Решения районных судов

Решение от 2011-05-31 №А07-6891/2011. По делу А07-6891/2011. Республика Башкортостан.

Решение

г.Уфа

31 мая 2011г. Дело № А07-6891/2011

Арбитражный суд Республики Башкортостан в лице судьи Хафизовой С.Я.,

при ведении протокола судебного заседания

секретарем судебного заседания Гималетдиновой А.А.,

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью “Водолей» (ИНН 0255012147, ОГРН 1050200947411)

к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан (Росприроднадзор по Республике Башкортостан)

об отмене постановления о привлечении к административной ответственности по ст. 8.5 КоАП РФ № 03-03/11/ГЛР/3 от 10.03.2011

при участии в судебном заседании:



от заявителя: Галиева Л.Р., директор, паспорт; Изгина Р.Э., доверенность от 26.04.2011г.;

от ответчика: Валиуллин А.Р., доверенность № 2 от 11.02.2011г., Гильмутдинова Л.А., доверенность № 10 от 11.0.4.2011г.

ООО «Водолей» обратилось в Арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан (далее - Управление Росприроднадзора по РБ) об отмене постановления о привлечении к административной ответственности по ст. 8.5 КоАП РФ № 03-03/11/ГЛР/3 от 10.03.2011г.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав представителя заявителя, ответчика, арбитражный суд Установил, что на основании приказа руководителя Управления Росприроднадзора по Республике Башкортостан № 8-17 от 25.01.2011 г. проведена плановая выездная проверка ООО «Водолей», по вопросам соблюдения обязательных требований законодательства РФ в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

По результатам проверки составлен акт проверки № 11 от 18.02.2011г., протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 17.02.2011 г., протокол об административном правонарушении № 03-03/11/ГЛР/3 от 25.02.2011 г., в котором зафиксировано, что в нарушение ч. 2 ст. 19 Федерального закона Российской Федерации от 24.06.1998 г. №89 «Об отходах производства и потребления» ООО «Водолей» не выполнило обязанность по представлению в срок до 01 февраля 2011 г. годовой отчетности по форме № 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» в территориальный орган Росприроднадзора (Управление Росприроднадзора по Республике Башкортостан).

На основании материалов проверки Управлением Росприроднадзора по Республике Башкортостан принято Постановление о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.5 КоАП РФ № 03-03/11/ГЛР/3 от 10.03.2011г. в виде административного штрафа в размере 10000 руб.

Не согласившись с вынесенным Постановлением заявитель обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с настоящим заявлением. В обоснование заявленных требований ООО «Водолей» ссылается на то, что в факте непредставления статистической отчетности по форме 2-ТП (отходы) отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП Российской Федерации. Кроме того, по мнению заявителя, административным органом допущены грубые нарушения процедуры привлечения к административной ответственности, а именно: он не был извещен о времени и месте рассмотрения материалов дела об административном правонарушении.

Ответчик требования заявителя не признал, согласно отзыву на заявление, считает оспариваемое Постановление законным и обоснованным.

Изучив материалы дела, исследовав и оценив представленные доказательства и доводы сторон, арбитражный суд приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, административным органом установлено, что в процессе деятельности ООО «Водолей» образуются следующие виды отходов 1-4 класса опасности: ртутные лампы отработанные, мусор от бытовых помещений организации несортированный, отходы (осадки) из выгребных ям и хозяйственно-бытовые стоки, шины пневматические, масло компрессорное (или дизельное), отходы твердых производственных материалов, загрязненные нефтяными и минеральными жировыми продуктами (фильтры топливные).



В протоколе осмотра от 17.02.2011г. № 3-03/11 административным органом зафиксирован факт накопления ООО «Водолей» вышеназванных отходов.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления“ (далее – ФЗ «Об отходах производства и потребления») отходами производства и потребления являются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Обращением с отходами признается деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

В силу ст. 11 ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.

Согласно ст. 19 ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Приказом Росстата от 28.01.2011 N 17 “Об утверждении статистического инструментария для организации Росприроднадзором федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления“) утверждена представленная Федеральной службой по надзору в сфере природопользования годовая форма федерального статистического наблюдения N 2-ТП (отходы) “Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления“, сбор и обработка данных по которой осуществляются в системе Росприроднадзора, которая введена в действие с отчета за 2010 год (п.1).

Согласно названному приказу представление отчетности по форме N 2-ТП осуществляется индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, их обособленными подразделениями, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами производства и потребления, в срок до 01 февраля.

Заявителем на момент проведения проверки форма № 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления“ не представлена.

В соответствии со ст. 8.5 КоАП РФ сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от 10000 руб. до 20000 руб.

Согласно ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Приказ Росстата от 28.01.2011 N 17 “Об утверждении статистического инструментария для организации Росприроднадзором федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления“ официально опубликован не был, доказательств обратного, в соответствии со ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ, не представлено.

В связи с изложенным, арбитражный суд считает, что вина ООО «Водолей» во вмененном правонарушении (непредставлении за 2010 год «Сведений об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» форма N 2-ТП (отходы) до 01.02.2011г., отсутствует.

При этом, указанный отчет представлен заявителем 05.03.2011г.

Довод ответчика о том, что срок представления отчетности по вышеуказанному приказу совпадает со срокам, установленным ранее (до 03 февраля), суд считает необоснованным, так как Приказ Росстата от 28.01.2011 N 17 “Об утверждении статистического инструментария для организации Росприроднадзором федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления“ признал утратившим силу Постановление Росстата от 30.12.2004 N 157 и от 17.01.2005 N 1, которые определяли, в том числе, срок представления отчетности. Кроме того, в оспариваемом постановлении объективная сторона вмененного ООО «Водолей административного правонарушения определена как непредставление отчета формы 2-ТП (отходы) в сроки, установленные вышеназванным Приказом Росстата от 28.01.2011г.

При таких обстоятельствах, арбитражный суд считает, что в действиях ООО «Водолей» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ.

Кроме того, в ходе судебного разбирательства установлено, что при привлечении ООО «Водолей» к административной ответственности административным органом был нарушен установленный законом порядок производства по делу об административном правонарушении.

Согласно ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных Законом.

В соответствии с ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Согласно протоколу об административном правонарушении от 25.02.2011г., который составлен с участием директора ООО «Водолей» и им получен, рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 09.03.2011 г. на 14 ч. 40 мин.

Между тем, Постановление о привлечении ООО «Водолей» к административной ответственности № 03-03/11/ГЛР/3 вынесено 10.03.2011г., при этом директор ООО «Водолей» Галиева Л.Р. отрицает свое присутствие при рассмотрении дела 10.03.2011г., доказательств обратного в соответствии со ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ, административным органом не представлено (Постановление не содержит никаких росписей директора Галлиевой Л.Р. или других отметок, свидетельствующих о ее присутствии при рассмотрении дела). Доказательств извещения ООО «Водолей» о рассмотрении дела 10.03.2011г., в соответствии со ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ, также не представлено.

Довод ответчика о том, что в написании даты оспариваемого постановления произошла опечатка, что подтверждается определением от 17.05.2011г. № 01-03/5-40 об исправлении описок, допущенных в постановлении о назначении административного наказания, судом отклоняется, так как названное определение принято после окончания производства по делу об административном правонарушении, не содержит доказательств рассмотрения дела об административном правонарушении 09.03.2011г.

При таких обстоятельствах, суд считает, что ООО «Водолей» надлежащим образом не извещено о времени и месте рассмотрения материалов дела об административном правонарушении, в связи с чем было лишено предоставленных КоАП РФ гарантий защиты, поскольку не могло квалифицированно возражать и давать объяснения по существу выявленных нарушений, а также воспользоваться помощью защитника.

Указанное процессуальное нарушения является существенными, так как не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении. Возможность устранения этих недостатков отсутствует.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в п. 10 Постановления Пленума от 02.06.2004 N 10 “О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях“ указал, что нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Исходя из совокупности представленных сторонами доказательств, оцененных арбитражным судом на основании всестороннего, полного и объективного их исследовании согласно ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, принимая во внимание нарушения административным органом установленного законом порядка производства по делу об административном правонарушении, суд считает, что требования заявителя об отмене постановления Управления Росприроднадзора по Республике Башкортостан № 03-03/11/ГЛР/3 от 10.03.2011г. о привлечении ООО «Водолей» к административной ответственности по ст.8.5 КоАП Российской Федерации, подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Решил:

Заявление общества с ограниченной ответственностью “Водолей» (ИНН 0255012147, ОГРН 1050200947411) удовлетворить.

Постановление Управления Росприроднадзора по Республике Башкортостан № 03-03/11/ГЛР/3 от 10.03.2011г. о привлечении общества с ограниченной ответственностью “Водолей» (ИНН 0255012147, ОГРН 1050200947411) к административной ответственности предусмотренной ст.8.5 КоАП Российской Федерации, отменить.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aac.arbitr.ru.

Судья С.Я.Хафизова