Решения районных судов

Решение от 2010-11-01 №А71-7609/2010. По делу А71-7609/2010. Удмуртская Республика.

Решение

г.Ижевск

1 ноября 2010г. Дело А71-7609/2010

Г22

Резолютивная часть решения оглашена 5 октября 2010г.

Решение в полном объеме изготовлено 1 ноября 2010г.

Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи Сидоренко *.*. , протокол судебного заседания вела судья Сидоренко *.*. , рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Открытого акционерного общества «Речной порт «Сарапул», г.Сарапул к Обществу с ограниченной ответственностью «Региональный энергосбытовой комплекс», г.Ижевск о взыскании 1 757,11 руб., в том числе: 1 637,06 руб. долга по договору энергоснабжения № 14 от 22.12.2006г., 120,05 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами с начислением процентов по день фактической оплаты долга.

При участии представителей сторон:

от истца: Палабугина *.*. дов. от 13.10.2009г., Коробейникова *.*. дов. от 4.10.2010г.

от ответчика: Кочурова *.*. дов. от 1.07.2009г.

Установил:



Открытое акционерное общество «Речной порт «Сарапул», г.Сарапул обратилось в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Региональный энергосбытовой комплекс», г.Ижевск о взыскании 1 757,11 руб., в том числе: 1 637,06 руб. долга по договору энергоснабжения № 14 от 22.12.2006г., 120,05 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами с начислением процентов по день фактической оплаты долга.

Ответчик возражает против иска, ссылаясь на то, что по данным ответчика переплаты у истца за потребленные энергоресурсы, как считает истец, не имеется.

Как следует из материалов дела, между истцом (потребитель) и ответчиком (гарантирующий поставщик) заключен договор энергоснабжения № 14 от 22 декабря 2006г. в редакции протокола урегулирования разногласий, в соответствии с которым ответчик в 2007-2009гг. поставлял истцу электрическую энергию, а истец оплачивал предъявляемые ответчиком счета-фактуры.

В связи с утратой ответчиком с 1 июля 2009г. статуса гарантирующего поставщика ответчиком в адрес истца направлено дополнительное соглашение № 1 от 16.06.2009г.

Истец, ссылаясь на то, что по его данным числится переплата за потребленные энергоресурсы, обратившись в суд с настоящим иском, просит взыскать с ответчика долг в сумме 1 637,06руб. и проценты за пользование чужими денежными средствами 120,05руб. за период с 1.07.2009г. по 31.05.2010г.

Исследовав имеющиеся в деле доказательства, заслушав стороны, суд пришел к выводу, что требования истца удовлетворению не подлежат в связи со следующим.

Согласно ст.307 ГК РФ обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в Гражданском Кодексе РФ.

Согласно статье 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Истец полагает, что он переплатил ответчику за электроэнергию в 2008-2009гг.



Однако, из представленных в дело сторонами актов сверки расчетов за 2007-2009гг. и пояснений самого истца следует, что указанная истцом разница в расчетах образовалась еще с 2007г., поскольку истец не доплачивал по предъявленным ответчиком счетам-фактурам стоимость электроэнергии, предъявленной ответчиком по нерегулируемой цене.

Это подтверждается актом сверки на 31.12.2007г., представленным ответчиком, актами сверки, представленными истцом и пояснениями истца.

Так, из представленного в дело двухстороннего акта сверки на 31.12.2006г. следует, что сальдо в пользу ответчика на 31.12.2006г. у сторон совпадает и составляет 6473,95руб.

Из акта сверки на 31.12.2007г., представленного ответчиком видно, что начиная со счета-фактуры от 31.03.2007г. истец постоянно недоплачивал сумму, предъявленную в счетах-фактурах ответчика.

Это подтверждается представленным в дело двухсторонним актом сверки по состоянию на 31.12.2008г., из которого видно, что в заполненной истцом стороне он также отразил недоплату по каждому счету-фактуре, начиная с марта 2007г.

Истец в ходе судебного разбирательства пояснил, что недоплачивал стоимость электроэнергии, предъявленной ответчиком по нерегулируемой цене, полагая, что ответчик не имел права предъявлять к оплате часть электроэнергии по нерегулируемой цене.

Доводы истца признаны судом необоснованными, а отказ истца от оплаты части поставленной в 2007г. электроэнергии, предъявленной по нерегулируемой цене, неправомерным в связи со следующим.

Согласно ч. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В силу названной правовой нормы гражданские права и обязанности возникают, в частности, из договоров.

В рассматриваемом случае правоотношения участников спора следует квалифицировать, как вытекающие из обязательств по договору энергоснабжения.

Согласно статье 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления.

В соответствии со ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В силу ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации договор энергоснабжения относится к публичным договорам. Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.

Согласно п. п. 4, 5 ст. 426 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.). Условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктами 2 и 4 настоящей статьи, ничтожны.

В силу ст. 2 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации“ государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию осуществляется посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и (или) тепловую энергию и (или) их предельных уровней. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов, за исключением электрической энергии, продаваемой по нерегулируемым ценам (статья 6 Закона).

Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ “Об электроэнергетике“ Правительство Российской Федерации наделено полномочиями по утверждению основных положений функционирования оптового рынка и основных положений функционирования розничных рынков; по утверждению основ ценообразования в сфере регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике.

В пределах предоставленной компетенции Правительством Российской Федерации утверждены Правила функционирования розничных рынков N 530 от 31.08.2006, регулирующие порядок расчетов за потребленную энергию.

В соответствии с п. 4 Правил продажа электрической энергии (мощности) на розничных рынках по регулируемым ценам (тарифам) осуществляется в объемах, соответствующих определяемым в соответствии с Правилами оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода и разделом X настоящих Правил объемам покупки электрической энергии (мощности) по регулируемым ценам (тарифам) гарантирующими поставщиками, энергоснабжающими организациями и энергосбытовыми организациями, поставляющими электрическую энергию, в том числе, для снабжения граждан-потребителей, использующих электрическую энергию для бытового потребления. Продажа остальных объемов электрической энергии (мощности) на территориях субъектов Российской Федерации, включенных в ценовые зоны оптового рынка, осуществляется по нерегулируемым ценам в порядке, установленном настоящими Правилами.

Согласно п. 106 Правил на розничных рынках на территориях, объединенных в ценовые зоны оптового рынка, электрическая энергия (мощность) поставляется потребителям (обслуживающим их покупателям) по регулируемым ценам (тарифам) гарантирующими поставщиками, энергоснабжающими организациями и энергосбытовыми организациями, к числу покупателей которых относятся граждане-потребители и (или) приравненные к ним в соответствии с нормативными правовыми актами в области государственного регулирования тарифов группы (категории) потребителей (покупателей), в объеме, приобретаемом соответствующими организациями по регулируемым ценам (тарифам) на оптовом и розничных рынках, а также по свободным (нерегулируемым) ценам в порядке, установленном пунктами 108 - 111 настоящих Правил.

Электрическая энергия (мощность) сверх объемов, поставляемых покупателям по регулируемым ценам (тарифам), оплачивается по свободным (нерегулируемым) ценам в рамках предельных уровней нерегулируемых цен на розничных рынках (п. 109).

Механизм расчета нерегулируемых цен установлен п. п. 109 - 111 Правил.

Согласно пункту 2 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

Постановление Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 не является законом и из него не следует, что Правила розничных рынков распространяются на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров. Напротив, согласно пункту 75 Правил договоры энергоснабжения (договоры купли-продажи (поставки) электрической энергии), заключенные до вступления Правил в силу, могут быть продлены при условии приведения их в соответствие с Правилами.

Вместе с тем, статьей 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ “Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “Об электроэнергетике“ в редакции Федерального закона от 04.11.2007 N 250-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по реформированию Единой энергетической системы России“ (далее - Закон N 250-ФЗ) предусмотрено, что утверждаемые Правительством Российской Федерации основные положения функционирования розничных рынков и иные регулирующие функционирование (ценообразование) оптового и розничных рынков нормативные документы обязательны для сторон публичного договора со дня их вступления в силу и распространяются также на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров, если указанными нормативными документами не установлен иной срок их вступления в силу.

В соответствии с указанной нормой Закона N 250-ФЗ применение свободных (нерегулируемых) цен при расчетах стоимости потребленной электроэнергии на основании пунктов 106, 109 Правил N 530 в период после его принятия являлось обязательным.

Согласно пункту 2 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

Законодательством об электроэнергетике предусмотрено государственное регулирование тарифов на электрическую энергию; Правительство Российской Федерации, относящееся к государственным органам, является полномочным органом в области регулирования цен на электрическую энергию и участники публичного договора - договора энергоснабжения обязаны соблюдать правила, установленные компетентным органом.

Поскольку условие о цене электроэнергии (мощности) определяется исключительно в соответствии с законодательством Российской Федерации, то при изменении соответствующего законодательства Российской Федерации стороны обязаны применять при расчетах по договору новый порядок определения цены и организации расчетов, вне зависимости от внесения изменений в договор.

Поскольку Закон N 250-ФЗ вступил в силу с 05.11.2007, то в соответствии с нормой ст. 6 Закона N 36-ФЗ (в редакции Закона N 250-ФЗ) положения Правил розничных рынков о применении свободных (нерегулируемых) цен обязательны для сторон публичного договора, к каковым относится и спорный договор, и распространяются на отношения, возникшие из ранее заключенного договора, с 05.11.2007.

Однако, как следует из вышеперечисленных нормативных правовых актов, такое правовое регулирование применяется при отсутствии соглашения сторон о применении нерегулируемых цен.

В заключенном сторонами договоре энергоснабжения № 14 от 22.12.2006г. в пункте 5.3., по которому у сторон не было разногласий, стороны предусмотрели, что оплата электрической энергии по договору производится по утвержденным соответствующим органом государственной власти РФ (УР) регулируемой цене (тарифу) и по нерегулируемой цене.

Пункты 5.4. и 5.7. договора, в которых также указано о нерегулируемой цене, оставлены в редакции гарантирующего поставщика, что следует из протокола урегулирования разногласий.

Таким образом, истец не доказал, что имеется переплата с его стороны ответчику за потребленные энергоресурсы.

В связи с изложенным требования истца удовлетворению не подлежат на основании статьи 65 АПК РФ.

С учетом принятого по делу решения, на основании ст. 110 АПК РФ государственная пошлина по иску относится на истца.

Руководствуясь ст. ст. 167, 168, 169, 170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Решение может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Удмуртской Республики при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Семнадцатого арбитражного апелляционного суда www. 17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru».

Судья Сидоренко *.*.