Решения районных судов

Постановление апелляции от 02.11.2010 №А33-8294/2010. По делу А33-8294/2010. Российская Федерация.

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Постановление

02 ноября 2010 года

Дело №

А33-8294/2010

г. Красноярск

Резолютивная часть постановления объявлена 26 октября 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 02 ноября 2010 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Шошина *.*. ,

судей: Бычковой *.*. , Дунаевой *.*. ,



при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сызранцевой *.*. ,

при участии:

от ОАО «Транссибнефть» в лице филиала Красноярское районное нефтепроводное управление (заявителя) – Платоненко *.*. – представителя по доверенности от 24.02.2010 № 147/10/22,

от Территориального управления федерального агентства по управлению

государственным имуществом в Красноярском крае (ответчика) – Яндиевой *.*. -

представителя по доверенности от 13.11.2009, Павлович *.*. – представителя по

доверенности от 13.11.2009,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления

Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском

крае



на Решение Арбитражного суда Красноярского края

от 18 августа 2010 года по делу № А33-8294/2010, принятое судьей Шишкиной *.*. ,

Установил:

открытое акционерное общество «Транссибнефть» в лице филиала Красноярское районное нефтепроводное управление обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Территориальному управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае (далее - Территориальное управление), Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество) с требованиями:

о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество) в Красноярском крае, Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество), выразившееся в непринятии в установленный срок решения о предоставлении в собственность ОАО «Транссибнефть» земельного участка с кадастровым номером 24:02:0201001:283 площадью 63438,00 кв. м. и разрешенным использованием для эксплуатации нежилых зданий и сооружений, который определен местонахождением: Красноярский край, район Ачинский путем заключения договора купли-продажи,

об обязании Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество) и Территориального Управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае принять в месячный срок Решение о предоставлении ОАО «Транссибнефть» земельного участка на праве собственности, подготовить в месячный срок и направить ОАО «Транссибнефть» проект договора купли-продажи земельного участка.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 18 августа 2010 года заявленные требования к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае удовлетворены. В удовлетворении заявления к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом отказано.

Не согласившись с данным судебным актом Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае обратилось с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просит его отменить, принять новый судебный акт.

В обоснование своих доводов заявитель в апелляционной жалобе ссылается на подпункт б) пункта 4.8. Положения о территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, утвержденного приказом Росимущества от 05.03.2009 № 63, согласно которому Территориальное управление по поручению Федерального агентства по управлению государственным имуществом осуществляет полномочия собственника по приватизации (отчуждению) федерального имущества.

Как указывает заявитель апелляционной жалобы принятие решения об отчуждении земельного участка в порядке приватизации отнесено к компетенции Росимущества, Территориальное управление является лишь исполнителем этого решения и по поручению Росимущества осуществляет действия, направленные на его исполнение, а именно изготовление и подписание от имени Российской Федерации акта и договора купли-продажи.

По мнению заявителя, судом не учтено, что Территориальное управление со своей стороны выполнило все действия, которые предусмотрены Положением о территориальном управлении.

В дополнительных пояснениях к апелляционной жалобе заявитель указывает, что ОАО «Транссибнефть», обращаясь к Территориальному управлению с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, представило документы на приватизацию не в полном объеме, а именно: отсутствуют документы, обосновывающие целесообразность передачи испрашиваемого земельного участка в границах, указанных в кадастровом плане; подтверждающие нахождение на земельном участке объектов недвижимого имущества, принадлежащих заявителю; подтверждающие отсутствие на земельном участке объектов недвижимого имущества, принадлежащих иным лицам.

В отзыве на апелляционную жалобу заявителя ОАО «Транссибнефть» указывает, что выводы арбитражного суда о бездействии Территориального управления обоснованны, поскольку с момента принятия заявления ОАО «Транссибнефть» о предоставлении в собственность земельного участка, до их направления в Росимущество для принятия решения о приватизации прошло более 2 месяцев.

При этом все необходимые документы, прилагаемые к заявлению в соответствии с приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.10.2007 № 370, были представлены в адрес Территориального управления, что подтверждается регистрационным штампом и не оспаривается заявителем.

По мнению ОАО «Транссибнефть» пункт 4.6. Положения о территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, согласно которому Территориальное управление вправе заключать в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивать передачу прав собственности на это имущество не содержит специальных оговорок о необходимости получения предварительного разрешения Росимущества.

И тем более внутриведомственные взаимоотношения между Росимуществом и его территориальными органами либо отсутствие разработанного и утвержденного порядка продажи федеральных земельных участков территориальными органами Росимущества не могут быть причиной нарушения установленных статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации прав ОАО «Транссибнефть».

Кроме того Территориальное управление не оспаривает исключительное право ОАО «Транссибнефть» на выкуп земельного участка в собственность за плату.

От Росимущества письменный отзыв на апелляционную жалобу не поступил.

Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 27.09.2010 апелляционная жалоба принята к производству, назначено судебное заседание на 26.10.2010.

Представитель Территориального управления поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, дополнительных пояснениях к апелляционной жалобе, просил отменить Решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт.

В судебном заседании представитель ОАО «Транссибнефть» возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить оспариваемый судебный акт без изменения. Заявил ходатайство о приобщении к материалам дополнительных документов, обосновывающих возражения относительно апелляционной жалобы: выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 09.06.2009 № 02/009/2009-814, свидетельства о государственной регистрации права от 07.12.2007, кадастрового паспорта земельного участка.

Суд апелляционной инстанции, рассмотрев ходатайство представителя ОАО «Транссибнефть» о приобщении к материалам дополнительных документов, признал его подлежащим удовлетворению.

Документы, представленные для обоснования возражений относительно апелляционной жалобы в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимаются и рассматриваются арбитражным судом апелляционной инстанции по существу.

Росимущество, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства (уведомление о вручении почтового отправления № 00938), в судебное заседание не явилось, своего представителя не направило. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд рассматривает дело в отсутствие ответчика (Росимущества).

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.

ОАО «Транссибнефть» принадлежат на праве собственности объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: Красноярский край, Ачинский район, дер. Большая Салырь, а именно: нежилое здание (служебный корпус) общей площадью 782,50 кв.м., нежилое здание (блок подсобно-производственный) общей площадью 678,20 кв.м., нежилое здание (перекачивающая насосная) общей площадью 658,3 кв.м., здание теплого склада общей площадью 118,10 кв.м., нежилое здание (стоянка аварийной техники) общей площадью 503,80 кв.м., нежилое здание (блок вспомогательных производств) общей площадью 93,0 кв.м., нежилое здание (ЗРУ-6кв) общей площадью 135,10 кв.м., нежилое задние (склад масел) общей площадью 15,00 кв.м., арочный склад общей площадью 370,90 кв.м., здание станции пенопожаротушения общей площадью 73,20 кв.м., здание склада инвентаря и оборудования общей площадью 98,80 кв.м., здание дизельной электростанции общей площадью 72,7 кв.м., нежилое здание (закрытая стоянка на 12 машин) общей площадью 634,60 кв.м, нежилое здание (павильон над артезианской скважиной) общей площадью 8,70 кв.м., нежилое здание (водонасосная) общей площадью 32,20 кв.м. Право собственности на указанные объекты подтверждается представленными в дело свидетельствами о государственной регистрации права (т.1 л.д.77-91), выписками из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним (т.1 л.д.36-49).

На основании распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Красноярскому краю от 23.06.2008 № 10-984р (т.1 л.д.28-31) в целях эксплуатации указанных выше объектов недвижимости 23.06.2008 между ОАО «Транссибнефть» (арендатор) и Территориальным управлением (арендодатель) заключен договор №02-20 аренды земельных участков федеральной собственности (далее – договор), в том числе земельного участка с кадастровым номером 24:02:0201001:0283, расположенного по адресу: Красноярский край, Ачинский район, общей площадью 63 438,00 кв.м. категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли специального назначения, разрешенное использование: для эксплуатации нежилых зданий и сооружений, фактическое использование: под территорией Ачинский ЛПДС на 292 км МН (т.1 л.д.18-28).

В пункте 1.3 указанного договора арендатор подтверждает, что иные объекты недвижимого имущества, принадлежащие другим лицам на праве собственности или ином вещном праве, на предоставленном участке отсутствуют.

Пунктом 2.1 договора установлен срок аренды: с 23.06.2008 по 22.06.2057 (на 49 лет). Договор аренды зарегистрирован в ЕГРП 05.09.2008 за номером 24-24-02/021/2008-001, о чем на договоре имеется регистрационный штамп.

Согласно кадастровому плану от 19.03.2009 № 24ЗУ/09-75236 (т.1 л.д.50-51) земельный участок по адресу: Красноярский край, Ачинский район, площадью 63 438 кв.м. кадастровый номер 24:02:0201001:283 относится к категории земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли специального назначения; разрешенное использование: для эксплуатации нежилых зданий и сооружений. Дата внесения земельного участка в государственный кадастр недвижимости – 09.08.2006.

Согласно выписке из ЕГРП от 09.06.2009 земельный участок площадью 63 438 кв.м., кадастровый номер 24:02:0201001:283 принадлежит на праве собственности Российской Федерации (т.1 л.д.34-35).

ОАО «Транссибнефть» обратилось к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Красноярскому краю с заявлением от 10.06.2009 № 39/3926 (вх. № 15261 от 15.06.2009) (т.1 л.д.13-15) о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 24:02:0201001:283 площадью 63 438,00 кв.м. в собственность за плату в размере 2,5 % от кадастровой стоимости земельного участка, подлежащей определению на основании пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» с приложением следующих документов: свидетельства о государственной регистрации ОАО «Транссибнефть» в качестве юридического лица, решения акционера ОАО «Транссибнефть», доверенности представителя, выписок из ЕГРП о правах на здания и на испрашиваемый земельный участок, распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Красноярскому краю на предоставление в аренду требуемого земельного участка, договора аренды и кадастрового паспорта земельного участка.

Письмом от 19.08.2009 № 10-191 (т.2 л.д.61) Территориальное управление направило в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом заявление ОАО «Транссибнефть» на приватизацию земельного участка федеральной собственности, а также документы, предусмотренные приказом Минэкономразвития от 30.10.2007 № 370.

Письмом от 11.08.2009 № 39/5426 (т.2 л.д.76-77) ОАО «Транссибнефть» повторно обратилось в адрес Территориальное управление с просьбой принять Решение о предоставлении акционерному обществу в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 24:02:0201001:283 площадью 63 438,00 кв.м.

Письмом от 09.09.2009 № 10-918/986 (т.2 л.д.80) Территориальное управление сообщило заявителю ОАО «Транссибнефть» о направлении его заявление в центральный аппарат Росимущества.

Письмом от 01.12.2009 № ПП-10/30456 (т.2 л.д.85-87) Федеральное агентство по управлению государственным имуществом возвратило Территориальному управлению документы о приватизации земельного участка на доработку, сообщило о предоставлении документов на приватизацию земельных участков в не полном объеме (отсутствует копия документа, удостоверяющая личность представителя заявителя), необходимости представления дополнительных документов, обосновывающих целесообразность передачи рассматриваемых земельных участков в указанных границах, документов о нахождении на земельном участке объектов недвижимости.

Письмом от 25.02.2010 № 10-2180/2532 (т.1 л.д.16) Территориальное управление сообщило заявителю о том, что кроме документов указанных в перечне дополнительно следует представить документы, подтверждающие отсутствие или наличие на испрашиваемом земельном участке зданий, строений, сооружений, принадлежащих иным лицам., а именно письмо государственного органа, осуществляющего государственный технический учет и техническую инвентаризацию объектов недвижимости, а также документы, обосновывающие целесообразность предоставления земельных участков в указанных границах.

Письмом от 07.04.2010 № 39/2215 (т.1 л.д.32-33) ОАО «Транссибнефть» представило требуемые Территориальным управлением дополнительные документы согласно приложению, а именно копию письма Ачинского отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по Красноярскому краю от 24.03.2010 № 480, а также в подтверждение целесообразности предоставления земельных участков в указанных в заявлении границах приложило землеустроительную документацию (проекты территориального землеустройства и землеустроительное дело по межеванию земельного участка с кадастровым номером 24:02:0201001:283).

Письмом от 29.04.2010 № 10-5653 (т.2 л.д.99) Территориальное управление направило в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом дополнительно представленные заявителем ОАО «Транссибнефть» документы на приватизацию земельного участка, о чем сообщено заявителю в письме от 29.04.2010 № 10-5654 (т.2 л.д.100).

В материалы дела представлены: землеустроительное дело по межеванию земельного участка с кадастровым кварталом 24:02:0201001, занимаемых Ачинской ЛПДС на 296 км МП «Омск-Иркутск Д720мм» и «Анжеро-Судженск- Красноярск Д1020 мм», подъездной дорогой к Ачинской ЛПДС (т.2 л.д.1-16).

Ссылаясь на то, что исполнительным органом государственной власти в установленный Земельным кодексом Российской Федерации срок заявление о выкупе земельного участка по существу не рассмотрено, ОАО «Транссибнефть» обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Территориальному управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Федеральному агентству по управлению государственным имуществом о признании бездействия незаконным и обязании ответчиков направить ОАО «Транссибнефть» проект договора купли-продажи земельного участка.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 18 августа 2010 года заявленные требования к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае удовлетворены. В удовлетворении заявления к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом отказано.

Территориальное управление, считая указанное Решение суда незаконным и необоснованным, принятым с нарушением и неправильным применением норм материального и процессуального права, обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с рассматриваемой жалобой.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что ненормативный правовой акт, Решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативно правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, Решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, Решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, в предмет доказывания по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц входят следующие обстоятельства:

несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту;

нарушение оспариваемым ненормативным правовым актом, Решением и действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, Решение или совершили действия (бездействие).

Апелляционная инстанция полагает, что ответчики не доказали законность оспариваемого бездействия исходя из следующих оснований.

В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса Российской Федерации.

Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (пункт 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации).

Условия и порядок приобретения гражданами и юридическими лицами в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены, принадлежащие им на праве собственности здания, строения, сооружения, установлены статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Пунктом 5 указанной статьи установлено, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.

Согласно приказу Минэкономразвития России от 30.10.2007 № 370 «Об утверждении перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения» к заявлению о приобретении прав на земельный участок прилагается: копия документа, удостоверяющего личность представителя юридического лица; копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица; копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя юридического лица; выписка выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здания, строения, сооружения, находящиеся на приобретаемом земельном участке; выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на приобретаемые земельные участки или копии иных документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок; кадастровый паспорта земельного участка; копия документа, подтверждающего право приобретения земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или аренду на условиях, установленных земельным законодательством.

Как следует из материалов дела ОАО «Транссибнефть» обращаясь к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Красноярскому краю с заявлением о предоставлении земельного участка в качестве приложения представило следующие документы: свидетельство о государственной регистрации ОАО «Транссибнефть» в качестве юридического лица, Решение акционера ОАО «Транссибнефть», доверенность представителя, выписки из ЕГРП о правах на здания и на испрашиваемый земельный участок, распоряжение Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Красноярскому краю на предоставление в аренду требуемого земельного участка, договор аренды и кадастровый паспорт земельного участка.

На основании изложенного арбитражный суд апелляционной инстанции полагает обоснованным вывод суда первой инстанции о выполнении ОАО «Транссибнефть» требований пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации и представлении в Территориальное управление полного пакета документов, предусмотренных законодательством.

Доводы Территориального управления об отсутствии у него полномочий собственника по отчуждению федерального имущества без поручения Федерального агентства по управлению государственным имуществом не принимаются апелляционным судом.

Согласно пункту 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).

В отношении земель, находящихся в собственности Российской Федерации и не ограниченных в обороте, таковым исполнительным органом государственной власти является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество).

В силу пункта 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в соответствии с пунктом 5.6. Положения о Росимуществе заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество; осуществляет полномочия собственника при продаже находящихся в федеральной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков (пункт 5.36 Положения о Росимуществе).

Территориальное управление Росимущества в Красноярском крае осуществляет полномочия исполнительного органа государственной власти на основании положения, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 05.03.2009 № 63.

Согласно пунктам 4.1, 4.6 указанного положения Территориальное управление осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и иного федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества, в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно Территориальным управлением прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.

При этом суд первой инстанции обоснованно не применил к рассматриваемым отношениям, представленное в материалы дела письмо Росимущества от 08.04.2010 №ПП-10/8606 (т.2 л.д.82), поскольку указанный акт не является нормативным, регулирующим порядок продажи земельных участков собственникам объектов недвижимости, а принят в целях оптимизации процедуры рассмотрения документов и своевременного принятия решений о предоставлении земельных участков в собственность.

Учитывая изложенное арбитражный суд первой инстанции правомерно отклонил довод Территориального управления об отсутствии у него полномочий по продаже земельных участков федеральной собственности без поручения Федерального агентства по управлению государственным имуществом.

Кроме того, судом первой инстанции правильно указано, что отсутствие разработанного и утвержденного порядка продажи федеральных земельных участков не может служить препятствием для реализации собственником объектов недвижимости прав, предусмотренных пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.

Нормами статьей 9, 10, 11, 29, 36 Земельного кодекса Российской Федерации установлен порядок предоставления земельных участков в собственность граждан и юридических лиц, предусматривающий ряд последовательных действий в определенные временные сроки как для продавца земельного участка, так и для покупателя.

Так согласно пункту 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает Решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

Учитывая, что Территориальное управление в нарушение требования статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации не Решило в месячный срок вопрос о предоставлении заявителю спорного земельного участка в собственность и не направило ему в течение месяца после принятия такого решения проект договора купли-продажи земельного участка, тем самым нарушив права и законные интересы заявителя, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о незаконном бездействии Территориального управления и правомерно удовлетворил требования ОАО «Транссибнефть».

Принимая во внимание, что заявление ОАО «Транссибнефть» о предоставлении в собственность спорного земельного участка направлено в Территориальный орган, полномочный совершать действия по реализации прав заявителя, а не непосредственно в Росимущество, в удовлетворении требований к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (Росимущество) отказано правомерно.

При таких обстоятельствах, оснований для отмены обжалуемого судебного акта по доводам апелляционной жалобы или в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 25.12.2008 № 281-ФЗ, вступившим в силу с 31.01.2009) Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае освобождено от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

Постановил:

Решение Арбитражного суда Красноярского края от 18 августа 2010 года по делу № А33-8294/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Настоящее Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший Решение.

Председательствующий судья

*.*. Шошин

Судьи:

*.*. Бычкова

*.*. Дунаева