Решения районных судов

Решение от 01 июня 2011 года . По делу А75-2303/2011. Ханты-Мансийский автономный округ — Югра.

Решение

г. Ханты-Мансийск

01 июня 2011 г. Дело № А75-2303/2011

Резолютивная часть решения объявлена 26 мая 2011 г.

Полный текст решения изготовлен 01 июня 2011 г.

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе судьи Истоминой *.*. , при ведении протокола секретарем судебного заседания Ташмурзиным *.*. , рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению закрытого акционерного общества «Монтажное управление № 5» к Кондинскому отделу по контролю и надзору в сфере, объектов животного мира и лесных отношений о признании незаконным и отмене постановления № 06-46/2011 от 15.03.2011,

с участием представителей сторон:

от заявителя – Гореликова *.*. по доверенности № 33 от 03.01.2011,

от Кондинского отдела по контролю и надзору в сфере, объектов животного мира и лесных отношений – не явились,

от Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры – Матросова *.*. по доверенности № 913/10 от 20.12.2010,

Установил:



закрытое акционерное общество «Монтажное управление № 5» (далее – общество, ЗАО «МУ № 5») обратилось в арбитражный суд к Кондинскому отделу по контролю и надзору в сфере, объектов животного мира и лесных отношений (далее – административный орган, Кондинский отдел) о признании незаконным и отмене постановления № 06-46/2011 от 15.03.2011, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Требования мотивированы тем, что общество с разрешения владельца лесного участка Урайского УМН разместило на лесном участке технику, вагон-дома и материалы в связи с проведением работ по аварийному и капитальному ремонту объектов организации системы «Транснефть». Общество полагает, что размещение на лесном участке техники и материалов не является использованием лесного участка в том смысле, которое придает данному термину статья 25 Лесного кодекса Российской Федерации, и считает, что в его действиях отсутствует инкриминируемый ему состав административного правонарушения.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.

Орган, чье Постановление обжалуется, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, не обеспечил явку своих представителей в суд.

Представитель Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры возражал относительно заявленных требований по мотивам, приведенным в отзыве на заявление.

Заслушав лиц, участвующих в деле, и исследовав материалы дела, арбитражный суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, в ходе проведения рейдового патрулирования 25.02.2011 в 12 часов 00 минут в квартале № 4 выделов 128, 171, 179 Учинского участкового лесничества Территориального отдела – Урайское лесничество обнаружен факт занятия лесного участка площадью 0,38 га под размещение принадлежащих ЗАО «МУ № 5» жилых помещений (вагон-дома «Кедр»), специального автотранспорта (автокран, вездеходная техника, трактора), строительных материалов (стальные трубы, бетонные опоры), склада горюче-смазочных материалов в связи с проведением капитального ремонта на объекте КР Урайское УМН ОАО «Сибнефтепровод» «ВЛ 6.10 н/п КШК 243-298 км».

Усмотрев в действиях ЗАО «МУ № 5» признаки состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Кондинский отдел возбудил дело об административном правонарушении, о чем вынесено определение от 28.02.2011 (л.д. 8-9).

03.03.2011 в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении № 06-46/2011 от 03.03.2011 (л.д. 10-11), по результатам рассмотрения которого 15.03.2011 вынесено Постановление о привлечении ЗАО «МУ № 5» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей (л.д. 16-18) и выдано предписание № 15 от 03.03.2011 об освобождении незаконно занимаемого лесного участка (л.д.19).

Полагая, что данное Постановление является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.



Статьей 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков.

В судебном заседании установлено, что ОАО «Сибнефтепровод» является владельцем магистрального нефтепровода КР Урайское УМН «ВЛ 6.10 н/п КШК 243-298 км». В связи с необходимостью проведения капитального ремонта нефтепровода с ЗАО «МУ № 5» был заключен контракт № 33-081-1306 от 06.12.2010 на выполнение капитального и текущего ремонта объектов организации системы «Транснефть» на территории Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1.22 контракта под объектом понимаются здания, помещения, наружные установки, сооружения, территория, открытая площадка, оборудование, участок линейной части строящейся трубопроводной системы и другие объекты организации системы «Транснефть», на которых выполняются работы и услуги согласно условиям контракта.

В рамках данного контракта ЗАО «МУ № 5» продвигалось вдоль магистрального трубопровода, принадлежащего ОАО «Сибнефтепровод», с 243 км по 298 км, и, соответственно, по мере выполнения работ, освобождало земельные (лесные) участки, близлежайшие к объекту.

Согласно пункту 6 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов трубопроводного транспорта могут предоставляться земельные участки для:

размещения нефтепроводов, газопроводов, иных трубопроводов;

размещения объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов трубопроводного транспорта;

установления охранных зон с особыми условиями использования земельных участков.

В этом же пункте статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что границы охранных зон, на которых размещены нефтепроводы, определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов. На указанных земельных участках при их хозяйственном использовании не допускается строительство каких бы то ни было зданий, строений, сооружений в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения. Не разрешается препятствовать организации - собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф.

В целях обеспечения сохранности, создания нормальных условий эксплуатации и предотвращения несчастных случаев на магистральных трубопроводах, транспортирующих нефть, природный газ, нефтепродукты, нефтяной и искусственный углеводородные газы, сжиженные углеводородные газы, нестабильный бензин и конденсат разработаны Правила охраны магистральных трубопроводов, утвержденные Постановлением Госгортехнадзора России от 22.04.1992 № 9 и Министерства топлива и энергетики 29.04.1992 (далее - Правила охраны магистральных трубопроводов).

Данными Правилами установлены особые требования как для самих предприятий трубопроводного транспорта, так и для любых организаций и граждан, производящих какие-либо действия в районе прохождения трубопроводов в связи с наличием у трубопроводов статуса объектов повышенного риска.

В соответствии с пунктом 1.2 Правил в состав магистральных трубопроводов входят непосредственно сам трубопровод (от места выхода подготовленной к транспорту товарной продукции до мест переработки и отгрузки нефти, потребления нефтепродуктов или перевалки их на другой вид транспорта и реализации газа, в том числе сжиженного, потребителям) с ответвлениями и лупингами, запорной арматурой, переходами через естественные и искусственные препятствия, узлами подключения насосных и компрессорных станций, узлами пуска и приема очистных и диагностических устройств, узлами измерения количества продукции, конденсатосборниками, устройствами для ввода ингибиторов гидратообразования, узлами спуска продукции или продувки газопровода; а также установки электрохимической защиты трубопроводов от коррозии, линии и сооружения технологической связи, средства телемеханики трубопроводов; линии электропередачи, предназначенные для обслуживания трубопроводов, устройства электроснабжения и дистанционного управления запорной арматурой и установками электрохимической защиты трубопроводов; противопожарные средства, противоэрозионные и защитные сооружения трубопроводов; емкости для хранения и разгазирования конденсата, земляные амбары для аварийного выпуска продукции; сооружения линейной службы эксплуатации трубопроводов; вдольтрассовые проезды и переезды через трубопроводы, постоянные дороги, вертолетные площадки, расположенные вдоль трассы трубопровода, и подъезды к ним, опознавательные и сигнальные знаки местонахождения трубопроводов, сигнальные знаки при пересечении трубопроводами внутренних судоходных путей; головные и промежуточные перекачивающие, наливные насосные и напоропонижающие станции, резервуарные парки, очистные сооружения; компрессорные и газораспределительные станции; станции подземного хранения газа, нефти и нефтепродуктов; автомобильные газонаполнительные станции; наливные и сливные эстакады и причалы; пункты подогрева нефти и нефтепродуктов.

Для исключения возможности повреждения трубопроводов (при любом виде их прокладки) устанавливаются охранные зоны:

вдоль трасс трубопроводов, транспортирующих нефть, природный газ, нефтепродукты, нефтяной и искусственный углеводородные газы, - в виде участка земли, ограниченного условными линиями, проходящими в 25 метрах от оси трубопровода с каждой стороны;

вокруг технологических установок подготовки продукции к транспорту, головных и промежуточных перекачивающих и наливных насосных станций, резервуарных парков, компрессорных и газораспределительных станций, узлов измерения продукции, наливных и сливных эстакад, станций подземного хранения газа, пунктов подогрева нефти, нефтепродуктов - в виде участка земли, ограниченного замкнутой линией, отстоящей от границ территорий указанных объектов на 100 метров во все стороны (пункт 4.1 Правил).

Пунктом 4.5 Правил установлено, что предприятиям трубопроводного транспорта разрешается подъезд в соответствии со схемой проездов, согласованной с землепользователем, автомобильного транспорта и других средств к трубопроводу и его объектам для обслуживания и проведения ремонтных работ; вырубка деревьев при авариях на трубопроводах, проходящих через лесные угодья, с последующим оформлением в установленном порядке лесорубочных билетов и с очисткой мест от порубочных остатков.

В аварийных ситуациях разрешается подъезд к трубопроводу и сооружениям на нем по маршруту, обеспечивающему доставку техники и материалов для устранения аварий с последующим оформлением и оплатой нанесенных убытков землевладельцам.

Любые работы и действия, производимые в охранных зонах трубопроводов, кроме ремонтно-восстановительных и сельскохозяйственных работ, могут выполняться только по получении «Разрешения на производство работ в охранной зоне магистрального трубопровода» от предприятия трубопроводного транспорта (пункт 5.1 Правил).

В случае, когда установлено, что техническое состояние участка трубопровода требует выполнения ремонтных работ для предотвращения возможного его разрушения или утечки транспортируемой продукции, предприятие трубопроводного транспорта имеет право временно (до окончания ремонта) запретить проведение любых, в том числе сельскохозяйственных работ, кроме связанных с ремонтом (пункт 5.5 Правил).

Положения статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации и Правил в из взаимосвязи позволяют прийти суду к выводу о том, что лесные участки, занятые магистральными трубопроводами, и близлежайшая к ним территория, во-первых относятся к охранной зоне, во-вторых, должны быть предоставлены в пользование владельцу (собственнику) указанного объекта.

В связи с этим суд находит обоснованным предположение заявителя о том, что заказчик работ должен иметь договор аренды на лесной участок, занятый магистральным трубопроводом.

Арбитражный суд полагает, что подрядчик, осуществляющий работы по выполнению капитального ремонта магистрального трубопровода в соответствии с контрактом, заключенным с владельцем данного объекта, не может занимать лесные участки самовольно.

Следовательно, ЗАО «МУ № 5» не является субъектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем заявление общества подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167-170, 180, 181, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Решил:

удовлетворить заявление закрытого акционерного общества «Монтажное управление № 5».

Признать незаконным и отменить Постановление Кондинского отдела по контролю и надзору в сфере, объектов животного мира и лесных отношений № 06-46/2011 от 15.03.2011.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня его принятия в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Судья Истомина *.*.