадастровым номером 60:27:060348:0035, площадью 483 кв.м. в собственность соответствует требованиям закона и права и законные интересы Общества не нарушены, в удовлетворении требования следует отказать.

Обществом в связи с рассмотрением спора в суде уплачена государственная пошлина в сумме 2000 руб. Данные судебные расходы с учетом результатов рассмотрения дела относятся на заявителя.

Руководствуясь статьями 167 – 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

В удовлетворении требования общества с ограниченной ответственностью «Промэкс» о признании незаконным решения Государственного комитета Псковской области по имущественным отношениям от 10.11.2009 №1/4-4021 об отказе в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 60:27:060348:0035 отказать.

На Решение в течение месяца после его принятия может быть подана апелляционная жалоба в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Псковской области.

Судья *.*. Орлов