Решения районных судов

Решение от 18 октября 2010 года. По делу А58-4818/2010. Республика Саха.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Решение

город Якутск Дело № А58-4818/2010

18 октября 2010г.

Резолютивная часть решения оглашена 08 октября 2010 года. Полный текст решения изготовлен 18 октября 2010 года.

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Устиновой *.*., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «ТСТ» к Государственному комитету Республики Саха (Якутия) по геологии и недропользованию о признании незаконным бездействия и недействительным распоряжения, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне Комитета Управления по недропользованию по Республике Саха (Якутия), на стороне Общества Ленского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору,
составив протокол в соответствии с ч. 3 ст. 155 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с участием представителей: ООО – Юртаевой *.*. по доверенности от 24.08.2009г. № 33, Комитета – Скрябина *.*. по доверенности от 11.01.2010г., третьего лица Якутнедра – Федоровой *.*. по доверенности от 23.08.2010г., третьего лица Ростехнадзора – Поляничко *.*. по доверенности от 11.01.2010г. № 01-10/30,

Установил:

В судебном заседании был объявлен перерыв с 17-00 часов 04.10.2010г. до 10-30 часов 08.10.2010г., уведомление об объявлении перерыва размещено на официальном сайте Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) в Интернете и на стенде объявлений Арбитражного суда Республики Саха (Якутия).

Общество с ограниченной ответственностью «ТСТ» - далее Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением с учетом уточнения заявленных требований, принятого судом определением от 14.09.2010г., к Государственному комитету Республики Саха (Якутия) по геологии и недропользованию – далее Комитет о признании незаконным бездействия Комитета по внесению изменений в пункты 2.1. и 2.4. лицензионного соглашения об условиях недропользования на месторождении габбро-долеритов Тит-Ары к лицензии на право пользования недрами серии ЯКУ № 02090 и недействительным распоряжения Комитета от 08.06.2010г. № 96-р «Об отмене распоряжения Госкомгеологии Республики Саха (Якутия) от 08.05.2008г. № 52-р» и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем возложения на Комитет обязанности внести изменения в лицензионное соглашение.

Определением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 06.08.2010г. в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне Комитета привлечено Управление по недропользованию по Республике Саха (Якутия).

Определением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия)
от 24.08.2010г. в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заявителя Общества привлечено Ленское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ленское управление Ростехнадзора).

Обществом 01.10.2010г. представлено уточнение заявленных требований от 01.10.2010г. – Общество просит признать незаконным бездействие Комитета, выразившееся в невнесении изменений в условия недропользования, предусмотренные п. 2.4 лицензионного соглашения об условиях недропользования на месторождении габбро-долеритов Тит-Ары к лицензии на право пользования недрами серии ЯКУ № 02090 о размере и границах горного отвода, не указании координат угловых точек горного отвода; недействительным распоряжение Комитета от 08.06.2010г. № 96-р «Об отмене распоряжения Госкомгеологии Республики Саха (Якутия) от 08.05.2008г. № 52-р »; в порядке устранения допущенных Комитетом нарушений прав и законных интересов Общества обязать Комитет внести изменения в п. 2.4 лицензионного соглашения следующего содержания: «Горный отвод обозначен на прилагаемой копии топографического плана угловыми точками №№ 1 – 12. Площадь проекции горного отвода, обозначенная на копии топографического плана угловыми точками, составляет 8, 48 га» и отменить распоряжение от 08.06.2010г. № 96-р.

В соответствии частью 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.

Таким образом, с учетом нормы процессуального закона суд приходит к выводу о принятии уточнения заявленного требования Общества от 01.10.2010г.

Заявленные требования Общество обосновывает тем, что в соответствии с абзацем 3 статьи 7 Закона РФ «О
недрах» при предоставлении лицензии на пользование недрами устанавливаются предварительные границы горного отвода, после разработки технического проекта, получения на него положительного заключения государственной экспертизы, согласования указанного проекта, документы, определяющие уточненные границы горного отвода включаются в лицензию в качестве неотъемлемой составной части; согласно п. 10.1 лицензионного соглашения, при выявлении обстоятельств, влияющих на недропользование, органы, выдавшие лицензию, вправе в установленном порядке пересмотреть лицензионное соглашение с учетом новых данных, принятое Решение об изменении условий недропользования фиксируется в виде дополнительной записи в соглашении и удостоверяется подписями сторон; Обществом были направлены в Комитет все необходимые документы для внесения изменений в лицензионное соглашение об изменении площади лицензионного участка в соответствии с горноотводным актом; Комитетом 08.05.2008г. было издано распоряжение № 52-р «О внесении изменений в лицензионное соглашение общераспространенных полезных ископаемых»; до настоящего времени дополнение к лицензионному соглашению не изготовлено и сторонами не подписано; в связи с указанным бездействием Общество лишено возможности подать заявку на геологическое изучение недр в пределах координат горноотводного акта и провести геологическое изучение недр в пределах предоставленного лицензионного участка; оспариваемое распоряжение, которым отменено распоряжение № 52-р от 08.05.2008г., является незаконным и нарушает права и законные интересы Общества, т.к. распоряжение не соответствует абз. 3 ст. 7 Закона РФ «О недрах» о корректировке границ горного отвода после утверждения технического проекта; противоречит п. 3 ст. 23 Закона РФ «О недрах» о рациональном использовании недр, отменив законное распоряжение № 52-р, Комитет создал для Общества препятствия в геологическом изучении предоставленного участка недр; Комитет, указывая, что основанием к отмене распоряжения № 52-р послужила статья 7 Закона РФ «О недрах», в соответствии
с которой Комитет в 2010 году приводит в соответствие с действующим законодательством, но что именно приводится в соответствие с действующим законодательством, не указывает.

Комитетом представлены отзыв (л.д. 52), в котором указано о том, Комитет не нарушил права Общества в осуществлении предпринимательской деятельности – проведении работ по геологическому изучению недр, т.к. в соответствии со статьей 12 Закона РФ «О недрах» в условия пользования недрами вносятся изменения тем органом, который предоставил право пользования недрами, Обществу лицензия была выдана Управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов РФ по Республике Саха (Якутия); дополнение к отзыву (л.д. 103 – 106), в котором указано, что габбро-долеритовое месторождение «Тит-Ары» было предоставлено в пользование недрами не как общераспространенные полезные ископаемые, а как строительные материалы для производства, принятие Комитетом распоряжения от 08.05.2008г. № 52-р было осуществлено с превышением полномочий и не порождающим юридических последствий, в связи с чем распоряжение было отменено распоряжением Комитета от 08.06.2010г. № 96-р, в связи с чем Комитет считает, что он является ненадлежащим ответчиком, Общество путает понятия лицензионный участок и горный отвод, законом не предусмотрено изменение границ лицензионного участка; дополнение к отзыву (поступило в суд 04.10.2010г.), в котором указано о том, что в лицензию на право пользования недрами можно вносить изменения относительно срока пользования недрами, срока ввода в эксплуатацию объектов, определенных лицензионным соглашением и перехода права пользования недрами, в части 3 статьи 7 и статье 23.2 Закона РФ «О недрах» говорится не об участке недр, переданного в пользование в соответствие с лицензией, а о горном отводе, Законом РФ «О недрах» не определено, что
должны вноситься изменения в содержание лицензии, а указано о том, что документы, уточняющие границы горного отвода, включаются в лицензию в качестве приложения, если лицензией предусматривается добыча полезных ископаемых, то границы горного отвода устанавливаются в соответствии с условиями лицензии на пользование недр, требование Общества о приведении в соответствии предоставленного лицензией участка недр в соответствие с горноотводным актом противоречит законодательству.

Третьим лицом – Якутнедра представлены отзыв на заявление (л.д. 65 – 66), в котором Якутнедра считают, что в соответствии с п. 9 ст. 4 Закона РФ «О недрах» установление порядка пользования недрами в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых (ОПИ) относится к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях, т.к. согласно Государственному балансу запасов полезных ископаемых месторождение габбро-долеритов Тит-Ары относится к строительным камням и согласно перечню, утвержденному совместным расопряжением МПР России, Федерального горного и промышленного надзора России от 25.09.2003г. № 438-р и Правительства Республики Саха (Якутия) от 17.10.2003г. № 1202-р, щебень из габбро-долеритов как гравий относится к ОПИ по Республике Саха (Якутия); дополнение к отзыву (л.д. 143 – 145), в котором указано о том, что заявление Общества о предоставлении права пользования недрами с целью разработки карьера строительного щебня на Тит-Аринском участке Хангаласского улуса было подано на участок площадью 0, 53 га, лицензия предоставлена с целью добычи строительного щебня на месторождении габбро-долеритов Тит-Ары, в лицензии приведены координаты центра участка недр, площадь горного отвода 0, 53 га, к лицензии приложены графические приложения на 5 листах, где обозначены контуры лицензионного участка и необходимые разрезы, в соответствии со ст. 12
Закона РФ «О недрах» в лицензии могут быть пересмотрены только сроки ввода в эксплуатацию объектов, определенные лицензионным соглашением, при предоставлении лицензии схема приведена с разносом бортов карьера, горный отвод должен быть оформлен в пределах площади лицензионного участка на запасах, прошедших государственную экспертизу.

Третьим лицом – Ростехнадзором представлен отзыв на заявление (л.д. 147 – 148), в котором указано о том, что при определении (установлении) границ горного отвода органы Ростехнадзора руководствуются Федеральным законом « О недрах», Инструкцией по оформлению горных отводов для разработки месторождений полезных ископаемых, утвержденной МПР России от 07.08.1998г. № 56, приказом Ростехнадзора и МПР России от 13.07.2006г. № 685/159.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судом установлены обстоятельства дела.

04.02.2004г. Обществу выдана лицензия серии ЯКУ № 02090 ПЭ для добычи строительного щебня на месторождении габбро-долеритов Тит-Ары на территории муниципального образования «Хангаласский улус» (л.д. 27).

Условия недропользования согласованы в лицензионном соглашении (л.д. 19 – 26). В соответствии с пунктом 2.1. установлены координаты центра участка недр в виде географических координат; пунктом 2.4. установлена площадь участка горного отвода 0.53 га.

Управлением по технологическому и экологическому надзору по Республике Саха (Якутия) 03.04.2006г. согласован технический проект, выдано заключение № 1720 (л.д. 7) по проекту горного отвода и проекту на открытую разработку месторождения габбро-долеритов «Тит-Ары», Хангаласского улуса, испрашиваемого ООО «ТСТ», в соответствии с которым Управлением согласован проект на открытую разработку месторождения габбро-долеритов «Тит-Ары» в части охраны недр и рационального использования минерального сырья, испрашиваемый Обществом контур горного отвода, ограниченный угловым точками №№ 1 – 12, суммарной площадью 8, 48 га утвержден сроком до 31.12.2014г.

Управлением по технологическому
и экологическому надзору по Республике Саха (Якутия) 03.06.2006г. выдан горноотводный акт № 1720 (л.д. 18), в соответствии с которым удостоверены уточненные границы горного отвода для разработки открытым способом месторождения габбро-долеритов «Тит-Ары», указано о том, что горный отвод расположен в Хангаласском улусе РС (Я) и обозначен на прилагаемой копии топографического плана (л.д. 17) угловыми точками №№ 1 – 12, площадь проекции горного отвода, обозначенная на копии топографического плана угловым точками, составляет 8, 48 га.

16.11.2007г. Обществом заключен с ГУ «Хангаласский лесхоз» Департамента по лесным отношениям Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия) договор аренды лесного участка (л.д. 12 – 16, 8 – 10) площадью 8, 48 га, находящегося по адресу: Республика Саха (Якутия), Хангаласский лесхоз, Синское лесничество в квартале 731 выделы 24, 26 на месторождении габбро-долеритов «Тит-Ары», кадастровый номер 14:32:060202:0003 сроком с 16.11.2007г. по 31.01.2014г.

17.04.2008г. Обществом направлено в Комитет письмо № 287/01-04 (л.д. 28) о внесении изменений в лицензионное соглашение, в том числе в части изменения площади лицензионного участка в соответствии с уточненными границами горного отвода, удостоверенными горноотводным актом № 1720 от 03.04.2006г., площадь горного отвода составляет 8, 48 га.

Комитет 28.04.2008г. в ответ на указанное письмо указал (л.д. 29) о необходимости представления графических приложений с вынесенными границами участка и географическими координатами угловых точек, заверенными в ГУП «Сахагеоинформ».

На заседании Научно-технического совета Госкомитета РС (Я) по геологии и недропользованию 06.05.2008г. (л.д. 112 – 113) принято Решение о внесении изменений в условия лицензионного соглашения лицензии ЯКУ № 02090 ПЭ рег. № 1457 от 04.02.2004г., выданной ООО «ТСТ» с целью добычи строительного щебня на месторождении габбро-долеритов «Тит-Ары»,
расположенном на территории муниципального образования «Хангаласский улус (район)», в части уточнения контуров лицензионного участка согласно горноотводному акту № 1720 от 03.04.2006г.; отделу лицензирования и контроля предписано подготовить распоряжение о внесении изменений в условия лицензии в установленном порядке.

Распоряжением Комитета от 08.05.2008г. № 52-р (л.д. 11) утвержден протокол № 61 от 06.05.2008г. заседания Научно-технического совета Госкомгеологии Республики Саха (Якутия), указано о внесении изменения в условия лицензионного соглашения лицензии ЯКУ № 02090 ПЭ рег. № 1457 от 04.02.2004г., выданной ООО «ТСТ» с целью добычи строительного щебня на месторождении габбро-долеритов «Тит-Ары», расположенном на территории муниципального образования «Хангаласский улус (район)», в части уточнения контуров лицензионного участка согласно горноотводному акту № 1720 от 03.04.2006г., контроль за исполнением распоряжения поручен отделу лицензирования и контроля.

24.05.2010г. ГУП РС (Я) «Сахагеоинформ» предоставлена схема расположения лицензионного участка месторождения габбро-долеритов «Тит-Ары» на топографической основе со списком географических координат угловых точек (л.д. 32 – 33).

Общество неоднократно обращалось в Якутнедра с заявками на внесение сведений в государственный реестр работ по геологическому изучению недр (л.д. 30, 34), между тем указанные заявки не были приняты к рассмотрению Якутнедра в связи с тем, что координаты угловых точек объекта работ не соответствуют площади участка недр, ограниченного лицензией ЯКУ № 02090 ПЭ (л.д. 31, 35).

Обществом утверждено геологическое задание на производство геологоразведочных работ на северном фланге месторождения габбро-долеритов «Тит-Ары» (л.д. 46 – 50), которое направлено в Комитет для согласования. Письмом от 27.07.2010г. (л.д. 45) Комитет возвратил без согласования геологическое задание в связи с отсутствием государственной регистрации геологоразведочных работ по объекту.

До момента обращения Общества в суд (07.07.2010г.) дополнение к лицензионному соглашению
не подготовлено и сторонами (Комитетом и Обществом) не подписано, в связи с чем Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия Комитета.

06.08.2010г. в предварительном судебном заседании представителем Комитета представлена копия распоряжения Комитета от 08.06.2010г. № 96-р «Об отмене распоряжения Госкомгеологии Республики Саха (Якутия) от 08.05.2008г. № 52-р» (л.д. 55 – 56), в соответствии с которым в связи с приведением в соответствие с действующим законодательством РФ «О недрах» отменено распоряжение от 08.05.2008г. № 52-р, как противоречащее части третьей статьи 7 Закона РФ «О недрах».

В связи с представлением Комитетом в материалы дела вышеуказанного распоряжения Обществом дополнено требование – о признании недействительным распоряжения от 08.06.2010г. № 96-р.

Суд, рассмотрев материалы дела, изучив доводы Общества и возражения Комитета, возражения третьего лица – Якутнедра и пояснения третьего лица – Ростехнадзора приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Закона Российской Федерации «О недрах» установление порядка пользования недрами в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях.

Согласно пункту 10 статьи 10.1 Закона РФ «О недрах» основанием получения права пользования участками недр может быть, в том числе установленный органами представительной власти субъектов Российской Федерации порядок получения права пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения, а также участками недр местного значения, используемыми для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых;

Совместным распоряжением Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Республике Саха (Якутия) № 44-08 от 15.12.2003г. и Правительства Республики Саха (Якутия) № 1417-р от 15.12.2003г. «Об утверждении протокола № 86 заседания Межведомственной комиссии по недропользованию при Правительстве PC (Я) от 17 ноября 2003 года» (л.д. 75 – 77) утвержден протокол № 86 заседания Межведомственной комиссии по недропользованию при Правительстве Республики Саха (Якутия) от 17.11.2003г., в соответствии с которым единогласно принято Решение о предоставлении права пользования недрами с целью добычи строительного щебня и выдаче лицензии на месторождение «Тит-Ары» сроком на 10 лет. Дата государственной регистрации лицензии – 04.02.2004г.

Согласно Государственному балансу запасов полезных ископаемых Российской Федерации (л.д. 78 – 80) месторождение габбро-долеритов Тит-Ары относится к строительным камням.

В соответствии с пунктом 3 лицензионного соглашения результаты физико-механических испытаний на щебень из габбро-долеритов месторождения Тит-Ары соответствуют ГОСТ 8267-93 «Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ».

Согласно Перечню, утвержденному совместным распоряжением МПР России, Федерального горного и промышленного надзора России от 25.09.2003г. № 438-р и Правительства Республики Саха (Якутия) от 17.10.2003г. № 1202-р (л.д. 81 – 82) щебень из габбро-долеритов как гравий относится к общераспространенным полезным ископаемым по Республике Саха (Якутия).

Таким образом, суд считает, что Общество правомерно обратилось в Комитет с заявкой о внесении изменений в лицензионное соглашение и Комитет является надлежащим ответчиком по настоящему делу, доводы Комитета подлежат отклонению.

В соответствии абзацем 3 статьи 7 Закона РФ «О недрах» (в редакции, действовавшей на дату представления Обществом в Комитет письма от 17.04.2008г.) при предоставлении лицензии на пользование недрами устанавливаются предварительные границы горного отвода. После разработки технического проекта, получения на него положительного заключения государственной экспертизы, согласования указанного проекта, документы, определяющие уточненные границы горного отвода включаются в лицензию в качестве неотъемлемой составной части.

В соответствии с пунктом 2.4 лицензионного соглашения (л.д. 20) установлена площадь участка горного отвода 0, 53 га с указанием координат центра участка.

С учетом вышеуказанного положения Закона РФ «О недрах» суд считает, что указанная площадь с указанием координат центра участка недр является предварительными границами горного отвода.

Материалами дела подтверждается, что технический проект согласован 03.04.2006г. Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору в пределах ее полномочий в соответствии с положениями Закона РФ «О недрах», «Инструкции по оформлению горных отводов для разработки месторождений полезных ископаемых», утвержденной МПР России от 07.02.1998г. № 56, приказа Ростехнадзора и МПР России от 13.07.2006г. № 685/159; Ростехнадзором выдано заключение № 1720 (л.д. 7), Обществу выдан горноотводный акт (л.д. 18), в котором согласован контур горного отвода, ограниченный угловыми точками №№ 1-12, в соответствии с топографическим планом (л.д. 17) и установлена площадь проекции горного отвода, обозначенная на копии топографического плана угловыми точками, в размере 8, 48 га.

Из материалов дела следует, что Обществом 16.11.2007г. заключен договор аренды лесного участка № 7 (л.д. 12 – 16, 8 – 10), в соответствии с которым Обществу предоставлен в аренду лесной участок в размере 8, 48 га, находящийся в государственной собственности, кадастровый номер 14:32:060202:0003 под карьер для добычи строительного щебня.

Согласно пункту 7.1 лицензионного соглашения предусмотрено, что после составления и государственной экспертизы проекта горных работ необходимо представить в Госкогеологии РС (Я) материалы, уточняющие границы выделенного участка недр и иные условия недропользования.

В соответствии с пунктом 10.1 лицензионного соглашения при выявлении обстоятельств, влияющих на недропользование, органы, выдавшие лицензию, вправе в установленном порядке пересмотреть лицензионное соглашение с учетом новых данных. Принятое Решение об изменении условий недропользования фиксируется в виде дополнительной записи в настоящем соглашении и удостоверяется подписями сторон.

Таким образом, суд считает, что Общество правомерно в порядке, установленном абзацем 3 статьи 7 Закона РФ «О недрах» и пунктами 7.1, 10.1 лицензионного соглашения, обратилось 17.04.2008г. в Комитет с заявкой-письмом № 287/01-04 с приложением документов и просьбой внести изменения в лицензионное соглашение об изменении площади лицензионного участка в соответствии с горноотводным актом.

Доводы Комитета и третьего лица – Якутнедра о том, что в лицензию на право пользования недрами в соответствии с Законом РФ «О недрах» можно вносить только изменения относительно срока пользования недрами, срока ввода в эксплуатацию объектов, определенных лицензионным соглашением, перехода права пользования недрами подлежат отклонению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 11 Закона РФ «О недрах» предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разРешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.

Таким образом, лицензионное соглашение, устанавливающее в т.ч. площадь участка горного отвода является гражданско-правовым договором, заключенным между ООО «ТСТ» с уполномоченным органом государственной власти.

В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 Кодекса).

Согласно статье 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, изменение договора возможно по соглашению сторон.

Из материалов дела следует, что Комитетом 08.05.2008г. издано распоряжение № 52-р «О внесении изменений в лицензионное соглашение общераспространенных полезных ископаемых», согласно которому на основании пункта 7 части первой статьи 22 ФЗ «О недрах», пункта 4 раздела 18 «Положения о порядке пользования участками недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения, используемых для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых на территории Республики Саха (Якутия)» от 16 марта 2007г. и протокола № 61 от 06 мая 2008г., внесены изменения в условия лицензионного соглашения лицензии ЯКУ № 02090 ПЭ per. № 1457 от 04.02.2004г., выданной ООО «ТСТ», в части уточнения контуров лицензионного участка согласно горноотводному акту № 1720 от 03.04.2006г.

Между тем, материалами дела подтверждается, что Комитетом изданное самим же распоряжение не было исполнено – дополнение к лицензионному соглашению не изготовлено и сторонами не подписано, площадь участка горного отвода в пункте 2.1. лицензионного соглашения не соответствует площади горного отвода, указанной в горноотводном акте Ростехнадзора № 1720 от 03.04.2006г.

Указанное бездействие Комитета создало для Общества препятствия в осуществлении предпринимательской деятельности, а именно Общество лишено возможности подать заявку на геологическое изучение недр в пределах координат горноотводного акта и провести геологическое изучение недр в пределах предоставленного лицензионного участка, что предусмотрено недропользователю пунктом 6 статьи 22 Закона РФ «О недрах» и п. 8.4 Положения о порядке получения права пользования участками недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, для использования участков недр местного значения, не связанных с добычей полезных ископаемых на территории Республики Саха (Якутия)», утвержденного Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 14.08.2003г. № 532. Данное обстоятельство подтверждается материалами дела (л.д. 30 – 31, 34 – 35).

При таких обстоятельствах и с учетом вышеуказанных норм действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что требование Общества в части признания незаконным бездействия Комитета, выразившегося в невнесении изменений в условия недропользования, предусмотренные п. 2.4 лицензионного соглашения об условиях недропользования на месторождении габбро-долеритов Тит-Ары к лицензии на право пользования недрами серии ЯКУ № 02090 о размере и границах горного отвода, не указании координат угловых точек горного отвода, подлежит удовлетворению, доводы Комитета и Якутнедра подлежат отклонению.

В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.

С учетом указанной нормы процессуального закона суд считает, что требование Общества об обязании Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по геологии и недропользованию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью «ТСТ» путем внесения изменений в п. 2.4 лицензионного соглашения следующего содержания: «Горный отвод обозначен на прилагаемой копии топографического плана угловыми точками №№ 1 – 12. Площадь проекции горного отвода, обозначенная на копии топографического плана угловыми точками, составляет 8, 48 га» подлежит удовлетворению.

Из материалов дела следует, что Комитетом издано распоряжение от 08.06.2010г. № 96-р «Об отмене распоряжения Госкомгеологии Республики Саха (Якутия) от 08.05.2008г. № 52-р» (л.д. 55 – 56).

В пункте 1 распоряжения указано о том, что согласно части третьей статьи 7 Закона РФ «О недрах» предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами, документы, определяющие уточненные границы горного отвода, включаются в лицензию в качестве неотъемлемой составной части (в редакции Федерального закона от 30.12.2008г. № 309-ФЗ), в связи с вышеуказанным пунктом 2 распоряжения отменено распоряжение Госкомгеологии РС (Я) от 08.05.2008г. № 52-р, как противоречащее части третьей статьи 7 Закона РФ «О недрах».

До внесения изменений, введенных Федеральным законом от 30.12.2008г. № 309-ФЗ частью третьей статьи 7 было предусмотрено, что предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами; после разработки технического проекта, получения на него положительного заключения государственной экспертизы, согласования указанного проекта с органами государственного горного надзора и государственными органами охраны окружающей природной среды документы, определяющие уточненные границы горного отвода (с характерными разрезами, ведомостью координат угловых точек), включаются в лицензию в качестве неотъемлемой составной части.

Федеральным законом от 30.12.2008г. № 309-ФЗ в части третьей статьи 7 слова «с органами государственного горного надзора и государственными органами охраны окружающей природной среды» заменены словами «в соответствии со статьей 23.2 настоящего Закона», статья 23.2 дополнена частями второй и третьей следующего содержания: «Технические проекты и вносимые в них изменения до утверждения подлежат согласованию с комиссией, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются представители органов государственного горного надзора и органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Порядок подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, устанавливается Правительством Российской Федерации по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами.».

В соответствии со статьей 49 указанного Федерального закона настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования, за исключением статей 33, 43 и 47 настоящего Федерального закона. Федеральный закон опубликован в «Российской газете» от 31.12.2008г., с учетом статьи 49 положения Федерального закона вступили в силу с 11.01.2009г.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что ссылка Комитета на то, что распоряжение от 08.05.2008г. № 52-р отменяется в связи с приведением в соответствие с действующим законодательством, а именно со ссылкой на Федеральный закон от 30.12.2008г. № 309-ФЗ является неправомерной как с учетом даты вступления в силу изменений, внесенных данным законом и отсутствием в законе нормы, предусматривающей приведения в соответствие с действующим законодательством ранее принятых решений, так и тем, что изменения, внесенные Федеральным законом № 309-ФЗ, не имеют отношения к внесению изменений в лицензионное соглашение в части уточнения контуров лицензионного участка в соответствии с горноотводным актом.

Суд считает, что отменяя соответствующее части 3 статьи 7 Закона РФ «О недрах» распоряжение № 52-р, распоряжение № 96-р вошло в противоречие этому же Закону.

Распоряжение № 96-р отменило обязанность Общества внести изменение в лицензионное соглашение в части уточнения контуров лицензионного участка в соответствии с горноотводным актом, такая обязанность вытекает из статьи 7 Закона РФ «О недрах», согласно которой при выдаче лицензии указываются предварительные границы горного отвода, а после разработки технического проекта документы, определяющие уточненные границы горного отвода (с характерными разрезами, ведомостью координат угловых точек), включаются в лицензию в качестве неотъемлемой составной части.

Распоряжение № 96-р исключает уточненные границы горного отвода из составной части лицензии, в связи с чем Общество поставлено в положение нарушителя пункта 6 статьи 22 Закона РФ «О недрах», как работающего за пределами предварительных границ горного отвода и не соблюдающего требования о безопасном ведении работ, связанных с пользованием недрами и Общество лишено права на геологическое изучение участка недр в границах горного отвода, тем самым распоряжение создает препятствие для Общества для регистрации заявки на внесение сведений в государственный реестр работ по геологическому изучению участка недр. Распоряжение № 96-р нарушает исключительное право Общества на добычу полезного ископаемого в границах горного отвода в соответствии с техническим проектом, разработка карьера в границах предварительного горного отвода приводит к нарушению безопасного ведения горных работ и непредсказуемым последствиям при проведении взрывных работ, что является основанием для привлечения Обществ Ф.И.О. ответственности (ст. 49 Закона «О недрах») и в последующем лишения лицензии.

При таких обстоятельствах и с учетом вышеуказанных норм действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что требование Общества в части признания недействительным распоряжения Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по геологии и недропользованию от 08.06.2010г. № 96-р «Об отмене распоряжения Госкомгеологии Республики Саха (Якутия) от 08.05.2008г. № 52-р», подлежит удовлетворению, доводы Комитета и Якутнедра подлежат отклонению.

Суд считает, что в удовлетворении требования Общества об обязании Комитета отменить распоряжение от 08.06.2010г. № 96-р в порядке устранения допущенных Комитетом нарушений прав и законных интересов Общества следует отказать по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, Решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 2 статьи 201 Кодекса арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, Решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает Решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Таким образом, суд считает, что нормами Арбитражного процессуального кодекса РФ не предусмотрено рассмотрение арбитражным судом требования заявителя об отмене оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц в случае признания ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Из материалов дела следует, что заявителем при обращении в арбитражный суд была уплачена государственная пошлина в размере 2 000 рублей по требованию о признании незаконным бездействия Комитета.

Определением суда от 14.09.2010г. было принято дополнение заявленного требования – о признании недействительным распоряжения Комитета.

Согласно статье 102 Арбитражного процессуального кодекса РФ основания и порядок уплаты государственной пошлины, а также порядок предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.22 Налогового кодекса РФ при увеличении истцом размера исковых требований недостающая сумма государственной пошлины доплачивается в соответствии с увеличенной ценой иска в срок, установленный подпунктом 2 пункта 1 статьи 333.18 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 5 Информационного письмо Президиума ВАС РФ от 25.05.2005г. № 91 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации» с учетом результатов рассмотрения дела государственная пошлина, подлежащая уплате в связи с увеличением размера исковых требований, взыскивается в доход федерального бюджета или с истца, или с ответчика.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о взыскании государственной пошлины в размере 2 000 рублей в доход федерального бюджета с Комитета.

В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

С учетом указанной нормы процессуального закона, суд приходит к выводу о взыскании судебных расходов по уплате государственной пошлины в размере 2000 рублей с Комитета в пользу заявителя.

Руководствуясь статьями 49, 102, 110, 112, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

Уточнение заявленных требований Общества с ограниченной ответственностью «ТСТ» от 01.10.2010г. принять.

Бездействие Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по геологии и недропользованию, выразившееся в невнесении изменений в условия недропользования, предусмотренные п. 2.4 лицензионного соглашения об условиях недропользования на месторождении габбро-долеритов Тит-Ары к лицензии на право пользования недрами серии ЯКУ № 02090 о размере и границах горного отвода, не указании координат угловых точек горного отвода, проверенное на соответствие Закону Российской Федерации «О недрах», признать незаконным.

Распоряжение Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по геологии и недропользованию от 08.06.2010г. № 96-р «Об отмене распоряжения Госкомгеологии Республики Саха (Якутия) от 08.05.2008г. № 52-р», проверенное на соответствие Закону Российской Федерации «О недрах», признать недействительным.

В удовлетворении требования об отмене распоряжения Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по геологии и недропользованию от 08.06.2010г. № 96-р «Об отмене распоряжения Госкомгеологии Республики Саха (Якутия) от 08.05.2008г. № 52-р» отказать.

Обязать Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по геологии и недропользованию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью «ТСТ» путем внесения изменений в п. 2.4 лицензионного соглашения следующего содержания: «Горный отвод обозначен на прилагаемой копии топографического плана угловыми точками №№ 1 – 12. Площадь проекции горного отвода, обозначенная на копии топографического плана угловыми точками, составляет 8, 48 га».

Взыскать с Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по геологии и недропользованию в пользу Общества с ограниченной ответственностью «ТСТ» судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 000 рублей.

Взыскать с Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по геологии и недропользованию, находящегося по адресу: Республика Саха (Якутия), город Якутск, улица Кирова, 13, в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 2 000 рублей.

Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано.

Судья *.*. Устинова