Решения районных судов

Решение от 02 июня 2011 года . По делу А41-3378/2011. Московская область.

Решение

г.Москва

02 июня 2011 года Дело №А41-3378/11

Резолютивная часть решения объявлена 26 мая 2011 года

Полный текст решения изготовлен 02 июня 2011 года

Арбитражный суд Московской области в составе:

судьи С.В. Нечаевой,

протокол судебного заседания вел помощник судьи Т.А. Сапрыкина,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

заместителя начальника Управления внутренних дел по Западному административному округу города Москвы

к обществу с ограниченной ответственностью «Радио - Дом»



о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: не явился, извещен;

от заинтересованного лица: не явился, извещен.

Установил:

заместитель начальника Управления внутренних дел по Западному административному округу города Москвы (далее – заявитель) обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Радио - Дом» (далее – ООО «Радио - Дом», общество, заинтересованное лицо) к административной ответственности по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).

Представители сторон, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения спора, своих представителей для участия в деле не направили.

Дело рассмотрено в соответствии с частью 3 статьи 156, частью 3 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие заявителя и заинтересованного лица, извещенных о месте и времени рассмотрения спора надлежащим образом.

Исследовав материалы дела, арбитражный суд Установил следующее.

Как следует из материалов дела, 12.09.2010, сотрудниками ОБЭП УВД по ЗАО г.Москвы в рамках проведения оперативно – розыскного мероприятия «проверочная закупка», проведена проверка деятельности ООО «Радио - Дом».



В ходе проверки было установлено, что ООО «Радио – Дом» осуществляет деятельность в помещении по адресу: г. Москва, Филевский бульвар, дом 10. В указанном помещении обществом организован лотерейный клуб и установлено 24 аппарата, внешне схожих с игровыми аппаратами, на мониторы которых выведены игры, внешне схожие с играми, используемыми на игровых аппаратах (в т.ч. «Лото фрукты»). Аппараты снабжены кнопочной панелью управления, по средствам которой производится игра на аппарате, принцип игры идентичен принципу игры на игровом аппарате.

В ходе обследования помещений никаких указаний на тот факт, что в указанных помещениях действует лотерейных клуб, не имеется, условия лотереи, достаточные для формирования участников лотереи адекватного представления о проводимой в помещении по вышеуказанному адресу лотерее, об алгоритме определения выигрыша, о лотерейных билетах либо иной продукции, для всеобщего обозрения не вывешены.

В ходе мероприятия «проверочная закупка» установлено, что посетители зала, расположенного по адресу: г. Москва, Филевский бульвар, д. 10, выбирали любой из 24 аппаратов, вставляли наличные денежные средства в купюроприемник аппарата, который зачислял их на электронный счет (при этом какой-либо товар, а также соответствующий товарный чек не выдавался). В зависимости от уплаченной денежной суммы на дисплее в окне «Points» отображалось надпись «200». В дальнейшем, посетитель запускал игру «Лото Фрукты» схожую с игровой программой и использовал внесенные денежные средства для различных комбинаций ставок.

В процессе игры сотрудники ООГ «Радио – Дом» не ознакамливали посетителей с правилами принятия участия в лотерее, не объясняли, как осуществляется игра на данном оборудовании, как пользоваться игровым аппаратом.

По итогам проверки составлены: акт проверочной закупки от 12.09.2010 (л.д. 25-29) с приложением №1 «Опись аппаратов», протокол изъятия вещей и документов от 12.09.2010 (л.д. 15-24).

12.09.2010, рассмотрев материалы проверки, заместитель начальника УВД по ЗАО г. Москвы по экономической безопасности А.В. Костюченко А.В., вынес определение о возбуждении дела об административном правонарушении, согласно которому ООО «Радио - Дом» совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ (л.д 10-12).

В соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.1 КоАП РФ, рассматривают судьи арбитражных судов.

Исследовав материалы дела, арбитражный суд считает, что заявленное требование не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации и ограничения осуществления данной деятельности в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан определяются Федеральным законом № 244-ФЗ.

Государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется путем:

установления порядка осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр и соответствующих ограничений, обязательных требований к организаторам азартных игр, игорным заведениям, посетителям игорных заведений, игорных зон;

выделения территорий, предназначенных для осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр, - игорных зон;

выдачи разрешений на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорных зонах;

выдачи лицензий на осуществление деятельности по организации и проведении азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах;

выявления, запрещения и пресечения деятельности лиц, осуществляющих деятельность по организации и проведению азартных игр с нарушением законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр (пункт 1 статьи 3 Федерального закона № 244 -ФЗ).

Частью 3 пункта 1 статьи 3 Федерального закона № 244-ФЗ установлено, что государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется путем выдачи разрешений на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорных зонах.

Согласно статье 4 вышеназванного закона азартная игра - это основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры; пари – это азартная игра, при которой исход основанного на риске соглашения о выигрыше, заключаемого двумя или несколькими участниками пари между собой либо с организатором данного вида азартной игры, зависит от события, относительно которого неизвестно, наступит оно или нет; ставка – это денежные средства, передаваемые участником азартной игры организатору азартной игры или другому участнику азартной игры и служащие условием участия в азартной игре в соответствии с правилами, установленными организатором азартной игры; выигрышем признаются денежные средства или иное имущество, в том числе имущественные права, подлежащие выплате или передаче участнику азартной игры при наступлении результата азартной игры, предусмотренного правилами, установленными организатором азартной игры; игровой автомат - оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), используемое для проведения азартных игр с материальным выигрышем, который определяется случайным образом устройством, находящимся внутри корпуса такого игрового оборудования, без участия организатора азартных игр или его работников.

Организатором азартной игры является юридическое лицо, осуществляющее деятельность по организации и проведению азартных игр; участник азартной игры – это физическое лицо, принимающее участие в азартной игре и заключающее основанное на риске соглашение о выигрыше с организатором азартной игры или другим участником азартной игры; игровое оборудование - устройства или приспособления, используемые для проведения азартных игр (пункты 5, 10, 16 ст.4 Федерального закона № 244-ФЗ).

Согласно пункту 6 статьи 4 вышеуказанного Закона, деятельность по организации и проведению азартных игр - это деятельность, направленная на заключение основанных на риске соглашений о выигрыше с участниками азартных игр и (или) организацию заключения таких соглашений между двумя или несколькими участниками азартной игры.

Согласно пункту 1 статьи 5 Федерального закона № 244 –ФЗ, деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно организаторами азартных игр при соблюдении требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.

Частью 3 статьи 5 Федерального закона № 244 –ФЗ, деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети “Интернет“, а также средств связи, в том числе подвижной связи, запрещена.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 13 Федерального закона № 244 -ФЗ право осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр в игорной зоне организатор азартных игр получает на основании разрешения, выдаваемым органом управления игорной зоной в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации.

На территории Российской Федерации создаются четыре игорные зоны:

Алтайский край;

Приморский край;

Калининградская область;

Краснодарский край и Ростовская область.

Порядок создания и ликвидации игорных зон, а также их наименование, границы, иные параметры, определяются Правительством РФ.

Следовательно, на дату проведения проверки и вынесения определения о возбуждении производства об административном нарушении, наличие разрешения на право осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр является обязательным.

В соответствии с подпунктом 77 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности“ деятельность по организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том числе с использованием игрового оборудования, до июля 2009 года подлежала лицензированию.

На основании части 2 статьи 20 Федерального закона № 244 -ФЗ под пункт 77 пункта 1 статьи 17 утрачивает силу с 30 июня 2009 года.

Согласно части 2 статьи 14.1 Кодекса осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разРешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Под предпринимательской деятельностью понимается деятельность, направленная на извлеч Ф.И.О. цели. Однако предоставление права занятия той или иной предпринимательской деятельностью может быть сопряжено с необходимостью получения специального разрешающего документа.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса, выражается в осуществлении предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если таковые для данного вида деятельности обязательны.

Перечень видов деятельности, которыми юридические лица могут заниматься только на основании специального разрешения (лицензии), определяется законом (часть третья пункта 1 статьи 49 ГК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона № 244-ФЗ имеющие соответствующие лицензии игорные заведения при условии их соответствия требованиям, установленным частью 6 статьи 6, частями 1, 3 - 5 статьи 8, частями 2 и 3 статьи 15 настоящего Федерального закона, частью 2 настоящей статьи, вправе продолжить свою деятельность до 30 июня 2009 года без получения предусмотренного настоящим Федеральным законом разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне. При этом требования, установленные частью 2 статьи 15 настоящего Федерального закона, применяются ко всем игорным заведениям вне зависимости от их вида.

Проанализировав положения Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128 -ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности“ и Федерального закона №244-ФЗ, суд считает, что законодателем определено, что до июля 2009 деятельность по организации и проведению азартных игр была возможна при наличии у организатора азартных игр лицензии, а с июля 2009 организатор игорного заведения вправе продолжить свою деятельность только с получением предусмотренного настоящим Федеральным законом разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне.

Осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр без разрешения является нарушением Федерального закона № 244-ФЗ и образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса.

Определение игрового автомата дано в пункте 18 статьи 4 Федерального закона № 244-ФЗ - механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), используемое для проведения азартных игр с материальным выигрышем, который определяется случайным образом устройством, находящимся внутри корпуса такого игрового оборудования, без участия организатора азартных игр или его работников. Аналогичное понятие содержится и в статье 364 Налогового кодекса Российской Федерации.

В спорном случае общество использовало для организации и проведения азартных игр 24 игровых автомата, на мониторы которых выведены игры, аппараты снабжены кнопочной панелью управления, по средствам которой производится игра на аппарате, принцип игры идентичен принципу игры на игровом аппарате.

Проверкой установлено, материалами дела подтверждено, что посетители указанного лотерейного клуба отдавали наличные вставляли денежные средства в купюроприемник, который зачислял их на электронный счет конкретного аппарата (формировал так называемый игровой банк). В дальнейшем клиент запускал игровую программу и использовал внесенные им денежные средства для ставок.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что обществом осуществляется деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием игровых автоматов.

Изложенное подтверждается актом проверочной закупки от 12.09.2010 (л.д. 25-29) с приложением №1 «Опись аппаратов», протоколом изъятия вещей и документов от 12.09.2010 (л.д. 15-24), и другими материалами проверки.

Вина ответчика, как условие привлечения к административной ответственности в соответствии со статьей 2.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается материалами дела.

Вместе с тем, ООО «Радио - Дом» не может быть привлечено к административной ответственности, поскольку истек срок привлечения общества к административной ответственности на дату принятия судебного акта.

Из материалов дела усматривается, что проверка, в результате которой обнаружено правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, проводилась 12.09.2010.

Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ, Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении 3-х месяцев со дня совершения административного правонарушения.

Административное правонарушение, признаки которого, содержались в действиях общества, выявлено 12.09.2010, на момент рассмотрения заявления и принятия решения трехмесячный срок давности для привлечения к ответственности установленный статьей 4.5 КоАП РФ истек 12.12.2010.

Согласно пункту 6 статьи 24.5 КоАП РФ истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, в связи с чем, начатое производство подлежит прекращению.

При данных обстоятельствах, заявленные требования удовлетворению не подлежат.

Изъятые согласно протоколу изъятия вещей и документов от 12.09.2010 (л.д. 15-24), игровые аппараты в количестве 24 штук, подлежат возврату на основании соответствующего заявления собственника.

В соответствии со статьей 206 АПК РФ и пунктом 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 11 от 09.12.2002 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» по результатам рассмотрения дел о привлечении к административной ответственности арбитражным судом принимается Решение, а не Постановление, как это предусмотрено в статье 29.9 КоАП РФ.

Руководствуясь статьями 167-169, 176, 202, 205, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Решил:

заместителю начальника Управления внутренних дел по Западному административному округу города Москвы по экономической безопасности в удовлетворении заявления о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Радио - Дом» к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, отказать.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в Десятый Арбитражный апелляционный суд.

Судья С.В.Нечаева