Решения районных судов

Решение от 06 мая 2011 года . По делу А59-1197/2011. Республика Саха.

Решение

г. Южно-Сахалинск Дело № А59-1197/2011

06 мая 2011 года

Арбитражный суд Сахалинской области в составе:

Председательствующего судьи Дудиной С.Ф.,

При ведении протокола судебного заседания секретарем Тен Е.Ч.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску заместителя прокурора Сахалинской области

к ответчикам: Обществу с ограниченной ответственностью «Коммунальные сети» (ОГРН 1086508000248; ИНН 6508008314),

Отделу внутренних дел по Углегорскому муниципальному району (ОГРН 1026500994354; ИНН 6508004180)

о признании недействительными пунктов 3.2.1., 3.2.2. договора № 61 а от 01.01.2011 года на прием сточных вод

При участии:

От истца – Рослая В.А. – помощник прокурора области

От ответчиков – представители не явились

Установил:

Резолютивная часть решения от 06.05.2011. Полный текст решения изготовлен 06.05.2011.

Заместитель прокурора Сахалинской области обратился в арбитражный суд Сахалинской области к Обществу с ограниченной ответственностью «Коммунальные сети» ( далее – ООО «Коммунальные сети») и Отделу внутренних дел по Углегорскому муниципальному району ( далее – ОВД по Углегорскому району) с иском о признании недействительными в силу ничтожности пунктов 3.2.1, 3.2.2. договора № 61 а от 01.01.2011 на прием сточных вод.



Иск обоснован тем,что Гражданским кодексом Российской Федерации и Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации,утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 № 167 ( далее – Правила), Указом Президента Российской Федерации от 23.11.1995 № 1173 « О мерах по осуществлению устойчивого функционирования объектов,обеспечивающих безопасность государства» отдел внутренних дел относится к организациям,обеспечивающим безопасность государства,поэтому прекращение приема сточных вод в отношении данного объекта является незаконным.

В судебном заседании представитель прокурора поддержала иск в полном объеме.

ООО «Коммунальные сети» о времени и месте судебного разбирательства по делу извещено надлежащим образом, своего представителя в судебное заседание не направило,отзыв на иск не представило.

ОВД по Углегорскому району в отзыве на иск с иском не согласилось по тем основаниям,что оспариваемые пункты договора соответствуют пункту 2 статьи 546 и пункту 3 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации.

ОВД Углегорского района своего представителя в судебное заседание не направило,просит рассмотреть дело в отсутствие представителя.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав представителя прокурора области,изучив материалы дела,суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 01.01.2011 между ООО «Коммунальные сети» (поставщик) и ОВД по Углегорскому району“ ( абонент) был заключен договор на прием сточных вод 61а, в соответствии с условиям которого поставщик принял на себя обязательства по приему сточных вод в канализационные сети от абонента и его субабонентов согласно выданным техническим условиям.

При исполнение настоящего договора стороны,согласно пункту 2.1. договора, руководствуются Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации,утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 № 167 ( далее – Правила), а также нормативными актами органов местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 3.2.1. договора, поставщик имеет право прекратить прием сточных вод без предварительного уведомления абонента в следующих случаях:

при прекращения энергоснабжения объектов поставщика;

при возникновении аварии в результате стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций.

Пунктом 3.2.2 договора предусмотрено право поставщика, после предварительного уведомления абонента, прекратить или ограничить прием сточных вод в следующих случаях:

получения предписания и решения местных служб Госсанэпиднадзора;

при самовольном пользовании системами коммунального канализации;



при попадании не разрешенных к сбросу сточных вод и загрязняющих веществ в систему коммунальной канализации,причинивших ущерб этой системе или приведших к аварии;

при устранении последствий аварии на системах канализации;

при аварийном или неудовлетворительном состоянии канализационных сетей абонента;

при проведении работ по присоединению новых абонентов;

при проведении планово-предупредительного ремонта.

Заместитель прокурора Сахалинской области, считая пункты 3.2.1., 3.2.2. договора ничтожными, как противоречащие положениям пункта 4 статьи 421, пункту 1 статьи 422, статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), обратился в арбитражный суд с соответствующим иском.

Согласно пунктам 1 и 4 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).

Согласно пункту 11 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановления Правительства Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167), отпуск (получение) питьевой воды и (или) прием (сброс) сточных вод осуществляются на основании договора энергоснабжения, относящегося к публичным договорам (статьи 426, 539 - 548 ГК РФ), заключаемого абонентом (заказчиком) с организацией ВКХ.

В соответствии с пунктом 2 статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 ГК РФ) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

Пунктом 2 статьи 546 ГК РФ предусмотрено, что в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает юридическое лицо, энергоснабжающая организация вправе отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным статьей 523 данного Кодекса, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.

Изложенная в приведенной статье норма в исключение из общего правила о недопустимости одностороннего отказа от исполнения обязательства (статья 310 ГК РФ) допускает возможность подобного отказа, но ограничивает такую возможность случаями, установленными не только законом, но и иными правовыми актами, к каковым относятся и Постановления Правительства Российской Федерации.

Пунктом 81 Правил N 167 установлено, что организация водопроводно-канализационного хозяйства может прекратить или ограничить отпуск питьевой воды и (или) прием сточных вод без предварительного уведомления абонентов в следующих случаях:

прекращение энергоснабжения объектов организации водопроводно-канализационного хозяйства;

возникновение аварии в результате стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций;

необходимость увеличения подачи питьевой воды к местам возникновения пожаров.

Согласно пункту 82 Правил N 167 организация водопроводно-канализационного хозяйства может прекратить или ограничить отпуск питьевой воды и (или) прием сточных вод, предварительно уведомив абонента, органы местного самоуправления, местные службы госсанэпиднадзора, а также территориальное подразделение Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в следующих случаях:

резкое ухудшение качества воды в источнике питьевого водоснабжения;

получение предписания или решения местных служб госсанэпиднадзора;

самовольное пользование системами коммунального водоснабжения и (или) канализации;

попадание не разрешенных к сбросу сточных вод и загрязняющих веществ в систему коммунальной канализации, причинивших ущерб этой системе или приведших к аварии;

устранение последствий аварии на системах коммунального водоснабжения и канализации;

аварийное или неудовлетворительное состояние водопроводных и (или) канализационных сетей абонента;

проведение работ по присоединению новых абонентов в сроки, согласованные с указанными органами;

проведение планово-предупредительного ремонта.

При этом пунктом 83 Правил N 167 предусмотрено, что не подлежит ограничению ниже аварийной (технологической) брони или прекращению подача питьевой воды и (или) прием сточных вод организациям, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.

В отношении потребителей (отдельных объектов), ограничение режима потребления которых может привести к возникновению угрозы жизни и здоровью людей, пунктом 168 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530, установлен специальный порядок введения частичного ограничения режима энергопотребления и не допускающий полного ограничения режима потребления. Перечень таких потребителей предусмотрен в приложении N 6 к вышеназванным Правилам. К числу указанных потребителей законодателем отнесены объекты Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, Службы внешней разведки Российской Федерации, Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации.

Статьей 1 Указа Президента Российской Федерации от 23.11.1995 № 1173 « О мерах по осуществлению устойчивого функционирования объектов,обеспечивающих безопасность государства» установлено,что ограничение или прекращение отпуска топливно - энергетических ресурсов (электрической и тепловой энергии, газа и воды), оказания услуг связи и коммунальных услуг воинским частям, учреждениям, предприятиям и организациям федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, считаются действиями, нарушающими безопасность государства.

В Перечне федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством предусмотрена военная или приравненная к ней служба к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 20.12.2004 № 317 Об утверждении Порядка ведения специального сегмента Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (Зарегистрировано в Минюсте РФ 31 декабря 2004 г. N 6257) значится Министерство внутренних дел Российской Федерации.

В пункте 2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 26.12.2002 № 17-П разъяснено,что по смыслу статей 37 (часть 1) и 59 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 32 (часть 4), 71 (пункт “м“), 72 (пункт “б“ части 1) и 114 (пункты “д“, “е“), военная служба, служба в органах внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службе, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в федеральных органах налоговой полиции (далее - военная и аналогичная ей служба), посредством прохождения которой граждане реализуют свое право на труд, представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства, общественного порядка, законности, прав и свобод граждан и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах.

Таким образом, прекращение приема сточных вод от объекта Министерства внутренних дел Российской Федерации в отсутствие согласования объемов аварийной брони может быть предусмотрено исключительно законом и принятыми во исполнение данного закона иными нормативно-правовыми актами, и не может быть расширено или изменено по усмотрению сторон.

Учитывая изложенное, пункты 3.2.1. и 3.2.2. договора № 61 а от 01.01.2011 на прием сточных вод противоречат действующему законодательству.

В силу статьи 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

Согласно пункту 32 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8, Гражданский кодекса Российской Федерации не исключает возможности предъявления исков о признании недействительной ничтожной сделки.

В соответствии со статьей 180 ГК РФ недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части.

Признание недействительными оспоренных пунктов договора от 01.01.2011 N 61а не повлияет на исполнение сторонами своих обязательств, а, следовательно, не влечет ничтожности прочих условий договора.

Доводы ОВД по Углегорскому району,изложенные в отзыве на иск,суд признает несостоятельными,так как противоречат приведенным выше нормам права.

В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственную пошлину за рассмотрение дела в суде первой инстанции су Ф.И.О.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37. Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам,рассматриваемым в арбитражных судах.

Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Решил:

Признать недействительными пункты 3.2.1., 3.2.2. договора № 61 а от 01.01.2011 года на прием сточных вод, заключенного между Обществом с ограниченной ответственностью «Коммунальные сети» и Отделом внутренних дел по Углегорскому муниципальному району.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Коммунальные сети» в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2000 рублей.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд.

Судья С.Ф. Дудина