Решения районных судов

Выдача хозяйствующим субъектам ветеринарных сопроводительных документов на подконтрольные госветнадзору грузы является обязанностью последнего, и осуществление данной функции на платной основе влечет за собой недопустимое совмещение функций органа исполнительной власти и хозяйствующего субъекта. По делу . Нижегородская область.

от 4 декабря 2006 года Дело N А43-24312/2006-42-806

Резолютивная часть решения объявлена 27 ноября 2006 г.

Полный текст решения изготовлен 4 декабря 2006 г.

(извлечение)

Арбитражный суд Нижегородской области в составе судьи Кабанова *.*. , при ведении протокола судебного заседания судьей Кабановым *.*. , рассмотрев 27 ноября 2006 года в открытом судебном заседании заявление государственного управления Нижегородской области “Государственное ветеринарное управление г. Нижнего Новгорода“ о признании незаконным решения управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области и недействительным предписания по делу N 059-ФАС52-ТР-7-02/06-06/2 от 14 июля 2006 г.,

установил:

В судебном заседании представитель заявителя, в частности, пояснил, что оспариваемые решение и предписание антимонопольного органа приняты в нарушение положений, содержащихся в статьях 5, 8, 15 Закона РФ N 4979-1 “О ветеринарии“, и не соответствуют основным началам гражданского законодательства, а именно п. 2 ст. 1 ГК РФ. Несостоятельным является довод ответчика о том, что действующим законодательством не предусмотрена возможность установления и взимания государственными учреждениями ветеринарии с хозяйствующих субъектов платы за оформление и выдачу ветеринарных сопроводительных документов; необоснованным также следует признать и вывод о том, что правоотношения, возникающие между ГУНО “Госветуправление г. Н.Новгорода“ и хозяйствующими субъектами, по оформлению ветеринарных сопроводительных документов являются по своей сути административными.

Целью направленного в адрес ГУНО “Госветуправление г. Н.Новгорода“ предписания Нижегородского УФАС России N 02/2789 от 17.07.2006 является прекращение нарушения антимонопольного законодательства, а именно абзаца 2 пункта 3 статьи 7 Закона РСФСР “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“. Однако, по мнению заявителя, его деятельность по оказанию платных услуг хозяйствующим субъектам в части выдачи ветеринарных сопроводительных документов соответствует нормам и требованиям действующего законодательства.

Представители управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области с доводами представителя заявителя не согласились по основаниям, указанным в отзывах.

Заслушав представителей сторон, рассмотрев имеющиеся в деле документы, суд установил следующие обстоятельства, имеющие правовое значение для правильного разрешения рассматриваемого спора.

Из материалов дела следует, что в Нижегородское УФАС поступило поручение ФАС России N ИА/5299 от 11.04.2006 о проведении проверки применения органами, осуществляющими контрольно-надзорные мероприятия в области ветеринарии, Инструкции о порядке выдачи ветеринарных сопроводительных документов на подконтрольные Госветнадзору грузы, утвержденной первым заместителем министра сельского хозяйства и продовольствия РФ 12.04.1997 N 13-7-2/871.



В результате проведенного анализа правомерности выдачи ветеринарных сопроводительных документов на подконтрольные Госветнадзору грузы в Нижегородской области Нижегородским УФАС определением от 30.06.2006 в отношении комитета государственного ветеринарного надзора Нижегородской области и ГУНО “Госветуправление г. Н.Новгорода“ возбуждено дело N 059-ФАС52-ТР-7-02/06-06 по признакам нарушения п. 3 ст. 7 Закона “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“ в части совмещения ГУНО “Госветуправление г. Нижнего Новгорода“ функций органа исполнительной власти с функциями хозяйствующего субъекта.

По результатам рассмотрения дела N 059-ФАС52-ТР-7-02/06-06 комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области приняла решение от 14.07.2006, которым заявитель, а также комитет государственного ветеринарного надзора Нижегородской области признаны нарушившими положения абзаца 2 п. 3 ст. 7 Закона “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“.

В соответствии с предписанием антимонопольного органа N 059-ФАС52-ТР-7-02/06-06/1 от 14 июля 2006 года комитету государственного ветеринарного надзора Нижегородской области указано на необходимость прекращения нарушения антимонопольного законодательства и в срок до 13.09.2006 внести изменения в устав государственного управления Нижегородской области “Государственное ветеринарное управление г. Нижнего Новгорода“ изменения, которые устранят возможность неправомерного взимания платы за выдачу ветеринарных сопроводительных документов на подконтрольные грузы с хозяйствующих субъектов.

Оценивая правомерность вышеуказанных оспариваемых актов антимонопольного органа, суд руководствуется следующими нормами действующего законодательства.

В соответствии со статьей 8 Закона РФ “О ветеринарии“ государственный ветеринарный надзор - это деятельность государственных ветеринарных инспекторов по предупреждению, обнаружению и пресечению нарушений законодательства Российской Федерации о ветеринарии, которая осуществляется в порядке, определяемом Положением о государственном ветеринарном надзоре в Российской Федерации, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

Пунктом 1 Положения о государственном ветеринарном надзоре в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства от 19.06.1994 N 706 (далее - Положение о государственном ветеринарном надзоре), определено, что государственный ветеринарный надзор в Российской Федерации представляет собой, в частности, систему контроля за соблюдением:

ветеринарных правил при производстве, переработке, хранении и реализации продуктов животноводства, ввозе в Российскую Федерацию, транзите по ее территории и вывозе подконтрольных ветеринарной службе грузов, производстве, применении и реализации препаратов и технических средств ветеринарного назначения, при проектировании, строительстве и реконструкции животноводческих комплексов, птицефабрик, мясокомбинатов, других предприятий по производству и хранению продуктов животноводства, при организации крестьянских (фермерских) хозяйств и личных подсобных хозяйств граждан, а также за нормированием ветеринарно-санитарных показателей, характеристик и вредных факторов кормов, кормовых добавок и продуктов животноводства, обеспечивающих безопасность их для здоровья человека и животных;

требований ветеринарных правил, норм и правил ветеринарно-санитарной экспертизы по безопасности в ветеринарном отношении пищевых продуктов и продовольственного сырья животного происхождения, условий их заготовки, подготовки к производству, изготовления, ввоза на территорию Российской Федерации, хранения, транспортировки и поставок.

Согласно пункту 2 Положения о государственном ветеринарном надзоре органами государственного ветеринарного надзора являются органы управления, учреждения и организации государственной ветеринарной службы Российской Федерации, в том числе управления ветеринарии в составе органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В силу постановления Правительства Нижегородской области “Об утверждении Положения о комитете ветеринарного надзора Нижегородской области“ от 26.09.2005 N 231 (далее - Положение о Комитете):



комитет государственного ветеринарного надзора Нижегородской области (далее - Комитет) входит в систему органов исполнительной власти Нижегородской области и действует на основании настоящего Положения с целью реализации полномочий органов исполнительной власти Нижегородской области в сфере ветеринарии (пункты 1.1 и 1.4).

Осуществляемые в соответствии с возложенными на Комитет задачами функции определены разделом 3 Положения; пунктом 3.12 предусмотрено, что Комитет осуществляет надзор за выполнением ветеринарно-санитарных правил при заготовке, транспортировке, убое животных и птицы.

В соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области “О создании государственных учреждений ветеринарии Нижегородской области“ от 18.11.2003 N 341 Комитетом в декабре 2003 г. создано государственное учреждение Нижегородской области “Государственное ветеринарное управление г. Нижнего Новгорода“ (далее - Учреждение, ГУНО “Госветуправление“), целью деятельности которого является осуществление ветеринарного контроля на закрепленной территории, направленного на профилактику болезней и лечение животных, обеспечение безопасности в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства и растениеводства, охрану здоровья населения.

Согласно положениям пункта 2 статьи 5 Закона “О ветеринарии“, пункта 2 Положения и устава учреждения, ГУНО “Госветуправление“ входит в систему государственной ветеринарной службы и наделено полномочиями органа государственного ветеринарного надзора (Комитета).

Пунктом 3.3 устава учреждения (в редакции, утвержденной приказом Комитета от 23.12.2005 N 166) к осуществляемым им видам деятельности отнесено:

проведение государственного ветеринарного контроля в соответствии с Законом РФ “О ветеринарии“;

осуществление платных ветеринарных услуг по оформлению и выдаче ветеринарных документов (ветеринарные свидетельства, справки, паспорта, документы, необходимые для оформления разрешения на ввоз-вывоз продовольственного сырья, пищевых продуктов животного и растительного происхождения и пр.).

Порядок выдачи ветеринарных сопроводительных документов (свидетельств, справок) на подконтрольные Госветнадзору грузы определен Инструкцией от 12.04.1997 N 13-7-2/871, утвержденной (далее - Инструкция).

Согласно пункту 1 Инструкция является обязательной для исполнения всеми юридическими и физическими лицами на территории Российской Федерации, независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности, занятыми содержанием, эксплуатацией, ловлей, добычей животных, птиц, рыб (других гидробионтов), пчел, а также производством, заготовкой, переработкой, транспортировкой, хранением и реализацией продуктов и сырья животного происхождения, кормов для животных, птиц, рыб, пчел и кормовых компонентов.

Пунктом 2 определено, что подконтрольные Госветнадзору грузы (в дальнейшем “грузы“) подлежат заготовке, транспортировке, переработке, хранению и реализации только при наличии ветеринарных сопроводительных документов, характеризующих ветеринарно-санитарное состояние сопровождаемого груза и места его выхода и выдаваемых по формам согласно приложениям 1 - 9.

Указанные сопроводительные документы могут быть выданы (оформлены) исключительно органами (должностными лицами) государственного ветеринарного надзора (ветеринарными врачами государственной ветеринарной службы района (города), список которых утверждает главный госветинспектор района (города) (пункт 3 Инструкции).

В соответствии с пунктом 5 Инструкции продукция без сопроводительных ветеринарных документов или сопровождаемая ветеринарным сопроводительным документом, признанным недействительным в соответствии с требованием пункта 4.5, в т.ч. мясо в тушах, полутушах, четвертинах, имеющее неясные оттиски клейм или при отсутствии клейм, а также при отсутствии признаков проведения ветсанэкспертизы, не подлежит приему для переработки и реализации, но принимается для изолированного хранения до предъявления ветеринарных документов или получения результатов лабораторных исследований, подтверждающих ее ветеринарно-санитарную безопасность.

Таким образом, оборот животноводческой продукции без соответствующих сопроводительных документов не допускается, поскольку необходимые для обеспечения безопасности здоровья населения ограничения оборота животноводческой продукции определены Законом “О ветеринарии“.

С учетом изложенных положений антимонопольный орган сделал правильный вывод о том, что выдача ветеринарных сопроводительных документов на подконтрольные Госветнадзору грузы относится к сфере осуществления государственного ветеринарного надзора. Правоотношения, возникающие в процессе выдачи ветеринарных сопроводительных документов подконтрольным хозяйствующим субъектам, по характеру обязательности норм, их регулирующих, являются административно-правовыми.

Из материалов, представленных в Нижегородское УФАС, следует, что ГУНО “Госветуправление г. Н.Новгорода“ осуществляет выдачу ветеринарных сопроводительных документов подконтрольным хозяйствующим субъектам на платной основе. Указанное обстоятельство заявителем не оспаривается. Оплата выдачи ветеринарных сопроводительных документов на подконтрольные Госветнадзору грузы осуществляется путем заключения возмездного гражданско-правового договора об оказании ветеринарных услуг, тогда как выдача ветеринарных сопроводительных документов на подконтрольные Госветнадзору грузы хозяйствующим субъектам является функциональными обязанностями ГУНО “Госветуправление г. Н.Новгорода“ и непосредственно вытекает из задач государственного ветеринарного надзора.

Действия заявителя в рассматриваемых обстоятельствах противоречат п. 1 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также нормам Закона РФ “О ветеринарии“.

Суд считает обоснованным вывод антимонопольного органа о том, что заявитель фактически совмещает функции органа исполнительной власти, осуществляющего ветеринарный надзор в Нижегородской области, с функциями хозяйствующего субъекта.

Тогда как в соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 7 Закона “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“ запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных наделенных функциями или правами указанных органов власти органов или организаций с функциями хозяйствующих субъектов, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного надзора, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации.

Суд считает необоснованным довод заявителя о том, что в его действиях отсутствует состав правонарушения, предусмотренный абзацем 2 пункта 3 статьи 7 Закона “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“, поскольку это опровергается имеющимися в деле доказательствами.

Изложенные в заявлении доводы ГУНО “Госветуправление г. Н.Новгорода“ судом также отклоняются ввиду их явного несоответствия положениям вышеуказанных правовых норм.

Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления может быть признан судом недействительным при одновременном наличии двух условий: его несоответствия закону или иному нормативному акту и нарушения прав и законных интересов гражданина либо юридического лица.

Аналогичное правило предусматривает и ч. 2 ст. 201 АПК РФ.

С учетом вышеуказанных выводов, по мнению суда, в рассматриваемой ситуации основания для признания оспариваемых решения и предписания незаконными (недействительными) отсутствуют.

Определением суда от 21 августа 2006 г. действие оспариваемых решения и предписания антимонопольного органа приостановлено. В соответствии с ч. 5 ст. 96 АПК РФ обеспечительные меры сохраняют свое действие до вступления настоящего решения в законную силу.

Расходы по госпошлине в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ относятся на заявителя.

Руководствуясь статьями 167 - 176, 180, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Решение может быть обжаловано в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Судья

*.*. КАБАНОВ