Решения районных судов

Об отказе в заключении договора социального найма. Решение от 10 сентября 2010 года № . Красноярский край.

КРАСНОЯРСКИЙ ГАРНИЗОННЫЙ ВОЕННЫЙ СУД

в составе: председательствующего - судьи Лунева *.*. , при секретаре судебного заседания Родионовой *.*. , с участием Сукманова *.*. , рассмотрев гражданское дело по заявлению военнослужащего военного комиссариата ... края полковника СУКМАНОВА Ми об оспаривании действий начальника ФГУ «... КЭЧ района» Минобороны России (далее - КЭЧ), связанных с отказом в заключении договора социального найма квартиры № ..., расположенной по адресу: город К., улица ..., дом ...,-

Установил:

В декабре 2009 года Сукманову *.*. , признанному нуждающимся в получении жилого помещения, Решением жилищной комиссии военного комиссариата была распределена 3-х комнатная квартира № ..., расположенная по адресу: город К., улица ..., дом .... В последующем данное Решение было утверждено командующим войсками СибВО, а все документы, необходимые для оформления договора социального найма указанного жилья, были направлены в КЭЧ, начальник которой отказал Сукманову *.*. в его выдаче и потребовал от заявителя представления дополнительных сведений, подтверждающих его нуждаемость в получении жилого помещения.

Полагая, что действия вышеназванного должностного лица незаконны, Сукманов *.*. обратился в военный суд с заявлением об их оспаривании.

В судебном заседании заявитель поддержал вышеназванные требования, а также дополнил их, просив суд возложить на начальника КЭЧ обязанность по заключению с ним договора социального найма распределенного жилья.

Начальник КЭЧ и его представитель, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения данного гражданского дела, в судебное заседание не прибыли.

Выслушав объяснения Сукманова *.*. , а также исследовав материалы дела, суд находит требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно выписке из личного дела и справке начальника строевого отделения военного комиссариата от 16 марта 2010 года, Сукманов *.*. поступил на военную службу в октябре 1984 года и с сентября 2003 года проходит ее в военном комиссариате ... края. Членами семьи заявителя являются: жена – *.*. А.., а также дочь – *.*. М..

Как видно из протокола № 42 заседания жилищной комиссии военного комиссариата ... края от 04 мая 2005 года, Сукманов *.*. признан нуждающимся в получении жилого помещения с составом семьи 3 человека.

В соответствии с Решением этой же жилищной комиссии от 18 декабря 2009 года, оформленным протоколом № 30, заявителю и членам его семьи распределена 3-х комнатная квартира № ..., расположенная по адресу: город К., улица ..., дом ....



Списком распределения жилых помещений подтверждается, что Решение о выделении указанного жилья Сукманову *.*. согласовано с начальником КЭЧ, должностными лицами Сибирского военного округа, сверено с управлением по реализации жилищных программ Министерства обороны РФ и утверждено командующим войсками СибВО.

Из сообщения начальника КЭЧ от 25 мая 2010 года видно, что заявителю отказано в выдаче договора социального найма распределенного жилья, поскольку им не представлены документы, дополнительно подтверждающие его нуждаемость в получении жилого помещения: выписки из домовых книг и копии финансово-лицевых счетов со всех предыдущих мест проживания, свидетельства о праве собственности на указанные жилые помещения, справки бюро технической инвентаризации и сообщения из управлений федеральной регистрационной службы со всех предыдущих мест прохождения военной службы, в том числе и в отношении членов семьи, начиная с 1991 года, а также другие документы.

Как пояснил Сукманов *.*. , для получения вышеназванной квартиры им были предоставлены в КЭЧ все необходимые документы, в том числе и указанные в названном письме, его нуждаемость в получении жилого помещения была неоднократно проверена, как жилищной комиссией, так и самой КЭЧ, а список распределения жилья был согласован с начальником КЭЧ и всеми вышестоящими инстанциями Сибирского военного округа, а также Министерства обороны, после чего был в установленном порядке утвержден.

Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ, государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Как усматривается из п.п. 37 и 40 Инструкции о порядке и условиях обеспечения жилыми помещениями в ВС РФ, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 15 февраля 2000 года № 80, а также из приложения к Методике оформления жилой площади военнослужащим, утвержденной заместителем Министра обороны РФ 12 декабря 2008 года, на правовые положения которых ссылается начальник КЭЧ в обоснование законности своих действий, в названных актах содержится указание на необходимость предоставления военнослужащими выписок из домовых книг, а также справок об отсутствии жилья на праве собственности только в последнем месте прохождения военной службы.

Там же указано, что распределение жилых помещений между военнослужащими во вновь построенных жилых домах оформляется гарнизонной жилищной комиссией списком распределения жилых помещений, который подписывается председателем гарнизонной жилищной комиссии, начальником КЭЧ района, начальником гарнизона, согласовывается начальником КЭУ округа и представляется на утверждение командованию.

Анализ приведенных положений нормативных правовых актов, а также исследованные в судебном заседании доказательства позволяют сделать вывод о том, что Сукмановым *.*. были представлены в КЭЧ все документы, необходимые для решения вопроса о распределении жилья, его нуждаемость в получении квартиры не единожды проверялась несколькими компетентными органами и должностными лицами, в том числе на основании документально подтвержденных сведений, представленных заявителем. Указанные обстоятельства явились основанием для принятия решения о распределении последнему жилья, составления соответствующего списка, согласования его начальником КЭЧ, а также всеми вышестоящими инстанциями и утверждения в установленном порядке.

При этом в судебном заседании не было представлено доказательств нарушения заявителем требований жилищного законодательства, в связи с чем у суда отсутствуют какие-либо сомнения относительно правомерности нахождения Сукманова *.*. на учете нуждающихся в получении жилья и распределения ему такового.

При таких обстоятельствах суду представляется очевидным, что начальник КЭЧ неправомерно потребовал от Сукманова *.*. , которому уже было фактически распределено жилое помещение, в том числе и с ведома органов военного управления, надзирающих за КЭЧ, представления дополнительных документов, подтверждающих его нуждаемость в получении жилья, тем более, что необходимость предоставления таких сведений не предусмотрена действующим законодательством.

Также не может быть признана обоснованной ссылка начальника КЭЧ на положения приказа командующего войсками СибВО от 29 июля 2008 № ... «Об упорядочении распределения жилой площади в Сибирском военном округе», якобы препятствующие выделению Сукманову *.*. жилого помещения, поскольку Решение об обеспечении заявителя квартирой уже было утверждено должностным лицом, издавшим названный приказ, и у него не имелось оснований для отказа Сукманову *.*. в реализации его жилищных прав.



Кроме того, из преамбулы к названному акту следует, что он издан командующим с целью разъяснения порядка применения положений п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», то есть для реализации конституционного права военнослужащих на обеспечение жильем при перемене места жительства после увольнения с военной службы.

Из упомянутого пункта ст. 15 закона усматривается, что он регламентирует условия и процедуру предоставления жилья увольняемым военнослужащим, изъявившим желание реализовать свое право на получение жилого помещения не по месту прохождения военной службы, а в другом регионе, при этом порядок предоставления социальных гарантий, перечисленных в нем, определяется Правительством РФ.

Как было установлено в судебном заседании, Сукманов *.*. проходит военную службу в городе К., а после увольнения с нее принял Решение остаться проживать в указанном населенном пункте, в связи с чем у суда отсутствуют основания для применения в отношении заявителя положений приказа командующего войсками СибВО № ... поскольку названный акт не регулирует правоотношения, являющиеся предметом рассматриваемого спора.

В соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса РФ, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в них. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, является основанием заключения соответствующего договора социального найма.

По смыслу п. 40 Инструкции о порядке и условиях обеспечения жилыми помещениями в ВС РФ, а также п. 5 Методики оформления жилой площади военнослужащим, заселение жилых помещений для постоянного проживания производится на основании договоров социального найма, оформляемых в течение трех дней с момента утверждения списка распределения жилых помещений и выдаваемых военнослужащим, которым предоставляются жилые помещения, начальником КЭЧ. Выдача договора социального найма жилого помещения может быть приостановлена названным должностным лицом в случаях, если фактический состав семьи военнослужащего не соответствует данным, указанным в списке распределения жилых помещений, а также выявления других обстоятельств, которые могли повлиять на Решение вопроса о предоставлении жилого помещения.

Поскольку в судебном заседании не было установлено оснований для приостановления выдачи договора социального найма квартиры, предоставленной Сукманову *.*. , и начальник КЭЧ, в силу ст. 299 ГК РФ и в соответствии со свидетельством от 17 июня 2010 года, обладает правом оперативного управления указанным жилым помещением, суду представляется очевидным, что требование заявителя о возложении на названное должностное лицо обязанности по заключению с ним договора социального найма квартиры № ... расположеннй по адресу: город К., улица ..., дом ... также подлежит удовлетворению.

Кроме того, в соответствии ч. 1 ст. 98 ГПК РФ подлежат возмещению расходы заявителя, связанные с уплатой им государственной пошлины.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 и 258 ГПК РФ,-

Решил:

Заявление военнослужащего военного комиссариата ... края полковника Сукманова Ми об оспаривании действий начальника ФГУ «... КЭЧ района» Минобороны России (далее - КЭЧ), связанных с отказом в заключении договора социального найма квартиры № ..., расположенной по адресу: город К., улица ..., дом ..., признать обоснованным.

Обязать начальника ФГУ «... КЭЧ района» Минобороны России заключить с Сукмановым *.*. договор социального найма квартиры № ..., расположенной по адресу: город К., улица ..., дом ....

Взыскать с Федерального государственного учреждения «... квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны Российской Федерации в пользу Сукманова *.*. судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины в сумме 200 руб.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Западно-Сибирский окружной военный суд через Красноярский гарнизонный военный суд в течение десяти дней со дня его вынесения в окончательной форме.