Решения районных судов

Решение от 2010-03-10 №А51-21356/2009. По делу А51-21356/2009. Приморский край.

Решение

г. Владивосток Дело № А51-21356/2009

10 марта 2010 года

Резолютивная часть решения оглашена 02 марта 2010 г., мотивированное Решение изготовлено 10 марта 2010 г.

Арбитражный суд Приморского края в составе:

председательствующего Голоузовой *.*. ,

судей Бибик *.*. , Анисимовой *.*.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Находкинская электросеть»

к Администрации Находкинского городского округа

при участии прокурора Приморского края

о признании пунктов 2.2, 3, 4 постановления мэра города Находки от 06.12.2004 г. № 2666 «О выдаче разрешений на изъятие растительных природных ресурсов» не соответствующими статьям 5, 7, 16 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и недействующими



при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кравцовой *.*.

при участии в заседании:

от заявителя – начальник юридического отдела Лозинская *.*. (дов. № 5 от 14.01.2010 г., выдан ТП № 2 ОУФМС России по Приморскому краю в г.Находка 12.11.2009 г.)

от ответчика: главный специалист 1 разряда Упская *.*. (дов. № 1.31-1084 от 18.05.2009 г., уд. № 571 до 15.03.2010 г.)

от прокурора: Барабаш *.*. (уд. ТО № 096784, выдано 21.12.2009 г. до 21.12.2014 г.)

Установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Находкинская электросеть» (далее по тесту – «заявитель», «общество») обратилось в арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании пунктов 2.2, 3 и 4 постановления мэра г.Находка от 06.12.2004 г. № 2666 «О выдаче разрешений на изъятие растительных природных ресурсов» не соответствующими Федеральному закону от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и недействующими.

В судебном заседании 04 февраля 2010 г. общество уточнило заявленные требования: просит признать пункты 2.2, 3 и 4 постановления мэра г.Находка от 06.12.2004 г. № 2666 «О выдаче разрешений на изъятие растительных природных ресурсов» не соответствующими статьям 5, 7, 16 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон «Об охране окружающей среды») и недействующими.

В судебном заседании 25 февраля 2010 г. прокурор Приморского края заявил ходатайство о вступлении в дело прокурора Приморского края в порядке статьи 52 АПК РФ для обеспечения законности, поскольку предметом спора является оспаривание нормативного правового акта органа местного самоуправления.

Судом ходатайство рассмотрено и удовлетворено. Дело рассматривается судом при участии прокурора Приморского края.



В обоснование требований заявитель указал, что для получения разрешения Администрации Находкинского городского округа (далее по тексту – «Администрация», «ответчик») на подрезание и спиливание деревьев на территории округа им была произведена оплата восстановительной стоимости растительных ресурсов в размере 16 829 руб., которая установлена пунктами 2.2, 3 и 4 постановления мэра г.Находка от 06.12.2004 г. № 2666. С введением данной платы общество не согласно, полагает, что статья 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды» не предусматривает полномочий органов местного самоуправления по установлению платы за вред, причиненный за какие-либо виды негативного воздействия на окружающую среду, в том числе и за вред, причиненный зеленому фонду.

Общество со ссылкой на статьи 5,16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» указывает, что полномочиями по установлению порядка определения размера платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия наделены только органы государственной власти Российской Федерации.

По мнению общества, Постановление мэра г.Находки в обжалуемой части незаконно возлагает на общество обязанности по уплате восстановительной стоимости растительных ресурсов.

Администрация по заявленным требованиям возразила. В письменном отзыве на заявление указала, что полномочия органов местного самоуправления по организации мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа и организации благоустройства и озеленения территории городского округа, использования и охраны городских лесов, расположенных в границах округа, определены Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Обжалуемое Постановление принято в соответствии с Правилами внешнего благоустройства, озеленения, обеспечения чистоты и порядка на территории муниципального образования города Находка, которыми предусмотрено, что вырубка и пересадка деревьев и кустарников на территориях, попадающих под застройку, производится только по согласованию с управлением благоустройства и разрешению отдела экологии и природопользования Администрации г.Находка.

Администрация пояснила, что оспариваемые нормы не устанавливают порядок определения размера платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, а определяют размер платы за возмещение вреда, причиненного зеленому фонду, который не входит в понятие «негативное воздействие на окружающую среду». Со ссылкой на часть 3 статьи 15 Федерального закона «Об охране окружающей среды» полагает, что муниципальные правовые акты входят в понятие «законодательство Российской Федерации».

Представитель прокурора Приморского края по требованиям заявителя возражает. Со ссылкой на статьи 7 и 77 Федерального закона «Об охране окружающей среды» считает, что вред окружающей среде должен быть возмещен в соответствии с методиками и таксами, утвержденными в установленном порядке органами местного самоуправления. Данное полномочие, по мнению представителя прокурора, предусмотрено в рамках организации мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального образования.

Заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд Установил, что 06 декабря 2004 г. мэром г.Находка было принято Постановление № 2666 «О выдаче разрешений на изъятие растительных природных ресурсов».

Согласно пункту 2.2. постановления разрешения на изъятие природных ресурсов выдаются после оплаты за вред, причиненный зеленому фонду, в размерах:

двукратной восстановительной стоимости зеленых насаждений – при изъятии растительных природных ресурсов в границах особо охраняемых природных территорий;

восстановительной стоимости – при вырубке в границах территорий общего пользования;

50% восстановительной стоимости – при пересадке, обрезке деревьев, кроме санитарно-гигиенической и эстетической.

Пунктами 3 и 4 данного постановления утверждены прилагаемые восстановительные стоимости растительных природных ресурсов и реквизиты для оплаты за восстановительную стоимость зеленых насаждений в бюджет.

Постановление опубликовано в официальном печатном издании округа – «Ведомости Находки», № 21 - 23 (106 - 108) от 22 декабря 2004 г.

Посчитав, что указанные пункты постановления мэра г.Находки незаконно устанавливают размер ущерба, который должен исчисляться исходя из фактически причиненного вреда, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их недействующими.

Исследовав и оценив представленные в дело доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению в силу следующего.

В соответствии со статьей 192 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания акта недействующим, необходимо одновременно наличие двух вышеуказанных условий: несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушение прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно статье 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды» (в редакции, действовавшей на момент издания оспариваемого акта) полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, определяются в соответствии с федеральными законами.

Статья 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относит организацию мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, а также организацию благоустройства и озеленения территории городского округа, использования и охраны городских лесов, расположенных в границах городского округа.

Аналогичные полномочия были предусмотрены пунктами 1.22 и 1.38 статьи 11 Устава муниципального образования г.Находка в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого акта.

В рамках реализации полномочий органов местного самоуправления Решением Находкинской городской думы от 29 октября 2003 г. № 105 были приняты Правила внешнего благоустройства, озеленения, обеспечения чистоты и порядка на территории муниципального образования город Находка.

Пунктом 2.8.2 данных Правил предусмотрено, что вырубка и пересадка деревьев и кустарников на территориях, попадающих под застройку, производится только по согласованию с управлением благоустройства и на основании разрешения отдела экологии и природопользования администрации города Находки.

Порядок выдачи данных разрешений был предусмотрен Постановлением мэра г.Находки от 06 декабря 2004 г. № 2666 «О выдаче разрешений на изъятие растительных природных ресурсов», пункты 2.2, 3 и 4 которого оспаривает заявитель.

Согласно пункту 2.1 данного постановления разрешения на изъятие растительных природных ресурсов (деревьев, кустарников, природных ландшафтов, газонов, цветников, растительного грунта) выдаются в отношении ресурсов, попадающих в зону строительства и производства работ, прокладки инженерных сетей, капитального ремонта и реконструкции зданий и сооружений, на основании: заявления; акта осмотра; правоустанавливающих и учредительных документов заявителя.

Приведенные нормативные акты направлены на упорядочение деятельности физических и юридических лиц, связанной с непосредственным воздействием на окружающую среду, а также минимизацию последствий такого воздействия.

Согласно статьи 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности, платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде, обязательности оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности.

Статья 77 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предусматривает, что юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде.

Согласно статье 10 Федерального закона «Об охране окружающей среды» управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Постановлением мэра г.Находки от 06 декабря 2004 г. № 2666 утверждены ставки исчисления размера вреда, причиняемого окружающей природной среде вырубкой, пересадкой и обрезкой зеленых насаждений и компенсируемого заинтересованными лицами в добровольном порядке.

Установление такого порядка компенсации вреда органом местного самоуправления отвечает основным принципам охраны окружающей среды, в том числе в части обязательности оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности.

Ссылку заявителя на то, что платеж, описанный в пункте 2.2. постановления мэра г.Находки от 06 декабря 2004 г. № 2666, является платой за негативное воздействие на окружающую природную среду и в соответствии со статьями 5, 7 и 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» должен быть установлен Правительством Российской Федерации, суд отклоняет.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» разделяет понятие «негативное воздействие» и «ущерб, причиненный окружающей природной среде». При этом пунктом 2 статьи 16 Федерального закона предусмотрены виды негативного воздействия на окружающую среду, к которым относят:

выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;

сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;

загрязнение недр, почв;

размещение отходов производства и потребления;

загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;

иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Ущерб, причиняемый окружающей природной среде, к негативному воздействию на окружающую среду не отнесен, в связи с чем довод заявителя о том, что расчет ущерба должен исчисляться исходя из ставок, установленных органами государственной власти Российской Федерации, суд считает ошибочным.

На основании части 4 статьи 194 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.

Оспариваемые пункты 2.2, 3 и 4 постановления мэра г.Находки от 06 декабря 2004 г. № 2666 не противоречат Федеральному закону «Об охране окружающей природной среды», иному федеральному закону или нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и принято в пределах полномочий мэра г.Находки.

Кроме того, суд не усматривает нарушения оспариваемыми пунктами постановления мэра г.Находки прав и законных интересов заявителя.

Статьи 3, 77 Федерального закона «Об охране окружающей природной среды» предусматривают полное возмещение вреда окружающей среде в результате порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, которое может осуществляться в добровольном порядке либо посредством принудительного взыскания через судебные органы.

Как следует из материалов дела, получая разРешение № 09-183р от 03.09.2009 г. на изъятие природных растительных ресурсов – деревьев в количестве 18 шт, а также обрезку деревьев, касающихся линий электропередач, обществом произведена оплата восстановительной стоимости изымаемых природных ресурсов. Размер вреда определен на основании акта обследования земельного участка от 02.09.2009 г., а также расчета восстановительной стоимости древесно-кустарниковой растительности.

Факт причинения обществом вреда окружающей среде порубкой деревьев, а также размер вреда общество не оспаривает. Данный вред был возмещен в добровольном порядке до получения разрешения на изъятие природных растительных ресурсов.

При таких обстоятельствах основания для удовлетворения требовании общества отсутствуют.

Руководствуясь статьями 167-170, 195 АПК РФ, суд

Решил:

Признать пункты 2.2, 3, 4 постановления мэра г.Находка от 06.12.2004 г. № 2666 «О выдаче разрешений на изъятие растительных природных ресурсов» соответствующими статьям 5, 7, 16 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

В удовлетворении требования общества с ограниченной ответственностью «Находкинская электросеть» отказать.

Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия.

Решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение месяца со дня вступления его в законную силу через Арбитражный суд Приморского края.

Председательствующий

*.*. Голоузова

Судьи

*.*. Бибик

*.*. Анисимова