Решения районных судов

Решение от 24 июня 2010 года . Решение от 24 июня 2010 года № . Калининградская область.

Гурьевский районный суд Калининградской области РФ в составе:

Председательствующего судьи Бондаревой *.*. ,

при секретаре Фильчиной *.*.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Правительства Калининградской области о признании незаконным постановления главы администрации Гурьевского городского округа № 6425 от 22.10.2008 года «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка в ТОО «ФИО11», принадлежащего Гомину *.*. », с внесенными изменениями Постановлением № 6576 от 28.10.2008 года, о понуждении администрации Гурьевского муниципального района к отмене указанного постановления, с участием заинтересованных лиц администрации Гурьевского муниципального района Калининградской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области, Агентства по градостроению Правительства Калининградской области, Гомина ФИО9,

Установил:

Правительство Калининградской области, в лице представителя Глущенко *.*. , действующего на основании доверенности, в защиту государственных интересов обратилось в суд с заявлением о признании незаконным постановления главы администрации Гурьевского городского округа № 6425 от 22.10.2008 года «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка в ТОО «ФИО10», принадлежащего Гомину *.*. », с изменениями, внесенными Постановлением № 6576 от 28.10.2008 года «о внесении изменений в Постановление администрации Гурьевского городского округа № 6425 от 22.10.2008 года и понуждении к отмене указанных постановлений, указывая, что оно было издано с нарушениями норм федерального и регионального законодательства, существенно нарушает права и законные интересы Правительства КО в связи с чем подлежит отмене.

В обоснование заявленный требований указано, что 22.10.2008 года главой администрации Гурьевского городского округа было издано Постановление № 6425 «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка в ТОО «ФИО12», принадлежащего Гомину *.*. », в соответствии с которым был изменен вид разрешенного использования следующих земельных участков: с № расположенного по адресу: <адрес> ТОО «ФИО13», принадлежащего Гомину *.*. с разрешенного использования «для ведения крестьянского хозяйства» на разрешенное использование «для дачного строительства»; с № расположенного по адресу: <адрес> ТОО «ФИО14», принадлежащего Гомину *.*. с разрешенного использования «для ведения крестьянского хозяйства» на разрешенное использование «для дачного строительства»; с № расположенного по адресу: <адрес> ТОО «ФИО15», принадлежащего Гомину *.*. с разрешенного использования «для ведения крестьянского хозяйства» на разрешенное использование «для дачного хозяйства».

При этом Правительство КО полагает, что в соответствии с п. 2 ст. 7 ЗК РФ вид разрешенного использования земель определяется в соответствии с зонированием территории, а также исходя из принадлежности земель в той или иной категории. Кроме того, в соответствии с ч.1 ст. 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей. Считает, что земли сельскохозяйственного назначения не могут быть использованы для ведения дачного хозяйства, то есть не имеют такого разрешенного использования как дачное хозяйство.

Также, в обоснование заявленных требований указано, что согласно Указу Президента РФ от 27 декабря 1991 г. N323 “О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР“, п.5 Рекомендаций Роскомзема от 11 августа 1992 г. N 570 по применению основных положений Указа Президента РФ от 27 декабря 1991 г. N 323 “О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР“, п. 1.3 параграфа 2 Рекомендаций по реорганизации колхозов и совхозов (утв. Минсельхозом РФ 14 января 1992 г., приложение 1 к рекомендациям Роскомзема от 11 августа 1992 г. N 570) распределение и выдача в счет земельных паев (долей) земель бывших колхозов и совхозов осуществлялась из земель сельскохозяйственного назначения из сельскохозяйственных угодий.

В соответствии с п.1 ст. 79 ЗК РФ сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Считает, что земли сельскохозяйственного назначения не могут быть использованы для ведения дачного хозяйства, то есть не имеют такого разрешенного использования как дачное хозяйство.

Таким образом, перевод земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию на территории Калининградской области осуществляется исключительно Правительством, как высшим органом исполнительной власти КО, а органы местного самоуправления не наделены полномочиями в области перевода земельных участков с категорией «земли сельскохозяйственного назначения» в иную категорию.



Просит удовлетворить заявленные требования в полном объеме, признать незаконным постановления главы администрации Гурьевского городского округа № 6425 от 22.10.2008 года «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка в ТОО «ФИО16», принадлежащего Гомину *.*. , с изменениями, внесенными Постановлением № 6576 от 28.10.2008 года «о внесении изменений в Постановление администрации Гурьевского городского округа № 6425 от 22.10.2008 года и обязать администрацию МО «Гурьевский муниципальный район» его отменить.

В судебном заседание представитель заявителя Правительства КО Глущенко *.*. , действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержал. Просит их удовлетворить в полном объеме. Дополнительно пояснил, что из представленных в судебном заседании материалов землеустроительного и кадастровых дел, а также согласно представленному фрагменту схемы землеустройства и перераспределения земель ТОО «ФИО17» <адрес> в разрезе земель по угодьям следует, что земельные участки, принадлежащие в настоящее время Гомину *.*. сформированы из состава земель бывшего ТОО «ФИО18», относящихся к сельскохозяйственным угодьям – пашня и сенокос.

Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области – Стреляева *.*. , действующая на основании доверенности, заявленные требования поддержала. Не возражает против их удовлетворения в полном объеме. Пояснила, что в соответствии с ЗК РФ пользователь земельного участка выбирает вид разрешенного использования земельного участка в соответствии с зонированием, а поскольку зонирование не проводилось, оспариваемое Постановление является незаконным и подлежит отмене. Правовой режим земельного участка определяется исходя из целевого назначения и зонирования территории. Из чего следует, что право выбора и разрешения использования не может быть произвольно разрешено.

Представители заинтересованного лица Гомина *.*. – Четверикова *.*. и Лебедев *.*. , действующие на основании доверенностей, с заявлением не согласились. Полагают, что оспариваемое Постановление, с учетом изменений, является законным и обоснованным. Не нарушает прав и законных интересов заявителя. Доводы, изложенные в своём письменном отзыве на заявление поддержали и считают, что для удовлетворения заявления Правительства КО не имеется правовых оснований.

Представители заинтересованных лиц Администрации Гурьевского муниципального района и Агентства по градостроению Правительства Калининградской области в судебное заседание не явились. О месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявлено.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела в их совокупности, заслушав судебные прения, суд находит требования Правительства КО обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что 22.10.2008 года главой администрации Гурьевского городского округа было издано Постановление № 6425 «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка в ТОО «ФИО28 принадлежащего Гомину *.*. », в соответствии с которым был изменен вид разрешенного использования следующих земельных участков: с №, расположенного по адресу: <адрес> ТОО «ФИО19», принадлежащего Гомину *.*. с разрешенного использования «для ведения крестьянского хозяйства» на разрешенное использование «для дачного хозйства»; с № расположенного по адресу: <адрес> ТОО «ФИО20 принадлежащего Гомину *.*. с разрешенного использования «для ведения крестьянского хозяйства» на разрешенное использование «для дачного строительства»; № расположенного по адресу: <адрес> ТОО «ФИО21 принадлежащего Гомину *.*. с разрешенного использования «для ведения крестьянского хозяйства» на разрешенное использование «для дачного хозяйства».

Земельный участок ранее был выделен и сформирован из состава земель ТОО «ФИО22» <адрес> и относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, что подтверждается материалами по схеме землеустройства перераспределения земель ТОО «ФИО23

В соответствии со ст. 1 ФЗ РФ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» правовое регулирование отношений в области оборота земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации. При этом одним из основных принципов оборота является сохранение целевого использования земельных участков.

В соответствии со ст. 7 ЗК РФ земли в РФ по целевому назначению подразделяются на ряд категорий, в том числе сельскохозяйственного назначения и используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.



В соответствии со ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для пр Ф.И.О. переработки сельскохозяйственной продукции.

В соответствии с ч.1 ст.78 Земельного Кодекса Российской Федерации - земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей: гражданами, в том числе ведущими крестьянские/фермерские/ хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.

В соответствии со ст. 79 ЗК РФ сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

Как установлено в судебном заседании спорные земельные участки, находящиеся в собственности Гомина А.П, ранее были сформированы и выделены участникам долевой собственности из земель ТОО «ФИО24», для крестьянского хозяйства.

В соответствии со ст. 81 ЗК РФ предусмотрено право на предоставление земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства. Из правового смысла части 2 указанной нормы следует, что Порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается настоящим Кодексом, а также федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан. Из чего следует вывод, что существует специальная процедура по предоставлению земельных участков гражданам и их объединениям для дачного строительства, то есть не имеющим ранее прав на такой земельный участок.

В соответствии со ст. 12 ФЗ-66 «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» предусматривается зонирование территории для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений. В схемах зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений должны содержаться сведения о местах нахождения, площадях и целевом назначении земельных участков, разрешенном использовании земельных участков, а также сведения о правах, на которых земельные участки в конкретной зоне допускается предоставлять гражданам.(в ред. Федерального закона от 26.06.2007 N 118-ФЗ) Заказчиками схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений выступают органы местного самоуправления.

В соответствии со ст. 14 ФЗ-66 «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» орган местного самоуправления по месту жительства заявителей в соответствии с потребностью в земельных участках и с учетом пожеланий граждан ходатайствует перед органом местного самоуправления, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, о выборе (предварительном согласовании) соответствующих земельных участков. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ). Орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки.

В соответствии со ст. 30 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки включают в себя порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты (ч. 2); в градостроительном регламенте указываются виды разрешенного использования земельных участков (п. 1 ч. 6).

Согласно ч. 6 ст. 36 ГСК РФ градостроительные регламенты не устанавливаются, в частности, для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.

В соответствии с ч.ч. 3 и 5 ст. 37 Градостроительного Кодекса РФ изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. Решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.

Пунктом 4 ст. 4 Федерального закона № 191-ФЗ от 29 декабря 2004 года «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» предусмотрено право главы местной администрации на принятие решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования, за исключением случаев, предусмотренных статьей 4-1 настоящего Федерального закона.

Пунктом 2 ст. 4-1 названного Федерального закона установлено, что в случае необходимости установления или изменения видов разрешенного использования земельных участков Решение о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо об исключении земельных участков из границ населенных пунктов принимается одновременно с Решением об установлении или об изменении видов разрешенного использования включаемых в границы населенных пунктов земельных участков либо земельных участков, исключаемых из границ населенных пунктов.

Поскольку для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения не устанавливается градостроительный регламент, порядок изменения вида разрешенного использования земельного участка, относящегося к сельхозугодьям, регулируется пунктом 2 ст. 4-1 Федерального закона № 191-ФЗ от 29 декабря 2004 года, которым предусмотрено обязательное изменение категории такого земельного участка в случае изменения его разрешенного использования.

В силу ч. 1 ст. 8 ЗК РФ, ст.ст. 2, 3, 7 Федерального закона № 172-ФЗ от 21 декабря 2004 года «о переводе земель и земельных участков из одной категории в другую», ст.ст. 33, 34 Закона Калининградской области от 21 декабря 2006 года № 105 «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Калининградской области» перевод земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию на территории Калининградской области осуществляется Правительством области, при этом такой перевод может иметь место только в исключительных случаях.

Суд считает необходимым отметить, что в соответствии с действующим законодательством допускается использование для дачного строительства только тех земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, которые были предоставлены для этих целей в установленном законом порядке.

С учетом изложенного и, приведенных выше норм суд приходит к выводу, что Постановление главы администрации Гурьевского городского округа № 6425 от 22.10.2008 года, с учетом изменений, внесенных Постановлением № 6576 от 28.10.2008 года, принято с нарушением компетенции Правительства Калининградской области и по сути направлено на безосновательное изменение категории принадлежащих Гомину *.*. земельных участков, относящегося к сельскохозяйственным угодьям. Таким образом, в соответствии со ст. 13 ГК РФ указанное Постановление органа местного самоуправления является незаконным и как следствие недействительным.

В судебном заседании установлено, что Администрацией Гурьевского муниципального района, не было проведено необходимое зонирование территории, не соблюдены требования градостроительного и технического регламентов при принятии решения об изменении вида разрешенного использования земельных участков, принадлежащих Гомину *.*. .

Кроме того, судом установлено и не оспаривается заинтересованными лицами, что спорные земельные участки не выделялись Гомину *.*. специально для ведения дачного строительства, являются землей сельскохозяйственного назначения - сельскохозяйственные угодья – пашня и сенокос, принадлежащие ранее ТОО «Селигер».

Из представленного фрагмента схемы землеустройства и перераспределения земель ТОО «ФИО25» Гурьевского района Калининградской области в разрезе земель по угодьям следует, что спорные земельные участки, в настоящее время принадлежащие ФИО1, обозначены условными знаками угодий – ПАШНЯ, СЕНОКОС.

Принимая во внимание установленные обстоятельства, суд считает, что в соответствии со ст. 254 ГПК РФ <адрес> вправе обратиться в суд с заявленными требованиями, поскольку требования об оспаривании постановления главы администрации Гурьевского городского округа № 6524 от 22.10.2008 года, с учетом изменений, заявлены в защиту государственных интересов, связанных с осуществлением контроля за использованием земель сельскохозяйственного назначения, то есть в публичных интересах, связанных с реализацией органом государственной власти РФ возложенных на него властных полномочий.

При таких обстоятельствах, заявление Правительства Калининградской области о признании постановления главы администрации Гурьевского городского округа № 6425 от 22.10.2008 года, с изменениями, внесенными Постановлением № 6576 от 28.10.2008 года незаконным, а соответственно и недействительным, подлежит удовлетворению, что является основанием для понуждения органа местного самоуправления – администрации Гурьевского муниципального района Калининградской области к отмене данного постановления.

Заявленное представителями Гомина *.*. – Четвериковой *.*. и Лебедевым *.*. ходатайство о применении срока исковой давности суд считает не обоснованным.

Ст. 256 ГПК РФ, предусмотрен трехмесячные срок обращения в суд со дня, когда лицу стало известно о нарушении его прав и свобод.

Как установлено в судебном заседании оспаривается Постановление № 6425 от 22.10.2008 года, с изменениями, внесенными Постановлением № 6576 от 28.10.2008 года. Правительству КО о наличии указанного постановления с внесенными изменениями, стало известно только 26.01.2010 года. Заявление в Гурьевский районный суд подано 27.01.2010 года. В связи с чем суд полагает, что срок обращения с заявлением Правительством КО не пропущен.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ,

Решил:

Заявление Правительства Калининградской области о признании незаконным постановления главы администрации Гурьевского городского округа № 6425 от 22.10.2008 года «Об изменении вида разрешенного использования земельных участка в ТОО «ФИО26», принадлежащего Гомину *.*. », с внесенными изменениями Постановлением № 6576 от 28.10.2008 года, и о понуждении администрации Гурьевского муниципального района к отмене указанных постановлений, удовлетворить.

Признать постановления № 6425 от 22.10.2008 года «Об изменении вида разрешенного использования земельных участков в ТОО «ФИО27», принадлежащего Гомину *.*. » и № 6576 от 28.10.2008 года «О внесении изменений в Постановление администрации Гурьевского городского округа № 6425 от 22.10.2008 года», которыми изменен вид разрешенного использования земельного участка площадью 120000 кв.м, с кадастровым номером №, земельного участка площадью 120000 кв.м, с кадастровым номером №, земельного участка площадью 60000 кв.м, с кадастровым номером №, с «для ведения крестьянского хозяйства» на «для дачного хозяйства» - незаконными и недействительными, и обязать администрацию Гурьевского муниципального района Калининградской области отменить указанные выше постановления.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Калининградского областного суда через Гурьевский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное Решение изготовлено 30 июня 2010 года.

Судья: *.*. Бондарева