Решения районных судов

Решение от 16 августа 2010 года . По делу А65-11184/2010. Республика Татарстан.

Решение г. Казань Дело № А65-11184/2010-СА1-19

Резолютивная часть решения объявлена 10 августа 2010 г.

Полный текст решения изготовлен 16 августа 2010 г.

Арбитражный суд Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Шайдуллина *.*. ,

с участием:

от заявителя – Гребенькова *.*. по доверенности от 16.12.2009г.;

от ответчика – Хабибуллина *.*. по доверенности от 18.06.2010г.;

лица ведущего протокол судебного заседания – судья Шайдуллин *.*. ,

рассмотрев 10 августа 2010г. в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Агрофирма «Азнакай», г.Азнакаево к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №15 по Республике Татарстан, г.Азнакаево, о признании незаконным решения №2189 от 17.03.2010г. в части в части вывода о неправомерности предъявления к вычету 1 990 776 руб. налога на добавленную стоимость за 3 квартал 2009 года, изложенный в мотивировочной части (п.1),

Установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Агрофирма «Азнакай», г.Азнакаево (далее - заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №15 по Республике Татарстан, г.Азнакаево (далее - ответчик) о признании незаконным решения №2189 от 17.03.2010г. в части вывода о неправомерности предъявления к вычету 1 990 776 руб. налога на добавленную стоимость за 3 квартал 2009 года, изложенный в мотивировочной части (п.1).



Заявитель в судебном заседании поддержал требование в полном объеме, по изложенным в заявлении основаниям.

Ответчик требование заявителя не признал, по доводам, изложенным в отзыве и в дополнении к нему основаниям.

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка ответчика по представленной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2009 года, по результатам которой составлен акт от 11.02.2010г. № 7203.

На основании акта проверки и представленных обществом возражений, налоговым органом вынесено Решение № 2189 от 17.03.2010г. об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и внесении необходимых исправлений в документы бухгалтерского и налогового учета.

Заявитель, не согласившись с указанным Решением налогового органа, в порядке, предусмотренном ст. ст. 137 и 139 НК РФ обратился в Управление ФНС России по РТ с апелляционной жалобой, в которой просил отменить Решение налогового органа по основаниям, указанным им в жалобе.

Решением Управления ФНС России по РТ от 05.05.2010г. № 282 жалоба на Решение налогового органа по п.1. мотивировочной части оставлена без удовлетворения, Решение № 2189 от 17.03.2010г. в этой части без изменения.

Заявитель, не согласившись с Решением налогового органа, обратился в суд с заявлением о признании его незаконным в части вывода о неправомерности предъявления к вычету 1 990 776 рублей налога на добавленную стоимость за 3 квартал 2009 года, изложенной в мотивировочной части ( п. 1).

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон, суд считает требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению на основании следующего.

Основанием для доначисления 1990776,00 руб. налога на добавленную стоимость по обжалуемому решению, по мнению ответчика, послужили обстоятельства, что заявитель в нарушение п. 1 ст. 172 НК РФ, не восстановил суммы НДС, ранее принятых к вычету в 1 и 2 квартале 2009 г. по приобретенным минеральным удобрениям, расходы по которым впоследствии были компенсированы из бюджета.

В ходе проверки налоговым органом установлено, что ООО Агрофирма «Азнакай» приобретало в 1 квартале 2009 года минеральные удобрения на общую сумму 39994486,55 руб., в т.ч. НДС 6100853,88 руб., во втором квартале 2009 года на общую сумму 19275208,11 руб. в т.ч. НДС 2940285.98 руб.



В 1 и 2 кварталах 2009 г. Обществом вышеуказанные суммы НДС заявлены к возмещению из бюджета.

Впоследствии, в 3 квартале 2009 года на частичную компенсацию вышеуказанных затрат ООО Агрофирма «Азнакай» из бюджета были выделены:

субсидия в размере утвержденной Постановлением правительства РФ № 230 от 16.03.09 и распоряжением Кабинета Министров РТ №403-Р от 06.04.09 г. Субсидия была перечислена платежными поручениями № 394 от 03.07.2009 г. в сумме 6 066 040 руб. и № 757 от 16.07.2009 г. в сумме 5 997 100 руб.

субсидия в размере утвержденной Постановлением правительства РФ № 80 от 31.01.09 г. и распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан № 403-Р от 06.04.2009 г. Субсидия была перечислена платежным поручением № 525 от 23.07.2009 в сумме 987 000 руб.

Налоговый орган пришел к выводу о том, что получив компенсацию из бюджета, общество фактически не осуществило расходов, в связи с чем у него отсутствовали основания на применение налогового вычета.

Данный вывод налогового органа суд считает ошибочным в силу следующего.

В соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения признаются операции по реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.

На основании п. 1 ст. 172 гл. 21 «Налога на добавленную стоимость» НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) на территории РФ, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих документов.

В случае приобретения товаров за счет средств федерального бюджета суммы НДС оплачиваются продавцам данных товаров за счет этих средств.

На основании выше изложенного, налоговый орган пришел к выводу о том, что суммы НДС, ранее принятые к вычету, расходы по которым частично компенсированы из федерального бюджета, следует восстановить.

Суд, исследовав все обстоятельства дела в их совокупности, считает, что материалами дела не подтверждается неправомерность предъявления к вычету 1 990 776 рублей налога на добавленную стоимость за 3 квартал 2009 года.

В соответствии с п. 1 ст. 146 НК РФ Объектом налогообложения признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.

Согласно п. 1 ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса, на установленные ст. 171 НК РФ налоговые вычеты.

Согласно п. 2 ст. 171 НК РФ установлено, что налогоплательщик имеет право на налоговый вычет по налогу на добавленную стоимость в виде сумм налога, предъявленных налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации без таможенного контроля и таможенного оформления.

Пунктом 3 ст. 170 НК РФ предусмотрены случаи восстановления сумм НДС, ранее принятых к вычету, в порядке, предусмотренном гл. 21 НК РФ.

Однако, в п.3 ст. 170 НК РФ не предусмотрен случай восстановления «входного» НДС по приобретенным материально – производственным затратам, стоимость которых впоследствии частично возмещалась за счет субсидий из бюджета.

Согласно п. 1 ст. 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 настоящего Кодекса.

Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.

В соответствии с п. 2 ст. 169 НК РФ в целях принятия НДС к вычету или возмещению счет – фактура должен соответствовать требованиям п.п. 5 и 6 указанной статьи.

Следовательно, для получения налогового вычета необходима совокупность следующих условий: приобретенные товары (работы, услуги), имущественные права предназначены для осуществления операций, облагаемых НДС; товары (работы, услуги), имущественные права приняты к учету; у покупателя имеются правильно оформленные счета-фактуры поставщиков.

Таким образом, нормы НК РФ не содержат положений, обязывающих налогоплательщика восстанавливать НДС, в случае получения им впоследствии субсидий на частичную компенсацию затрат на приобретение материально – производственных запасов, отсутствуют основания для восстановления сумм НДС, ранее принятых к вычету, в части полученной субсидии.

Основная цель субсидирования – оказание фи Ф.И.О. компенсации затрат сельскохозяйственного производителя на приобретение материально – производственных запасов.

Налоговое законодательство не ставит право на возмещение налога на добавленную стоимость в зависимость от источника поступления на счета налогоплательщика денежных средств, использованных для расчетов за приобретаемые товары.

Кроме того, в платежном поручении на получение субсидии НДС не выделялся отдельной строкой.

Следовательно, представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для её получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны или противоречивы.

Порядок возмещения налога определен ст. 176 НК РФ, которой установлено, что в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен акт налоговой проверки в соответствии со ст. 100 НК РФ.

Налоговый орган в своем решении ссылается на разъяснение Министерства Финансов РФ в письмах от 31.08.09г. № 03-07-14/91 и от 01.04.09г. № 03-07-11/98.

Ссылку налогового органа на разъяснения Минфина суд считает несостоятельной по следующим основаниям:

Согласно письма Минфина РФ от 07.08.07г. № 03-02-07/2-138 Минфину России в соответствии с Налоговым кодексом предоставлены полномочия по разъяснению законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

В соответствии с пунктами 5.1 и 5.2 Регламента Министерства финансов Российской Федерации (Приказ Минфина России от 23.03.2005 N 45н, зарегистрирован в Минюсте России 19.04.2005 N 6518) Министерство принимает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по вопросам установленной сферы деятельности Министерства и федеральных органов исполнительной власти, находящихся в его ведении. Нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, подлежат государственной регистрации, опубликованию и вступают в силу в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Указанные нормативные правовые акты издаются Минфином России в форме приказа или ином установленном федеральным законодательством виде в соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009.

Пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации установлено, что издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается.

Таким образом, письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах не содержат правовых норм и не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, не являются нормативными правовыми актами, а также не подлежат подготовке и регистрации в соответствии с Правилами подготовки нормативно – правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, установленными Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 г. № 1009.

Кроме того, согласно п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

Суд считает, что налогоплательщиком представлены установленные ст. 170, 171, 172 НК РФ доказательства, в совокупности подтверждающие право на получение налогового вычета.

На основании вышеизложенного, Решение Межрайонной Инспекции ФНС России № 15 по РТ об отказе в привлечении к налоговой ответственности № 2189 от 17.03.2010г. в части вывода о неправомерности предъявления к вычету 1 990 776 руб. налога на добавленную стоимость за 3 квартал 2009г. (пункт 1 мотивировочной части), не соответствует требованиям Налогового кодекса РФ и нарушает права и законные интересы заявителя.

В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом пункта 7 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 139 от 11.05.2010, расходы заявителя по уплате государственной пошлины в сумме 2000 рублей подлежат отнесению на ответчика.

Руководствуясь ст.ст. 110, 112, 167-169, 176, 198-201 Арбитражный суд Республики Татарстан,

Решил:

Заявление удовлетворить.

Признать недействительным Решение Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 15 по РТ об отказе в привлечении к налоговой ответственности № 2189 от 17.03.2010г. в части вывода о неправомерности предъявления к вычету 1 990 776 руб. налога на добавленную стоимость за 3 квартал 2009г. (пункт 1 мотивировочной части).

Обязать Межрайонную Инспекцию ФНС России № 15 по РТ принять меры по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов ООО «Агрофирма «Азнакай».

Взыскать с Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 15 по РТ в пользу ООО «Агрофирма «Азнакай» 2 000 (две тысячи) рублей в счет компенсации уплаченной государственной пошлины.

Исполнительный лист на взыскание государственной пошлины выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в месячный срок в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Самара) через Арбитражный суд Республики Татарстан.

Судья *.*. Шайдуллин