Решения районных судов

Решение от 2007-08-28 №А51-8524/2007. По делу А51-8524/2007. Приморский край.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

г. Владивосток, ул. Светланская, 54 Решение И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

Резолютивная часть решения объявлена 21 августа 2007 года

«28» августа 2007 года Дело № А51-8524/2007 37-156

Арбитражный суд Приморского края в составе:

судьи *.*. Куделинской

при ведении протокола судьей *.*. Куделинской

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Дальнереченский кооператор»

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 Приморскому краю

третьему лицу, не заявляющему самостоятельных требований относительно предмета спора Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Дальнереченску и Дальнереченскому району Приморского края

о признании незаконным отказа налогового органа в возврате ошибочно уплаченных страховых взносов в сумме 32 000 рублей.



при участии в заседании:

стороны не явились

Установил:

общество с ограниченной ответственностью «Дальнереченский кооператор» (далее по тексту «заявитель», «общество», «страхователь») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Приморскому краю (далее по тексту «налоговый орган», «инспекция») о признании незаконным отказа налогового органа в возврате ошибочно уплаченных страховых взносов в сумме 32 000 рублей.

Налоговый орган через канцелярию суда представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, а также отзыв на заявление, из которого следует, что инспекция требования заявителя не признаёт, поскольку считает, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (далее по тексту – «страховые взносы на ОПС») являются индивидуально-возмездными обязательными платежами, которые поступают в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации. Следовательно, страховые взносы на ОПС не отвечают понятию «налога», закреплённому в статье 8 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем, положения статей 78, 79 Налогового кодекса Российской Федерации не могут применяться при осуществлении зачёта (возврата) страховых взносов на ОПС.

Налоговый орган указал также, что в соответствии со статьей 25 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее по тексту – «Закон № 167-ФЗ») налоговые органы лишь осуществляют контроль за уплатой страховых взносов на ОПС в порядке, определенном законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов, а взыскание недоимки по страховым взносам и пеней осуществляется органами Пенсионного фонда РФ в судебном порядке.

Заявитель, налоговый орган и третье лицо, уведомленные надлежаще, своих представителей в суд не направили, что не препятствует рассмотрению дела по существу на основании статьи 156 АПК РФ.

Исследовав материалы дела, суд

Установил:

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 6 Закона № 167-ФЗ общество с ограниченной ответственностью «Дальнереченский кооператор» является страхователем (плательщиком страховых взносов на ОПС).



Обществом при уплате страховых взносов на ОПС ошибочно были произведены перечисления по кодам бюджетной классификации 18210202030061000160 и 18210202040061000160 в следующих платежных поручениях:

от 14.12.2006 № 25 на сумму 12 000 рублей;

от 26.12.2006 № 26 на сумму 17 802,56 рублей;

от 26.12.2006 № 27 на сумму 2 197,44 рублей;

11.05.2007г. общество, обратившись в налоговый орган с заявлением о возврате ошибочно перечисленных страховых взносов на ОПС в сумме 32 000 рублей, получило ответ налогового органа от 14.05.2007 № 05-08/4304, в соответствии с которым обществу было отказано в возврате ошибочно уплаченной суммы, в связи с отсутствием механизма реализации по проведению возврата (зачёта) излишне уплаченных страховых взносов на ОПС.

Не согласившись с отказом налогового органа, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением признать отказ инспекции о возврате излишне уплаченных сумм страховых взносов в размере 32 000 рублей незаконным.

Суд считает, что требование заявителя к налоговому органу является правомерным и подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 2 Закона № 167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на ОПС, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.

При этом пункт 1 статьи 25 Закона № 167-ФЗ предусматривает, что контроль за уплатой страховых взносов на ОПС осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.

В пункте 1 статьи 13 Закона № 167-ФЗ установлено право страховщика - Пенсионного фонда РФ и его территориальных органов осуществлять возврат страховых взносов на ОПС лишь в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены. Иных полномочий по возврату (зачету) страховых взносов законодатель для органов Пенсионного фонда РФ не Установил.

Так как Закон № 167-ФЗ не регламентирует порядок зачета либо возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на ОПС органами Пенсионного фонда РФ, то к данным правоотношениям подлежит применению налоговое законодательство.

Подпунктом 7 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации закреплена обязанность налоговых органов принимать решения о возврате налогоплательщику сумм уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Порядок зачета и возврата излишне уплаченных сумм налога, сбора, а также пеней установлен статьёй 78 Налогового кодекса Российской Федерации.

Так, в соответствии с пунктом 6 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления. Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).

Наличие у общества переплаты по страховым взносам на ОПС в сумме 32 000 рублей подтверждается представленными в материалы дела платежными поручениями от 14.12.2006 № 25, от 26.12.2006 № 26, 27.; актом совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам от 06.07.2007. Факт отсутствия у заявителя недоимок, задолженности по пеням и штрафам подтверждается материалами дела и не оспаривается налоговым органом.

Таким образом, согласно статье 78 Налогового кодекса Российской Федерации требование заявителя о возврате переплаты по страховым взносам на ОПС в сумме 32 000 рублей правомерно.

Отказ налогового органа возвратить указанную сумму мотивирован тем, что страховые взносы не соответствуют понятию налога, следовательно, не могут быть возвращены в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.

Такие доводы налогового органа о невозможности произвести возврат (зачет) излишне уплаченных страховых взносов судом отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права.

При этом Федеральный закон от 15.08.1996 № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) вводит понятие администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации, за которыми закрепляются основные источники доходов бюджетов Российской Федерации согласно Приложению 11.1 к настоящему Федеральному закону.

В соответствии с указанным законом администраторы поступлений в бюджеты Российской Федерации – это федеральные органы государственной власти, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.

В приложении 11.1 к Федеральному закону «О бюджетной классификации Российской Федерации», называющем администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации главными распорядителями средств бюджета, указано, что налоговый орган (Федеральная налоговая служба) является администратором поступлений в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации страховых взносов на ОПС.

В соответствии с Порядком учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2004 № 116 н возврат плательщикам излишне уплаченных сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате и распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.

Поскольку налоговый орган является администратором поступлений страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда РФ, суд делает вывод о том, что налоговый орган правомочен в принятии решений о зачете либо возврате плательщику излишне уплаченных страховых взносов на ОПС в порядке, предусмотренном статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации.

Таким образом, суд считает, что у налогового органа отсутствовали законные основания для отказа обществу в возврате излишне уплаченных страховых взносов на ОПС в сумме 32 000 рублей.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

Признать недействительным отказ Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Приморскому краю в возврате переплаты по страховым взносам по ОПС в сумме 32 000 рублей, изложенный в письме от 14.05.2007 № 05-08/4304, как несоответствующий Налоговому кодексу Российской Федерации.

Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 2 по Приморскому краю возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Дальнереченский кооператор» излишне уплаченные страховые взносы на ОПС в сумме 32 000 (тридцать две тысячи) рублей.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Приморскому краю, расположенной по адресу: Приморский край, г. Дальнереченск, ул. М. Личенко, 24а, в пользу общества с ограниченной ответственностью «Дальнереченский кооператор» расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 (две тысячи) рублей.

Выдать исполнительные листы после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в срок, не превышающий месяца со дня его принятия.

Судья *.*. Куделинская